Научная статья на тему 'Теоретические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств'

Теоретические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ПРЕПОДАВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ / TEACHING OF SCENIC SPEECH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION OF TRAINING / EDUCATION IN CULTURE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багрова Елена Олеговна

Статья посвящена специфике преподавания одного из ведущих для вузов культуры и искусств предмета «Сценическая речь». Выявляются принципы педагогической деятельности и теоретические основы данного курса. Подчеркивается значимость внутренней мотивации в учении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багрова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted specificity of teaching of one of leading subjects for universities of culture and arts «the scenic speech». Principles of pedagogical activity and theoretical bases of the given course come to light. The importance of internal motivation in the training is underlined

Текст научной работы на тему «Теоретические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств»

Процесс выявления ценностных ори-ентаций студентов в профессиональном образовательном пространстве осложняется тем, что эта тема (проблема) в настоящее время, по сути, только начинается. И хотя накоплен обширный процедурно-диагностический материал и даже проведены специальные исследования проявления ценностно-мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности (А. Г. Асмолов, В. А. Сла-стенин, В. Д. Шадриков и др.), многие концептуальные и организационно-технические позиции еще размыты.

Поскольку в современном социокультурном пространстве выпускники вузов культуры и искусств имеют определенный статус в обществе, работают в разных областях культуры, науки и образования, то, естественно, необходимо моделирование системы ценностных

векторов(направлений)студентов вузов культуры и искусств, в частности в формировании культурных ценностей и ценностных ориентаций.

На наш взгляд иерархия воспитательных приоритетов и ценностей должна фокусироваться вокруг следующих проблемных блоков:

— воспитание духовно-нравственных качеств личности;

— знание и уважение русской культуры, языка и т.д.;

— овладение культурными (духовными) ценностями и идеалами русского народа;

— воспитание толерантного отношения к людям, к представителям иной расы, языка, религии, этноса и пр.;

— самовоспитание и коррекция ценностных приоритетов и формирование ценностных ориентаций.

Примечания

1. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М., 1991.

2. Лихачев Д. С. Раздумья / Д. С. Лихачев. — М., 1991.

3. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. — М., 1988.

4. Мудрик А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Е. О. Багрова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Статья посвящена специфике преподавания одного из ведущих для вузов культуры и искусств предмета «Сценическая речь». Выявляются принципы педагогической деятельности и теоретические основы данного курса. Подчеркивается значимость внутренней мотивации в учении. Ключевые слова: образование в сфере культуры, преподавание сценической речи, профессиональная подготовка, вузы культуры и искусств, мотивация обучения.

Article is devoted specificity of teaching of one of leading subjects for universities of culture and arts - «the scenic speech». Principles of pedagogical activity and theoretical bases of the given course come to light. The importance of internal motivation in the training is underlined. Keywords: liberal education, education in culture sphere, teaching of scenic speech, professional training, universities of culture and arts, motivation of training.

Вузы культуры и искусств относятся к категории творческих и представляют собой образовательные учреждения, в которых осуществляется органичный

синтез культурной и образовательной деятельности, в результате которой происходит освоение и воспроизводство студентами культурных норм, ценност-

ных ориентации, знаний через педагогические формы и методы обучения.

В вузах культуры и искусств преподавание сценической речи является одной из ведущих дисциплин. Теоретические основы ее преподавания опираются на методологию современного обучения, суть которой состоит в переходе к педагогике сотрудничества и развития.

Главная методологическая предпосылка преподавания дисциплины «Сценическая речь» состоит в социально-детерминированном характере деятельности вузов культуры и искусств. Здесь следует обратить внимание на то, что специфика учебно-творческого процесса такова, что решение стоящих перед вузами культуры и искусств проблем возможно только в том случае, когда в соответствующем описании методологии будут учтены все последние достижения в этой области. Поэтому определяющим способом существования и развития дисциплины «Сценическая речь» является ее органическая взаимосвязь с другими формам внутринаучной рефлексии.

Методология преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств предусматривает синтез гуманитарных и художественно-эстетических знаний, умений и навыков, которые существенно увеличивают возможности коллективного развития личности студента. Основу направленности и конкретного содержания преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств составляет решение задач по формированию личности студента путем духовно-нравственного, эстетического, творческого, общеобразовательного и профессионального развития.

Наиболее интенсивно психическое развитие личности студента происходит условиях проблемных ситуаций. На наш взгляд, можно определить проблемную ситуацию как некоторое психическое состояние студента, испытывающего познавательную или практическую трудность, как выявившееся противоречие между субъектом и объектом познания.

Курс «Сценическая речь» предназначен для развития идеи основного курса и

более полно учитывает конкретный профиль подготовки специалистов. В учебно-творческом процессе студенты приобретают знания, умения и навыки, у них появляется опыт творческой деятельности. Именно с этой точки зрения студент формирует и образовывает себя. Этим и гарантируется реализация принципа «выращивания» творческих умении и навыков, включая способность к саморазвитию как наиболее сложный и ключевой принцип педагогической деятельности.

Примером практики педагогического руководства как непосредственного способа воздействия может стать особая коммуникация сотрудничества, в которой реализуется педагогическая деятельность. Как отмечает Б. Лихачев: «если процесс познания объективной действительности изначально творческий процесс открытий объективных истин и создания нового, то процесс обучающего познания использует творчество как способ мобилизации всех духовно-интеллектуальных, эмоциональных и физических сил личности в целях освоения объективного знания о реальном мире» (2, с. 28).

Поэтому проблема преподавания курса «Сценическая речь» в вузах культуры и искусств оказывается проблемой установления взаимосвязи между различными формами внутринаучной рефлексии студентов.

