Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / личностно-развивающая среда / ситуация развития личности / личностная патриотическая позиция / стимулы / возможности / содержательные источники / условия психологической безопасности / patriotic education / personal development environment / personal development situation / personal patriotic position / incentives / opportunities / meaningful sources / psychological security conditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангасарова Людмила Анатольевна

Данное исследование посвящено теоретическому обоснованию построения ситуационно-средовой модели процесса патриотического воспитания личности. В работе актуализируется необходимость уточнения понятия «личность патриота» и дифференциации ситуаций патриотического воспитания личности. Выделены несколько типов ситуационного взаимодействия «личность-среда». Описаны особенности развивающих ситуаций личности патриота. Определены свойства личностно-развивающей среды патриотического воспитания. Рассматриваются особенности и задачи педагогического проектирования патриотически ориентированной среды как совокупности стимулов, возможностей, содержательных источников развития патриотического опыта личности и условий ее психологической безопасности. В работе выявляются различные уровни сформированное™ личностной патриотической позиции. В статье определяются компоненты патриотического опыта личности. Рассмотрена роль и степень сформированное™ мотивационного, познавательного, рефлексивного, креативного компонентов на различных этапах личностного развития. Определены средовые факторы на четырех этапах развития личности патриота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мангасарова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the theoretical substantiation of the construction of a situational and environmental model of the process of patriotic education of the individual. The paper actualizes the need to clarify the concept of "patriot personality" and differentiate situations of patriotic education of the individual. Several types of situational interaction "personality-environment" are identified. The features of developing situations of a patriot's personality are described. The properties of the personality-developing environment of patriotic education are determined. The article considers the features and tasks of pedagogical design of a patriotically oriented environment as a set of incentives, opportunities, meaningful sources of development of a person's patriotic experience and conditions of her psychological security. The work reveals various levels of formation of a personal patriotic position. The article defines the components of the patriotic experience of the individual. The role and degree of formation of motivational, cognitive, reflexive, creative components at various stages of personal development are considered. Environmental factors at four stages of the patriot's personality development are determined.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Воинский коллектив - высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебно-боевые и другие задачи. Это априори обуславливает коллективные методы взаимодействия, взаимную зависимость и ответственность, согласованность действий с сослуживцами. Позиционирование воинского коллектива как субъекта наставнической деятельности обуславливает развитие войскового товарищества, как морально-правовой нормы взаимоотношений, влияющей на боеспособность, формирование личностных смыслов и ценностей, развитие коллективных методов наставнической деятельности.

Ветераны воинской службы принимают активное участие в наставнической деятельности. В Уставе общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации в совокупность направлений деятельности включено использование потенциала офицеров и генералов в запасе и отставке для передачи опыта молодым офицерам. Ветераны принимают участие разработке инструкторско-методических занятий по организации наставничества и передаче боевого опыта молодому поколению военнослужащих, принимают личное участие в подведении итогов учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, все субъекты наставнической деятельности обладают личным опытом воинской службы, статусно-ролевым набором, способствующим передаче и усвоению знаний, умений, навыков, ценностей, моделей поведения для освоения военно-профессиональных компетенций и построения индивидуальной стратегии профессиональной воинской службы; интериоризации традиционных духовно-нравственных ценностей и норм жизнедеятельности российских военнослужащих, а также выявлению и реализации лично-профессиональных ресурсов курсантов для успешной военно-служебной деятельности.

Особенности цели и задач, специфика субъектов вносят коррективы в методы наставнической деятельности в военных училищах. В частности, в совокупности методов в отдельную группу можно выделить коллективные методы:

- соревнования по выполнению задач боевой готовности и боевой подготовки; образцовому несению боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; освоению и эксплуатации, образцовому содержанию вооружения и военной техники; содержанию в образцовом состоянии военных городков, казарм, учебных и других объектов;

- тренировки по различным видам воинской деятельности и военно-прикладным видам спорта;

- формирование общественного мнения посредством организации работы офицерского собрания, информационно-пропагандистской деятельности.

