ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
THEORETICAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL SYSTEMS PROJECT MANAGEMENT
С. М. Маркова, Е. П. Седых
Статья посвящена раскрытию теоретических основ проектного управления образовательными системами. Выявлено значение проектного управления как мощного интегрирующего фактора науки, образования и производства, определены ведущие цели проектного управления образовательными системами.
Ключевые слова: проектное управление, образовательная система, интеграция.
Ориентация образования на прогнозирование будущего, на концепцию устойчивого развития, идеи опережающего образования, теорию развития общественного интеллекта требуют кардинальных изменений как в сознании и деятельности педагогов, так и в структурно-содержательных характеристиках учебных заведений. Прогнозирование и проектирование образовательных систем основано на синтезе социально-экономических, научно-технических, культурологических и психолого-педагогических факторов, на полном и глубоком понимании многоаспектности профессионального образования, в абсолютной необходимости его проектирования с точки зрения перспектив развития внутренних и внешних факторов [1].
В этой связи приоритетным направлением развития образования, обеспечивающим повышение качества и эффективности профессиональной подготовки специалистов, является разработка теоретических основ проектного управления образовательными системами. Развитие теории управления в системе образования связано с существенными изменениями, происходящими в методологии, теории, технологии и практике человеческой жизнедеятельности. Формирование на этой основе профессиональной деятельности будущего рабочего и специалиста связано с достижениями в разных сферах педагогической деятельности, которые во многом зависят от междисциплинарного синтеза отдельных наук и ее аспектов. Проектное управление ориентировано на установление связей между различными концепциями, направленными на целостное представление и построение профессионального образования, на осуществление интегративных процессов в профессиональной подготовке, развитие гуманистической, духовно-нравственной, культурно-творческой ориентации личности рабочего и специалиста, способного овладеть профессиональной и культурной практикой.
Деятельность профессиональных учебных заведений на современном этапе направлена на реализацию инно-
S. M. Markova E. P. Sedykh
The article is devoted to explaining the theoretical foundations of project management of educational systems. The authors show the significance of project management as a powerful integrating factor of science, education and industry, as well as define the major objectives of project management of educational systems.
Keywords: project management, educational systems, integration.
вационных процессов в области профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на основе комплексного, личностно-деятельностного, гуманистического, интегративно-дифференцированных подходов. Вместе с тем исследование показало, что реальный процесс образования не в полной мере обеспечивает качественное выполнение основных профессиональных образовательных целей и государственных требований к содержанию процесса подготовки рабочих и специалистов, затрудняется реализация интегративно-дифферен-цированных программ обучения, технологизации, интенсификации процесса обучения и воспитания, восприятие целостной картины мира, развитие человека и профессиональной деятельности.
Опыт практической работы в системе профессионального образования указывает на объективную потребность определения сущности проектного управления, а также кардинальных изменений в определении процессов проектного управления.
В своем исследовании мы опирались на методологические, теоретические и практические разработки ученых в области философии, техники, социологии, экономики, управления, психологии, педагогики, дидактики, методики, которые использовали разные подходы к проектному управлению.
Исследование показало, что проектное управление образовательными системами следует рассматривать на основе синтеза наук, междисциплинарной методологии и политеории [1] .
Таким образом, актуальность поставленной проблемы определяется следующими положениями:
- понимание проектного управления как ведущего механизма в построении инновационных образовательных систем;
- осознание проектного управления как социально-педагогического феномена, базирующегося на синтезе социально-экономических, научно-
технических,культурологических,психолого-педагоги-ческих факторов;
- неразработанность теоретических основ проектного управления в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования.
Изучение и анализ философской, педагогической и методической литературы убедили нас в том, что в педагогике общего и профессионального образования формируется система проектного управления. Как показало исследование, это комплексная деятельность, которая затрагивает все сферы человеческой деятельности: экономику и управление, производство и технику, образование и науку. Важным источником для разработки системы проектного управления является прогнозирование (Г. М. Добров, Д. М. Гвишианин, А. М. Гендин, Б. С. Гершунский, В. А. Лисичкин и др.). Теоретическое исследование подтвердило, что проектное управление получает материал для обобщения и осмысления из положений, которые дает теория предвидения. С возникновением теории предвидения и прогнозирования проектное управление образовательными системами все более приобретает научно обоснованную форму, характеризуется комплексностью, системностью, междисциплинарностью, интегративностью [1].
В ходе исследования было установлено, что проектное управление означает новый тип мыслительной деятельности, ориентированный на разработку программ, проектов, будущих состояний объектов и систем на основе тенденций и факторов их развития, возможности исполнения перспективных целей, проведения глубокого анализа состояний объективной действительности. При этом особая значимость для проектного управления принадлежит прогностическому мировоззрению, при котором акцент переносится на понимание связей между прошлым, настоящим и будущим, условий динамичности развития образовательных систем и явлений, взаимосвязи фундаментальности и практической направленности в целостном процессе подготовки квалифицированных специалистов [2].
