ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОСОБОВ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Русланова С.Р.1, Душеева К.А.2, Акынбекова А.У.3 Email: [email protected]
'Русланова Сания Руслановна — преподаватель, кафедра иностранных языков; 2Душеева Кулбайра Азрановна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра русского языка и литературы; 3Акынбекова Айман Усенбаевна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра кыргызского языка и литературы,
гуманитарный факультет, Таласский государственный университет, г. Талас, Кыргызская Республика
Аннотация: вопросы, рассматриваемые автором в данной статье, касаются таких проблем, связанных с мотивацией изучения иностранного языка, как: устойчивость учебной мотивации; поддержание и развитие положительных мотивов, развитие познавательного интереса, который повышает уровень мотивации при изучении иностранного языка. В статье рассказывается, что среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой. Актуальность данной статьи обусловлена поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.
В статье автор подчеркивает особую важность вопроса о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Дается характеристика мотивации как основного компонента структуры учебной деятельности. При этом велико значение самой личности как субъекта этой деятельности. Отмечено, что мотивационная система человека имеет очень сложную структуру, именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Автор статьи ставит вопрос: Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности студентов, формирования мотивации учения?
Данную статью автор подытоживает тем, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и применение ТСО.
Ключевые слова: норма, речевая ошибка, причины речевых ошибок, классификация, орфоэпические ошибки, семантические ошибки.
THEORETICAL BASIS OF METHODS OF MOTIVATION WHEN TEACHING ENGLISH Ruslanova S.R.1, Dusheeva K.A.2, Akynbekova A.U.3
'Ruslanova Saniya Ruslanovna — Lecturer, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES; 2Dusheeva Kulbayra Azranovna — Candidate ofPedagogical Sciences, Assistant Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE; 3Akynbekova Aiman Usenbaevna — Candidate of Philology, Assistant Professor, KYRGYZ LANGUAGE DEPARTMENTS AND LITERATURE, HUMANITIES FACULTY, TALAS STATE UNIVERSITY, TALAS, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the questions considered by the author in this article concern such problems connected with the motivation for studying a foreign language, such as: the stability of educational motivation; maintenance and development of positive motives, development of cognitive interest, which increases the level of motivation in learning a foreign language. The article tells that among the various motives
of the schoolboy a special place is occupied by the cognitive motive, which is one of the most specific. Positive motives are due to a sense of duty to their loved ones, ideas about learning as a way to mastering the great values of culture, to getting an education. Negative motives are caused by threat, punishment, reprimand, blame, bad evaluation.
The relevance of this article is determined by the search for ways to replenish the means of teaching a foreign language on the basis of revising the components of the content of training with the aim of optimizing them as a whole.
In the article the author emphasizes the special importance of the question of motivation at the initial stage of education, since the bases for the children to know how and have the desire to learn are laid in the younger school age. The characteristic of motivation as the main component of the structure of educational activity is given. In this case, the importance of the individual as a subject of this activity is great. It is noted that the human motivational system has a very complex structure, it is the motive that is the source of activity and performs the function of motivation and sense formation. The author of the article raises the question: What forms of work serve to stimulate cognitive activity of students, the formation of motivation for learning?
The author sums up this article by the fact that the formation of cognitive motivation for the study of a foreign language is promoted by the use of active teaching methods: problematic, research, gaming and the use of TSS.
Keywords: norm, speech error, the causes of speech errors, classification, orthoepic errors, semantic errors.
УДК 811.161.1, ББК 81. 2р. У 91
Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
Мотивация играет огромную роль при изучении любого предмета, особенно иностранных языков. Успех во многом зависит от того, какие мотивы преследуют студенты в процессе обучения любому иностранному языку. Согласно определению И.А. Зимней [10, 130-134], «мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-нибудь действия, включенного в определенную этим мотивом деятельность». Следовательно, «понятие деятельности необходимо связывать с понятием мотива. Деятельность без мотива не бывает» [11, 112.]. С.Л. Рубинштейн считает [11, 111]: «Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида». Таким образом, деятельность и мотив взаимосвязаны. Однако важно разделять понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация — основной компонент структуры учебной деятельности. При этом велико значение самой личности как субъекта этой деятельности. В.Г. Асеев [2, 27] отмечает, что мотивационная система человека имеет очень сложную структуру, т. е. «сложную, многоуровневую систему побудителей, включающую в себя: потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д. Такая структура мотивированной сферы определяет направленность личности человека, который имеет разный характер в зависимости от того, какие мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими».
Актуальность данной статьи обусловлена поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования [6, 192].
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:
- учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.;
- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
- перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности студентов, формирования мотивации учения?
- дидактические игры и упражнения;
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- внеклассные мероприятия по предметам;
- творческие работы учащихся по разным предметам;
- проведение предметных олимпиад;
- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т.д.);
- интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
Многие студенты усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: «Я - говорящий на родном языке», «Я - говорящий на иностранном языке». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение студентов меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось [6, 23].
Сегодня изучение английского языка актуально в Таласском государственном университете в связи с проведением ежегодных международных конференций, встреч с носителями иностранного языка (волонтерами), приемом иностранных делегаций. В ходе встречи с зарубежными фирмами было выявлено огромное стремление студентов к общению с носителями английского языка. В связи с этим перед преподавателями стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Важнейшим фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. По словам И.А. Зимней [10, 134], «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего».
Таким образом, можно сказать, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и применение ТСО.
Список литературы / References
1. Азарова С.Н. и др. Книга для учителя к учебнику англ. яз.для нач. шк. "Enjoy English-1". Обнинск. Титул, 2005. С. 80.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, 1976. С. 27.
3. Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ, 2005. № 6. С. 18.
4. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ, 1993. № 3. С. 20-25.
5. БимИ.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ, 1989. № 1. С. 21.
6. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. М.: Педагогика, 1988. С. 131.
7. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ, 2003. № 5. С. 31-34.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. Москва, Айрис-пресс, 2004. С. 49.
9. ЗайцеваМ.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. С. 23.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 1986. С. 130-134.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва,1989. С. 111-112.