- осознание педагогических проектов как феномена, направленного на развитие личности и непрерывной системы профессионального образования;
- предвидение через проектное управление стратегии развития системы профессионального образования, обеспечение качества образования;
- обеспечение взаимосвязи в совместных проектах всех категорий работников научной сферы, системы профессионального образования, производства, общественных организаций;
- оптимизацию и интенсификацию педагогической системы профессионального образования, опору на полинаучные инновации в интеграции содержания и процесса профессионального образования.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. - 480 с.
2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.
3. Маркова С. М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2001. - 301 с.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБНОВЛЕННОй
системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях региональной структуры
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MAJOR PROBLEMS IN UPDATING THE SYSTEM OF QUALIFICATION IMPROVEMENT AND PROFESSIONAL RETRAINING IN THE CONDITIONS OF A REGIONAL STRUCTURE OF SUPPLEMENTARY EDUCATION
Г. П. Стефанова, Г. В. Рябичкина
В статье предложен краткий обзор основных вызовов, стимулирующих создание обновленной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и описан комплекс мер, удовлетворяющих эти вызовы в условиях региональной структуры дополнительного образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обновленная система, дополнительное образование.
G. P. Stephanova, G. V. Ryabichkina
The article presents a brief overview of the major challenges that encourage updating the system of qualification improvement and professional retraining and describes a set of measures that would satisfy these challenges in the conditions of a regional structure of supplementary education.
Keywords: qualification improvement, professional retraining, updated system, supplementary education.
О беспечение перспективных потребностей системы профессионального образования осуществляется посредством реализации многоступенчатой системы, включающей профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Причем эта система служит двум основным и взаимосвязанным задачам - задаче создания кадровых ресурсов и задаче их модернизации. Таким образом, профессиональная подготовка, сочетающая начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, направлена на создание ка-
дровых ресурсов, а система дополнительного образования в целом (повышение квалификации и профессиональная переподготовка в частности) имеет своей целью модернизацию кадровых ресурсов.
Современная система образования гарантирует получение выпускником высшего учебного заведения качественной платформы для будущей эффективной профессиональной деятельности. Однако объем информации в современном высокоинформатизированном и вы-сокотехнологизированном обществе постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно
повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Таким образом, способность к постоянному обучению становится для специалиста важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.
Основу постоянного совершенствования базового профессионального образования составляет комплекс мер, обеспечивающих непрерывное образование, отражающее накопительный характер повышения квалификации специалиста. Существует множество причин, благодаря которым создание обновленной системы повышения квалификации является в настоящее время первостепенно важным. Первой причиной можно считать тот факт, что существует определенный разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, уровнем кадрового потенциала и потребностями современной экономики, в связи с чем выпускники учебных заведений не являются носителями современных и эффективных способов деятельности на производстве. То есть между качеством образования выпускников и требованиями, предъявляемыми к ним работодателями, имеется явное несоответствие.
Более того, в большинстве случаев система профессионального образования не реагирует на потребности рынка труда, что является причиной наличия высокого процента нетрудоустроенных выпускников учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования.
Еще одной причиной, обусловившей создание обновленной системы повышения квалификации, является то, что значительная часть образовательных программ системы НПО, СПО и ВПО не обеспечивает непрерывные образовательные траектории обучающихся и не дает им возможность быть задействованными в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации в будущем.
Не менее важным является и то, что в системе профессионального образования существует дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации, а профессиональная подготовка преподавательских кадров, обеспечивающих профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, не является практико-ориентированной. Также отмечается, что существующие сегодня в большинстве вузов и учреждений дополнительного образования образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации не соответствуют образовательным стандартам третьего поколения.
Более того, практика показывает, что имеющаяся система профессиональной переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала в целом.
Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости создания, внедрения и развития обновленной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающей приобретение профессиональных качеств нового уровня.
В первую очередь, это становится возможным, если представить систему повышения квалификации в виде системы модулей, охватывающих весь спектр проблем, возможно возникающих перед специалистом в его профессиональной деятельности. Модульный характер повышения квалификации позволит без потерь восполнить пробелы, имеющиеся в профессиональной подготовке специалиста или возникшие в связи с развитием современной производственной системы, модернизацией экономики, внедрением инновационных технологий производства. Обновленная система повышения квалификации, таким образом, позволит действовать адресно, с учетом возникшей проблемы или в связи с более высокими целями выполнения функционала.