Исторический опыт развития философии и педагогики убедительно показывает, что, несмотря на то, что эти науки органически взаимосвязаны, каждая из них функционирует и развивается по своим собственным законам, и их эклектическое объединение ничего, кроме теоретической путаницы, породить не может. И наоборот, именно в синкретическом объединении конкретно-научного и методологического мы усматриваем концептуальный подход к рассмотрению учебных программ в вузах культуры и искусств по курсу «Сценическая речь», которые учитывают принципы фундаментального образования, адекватность к рыночным отношениям и т.д.

Весьма большое значение в вузах культуры и искусств имеет принцип построения процесса обучения с учетом зоны ближайшего развития личности студента, то есть образование должно ориентировать студента не на имеющийся сегодня уровень развития, а на более высокий, который он может достичь под руководством и с помощью педагогического состава.

Отметим также, что с позиции общей теории деятельности в отечественной психологии различают понятия «речевая деятельность» и «сценическая речь». Речевая деятельность — один из основных видов деятельности педагогов, сотрудников, студентов вузов культуры и искусств, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Понятие «сценическая речь» по отношению к «речевой деятельности» рассматривается как более узкое, находящееся в рамках предмета, курса, дисциплины. Сценическая речь в вузах культуры и искусств — это процесс приобретения и закрепления знаний, умений и навыков культуры речи, речевой деятельности.

Когда занятие сценической речью в вузах культуры и искусств протекает непосредственно под руководством педагога, можно вычленить следующую элементарную совокупность действий студентов вузов культуры и искусств. Это — принятие учебных задач и плана педагогических действий, предлагаемого на занятиях; осуществление учебных действий и упражнений по решению поставленных учебных задач; руководство педагогом занятиями и анализ результатов занятий, осуществляемый под руководством педагога.

В ходе самостоятельной деятельности по овладению навыками и умениями сценической речи, осуществляемой без непосредственного руководства педагога, можно выделить следующие действия: планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности, планирование методов, средств и форм учебной деятельности; самоорганизация

учебной деятельности; саморегулирование учения; самоанализ результатов учебной деятельности.

Художественный руководитель курса планирует задачи, стоящие перед педагогами, ведущими специальные дисциплины, предстоящие учебные действия студентов, стимулирует их, студент принимает эти задачи и осуществляет намеченные действия, опираясь на интерес, возникающий под влиянием стимулирующих воздействий. Педагог по сценической речи контролирует действия студентов и регулирует свои обучающие действия с художественным руководителем курса.

Учебная деятельность полимотиви-рована. Здесь мотивы двух типов — внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся побудители такого типа, как наказание и награждение, угроза и требование, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случая служат лишь средством для достижения других основных целей (избежание неприятного, достижение общественных или личных успехов, удовлетворение честолюбия).

К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают студента к учению как к своей цели. Примером могут служить интерес к самим занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта, они связаны с преодолением трудностей, которые возникают в процессе учения, и требуют волевых усилий. Но эти усилия направлены на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие ситуации оптимальны с педагогической точки зрения, создание их представляет собой важную задачу педагога. Они требуют воспитания студентов, формирования их целей, интересов и идеалов, а не просто управления их поведением.

Теоретическими основами преподавания дисциплины «Сценическая речь» является учение о мотивации деятельно-

сти, а также всесторонняя и максимальная опора на потребности, интересы студентов. Сфера и характер проявления интересов обширны и разнообразны. По справедливому суждению Г. И. Щукиной, они могут выступать:

— как избирательная направленность психических процессов подростка на объекты и явления окружающего мира;

— в виде тенденций,стремления, потребности личности подростка заниматься именно тем, что приносит удовлетворение;

— в качестве мощного побудителя активности личности подростка, обеспечивающего интенсивное и напряженное протекание познавательных процессов, увлеченность и продуктивный характер деятельности;

— как особое изобретательное отношение подростка к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (3, с.7).

На наш взгляд, именно специфика учебно-творческого процесса на специализациях «Продюсирование и постановка художественно-публицистических программ», «Актер любительского театра» и «Менеджер рекламы» в вузе культуры и искусств позволяет формировать устойчивые интересы к дисциплине «Сценическая речь». А это означает, что познавательный интерес студента направляется не только на содержание того или иного художественного произведения, но и на процесс развития умений, на процесс самостоятельной деятельности, в результате чего требуется оперирование не только ранее приобретенными умениями, способами и приема-

ми, но и овладение новыми, их совершенствование.

Освоение дисциплины «Сценическая речь» является отражением сложных состояний, происходящих в учебно-творческом процессе и мотивационной сфере, что находит свою концентрацию в самом учебном предмете. «Сделать учебный предмет интересным, — писал А.Н. Леонтьев, — это значит сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели» (1, с. 210). В процессе освоения сценической речью все механизмы реализации представляют собой взаимозависимые и взаимодетерминиро-ванные процессы восприятия, оценки, принятия решений, находящие свое выражение в совокупности многочисленных упражнений и действий, направленных на достижение поставленных целей.

За внешними проявлениями учебных действий студентов педагогу по сценической речи следует искать мотивы смысла учения, целей и всех других побуждений, направленных на профессиональную подготовку.

Оптимальное соотношение знаний и умений у студентов вузов культуры и искусств может быть достигнуто на занятиях сценической речью тогда, когда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, студент будет учиться с охотой, даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда студент не просто хочет осваивать сценическую речь, а не может не учиться.

Примечания

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1986.

2. Лихачев Б. Педагогика: курс лекций / Б. Лихачев. — М.: Прометей, 1998.

3. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика,1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.