Коллективные методы наставнической деятельности в военных училищах направлены на оптимизацию профессионально-должностной адаптации курсантов и молодых офицеров, укрепление войскового товарищества, поддержание уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Выводы. Наставническая деятельность в военных училищах - неотъемлемая составляющая работы с личным составом. Наряду с общеизвестными функциями (организационно-управленческой, социально-педагогической, учебно-методической, информационно-консультационной) наставническая деятельность в военных училищах выполняет и специальные функции:

- военно-педагогическую, ориентированную на обеспечение преемственности военно-профессиональных компетенций и совершенствование профессиональных качеств личного состава, необходимых для выполнения задач в соответствии с замещающими воинскими должностями, а также развитие готовности курсантов к наставнической деятельности;

- ценностно-смысловую, направленную на формирование личностных смыслов и ценностей, ориентирующих на выполнение офицерского долга по надежной вооруженной защите Отечества, поддержание высокого уровня морально-психологического состояния личного состава для выполнения учебно-боевых задач, а также осознание личной ответственности должностных лиц за воспитание подчиненных.

Литература:

1. Иванов, Е.Ю. Модель педагогического сопровождения социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения / Е.Ю. Иванов // Человеческий капитал. - 2023. - № 1(169). - С. 144-151

2. Илакавичус, М.Р. Педагогическое сопровождение социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения на основе гуманитарно-антропологического подхода / М.Р. Илакавичус, Е.Ю. Иванов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2022. - № 1(95). - С. 156-162

3. Масалимова, А.Р. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе / А.Р. Масалимова, А.Р. Баянов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2023. -Т. 17, №2,-С. 162-176

Педагогика

УДК 355.233.231.1

адъюнкт Мангасарова Людмила Анатольевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОИИО-СРЕДОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данное исследование посвящено теоретическому обоснованию построения ситуационно-средовой модели процесса патриотического воспитания личности. В работе актуализируется необходимость уточнения понятия «личность патриота» и дифференциации ситуаций патриотического воспитания личности. Выделены несколько типов ситуационного взаимодействия «личность-среда». Описаны особенности развивающих ситуаций личности патриота. Определены свойства личностно-развивающей среды патриотического воспитания. Рассматриваются особенности и задачи педагогического проектирования патриотически ориентированной среды как совокупности стимулов, возможностей, содержательных источников развития патриотического опыта личности и условий ее психологической безопасности. В работе выявляются различные уровни сформированности личностной патриотической позиции. В статье определяются компоненты патриотического опыта личности. Рассмотрена роль и степень сформированности мотивационного, познавательного, рефлексивного, креативного компонентов на различных этапах личностного развития. Определены средовые факторы на четырех этапах развития личности патриота.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, личностно-развивающая среда, ситуация развития личности, личностная патриотическая позиция, стимулы, возможности, содержательные источники, условия психологической безопасности.

Annotation. This study is devoted to the theoretical substantiation of the construction of a situational and environmental model of the process of patriotic education of the individual. The paper actualizes the need to clarify the concept of "patriot personality" and

differentiate situations of patriotic education of the individual. Several types of situational interaction "personality-environment" are identified. The features of developing situations of a patriot's personality are described. The properties of the personality-developing environment of patriotic education are determined. The article considers the features and tasks of pedagogical design of a patriotically oriented environment as a set of incentives, opportunities, meaningful sources of development of a person's patriotic experience and conditions of her psychological security. The work reveals various levels of formation of a personal patriotic position. The article defines the components of the patriotic experience of the individual. The role and degree of formation of motivational, cognitive, reflexive, creative components at various stages of personal development are considered. Environmental factors at four stages of the patriot's personality development are determined.

Key words: patriotic education, personal development environment, personal development situation, personal patriotic position, incentives, opportunities, meaningful sources, psychological security conditions.

Введение. Построение ситуационно-средовой модели патриотического воспитания предполагает определение структуры и динамики личностно-развивающей среды патриотического воспитания и включает в себя выявление закономерностей, принципов и сущностных характеристик процесса патриотического воспитания.

