Научная статья на тему 'Взаимодействие общества и образования как фундаментальная база построения теории педагогического проектирования'

Взаимодействие общества и образования как фундаментальная база построения теории педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДВИДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / EDUCATIONAL PROJECTING / INTERACTION OF SOCIETY AND EDUCATION / FORECAST / PLANNING / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

В статье выявлены и рассмотрены методологические основы проектирования образовательных систем, научно обосновано взаимодействие общества и образования, осуществлен логикометодологический анализ взаимосвязи предвидения, прогнозирования и проектирования образовательных систем. Представлены методологические подходы и условия педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF SOCIETY AND EDUCATION AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR A THEORY OF EDUCATIONAL PROJECTING DEVELOPMENT

The paper expounds methodological basis for educational systems projecting, scientifically substantiates interaction of education and society, and carries out logical and methodological analysis of forecast, scientific prognostication and educational systems projecting correlation. The author also designates methodological approaches and conditions for educational systems projecting.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общества и образования как фундаментальная база построения теории педагогического проектирования»

Педагогические науки

Pedagogical sciences

УДК 377.111.3 Маркова Светлана Михайловна

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Нижегородского государственного педагогического университета тел.: (910) 380-01-08

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Markova Svetlana Mikhailovna

D.Phil. in Education Science, Professor of the Theory and Methodology of Vocational Education Department, Nizhny Novgorod State Teachers’ Training University tel.: (910) 380-01-08

COOPERATION OF SOCIETY AND EDUCATION AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR A THEORY OF EDUCATIONAL PROJECTING DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье выявлены и рассмотрены методологические основы проектирования образовательных систем, научно обосновано взаимодействие общества и образования, осуществлен логикометодологический анализ взаимосвязи предвидения, прогнозирования и проектирования образовательных систем. Представлены методологические подходы и условия педагогического проектирования.

Ключевые слова:

педагогическое проектирование, взаимодействие общества и образования, предвидение, проектирование, методологические подходы.

Summary:

The paper expounds methodological basis for educational systems projecting, scientifically substantiates interaction of education and society, and carries out logical and methodological analysis of forecast, scientific prognostication and educational systems projecting correlation. The author also designates methodological approaches and conditions for educational systems projecting.

Keywords:

educational projecting, interaction of society and education, forecast, planning, methodological approaches.

В современных социально-экономических условиях развития образования влияние социальных, экономических, психолого-педагогических, культурологических, профессиологических, профессионально-технологических факторов на систему профессионального образования вызвали объективную необходимость определения перспектив развития образовательных систем в соответствии с новыми целями модернизации непрерывного образования, требованиями опережающего моделирования педагогических процессов в профессиональной школе. В связи с этим проблема педагогического проектирования заслуживает особого внимания в контексте научного подхода к решению проблем взаимосвязи развития общества и образования, государства и образования, связанных с нарастающими темпами изменений в социальноэкономической, научно-технической, культурологической сферах, возрастанием социальной роли личности работника.

Изменчивость социокультурного и профессионального пространства предъявляет повышенные требования к образовательным системам, обеспечивающим подготовку будущих конкурентоспособных, профессионально мобильных и культурно воспитанных рабочих и специалистов.

Актуальность переосмысления процессов проектирования в образовании обусловлена одной из важнейших целей современного образования, которая состоит в том, чтобы своевременно подготовить людей к новым условиям жизни в ближайшем будущем. Предвидение будущего в области образования связывается с потребностями прогнозирования и перспективного планирования в области экономики и управления, науки и техники, культуры и искусства, образования и воспитания. Прогностическая функция педагогической науки состоит в обращении к мировоззренческим основаниям, в переориентации образования на перспективы развития общества, различных сфер деятельности человека. Ее реализация возможна на философском, методологическом, социально-педагогическом, культурологическом уровнях, отражающих гуманистическую, социальную, экономическую, научно-техническую, культурологическую сущности образования [1, с. 25].

Ориентация образования на прогнозирование будущего, на концепцию устойчивого развития, идеи опережающего образования, теорию развития общественного интеллекта требует

кардинальных изменений в сознании и деятельности педагогов, структурно-содержательных характеристиках учебных заведений.