Проектное управление выступает важнейшим фактором развития образовательных систем; является универсальным научным процессом, реализующим постановку и осуществление инновационных целей формирования опережающего мышления, системных проектировочных действий, проектировочной культуры, которые являются определяющими в профессиональном образовании. Проектное управление по-новому определяет содержание образования, так как ему присущ принцип опережающего отражения и развития системы научных знаний, охватывающих все области человеческой деятельности; его методолого-прогно-стическое обоснование определяет будущее состояние проектируемых образовательных объектов и систем.
Были выделены основные методологические подходы, обеспечивающие теоретическое обоснование темы нашего исследования. Комплексный подход определяет сущностную стратегию проектирования образовательных систем на основе междисциплинарного характера; использование знания о проектировании технических, социальных, экономических, педагогических, дидактиче-
ских систем. На основании системного подхода как «направления методологии и научного познания» были выделены экономический, научно-технический, социально-педагогический, дидактический аспекты проектирования образовательных систем. Социально-педагогический подход ориентирует все системы образования на процессы социализации и профессионализации личности. Личностно-деятельностный подход как одно из перспективных направлений развития профессионального образования связывается с ценностными ориентациями, с ведущей ролью различных форм социальной деятельности в формировании и развитии деятельности специалиста-профессионала. Необходимость использования профессионального подхода обусловлена возможностью рассматривать проектирование как вид профессиональной деятельности педагога и как условие, способ построения образовательных систем на основе квалифицированных требований к рабочим и специалистам, технико-технологических изменений и профессионально-квалификационных характеристик интегрированных групп профессий. В разрезе интегративно-модульного подхода использовались основные положения теории интеграции и дифференциации, характерные для всей системы профессионального образования; организационно-управленческих, структурно-содержательных, процессуально-технологических компонентов; обеспечения стратегических приоритетов образовательных систем с учетом современного экономического, культурологического, производственного, научно-технического состояния общества; общественных и индивидуальных потребностей населения; внешних и внутренних факторов их развития.
В исследовании выявлено значение проектного управления как мощного интегрирующего фактора науки, образования и производства; генерирования знаний различных сфер науки; доказано усиление его значимости в познавательно-исследовательской деятельности человека, в модернизировании единой функционильно-пред-метно-пространственной сферы, в построении образовательных систем.
Таким образом, проектное управление можно рассматривать как синтетическую категорию научно-педагогического знания, обеспечивающую создание проектов будущего состояния образовательных систем и объектов, характеризующуюся междисциплинарностью, комплексностью, системностью, интегративностью, прогностич-ностью. Установлено, что в условиях новой социально-политической и производственно-экономической ситуации проектное управление направлено на:
- трансформацию общенаучных положений, теорий социально-экономических тенденций развития как базиса преобразований в профессиональном обучении;
- модернизацию образования в соответствии с духовно-нравственными и социально-экономическими запросами современной жизни;
- создание полинаучных инноваций в интеграции содержания образования и учебно-воспитательного процесса;
- осознание педагогических проектов как феномена, направленного на развитие личности и непрерывной системы профессионального образования;
- предвидение через проектное управление стратегии развития системы профессионального образования, обеспечение качества образования;
- обеспечение взаимосвязи в совместных проектах всех категорий работников научной сферы, системы профессионального образования, производства, общественных организаций;
- оптимизацию и интенсификацию педагогической системы профессионального образования, опору на полинаучные инновации в интеграции содержания и процесса профессионального образования.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. - 480 с.
2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.
3. Маркова С. М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2001. - 301 с.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБНОВЛЕННОй
системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях региональной структуры
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MAJOR PROBLEMS IN UPDATING THE SYSTEM OF QUALIFICATION IMPROVEMENT AND PROFESSIONAL RETRAINING IN THE CONDITIONS OF A REGIONAL STRUCTURE OF SUPPLEMENTARY EDUCATION
Г. П. Стефанова, Г. В. Рябичкина
В статье предложен краткий обзор основных вызовов, стимулирующих создание обновленной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и описан комплекс мер, удовлетворяющих эти вызовы в условиях региональной структуры дополнительного образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обновленная система, дополнительное образование.
G. P. Stephanova, G. V. Ryabichkina
The article presents a brief overview of the major challenges that encourage updating the system of qualification improvement and professional retraining and describes a set of measures that would satisfy these challenges in the conditions of a regional structure of supplementary education.
Keywords: qualification improvement, professional retraining, updated system, supplementary education.
О беспечение перспективных потребностей системы профессионального образования осуществляется посредством реализации многоступенчатой системы, включающей профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Причем эта система служит двум основным и взаимосвязанным задачам - задаче создания кадровых ресурсов и задаче их модернизации. Таким образом, профессиональная подготовка, сочетающая начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, направлена на создание ка-
дровых ресурсов, а система дополнительного образования в целом (повышение квалификации и профессиональная переподготовка в частности) имеет своей целью модернизацию кадровых ресурсов.
Современная система образования гарантирует получение выпускником высшего учебного заведения качественной платформы для будущей эффективной профессиональной деятельности. Однако объем информации в современном высокоинформатизированном и вы-сокотехнологизированном обществе постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно