Научная статья на тему 'Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки "Педагогическое образование"'

Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки "Педагогическое образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE FINAL CERTIFICATION / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS / BACHELOR DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

В статье предложен подход к проектированию и реализации государственной итоговой аттестации будущих учителей математики в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», ряда других нормативных документов. Обозначены цели, структура и примерное содержание рассматриваемого вида аттестации в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Цели государственной итоговой аттестации ориентированы на установление уровня подготовки выпускников к выполнению задач профессиональной деятельности в соответствии с освоенными видами профессиональной деятельности (проектная; педагогическая). Структура государственной итоговой аттестации представлена двумя испытаниями: государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы бакалавра (бакалаврская работа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES OF BACHELOR DIRECTION OF PREPARATION "TEACHER EDUCATION"

The approach to the design and implementation of state final certification of future teachers of mathematics in the context of the requirements of the Federal state educational standard of higher education to direction of preparation "Pedagogical education" and a number of other frameworks proposed in the article. Objectives, structure and sample content of this type of assessment in the Saratov national research state universitete name N. G. Chernyshevsky marked. The purpose of the state final certification is focused on the establishment of the level of training of graduates to perform tasks of professional activities in accordance with the developed professional activities (design, teaching). The structure of the state final examination is represented by two tests: state exams; protection of final qualifying work of bachelor.

Текст научной работы на тему «Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки "Педагогическое образование"»

УДК 376.016: 51

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2016

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация. В статье предложен подход к проектированию и реализации государственной итоговой аттестации будущих учителей математики в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», ряда других нормативных документов. Обозначены цели, структура и примерное содержание рассматриваемого вида аттестации в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Цели государственной итоговой аттестации ориентированы на установление уровня подготовки выпускников к выполнению задач профессиональной деятельности в соответствии с освоенными видами профессиональной деятельности (проектная; педагогическая). Структура государственной итоговой аттестации представлена двумя испытаниями: государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы бакалавра (бакалаврская работа).

Ключевые слова: педагогическое образование; бакалавриат; государственная итоговая аттестация; будущие учителя математики.

STATE FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES OF BACHELOR DIRECTION OF PREPARATION «TEACHER EDUCATION»

© 2016

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University, Saratov (Russia)

Abstract. The approach to the design and implementation of state final certification of future teachers of mathematics in the context of the requirements of the Federal state educational standard of higher education to direction of preparation "Pedagogical education" and a number of other frameworks proposed in the article. Objectives, structure and sample content of this type of assessment in the Saratov national research state universitete name N. G. Chernyshevsky marked. The purpose of the state final certification is focused on the establishment of the level of training of graduates to perform tasks of professional activities in accordance with the developed professional activities (design, teaching). The structure of the state final examination is represented by two tests: state exams; protection of final qualifying work of bachelor.

Keywords: teacher education; bachelor direction; state final certification; future teachers of mathematics.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников бакалавриата направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль -«Математическое образование») проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [1]. ГИА в полном объеме относится к обязательной (базовой) части программы педагогического бакалавриата и завершается присвоением квалификации «бакалавр», указанной в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации. Целью государственной итоговой аттестации выпускников бакалавриата направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль - «Математическое образование») в Саратовском национальном исследовательском университете имени Н.Г. Чернышевского является установление уровня подготовки выпускника (будущего учителя математики) к выполнению профессиональных задач в соответствии с освоенными видами профессиональной деятельности (проектная; педагогическая). Согласно ФГОС ВО [1], выпускник, освоивший программу бакалавриата с педагогическим и проектным видами деятельности, должен быть готов к решению следующих профессиональных задач:

- в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении

школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- в области проектной деятельности: проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

ГИА будущих бакалавров направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль

- «Математическое образование») в Саратовском госуниверситете призвана определить степень сформиро-ванности следующих компетенций выпускников: ОК-6

- способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ПК-1 -готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики. Государственная итоговая аттестация состоит из двух испытаний: государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

Государственный экзамен включает учебные дисциплины предметной (алгебра; геометрия; математический анализ) и методической (методика обучения и воспитания (математика); методика профильного обучения математике; методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями; дополнитель-

ное математическое образование школьников) подготовки. Перечень конкретных дисциплин, составляющих государственный экзамен, а также форма и условия их проведения устанавливаются Ученым советом факультета. Экзаменационные билеты состоят из двух заданий, равноценных по сложности и трудоемкости во всех билетах, и обеспечивают проверку подготовленности выпускника к освоенным видам профессиональной деятельности. Каждый экзаменационный билет содержит теоретический вопрос по одной из трех математических дисциплин, указанных в программе, и практико-ориен-тированный вопрос по методике обучения математике или смежным методическим дисциплинам. Приведем примеры некоторых вопросов: «Решение систем из п линейных уравнений с п неизвестными. Правило Крамера»; «Понятие вектора. Линейные операции над векторами. Векторное пространство. Скалярное произведение векторов. Евклидово векторное пространство»; «Применение векторного метода к решению геометрических задач»; «Определение, геометрический и механический смысл производной функции одной переменной. Правила дифференцирования»; «Методика работы в школе с алгоритмами и правилами»; «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями»; «Методика изучения комбинаторики, элементов теории вероятностей и описательной статистики в школьном курсе математики»; «Содержательно-методическая линия «Математика в историческом развитии» в школьном курсе математики» и др.

