УДК 378.146
О.М. Рябцева
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
Рассматриваются некоторые психолого-педагогические аспекты проблемы управления учебной мотивацией, предлагаются конкретные пути и способы формирования и развития устойчивой положительной мотивации в изучении иностранного языка. Автор полагает, что согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами студентов является основополагающим фактором формирования учебной мотивации и укрепляет все ее составляющие: потребности, стремления, интересы, эмоции, сами мотивы, что в свою очередь способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов и повышению эффективности обучения иноязычному общению.
Мотив, мотивация; мотивационная сфера; потребность; интерес; содержание учебного материала; организация учебной деятельности; познавательная деятельность студентов; иноязычное общение.
O.M. Ryabtseva
THE WAYS OF INCREASING MOTIVATION IN LEARNING A FOREIGN
LANGUAGE
We examine some psychological and educational aspects of management training motivation and suggest concrete ways and means in formation and development of a sustainable positive motivation in learning a foreign language. The author believes that the consistency of content and methods of its filing with educational needs and interests of students is a fundamental factor in the formation of learning motivation and strengthens all its components: needs, intensity, interests, emotions, motives, which in its turn, contributes to the deepening and expansion of students' cognitive activity and effectiveness of learning foreign language communication.
Motive; motivation; motivational sphere; need; interest; maintenance of educational material; the organization of training activities; students' cognitive activity; foreign language communication.
Мотивация является наиважнейшей основой достижения успеха в изучении языков. Это главная движущая сила, которая обеспечивает включенность студента в работу на занятии. Мотивация характеризуется, прежде всего, интересом студентов к преподаваемому предмету и их желанием и готовностью его изучать. Интерес способствует концентрации внимания, усиливает впечатления, получаемые во время занятия, стимулирует повторение изученного материала, а также обогащает экстралингвистические знания студентов, способствуя тем самым формированию их общей компетенции.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. В разное время проблемами мотивации занимались и внесли свой вклад в разработку данной проблемы Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мяси-щев, П.Я. Гальперин, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П.М. Якобсон и др. Существен-
но подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Асеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение [1]. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими» [2].
Большой вклад разработку проблемы мотивации в области обучения иностранным языкам внесен И. А. Зимней, А.Н. Леонтьевым, А. А. Леонтьевым, Н.М. Симоновой и др. Взяв за основу работы выше указанных авторов [3, 4, 5, 6], мы понимаем под мотивацией изучения иностранного языка систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. Вслед за А.Н. Леонтьевым мотив мы рассматриваем как объект, отвечающий определенной потребности студента и направляющий процесс обучения [4]. Иными словами, мотив определяется как естественная внутренняя причина, по которой студент принимает участие в процессе обучения, как некая внутренняя цель, поставленная самим студентом под влиянием общества.
Проблема мотивации сложна и многогранна, в данной статье мы не претендуем на полное освещение данной проблемы, а остановимся лишь на некоторых, с нашей точки зрения, важнейших условиях и путях формирования устойчивой положительной мотивации в изучении иностранного языка.
Важную роль в формировании и развитии мотивации учения играет содержание учебного материала. Бесспорно, что мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям обучаемого. В отборе материала преподаватель может полагаться на свою интуицию, что, однако, вряд ли можно считать надежным ориентиром. Корректнее использовать интервью и анкеты либо просто наблюдать за студентами, а затем сделать выводы о том, какие темы могут дать наилучшие результаты с точки зрения языкового образования, а какого рода темы делают процесс учебы радостным. Следует помнить также о том, что кажущиеся не интересными темы могут быть достаточно успешными, если преподаватель сможет найти интересный способ организации учебного процесса.
При разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе учебного иллюстративного материала преподаватель должен всегда учитывать характер потребностей своих студентов, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие. Содержание учебного материала должно быть вполне доступно обучающимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от студентов работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, их потребности в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, и не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей. Итак, содержание каждого занятия, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных, скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это учебный материал актуален, информативен, личностно-значим для обучающихся и направлен на решение коммуникативных задач, т.к. овладение умением общаться - это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Только в этом случае у студентов будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Организация учебной деятельности - следующий шаг на пути формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается студентами в процессе учебной деятельности. Успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от того, на что она направлена, какие цели ставят перед собой обучающиеся и преподаватель, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом, где процесс познания выступает самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Оттого, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т.е. какова структура учебной деятельности и как ее организует преподаватель - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая роль. Мы полагаем, что изучение каждого этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап помогает студентам осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана преподавателем разными приемами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение, которой возможно лишь на основе изучения данной темы; б) беседой преподавателя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает студентам тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым обучающимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята студентами, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Преподаватель сообщает время, отпущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. На данном этапе можно провести анализ имеющихся знаний и приобретенного материала, оставшихся пробелов и того, что необходимо изучить на последующем этапе. Завершается данное обсуждение тем, что отдельные обучающиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
На операционально-познавательном этапе студенты усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна обучающимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.
Рефлексивно-оценочный этап является итоговым в процессе изучения темы, когда обучаемые учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы студенты смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, удовольствие от познания нового и интересного материала. Тем самым будет формироваться у студентов ориентация на переживание таких чувств и в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т.е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить студентам самостоятельность и инициативу. Важно, чтобы главным образом в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у обучающихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности преподавателя второстепенное место.
Рассмотрим влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения. Различные формы коллективной деятельности студентов играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех обучающихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает в процесс деятельности даже немотивированных, так как, попав в группу студентов, которые коллективно выполняют определенное задание, обучающийся не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением преподавателя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации. Когда студент, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей,
какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению студента в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения.
Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый студент почувствовал себя субъектом учебновоспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый студент выполняет определенную роль в процессе обучения, что способствует становлению мотивации данной деятельности. Различные формы коллективной работы дают возможность дифференцировать учебную деятельность для разных категорий студентов, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого, что в свою очередь важно для становления мотивации учения. Таким образом, групповое обучение представляет собой процесс “интенсивного обмена энергией, идеями, опытом, эмоциональными переживаниями, где в результате каждый получает мощный стимул личностного роста и самосовершенствования” [7].
Итак, мы рассмотрели некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, условия и пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности студентов. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других не может играть решающей роли в становлении мотивации. Согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, стремления, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носили творческий характер, стимулировали мыслительную активность, способствовали углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. 1976.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-изд. доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2005.
4. Леонтьев А.Н. Избр. псиол. произведения: В 2 т. Т. 1. - М., 1983.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд., испр. и доп. - М., 1997.
6. Симонова Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982.
7. Китайгородская Г.А. Не только иностранные языки... // Метод активизации возможностей личности и коллектива 25 лет спустя. М. Научно-образовательный центр "Школа Китайгородской". - М., 2000. - С. 7-12.
Статью рекомендовала к опубликованию к.п.н., доцент О.Н. Черноморова.
Рябцева Ольга Михайловна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; старший преподаватель.
Ryabtseva Olga Michailovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the foreign languages department; senior lecturer.