В настоящее время в научном сообществе России активно обсуждаются проблемы повышения эффективности патриотического воспитания. 20 февраля 2020 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса по изучению патриотических чувств российских граждан, согласно которому установлено, что: патриотами себя считают 92% респондентов; на предложение назвать событие последних 10-15 лет, которое вызвало чувство гордости за страну, 34% затруднились ответить. Значимые достижения и успехи РФ за тот же срок не вспомнили 48% респондентов.

Как видно из приведенных результатов, патриотическое воспитание не достигает ожидаемых результатов, что мы связываем с недостаточным вниманием к личности воспитанника, его ценностям и смыслам. Этот недостаток способен восполнить личностно-ориентированный подход в образовании (Сериков В.В., Белова С.В., Сафронова Е.М., Зайцев В.В., Данильчук Е.В. и др.), рассматривающий в качестве главного инструмента развития личности, в том числе развития ее ценностно-смысловой сферы, педагогическую ситуацию, в которой влияние на личность осуществляется не посредством направленного педагогического воздействия, а за счет педагогически организованного взаимодействия личностных и средовых факторов обучения и воспитания. В этой связи возникает необходимость обращения к ситуационно-средовому подходу в педагогике (Ходякова Н.В., Купавцев Т.С., Литвин Д.В., Гордеева Е.Н.).

Изложение основного материала статьи. Для построения ситуационно-средовой модели процесса патриотического воспитания личности необходимо вначале раскрыть сущность образовательной среды патриотического воспитания и характеристики ситуации взаимодействия личности с этой средой.

На основании работ Столяренко A.M. [10, С. 77], Калиниченко И.А. [4, С.282], Денисовой Л.В., Денисенко С.В., Морозова А.А. [2, С. 35] определена необходимость формирования в патриотически ориентированной среде ценностей и смыслов, освоению которых по мнению Сердюк Н.В способствует среда общения, построенная на основе герменевтического диалога [11, С. 39]. По нашему мнению, все свойства образовательной среды наиболее полно отражаются в концепции образовательной среды Ходяковой Н.В., в которой эта среда предстает как «среда личностного развития, проектируемая педагогическими субъектами и представляющая собой совокупность пространственно-временных и предметно-коммуникативных стимулов и возможностей жизнедеятельности человека» [15, С. 58]. Подчеркнем, что к свойствам образовательной среды патриотического воспитания можно отнести ее управляемость со стороны педагогического субъекта, включение в нее образов лучших россиян, образцов их поведения, социокультурных ценностей, а также представленность условий герменевтического общения.

На основании исследований Мануйлова Ю.С. [7, С. 38], Слободчикова В.И. [14, С. 175], Краевского В.В. [6, С. 126], Серикова В.В. [12, С. 153], Леонтьева А.Н. [3, С. 213]) проектирование образовательной среды - это выбор и педагогическое управление ее параметрами, в результате чего целенаправленно создаются условия для личностного развития воспитанника. Проектирование личностно-развивающей ситуации - это результат диалогического сотрудничества педагога и воспитанника, в котором отражается взаимодействие средовых и личностных факторов воспитания.

Панов В.И. выделяет три аспекта в оценке образовательной среды: объектный, субъектный и ситуационный [9, С. 210]. С позиции ситуационно-средового подхода под средой понимается «совокупность пространственно-временных и предметно-коммуникативных стимулов и возможностей жизнедеятельности человека» [15, С. 110], воспитательный процесс проектируется как последовательность личностно-развивающих ситуаций взаимодействия воспитанника и среды [17, С. 143], а педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию - как создание педагогом образовательной среды, предоставляющей воспитанникам стимулы и содержательно-процессуальные возможности для развития их патриотической позиции [8, С. 60]. Стимулами в исследованиях [18] являются внешние и внутренние побуждающие личность к действию причины, заинтересованность человека в чем-либо. Средовые стимулы - внешние причины активности человека, возможности -средства, условия, обстоятельства, необходимые для достижения внутренне детерминированной цели [16, С. 320]. Мы можем определить структуру личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД в виде следующих элементов: стимулов, процессуальных возможностей, содержательных источников и условий безопасности, а также выделить противостоящие им личностные элементы - потребности (оппозиция требованиям среды), личностный опыт (оппозиция средовой информации), практические действия (оппозиция стимулам среды) и способности (оппозиция средовым возможностям [16, С. 237].

