ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Pedagogical design in the final qualifying work Zemlyakova G.
Педагогическое проектирование в выпускной квалификационной работе
Землякова Г. М.
Землякова Галина Михайловна / Zemlyakova Galina — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра живописи и художественного образования, Тольяттинский государственный университет Сельскохозяйственная академия, г. Тольятти
Аннотация: в статье рассматривается педагогическое проектирование как творческий процесс преподавателя, необходимый в регулировании деятельности образовательных учреждений. Представлено современное понимание методологии педагогического проектирования. Раскрывается актуальность использования педагогического проектирования при выполнении выпускной квалификационной работы и в создании образно-целостного учебно-познавательного проекта.
Abstract: the article discusses the pedagogical design as a creative process teacher needed in regulating the activities of educational institutions of various types. Presents the modern understanding of the methodology of the pedagogical design. Reveals the relevance of the use of pedagogical design in the performance of final qualifying work and in creating imagery and a holistic educational project.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, проект, образование, методология, выпускная квалификационная работа.
Keywords: pedagogical design, project, education, methodology, final qualification work.
Педагогическое проектирование учебного процесса занимает значительное место в организации обучения и является необходимой частью деятельности преподавателя. Несмотря на длительность исторического развития методологии проектирования, актуальность вопросов методической организации обучения остается во внимании педагогов. Проблемы построения педагогического процесса рассматривались уже на рубеже XX - XXI, кода были выработаны основные понятия педагогики, выраженные в особой «проектной» терминологии и осуществлялась деятельность по проектированию. В 20-30 годы прошлого столетия технологический термин «проектирование» появляется в решениях вопросов и социальных задач. Выдвигается и внедряется в социум предположение, что процессу проектирования могут подвергаться не только области естественно-научных знаний, индустрия градостроительства, машиностроения и предметов бытового назначения, но и сферы жизнедеятельности человека, его поведенческие свойства и самопроектирование. А. С. Макаренко утверждал, что «... формирование сильной, богатой натуры необходимо специальным образом проектировать... к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно по мере роста и совершенствования всей общественной жизни» [1]. Эти идеи сыграли немаловажную роль в формировании и дальнейшем развитии теории и практики применения проектирования и в сфере образования. Методология проектирования в 60—70 годах XX века получила развитие не только в технической сфере, но и в социальных видах деятельности. Этот процесс связан с научной организационной деятельностью исследователей Г. П. Щедровицкий, О. Г. Генисарецкий, К. М. Кантор, которые разрабатывали и предвидели перспективы развития системно-структурной методологии.
В эпоху социалистического строя проектирование рассматривали как ведущий универсальный, самостоятельный тип деятельности в интеллектуальном и социокультурном отношениях, направленный на создание продуктов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. С конца 1980-х годов стране начинает формироваться устойчивая тенденция к изучению философских и методологических основ проектирования и использованию этого метода в сфере образования.
Тенденции современного этапа развития проектирования как метода создания системы, характеризуются требованием выработки и достижения определенных запланированных конечных результатов в любой технологической или социальной сфере. Результатом
педагогического проектирования является человек, обладающий свойствами и качествами, которые формируются в нем в процессе реализации спроектированной систем.
В настоящее время педагогическое проектирование широко используется в образовательном процессе высших, средних и общих учебных заведениях, с использованием разнообразных подходов и появлением новых понятийных смыслов и терминологии. В конце ХХ - начале XXI века исследованием и систематизацией понятийного аппарата методологии проектирования занимаются деятели различных областей социальной сферы. В области педагогики «педагогическое проектирование» определяется «как ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную, высокоорганизованную, целенаправленную профессиональную деятельность по изменению педагогической действительности - О. Г. Прикот [2]; как «построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности» - Слободчиков В. И.; «содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях» - В. А. Сластенин; «деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование», «... процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы» как «деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития» - Н. О. Яковлева [3, с. 9-10].
Основными особенностями и признаками педагогического проектирования, по мнению Н. О. Яковлевой, являются:
1) процесс педагогического проектирования базируется на некотором изобретении;
2) результаты проектирования ориентированы на массовое использование;
3) в основе деятельности проектировщика лежит ценность, исходя из которой создается проект;
4) процесс педагогического проектирования всегда ориентирован на будущее, на предвидение результатов и последствий деятельности;
5) в процессе проектирования всегда решается актуальная проблема;
6) педагогическое проектирование системно, полинаучно, носит информационный характер [3].