Вторым, не менее важным преимуществом обновленной системы повышения квалификации является предоставление возможности выбора работником и учреждением контента и форм повышения квалификации, а также вариативности и вариабельности образовательных программ, обеспечивающих в том числе и индивидуальную траекторию повышения квалификации сотрудника и разнообразие целевых групп обучаемых. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг сотрудников с целью выявления перспективных потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
В связи с вышеперечисленным является важным и предоставление персонифицированного финансирования повышения квалификации сотрудников с целью обеспечения возможности выбора им учреждения, обеспечивающего повышение квалификации.
Обозначенные вызовы, на наш взгляд, непосредственно связаны с принципами, обозначенными в Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза, принятом на Европейском саммите, прошедшем в Лиссабоне в марте 2000 г.:
Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех (целью которого является гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество, а именно навыки владения компьютером, иностранными языками, навыки технологической культуры, умение адаптироваться к переменам и ориентироваться в потоке информации).
Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы (цель - повышение капиталовложений государства в развитие каждого человека как личности).
Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения (основная цель - разработка новых технологий обучения для системы непрерывного образования, гибко адаптирующихся к современным условиям).
Принцип 4. Новая система оценки полученного образования (призванная коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и ин-формального образования, так как полноценное использование человеческого фактора становится залогом кон-
курентоспособности и успеха специалиста в профессиональной деятельности).
Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования (цель - на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях и к необходимым консультациям и рекомендациям при условии свободы профессиональных образовательных учреждений в предоставлении образовательных услуг).
Таким образом, комплекс мероприятий по реализации обновленной системы повышения квалификации включает в себя следующие мероприятия, связанные с развитием профессиональных компетенций сотрудника, его ключевых и корневых компетенций:
1. Создание образовательных программ повышения квалификации на основе стандартов третьего поколения, обеспечивающих наиболее полное усвоение учебного материала, практическую направленность содержания и отражающих требования современной экономики.
2. Разработка и внедрение программ индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной переподготовки и повышения квалификации (с применением технологии дистанционного обучения, онлайн- и веб-семинаров, конференц-связи и др.).
3. Описание условий реализации образовательных программ повышения квалификации и возможностей их освоения каждым сотрудником.
4. Создание системы модулей, объединяющих контент программ повышения квалификации и отражающих ключевые компетенции сотрудников (разработка современных электронных образовательных ресурсов, программных средств управления усвоением и контролем знаний, владение технологиями тайм- и стресс-менеджмента и т. д.).
5. Создание на основе модулей «матриц профессионального роста», позволяющих представить развитие ключевых компетенций сотрудника в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда и создающих условия для формирования его корневой компетенции.
6. Разработка системы персонифицированного финансирования повышения квалификации и персональной переподготовки сотрудников с целью обеспечения возможности выбора ими учреждения, обеспечивающего повышение квалификации (введение «образовательного ваучера» и «педагогического капитала»).
7. Переподготовка преподавательских кадров, обеспечивающих реализацию программ повышения квалификации в соответствии с требованиями обновленной системы повышения квалификации.
Важное значение в обновленной системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки приобретает внедрение практики повышения квалификации на основе технологии «Обучение на рабочем месте». Основанная на принципах TPS (Toyota production system), более известной в России как Lean production (система бережливого производства), технология «Обучение на
рабочем месте» позволяет стандартизировать свою работу в соответствии с новейшими требованиями производства, повысить имеющуюся квалификацию, приобретая новые, прогрессивные навыки и умения с целью развития корневой компетенции каждого сотрудника. Это становится возможным при развитой в рамках одного предприятия системы наставничества, при которой вновь принятый на предприятие сотрудник находится под патронажем более опытного наставника с момента принятия на работу и вплоть до достижения им соответствующего уровня практических умений и навыков в своей профессиональной области, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Все вышеперечисленное станет возможным, только если обновленная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки будет базироваться на следующих основных принципах, определяющих их специфику, сопряженную с принципами непрерывного образования: гуманизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности. Так, принцип гуманизма подчеркивает необходимость обращения образования к человеку, свободы выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования, предоставления многообразия форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями специалистов. Таким образом становится возможным предоставление благоприятных условий для развития креативного потенциала каждого человека в реализации программы послевузовского образования в целом и повышения квалификации и профессиональной переподготовки в частности.