Динамический характер взаимодействия в системе «образование - общество» является научной основой многофакторного влияния на развитие образовательных систем. Проблема взаимодействия социально-экономического развития общества и образования базируется на рассмотрении общих мировых и отечественных тенденций социально-экономического развития и их влияние на профессиональное образование (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, Г.А. Иванов, В. Кинелев, К.К. Колин, А.М. Новиков, В.П. Соломин, П.С. Хейфец и др.) [2, с. 12].

Исследование основных прогностических тенденций социально-экономического развития общества и их влияние на перспективы развития образования в различные периоды развития общества было неодинаковым. Изучение социально-экономических закономерностей и перспектив развития общества 20-х годов (Б. Базаров, Н. Бухарин, Н. Ковальский, Н.Д. Кондратьев, Г. Кржижановский, В. Милютин, С. Струмилин, Н. Чаянов и др.); технического и экономического развития мирового и российского хозяйства на рубеже веков (В.Ф. Гапоненко, С.Ю. Глазьев, Дж. Гленн, Г. Гордон, В.И. Кушлин, А.А. Нечаев, Н.М. Хабулова, Ю.В. Яковлев, Ю.В. Яременко и др.); постановлений правительства РФ «О социально-экономическом развитии страны» (1988 г.), «О программе социальных реформ в РФ на 1996-2000 г.» (1998 г.), закона «О государственном прогнозировании и обосновании стратегии развития РФ» (1999 г.); показывает, что современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса; интеллектуализацией основных факторов производства; переходом к непрерывному инновационному процессу в практике управления; доминированием технологического уклада в экономике; развитием систем искусственного интеллекта, гибкой автоматизации производства, космических технологий, биотехнологий, финансовых технологий; формированием единого мирового рынка товаров, капитала труда; возрастанием роли человеческого фактора и организации творческого труда. Исследование научно-технической стратегии общества показывает, что широкое распространение получают идеи предпринимательских инноваций, информационноиндустриального развития, вариативного технологического прогнозирования и активного маркетинга, фундаментальности наиболее значимых технологических нововведений, получающих экономизацию, интеллектуализацию социально-экономических механизмов развития [3, с. 68].

Существенное влияние на механизм общественного развития и на качество образования оказывают и теория общественного интеллекта (Н.А. Селезнева, А.И. Субетто), Концепция устойчивого развития образования (В.П. Соломин), теория опережающего образования (А.Д. Урсул), основное функциональное значение которых заключается в управлении будущим, в адаптации образовательной системы к внешним условиям, в ориентации образования на подготовку человека к жизнедеятельности в будущем.

Исследование социально-экономических, научно-технических тенденций развития образовательных систем позволило выявить наиболее значимые перспективные направления развития образовательных систем: фундаментализация образования, интеграция гуманитарного, профессионального, культурологического образования; гуманистическая ориентация, гибкое проблемное обучение, креативные информационные технологии, интеграция научных знаний, профессий, содержания образования, взаимосвязь науки, экономии, производства и образования; социализация и профессионализация личности, многоуровневое непрерывное профессиональное образование рабочих и специалистов по интегративным профессиям; подготовка рабочих и специалистов для обеспечения приоритетных направлений рыночной экономики.

Анализ рассмотренных тенденций позволяет сделать вывод об актуальности данного направления, так как система профессионального образования с опозданием реагирует на динамически меняющиеся социально-экономические и научно-технические условия, обуславливающие изменение потребностей общества в рабочих и специалистах, способных к продуктивному решению производственных задач на уровне мировых стандартов.

Большое значение для формирования теоретических основ проектирования образовательных систем имеют уровни методологического знания: интегративная методология, общенаучная методология, методология смежных наук, методология целостной науки, методология исследований внутри конкретной науки, методология локальных научных исследований. Автором учтены основные положения общенаучной методологии (А.П. Беляева, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, Г.М. Добров, Б.М. Кедров, М.С. Коган, П.В. Копнин, В.И. Садовский, П.В. Смирнов, Н.Р. Ставская, Б.Г. Юдин и др.) и методологии общей и профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, М.А. Данилов, Н.Г. Заволока, М.Н. Скаткин, С.А. Шапоринский, В.С. Шубинский, Г.П. Щед-ровицкий и др.). Исходя из общей теории методологии, проектирование образовательных систем строится на основе социально-экономического, научно-технического, методолого-теоретического и педагогического прогнозирования, рассматриваемого в разных науках.