При определении теоретических основ ситуационно-средового проектирования патриотического воспитания личности необходимо не только построить структурную модель среды, но и выделить структурную единицу такого проектирования, в качестве которой, как уже отмечалось, мы рассматриваем ситуацию развития личности патриота - совокупность взаимодействующих средовых (стимулы, возможности, содержательные источники) и личностных (потребности, способности, ожидания и др.) факторов развития.

Применение ситуационно-средового подхода [16, С. 143] в проектировании образовательной среды патриотического воспитания позволяет нам выделить следующие типы развивающих ситуаций (на основе этапов взаимодействия со средой, через которые должен пройти воспитанник): погружения в среду патриотического воспитания; самостоятельной деятельности в среде; оформления и предъявления личностной патриотической позиции; реализации личностной патриотической позиции.

Отдельный тип ситуации взаимодействия личности с патриотически ориентированной средой - ситуация дезадаптации, которая характеризует состояние отчуждения личности воспитанника в среде, неадекватного восприятия или полного неприятия актуальных средовых стимулов и возможностей. В этой ситуации воспитаннику требуется активная педагогическая помощь для постепенного перехода в ситуацию погружения.

При построении модели процесса патриотического воспитания необходимо сформировать представления о его системообразующем элементе - педагогической цели. На основе личностных характеристик выделенных нами ситуаций, анализа интерпретации личности патриота Серикова В.В. [13, С. 114] и работ других исследователей [1, С. 17; 5, С. 135] ядерной подструктурой личности патриота выступает ее личностная патриотическая позиция, включающая в себя следующие компоненты: мотивационный (стремление личности быть патриотом, мотивационное обоснование ее патриотически ориентированной жизнедеятельности); познавательный (сформированность патриотических знаний); рефлексивный (сформированность патриотических смыслов и ценностей); креативный (реализация патриотических мотивов, знаний, смыслов и ценностей в творческом мышлении, деятельности и коммуникации). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов, определим их роль и степень сформированности на различных этапах личностного развития.

Развитие познавательного компонента личностной патриотической позиции - основная задача в ситуации погружения в среду патриотического воспитания. Развитие познавательного компонента осуществляется с помощью формирования представлений о сущности героизма, морально-психологических качествах героев: патриотизме, долге и совести, ответственности, гуманности, законности; более целостных представлений о нравственных ценностях: честности, справедливости, верности долгу, соблюдении закона; формирования знаний о российской науке, отечественной истории, литературе, искусстве, культурных традициях, символах русской государственности, родном языке, принятых в обществе моральных и нравственных нормах.

В соответствующей образовательной ситуации следует предусмотреть следующие средовые стимулы: убеждение в значимости знаний патриотической направленности; новизна и доступность этих знаний; рекомендации и советы наставников - героев России, педагогов, ветеранов, деятелей науки и культуры, общественных и государственных деятелей, авторитетных личностей; доверие и интерес к личности воспитанников, обеспечение их позитивного эмоционального настроя в ходе приобретения патриотических знаний через поощрение, похвалу, просьбу; предъявление норм и требований по выполнению заданий и обязательств, соблюдению этических норм, традиций, ритуалов; педагогическая оценка.

К возможностям патриотически ориентированной среды необходимо отнести: пространственно-временные (эргономичное помещение для размещения, оснащенное средствами наглядности патриотического содержания, достаточный временной ресурс обеспечения познавательной деятельности); предметно-деятельностные (обеспечение познавательной деятельности высокотехнологичными инструментами - мультимедийными и др. средствами); информационно-коммуникативные (социокультурная информация печатных изданий, мультимедиа-продукции, сайт с информацией; государственная символика, российские законы; встречи с Героями России, экспертами, представителями государственных и общественных организаций).

В среду патриотического воспитания необходимо включать следующие содержательные источники: систематизированную информацию из тематических изданий, средств массовой информации, сети Интернет, электронной информационно-образовательной среды, электронно-библиотечной системы, патриотические знаки и символы, нормативные правовые акты и др.).