На наш взгляд, данная формулировка и определение признаков педагогического проектирования отличается лаконичностью и содержательной емкостью информации о деятельности разработчика проекта в рамках педагогического проектирования.
Создание образно-целостного учебно-познавательного проекта остается одним из наиболее актуальных видов деятельности работников сферы образования, требующей ответственного, осмысленного решения педагогических задач. Опираясь на содержание профессиональных компетенций конкретной специальности, разработчик должен выстроить логику содержания дисциплины, отвечающую требованиям ФГОС, выраженным в содержании профессиональных компетенций выпускника направления. Инструментом этой деятельности является процесс педагогического проектирования - деятельность, в которой проявляется творческо-поисковая активность и профессионально-методическая компетентность действующего преподавателя.
Регламентированный подход Законом «Об образовании РФ», ВГОС и ФГТ подход к структурированию содержания и изучения дисциплины в образовательных учреждениях нередко настраивает разработчиков на стандартность и предсказуемость планирования учебно-творческих задач и их решений, тем не менее, преподавателю необходимо культивировать творческое отношение к организации педагогического процесса, вносить свой собственный взгляд на логику построения содержания дисциплины, на планируемые формы работы со студентами и документы отчетности. Именно поэтому уже в процессе обучения будущих преподавателей - студентов магистратуры, необходимо уделять особое внимание технологиям проектирования образовательного процесса.
Студенты, обучающиеся в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» осваивают технологии организации учебно-образовательного процесса по специальным дисциплинам в период педагогической и преддипломной практик и в ходе научно-педагогической деятельности в рамках выполнения диссертационного исследования. Объединяющей эти виды учебной работы выступает деятельность педагогического проектирования образовательного процесса с учащимися в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Рассматривая и используя выпускную квалификационную работу как педагогический проект, обладающий определенными указанными выше характеристиками, выпускникам представляется возможность достичь высокого уровня педагогического
проектирования, в котором определённо есть педагогическое изобретение по исследуемой в ВКР и актуальной в образовании проблеме; в основе такого проектирования лежит общественно-значимая образовательная ценность, а предполагаемый и доказуемый научными исследованиями результат ориентирован на массовое использование в будущем; педагогическое проектирование выполняется в определенной педагогической системе, в которой осуществляется интегративный и полинаучный подход; выпускная квалификационная работа содержит актуальную в современный период времени информацию.
Процесс педагогического проектирования в магистратуре указанного направления в рамках выполнения ВКР предполагает деятельность:
- моделирование целостного видения проекта: формулирование обобщённого видения педагогического проекта, постановка цели проекта как предполагаемого результата, составление программы решения задач;
- научно-методическое и социокультурное обоснование темы с использованием теоретических доказательств ее актуальности, предвидение предполагаемых результатов;
- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать реальные промежуточные и конечные результаты их внедрения; разработка критериев и показателей достижения цели проекта;
- исследование и констатация уровня разработанности изучаемой проблемы теоретическими и практическими методами; формирование схем, графиков, диаграмм, оформление результатов проведенной экспертизы и т. п.;
- информационное насыщение документации педагогического проекта с использованием профессиональной педагогической лексики и терминологии, включающий анализ изученных научных текстов и других информативных источников;
- предварительная оценка значимости проекта, его инновационного потенциала и эффективности;
- реализация проекта доступными для достижения педагогической цели средствами: исследовательскими, дидактическими, организационными, методическими, технологическими, и т. д.;
- апробация промежуточных результатов проекта, предварительная презентация на научных конференциях, обсуждение материалов проектирования, участие в научно-исследовательских семинарах с предварительными результатами;
- организация и проведение диагностических и контрольных мероприятий по проекту, включая материалы педагогической, преддипломной и исследовательской практик; выявление результатов и подведение итогов проведенной научно-исследовательской работы;
- оформление отчета о результатах реализации педагогического проекта в соответствии с установленными требованиями и представление к защите педагогического проекта.