Критерии оценивания ответа выпускника на государственном экзамене.

Оценка «отлично» ставится, если выпускник: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой по соответствующим дисциплинам; грамотно изложил материал в определенной логической последовательности, точно используя методическую терминологию и математическую символику; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными практическими примерами; продемонстрировал усвоение и умение применять сопутствующие психолого-педагогические вопросы.

Оценка «хорошо» ставится, если в ответе студента присутствует один из следующих недостатков: при изложении материала допущены небольшие пробелы, не исказившие основное содержание ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию комиссии.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, предусмотренные программой соответствующих дисциплин; имелись затруднения или допущены ошибки при определении ме-тодико-математических понятий, использовании терминологии, символики, в чертежах, вычислениях, исправленные после наводящих вопросов членов комиссии; не представлена практическая иллюстрация изложенных теоретических положений.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание выпускником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки при определении методико-ма-тематических понятий, использовании терминологии, в рисунках, чертежах, вычислениях, которые не исправлены после наводящих вопросов комиссии.

Бакалаврская работа представляет собой выпускную квалификационную работу научного и/или практического содержания, выполненную выпускником в области пересечения психолого-педагогических и предметно-методических знаний, надлежащим образом оформленную и отличающуюся определенной теоретической новизной и/или практической значимостью. Бакалаврская работа является показателем предметно-методической

культуры выпускника. Это законченное учебное исследование, в котором отражается теоретический потенциал автора, его личный опыт применения научных методов и приемов, используемых в области теории и методики обучения математики, способность к творческому осмыслению и изложению анализируемого материала, умение интерпретировать и внедрять рассматриваемые методики в учебный процесс, степень владения профессиональным языком. Тема бакалаврской работы определяется выпускающей кафедрой математики и методики ее преподавания по предварительному согласованию со студентом в соответствии с получаемой им квалификацией и обязательно предусматривает решение какой-либо актуальной научной и/или практической проблемы, применение методов и средств ее решения, практическое использование полученных результатов. Бакалаврская работа по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль -«Математическое образование») в Саратовском госуниверситете может быть выполнена по следующим основным направлениям: теория и методика преподавания математики; математика с элементами теории и методики ее преподавания. Например, в 2015/2016 учебном году были утверждены следующие темы бакалаврских работ: «Числовые последовательности в курсе основной школы»; «Организация самостоятельной работы на уроках математики»; «Математический клуб как форма организации деятельности детей в системе дополнительного образования»; «Формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках математики»; «Элективный курс «Как функции помогают решать задачи»: содержательный аспект»; «Математический кружок как эффективная форма организации внеурочной деятельности детей» и др.

Критерии оценивания результатов защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

Государственная комиссия, оценивая выпускную квалификационную работу, руководствуется в совокупности следующими критериями:

- актуальность и степень разработанности темы работы;

- корректность постановки и полнота, самостоятельность достижения цели и задач работы;

- теоретическая и практическая значимость работы;

- процесс защиты работы (содержание доклада, ответов на поставленные в ходе защиты вопросы; отзыв научного руководителя, оценка рецензента);

- качество оформления работы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра оценивается на «отлично», если:

- логично обоснована актуальность темы, выбранной для написания выпускной квалификационной работы;

- на основе качественно проведенного сравнительного теоретико-методологического анализа психолого-педагогических и методико-математических источников, обобщения собственного и/или передового педагогического опыта работы выпускник обоснованно раскрывает суть самостоятельно полученных теоретических и/ или практических результатов (уточнены или внесены новые элементы в существующие теоретические изложения разделов методики обучения математике; разработаны и апробированы новые курсы (обновленное содержание; методы, формы учебной работы; методики изучения конкретных тем, методические рекомендации и др.);

- работа хорошо структурирована, грамотно оформлена, наблюдается полное соответствие целей и задач работы ее содержанию и заключению;

- на защите выпускник продемонстрировал отличное знание материала работы, умение вести научную дискуссию, отстаивать свое мнение.

Выпускная квалификационная работа бакалавра оценивается на «хорошо» в том случае, когда некоторые из перечисленных выше требований выполнены с недоче-

тами, например:

- недостаточно обоснована актуальность темы;

- выпускник не ответил на некоторые вопросы комиссии при защите;

- есть ошибки в оформлении;

- сравнительный анализ источников проведен на недостаточно высоком уровне и т.п.

Выпускная квалификационная работа бакалавра оценивается на «удовлетворительно», если замечания по работе носят принципиальный характер, например:

- наличествует несоответствие целей и задач работы ее содержанию и /или заключению;

- результаты, полученные при написании работы, недостаточно обоснованы;

- при защите недостаточно раскрыта суть работы, выпускник плохо отвечал на поставленные вопросы и показал, что слабо ориентируется в изучаемой проблеме и т.п.

Выпускная квалификационная работа бакалавра оценивается на «неудовлетворительно», если представленная работа не отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам бакалавра. В работе нет результатов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента есть серьезные критические замечания. При защите студент-выпускник не отвечает на поставленные вопросы по теме работы, не знает теории вопроса, допускает существенные ошибки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата)» // http://fgosvo.ru/ uploadfilesfgosvobZ440301.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.