Для сохранения целостности личности во взаимодействии с образовательной средой необходимо предусмотреть следующие условия психологической безопасности: устранение возможных когнитивно-психологических барьеров; проявление педагогического оптимизма, расположения и интереса, эмоциональная поддержка в случае затруднений; избегание навешивания ярлыков; предъявление адекватных и единых педагогических требований.

Закрепление познавательного и развитие мотивационного компонента личностной патриотической позиции - основная задача в ситуации самостоятельной деятельности в среде патриотического воспитания. Закрепление познавательного компонента осуществляется через углубление и расширение полученных и освоенных в ходе предыдущих занятий знаний, через освоение различных видов и инструментария деятельности. Развитие мотивационного компонента патриотизма формируется в ходе соревнований и игр, конкурсов и викторин, актуализирующих потребность в непрерывном самосовершенствовании, достижении в деятельности высоких результатов. От педагогической деятельности требуется обеспечение вариативности патриотически направленной деятельности и свободного доступа к альтернативной информации; объективная оценка успешности деятельности.

Проектирование образовательной деятельности осуществляется через применение следующих стимулов: свобода выбора условий деятельности и ее компонентов; добровольное участие в соревнованиях (имитационно-ролевая игра, конкурс-испытание, викторина); объективная оценка индивидуальной успешности.

К процессуальным возможностям относятся: пространственно-временные (самостоятельный выбор пространственно-временного режима деятельности); предметно-деятельностные (вариативность видов и целей деятельности, способов и средств достижения целей, насыщенность предметами и средствами деятельности,); информационно-коммуникативные (практико-жизненный контекст и вариативность информации, избирательность партнеров по взаимодействию).

Содержательные источники - вариативные, свободно избираемые личностью. Условия безопасности: педагогический контроль соблюдения норм и стандартов деятельности, правил игр и конкурсов, оказание педагогической поддержки в случае индивидуального неуспеха.

Развитие рефлексивного компонента личностной патриотической позиции - основная задача в ситуации оформления и предъявления личностной патриотической позиции. Этот компонент предусматривает эмпатию и герменевтическое понимание другого; логику и аргументацию собственных рассуждений; способность вести внутренний и внешний диалог; способность отстаивать свою точку зрения; опыт принятия нравственной ответственности за свои действия. Педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для рефлексивной активности и ценностно-смысловых ориентаций, эмоционально-чувственного переживания явлений героического, возвышенного, патриотического, а также организацию общения с выдающимися личностями - героями, профессионалами и ветеранами, формирование адекватной самооценки.

К средовым стимулам относятся: нравственно-патриотические проблемы, коллизии, противоречия, требующие разрешения; постановка вопросов «на смысл», условия нравственно-патриотического выбора; принятие и понимание сотрудника референтной группой; влияние авторитетных и выдающихся личностей; социальная оценка.

К возможностям среды относятся: пространственно-временные (обеспечение подходящего пространственно-временного формата для общения и размышлений наедине); предметно-деятельностные (вариативные средства для выражения и самопрезентации своей позиции); информационно-коммуникативные (свободное общение с добровольно избираемыми партнерами, соблюдение правил дискуссионно-диалогической коммуникации, учет в межличностном взаимодействии национальных отношений и возрастных особенностей, уровня образования и специфики осуществляемой деятельности, принадлежности к различным социальным группам, нравственная привлекательность создаваемых образов).

Содержательные источники представлены социокультурными образами-идеалами, социальными ценностями чести и достоинства, образцами нравственно-патриотической жизни и деятельности, примерами героических поступков, подвигов из профессионально-служебной и жизненной практики, художественными произведениями, мифами, образами конкретных

выдающихся исторических личностей, литературных и киногероев, родителей, педагогов, руководителей и др., а также достоверными статистическими данными, мнениями экспертов. К средовым условиям безопасности относятся: снятие педагогом психологических барьеров в общении; обеспечение добровольности коммуникации; ангажирование доверия; предупреждение потенциальных конфликтов.

Развитие креативного компонента личностной патриотической позиции - основная задача в ситуации реализации личностной патриотической позиции. Креативный компонент включает в себя: реализацию патриотических мотивов, знаний, смыслов и ценностей в творческом мышлении, деятельности и коммуникации; утверждение личностной патриотической позиции в повседневной жизни; способность владеть собой и контролировать свои эмоции. Педагогическая деятельность предусматривает исключение внешнего стимулирования деятельности (задействуются лишь внутренние стимулы - мотивы личности), создание максимальных возможностей для проявления личностно-патриотической позиции и реализации творческих потребностей и способностей; обеспечение психологической безопасности посредством поддержки в кризисной ситуации.

Средовые возможности представлены условиями: пространственно-временными (запрошенными воспитанником); предметно-деятельностными (условиями для свободного творчества, реализации патриотических инициатив и проектов воспитанников, необходимого им сотрудничества); информационно-коммуникативными (информационная поддержка патриотических инициатив и проектов, обеспечение востребованных контактов).

Содержательным источником выступает не столько среда, сколько личностно-патриотическая позиция, идеи, замыслы, инициируемые личностью предложения и проекты патриотической направленности. Условия безопасности обеспечиваются преодолением психолого-педагогических рисков дезадаптации в случае неудачи.

Выводы. Педагогическое проектирование процесса патриотического воспитания личности должно осуществляться с учетом ситуационного механизма развивающего взаимодействия личности с патриотически ориентированной средой, приводящего к изменениям личностной патриотической позиции. Ситуационно-средовой подход позволяет выделить несколько типов ситуационного взаимодействия «личность-среда»: ситуация дезадаптации; ситуация погружения в среду патриотического воспитания, ситуация самостоятельной деятельности в среде патриотического воспитания, ситуация оформления и предъявления личностной патриотической позиции, ситуация реализации личностной патриотической позиции.

Ситуационно-средовое проектирование патриотически ориентированной образовательной среды состоит в: 1) целевой ориентации педагога на поэтапное развитие познавательного, мотивационного, рефлексивного и креативного компонентов патриотического опыта личности; 2) оценке и рефлексии уровневых ситуаций развития патриотической личностной позиции; 3) создании средовых стимулов, возможностей, содержательных источников и условий психологической безопасности, адекватных ситуации развития патриотической позиции личности более высокого уровня.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Нравственное воспитание / Л.С. Выготский // Пед. психология. - М, 1991. - С. 17.

2. Денисова, Л.В. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел. Служебный этикет: учебное пособие / Л.В. Денисова, C.B. Денисенко, A.A. Морозов - Омск, 2018. - 83 с.

3. Запорожец, A.B. А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. A.B. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 с.

4. Калиниченко, H.A. Образовательная среда как фактор и ресурс формирования профессионализма курсантов образовательных организаций МВД России / И.А. Калиниченко // Вестник экономической безопасности. - 2017. - №4. -С. 282-288

5. Карабанова, O.A. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. ... д-ра психол. наук / O.A. Карабанова. - М., 2002. - 279 с.

6. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. -Самара, 1994. - 168 с.

7. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. - № 7,- С. 37-41

8. Мангасарова, Л.А. Личность сотрудника органов внутренних дел - патриота и ее научно-педагогическая интерпретация / Л.А. Мангасарова // Полицейская деятельность. - 2022. - № 6,- С. 55-66

9. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - СПб, 2007. - 352 с.

10. Пузанов, Ю.П. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учебное пособие / под ред. A.M. Столяренко. - М, 2014. - 245 с.

11. Сердюк, Н.В. Технология и методика профессионально ориентированного обучения: учебное пособие / под ред. Н.В. Сердюк. - М, 2019. - 62 с.

12. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие / В.В. Сериков. - М.: Академия, 2008. -254 с.

13. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999.-272 с.

14. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков // Тезисы Второй Российской конференции по экологической психологии. -М - 2000. - С. 172-176

15. Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография / Н.В. Ходякова. - Волгоград, 2012. - 170 с.

16. Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дисс. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ходякова. - Волгоград, 2013. - 465 с.

17. Ходякова, Н.В. Научные основы организации воспитательной работы в органах внутренних дел / Н.В. Ходякова // Вестник Волгоградской Академии МВД России. - 2016. - № 2 (37). - С. 141-145.

18. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М, 1997. - 1434 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.