Период обучения и непосредственной работы над выпускной квалификационной работой студентов магистратуры направления «Педагогическое образование» является процессом педагогического проектирования, результаты которого апробируются в практике, эффективность определяется диагностическими инструментами, после чего проект считается завершенным.
Работа по проектированию образовательной и исследовательской деятельности в рамках выполнения выпускной квалифицированной работы является хорошей стартовой площадкой для дальнейшей реализации педагогического потенциала выпускника магистратуры в роли преподавателя, а обучение в магистратуре в целом формирует у студентов образное представление о технологии педагогического проектирования как о творческом процессе создания педагогической системы, являющейся результатом осмысления содержания образовательной дисциплины на определенный период обучения.
Литература
1. Макаренко А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии // Макаренко А. С.
Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.
2. Прикот О. /".Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической
службы школы // Методист, 2002. № 2.
3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, 2002. № 6. С. 8-14.
4. Яковлева Н. О. Понятийный аппарат современного педагогического исследования //
Педагогическое образование и наука, 2012. № 12. С. 94-99.
5. Яковлева Н. О. Проектирование как условие повышения качества образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. Оренбург: издательство ОГПУ, 2002. Часть 1. С. 382-384.
Whether the transfer examinations are needed? Maylybasheva Ch.1, Koychumanova J.2 Нужны ли переводные экзамены? Майлыбашева Ч. С.1, Койчуманова Ж. М.2
'Майлыбашева Чолпон Сатыбалдиевна /Maylybasheva Cholpon - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра алгебры, геометрии, топологии и преподавания высшей математики, факультет математики, информатики и кибернетики, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына; 2КойчумановаЖылдыз Мааметовна /Koychumanova Jyldyz - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естественных и гуманитарных наук, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья показывает необходимость переводных экзаменов. Приводится решение одного варианта за '0 класс.
Abstract: the article shows the necessity of the transfer examinations. The solution of one variant for '0 class is given.
Ключевые слова: тесты, экзамен, решение одного варианта. Keywords: tests, examination and solution of one variant.
УДК 3713:510
В последние годы выпускники России сдают по математике ЕГЭ, вступительные экзамены в вузы, в Кыргызской Республике сдают в виде тестов на общереспубликанском тестировании (ОРТ). Требованием и необходимостью сегодняшнего дня стали переводные экзамены по математике. Нужны новые формы промежуточной аттестации.
Почему мы выбираем тесты? Они позволяют увеличить число вопросов, разнообразить виды заданий, проверить более широкий круг знаний и умений учащихся.
Экзамены готовят учащихся к итоговой аттестации, вступительным испытаниям. Переводные экзамены предусматривают проверку знаний учащихся по основным разделам программы в каждой параллели. Проводимые олимпиады «Кенгуру» содержат задания как на базовом, так и на повышенных уровнях. Большое внимание уделяется задачам на логику. В школе на уроках математики используются следующие приемы:
1) проведение математических диктантов;
2) устные разминки в начале урока;
3) проведение устных и письменных тестов (можно с ответами) (от 15 до 30 минут);
4) умение пользоваться предложенными ответами методом исключения неверных ответов;
5) формирование навыков техники сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудности заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по тесту);
6) проведение самостоятельных, зачетных и контрольных работ в форме тестов. Интересно заметить, что навыки и умения техники по математике, ученики используют и во
всех других дисциплинах (истории, литературе, русскому языку).
Многие выпускники школ-гимназий города Бишкек сдают ЕГЭ в России. Поступают и учатся во многих Российских вузах. За многие годы работы в национальном университете приходилось готовить многих выпускников и по материалам ОРТ и по заданиям ЕГЭ. Тогда возникает естественный вопрос, каким должен быть учитель математики в школе, чтобы его ученики успешно учились в вузах России и Республики Кыргызстан?
Завтрашний учитель, сегодняшний студент математического факультета должен не только решать эти задачи, но и уметь объяснять их ученикам. На занятия по методике преподавания математики приношу журналы «Математика в школе», «Математика» издательского дома «Первое сентября» и решаю различные задачи. Рассматриваем способы и варианты решений. Предлагаем один вариант экзамена за 10 класс с решением [1].