С возникновением теории предвидения и прогнозирования проектирование приобретает научно обоснованную форму, характеризуется комплексностью, системностью, междисциплинарностью, интегративностью.

Проведенный логико-методологический анализ показал характер взаимосвязи предвидения прогнозирования, проектирования, планирования (И.В. Бестужев-Лада, А.М. Гендин, Г.М. Добров, Н.Д. Кондратьев). В ходе исследования было установлено, что проектирование означает новый тип мыслительной деятельности, ориентированный на разработку программ, проектов будущих состояний объектов и систем на основе тенденций их развития, факторов возможности исполнения перспективных целей, анализа состояния объективной действительности. При этом особая значимость для проектирования принадлежит прогностическому мировоззрению, при котором акцент переносится на понимание связей между прошлым, настоящим и будущим, условий динамичности развития образовательных систем и явлений [4, с. 76].

В ходе исследования были проанализированы основные методологические подходы, обосновывающие тему нашего исследования.

Комплексный подход определяет сущностную стратегию проектирования образовательных систем на основе междисциплинарного характера; использование знания о проектировании технических, социальных, экономических, педагогических, дидактических систем.

На основании системного подхода как «направления методологии и научного познания» были выделены экономический, научно-технических, социально-педагогический, дидактический аспекты проектирования образовательных систем.

Социально-педагогический подход ориентирует все системы образования на процессы социализации и профессионализации личности.

Личностно-деятельностный подход как одно из перспективных направлений развития профессионального образования связывается с ценностными ориентациями, с ведущей ролью различных форм социальной деятельности в формировании и развитии деятельности в формировании и развитии специалиста-профессионала. Необходимость использования профессионального подхода обусловлена возможностью рассматривать проектирование как вид профессиональной деятельности педагога и как условие, способ построения образовательных систем на основе квалифицированных требований к рабочим и специалистам, техникотехнологических изменений и профессионально-квалификационных характеристик интегрированных групп профессий.

В разрезе интегративно-модульного подхода использовались основные положения теории интеграции и дифференциации, характерные для всей системы профессионального образования; организационно-управленческих, структурно-содержательных, процессуальнотехнологических компонентов; обеспечения стратегических приоритетов образовательных систем с учетом современного экономического, культурологического, производственного, научнотехнического состояния общества; общественных и индивидуальных потребностей населения; внешних и внутренних факторов их развития.

В исследовании выявлено значение проектирования как мощного интегрирующего фактора науки, образования и производства; генерирования знаний различных сфер науки; доказано усиление его значимости в познавательно-исследовательской деятельности человека, в модернизировании единой функционильно-предметно-пространственной сферы, в построении образовательных систем.

Установлено, что в условиях новой социально-политической и производственноэкономической ситуации целями педагогического проектирования являются:

- трансформация общенаучных положений, теорий социально-экономических тенденций развития как базиса преобразований в профессиональном обучении;

- опора на полинаучные инновации в интеграции содержания и процесса профессионального обучения;

- осознание педагогических проектов как феномена, направленного на развитие личности, профессионализма деятельности, педагогического процесса и системы профессионального образования;

- перспективное развитие системы профессионального образования;

- обеспечение качества образования и развития творческих способностей педагогов и учащихся;

- обеспечение всех категорий работников научной сферы, производства, системы профессионального образования, общественных организаций;

- оптимизация педагогической системы профессионального образования.

Ссылки:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

2. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., 1993.

3. Добров Г.М. Прогнозирование науки и технике. М., 1974.

4. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Вест. высш. шк. 1999. № 10. С. 3-10.

References (transliterated):

1. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka: (V poiskakh praktiko-orientirovannykh obra-zovatel'nykh kontseptsiy). M., 1998.

2. Glaz'ev S.Y. Ekonomicheskaya teoriya tekhnich-eskogo razvitiya. M., 1993.

3. Dobrov G.M. Prognozirovanie nauki i tekhnike. M., 1974.

4. Kolin K.K. Chelovek i budushchee: dinamicheskiy vyzov // Vest. vyssh. shk. 1999. № 10. P. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.