Принцип мобильности определяет использование инновационных средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и самих слушателей. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.
Соответствие принципу опережения требует от учебного заведения, организующего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, своевременного и гибкого реагирования на изменение требований к профессиональной подготовке специалиста, разработки и применения инновационных образовательных технологий, средств обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Принцип открытости позволяет разрабатывать и предлагать слушателям программы повышения и профессиональной переподготовки, разнообразные по уровню, содержанию и направленности, предназначенные для специалистов разных возрастных групп, подготовки, форм собственности предприятий.
И наконец, систематизирующий принцип - принцип непрерывности - заключает повышение квалификации и профессиональную переподготовку в целостную систему, называемую нами обновленной системой повышения квалификации и профессиональной переподготовки,
предназначенную для того, чтобы помочь успешным людям стать еще более успешными.
Таким образом, создание обновленной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки - закономерный и своевременный процесс, подчиняющийся общепедагогическим принципам и законам, направленный на повышение конкурентоспособности специалистов в условиях обновленного рынка труда.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стефанова Г. П. Роль Астраханского государственного университета в создании обучающегося сообщества в регионе // Социально-экономическое развитие в контексте стран и регионов Европы: Материалы междунар. конф. -СПб.: Тускарора, 2009. - С. 123-127.
БИЛИНГВИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
BILINGUALISM AND EDUCATIONAL ISSUES
А. А. Позднякова
В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с интеграцией билингвов в современном обществе. Большую роль в этом процессе призвана сыграть система образования. Процесс обучения детей в современной школе должен быть ориентирован в том числе и на носителей двух языков. Одной из форм успешного образовательного процесса может стать семейное образование.
A. A. Pozdnyakova
The article deals with the major issues related to integration of bilinguals into modern society. Educational system should be a key element in this process. Teaching children in todays schools must be oriented to including bilingual children. One of the successful ways of the educational process can be family education.
Ключевые слова: многоязычие, билингвизм, миграция, интеграция этнокультурный компонент, семейное образование.
Keywords: multilingualism, bilingualism, migration, integration, ethno-cultural component, family education.
Многоязычием называют употребление в пределах определенной социальной общности (прежде всего государства) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной ситуацией общения. Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма).
Билингвизм по своей природе есть результат (и показатель) интеграционных процессов в развитии различных этносов. Фактически это не что иное, как лингвистический инструмент теснейшего сосуществования различных наций (а часто сосуществование одного народа внутри другого). Очевидно, можно выделить две исторические формы билингвизма, ставшие результатом совершенно различных социально-политических процессов и отражающие отдельные этапы исторического развития цивилизации.
Первая связана с объединением государственно-независимых образований. Ее наиболее показательной исторической разновидностью стало создание империй, то есть более или менее насильственное объединение разных народов в рамках одного государства при доминирующей политической и культурной роли народа-завоевателя, народа-объединителя. Ярчайшими примерами этого стали эллинистические государства, возник-
шие на базе империи Александра Македонского, Римская империя и ее историческая наследница Византия.
Вторая форма есть результат национальных миграций. Представители одних народов, по тем или иным причинам заброшенные в чужую культурно-языковую среду, волей-неволей принимают второй язык как необходимый инструмент адаптации в новом обществе. Данный процесс все более активизируется на современном этапе развития западной цивилизации. Этому способствует прозрачность национально-государственных границ, широкие политико-правовые возможности для миграционных процессов, с одной стороны, и неравномерность развития различных стран и условий жизни в них - с другой.
Примером бытования билингвизма в новейшей истории стала Российская империя, а впоследствии СССР, объединившие в своих границах на колоссальной территории множество наций и народностей, говорящих на широком спектре языков, относящихся к самым разным языковым группам. При этом русский язык стал играть, безусловно, доминирующую роль как, во-первых, язык государственно-административный, во-вторых, язык межнационального общения и, в-третьих, язык, посредством которого многие народы имели исключительную возмож-