Научная статья на тему 'Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов бакалавриата при использовании электронного учебного пособия'

Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов бакалавриата при использовании электронного учебного пособия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INDEPENDENT WORK / STUDYING FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL PROCESS / ELECTRONIC LEARNING TOOL / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балтаева Мария Наилевна, Исправникова Анастасия Сергеевна, Поздеева Мария Валериевна, Миндиярова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов бакалавриата при овладении иностранным языком. Кроме того, определен возможный путь решения данной проблемы с помощью электронного учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балтаева Мария Наилевна, Исправникова Анастасия Сергеевна, Поздеева Мария Валериевна, Миндиярова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF UNDERGRADUATE STUDENTS’ INDEPENDENT WORK ORGANIZATION USING ELECTRONIC LEARNING TOOL

This paper discusses theproblem of undergraduate students’ independent work organization while studying foreign language. Moreover, a possible way of this problem’s solution with the help of electronic learning tool was determined.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов бакалавриата при использовании электронного учебного пособия»

II. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Балтаева Мария Наилевна

студентка магистерской программы «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве»

E-mail: baltaeva.masha@gmail.com

Исправникова Анастасия Сергеевна

студентка магистерской программы «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве»

E-mail: ispravnikova.nastya@gmail.com

Поздеева Мария Валериевна

студентка магистерской программы «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве»

E-mail: marypozdeeva@yandex.ru

Миндиярова Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: fernstudium@pspu.ru

THEORETICAL BASIS OF UNDERGRADUATE STUDENTS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION USING ELECTRONIC

LEARNING TOOL

Maria Baltaeva

Master of the Faculty of Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: baltaeva.masha@gmail.com

Anastasia Ispravnikova

Master of the Faculty of Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: ispravnikova.nastya@gmail.com

Maria Pozdeeva

Master of the Faculty of Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: marypozdeeva@yandex.ru

© Балтаева М.И., Исправникова А.С., Поздеева М.В., Миндиярова Т. Н., 2018

Tatiana Mindijarova

Senior Leturer, German and French Languages Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: fernstudium@pspu.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов бакалавриата при овладении иностранным языком. Кроме того, определен возможный путь решения данной проблемы с помощью электронного учебного пособия.

Ключевые слова: самостоятельная работа, овладение иностранным языком, образовательный процесс, электронное учебное пособие, образовательные технологии.

Abstract: this paper discusses theproblem of undergraduate students' independent work organization while studying foreign language. Moreover, a possible way of this problem's solution with the help of electronic learning tool was determined.

Key words: independent work, studying foreign language, educational process, electronic learning tool, educational technologies.

В связи с интенсификацией процесса глобализации в мире начало XXI века ознаменовалось существенными изменениями в характере иноязычного образования. Условия полилингвального и поликультурного общества выдвигают новые требования к выпускнику вуза, бакалавру. Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы.

В настоящее время целью является формирование такой личности, которая была бы способна самостоятельно решать общественные, научные, производственные задачи творческим путем, совершенствуя имеющиеся умения, могла критически мыслить, умела вырабатывать и отстаивать собственные убеждения и точку зрения [7].

Человек усваивает часть знаний, такие как опыт и впечатления, происходящие с ним, как нечто вполне привычное, нормальное, другая же часть должна быть изучена и проанализирована. Раньше предполагалось, что вся ответственность за приобретение различных сведений лежит на школах или наставниках, что основная их задача — передача определенного количества информации, однако же в настоящем общеобразовательные учреждения направлены на выполнение несколько других задач, таких, как воспитание у обучающихся желания и стремления к самосовершенствованию и постоянному обновлению собственного запаса знаний, так же на развитие умения применить приобретенный теоретический опыт на практике и, в дальнейшем, продолжить его использовать в жизни [3].

Одной из важнейших задач высшей школы является обеспечение осознанной деятельности студентов при изучении иностранного языка

и создание действенной мотивации к изучению данного предмета. Эффективное овладение иностранным языком как средством, обеспечивающим потребности социально — культурной деятельности, предполагает, прежде всего, умение самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. Следовательно, и в процессе обучения иностранному языку осуществляется переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность. Студенты-бакалавры должны уметь извлекать пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, умений и навыков.

Самостоятельность, как необходимое качество личности и как умение действовать самому, опираясь на свои взгляды и причины, не поддаваясь влиянию внешних факторов, крайне необходима для каждого, в особенности для студентов, для которых самостоятельное освоение новых знаний, видов и форм труда является одной из ведущих видов деятельности. Как показывают различные исследования и научные работы в области психологии и педагогики, самостоятельная работа является одним из самых практичных и успешных путей повышения мотивации к обучению среди студентов и активизации их на занятии, а также увеличения эффективности знаний. Данный вид работы занимает важное место в современной учебной программе, поскольку считается, что студент приобретает знания в большой степени за счет личной самостоятельной учебной деятельности.

Предполагается, что именно самостоятельная работа позволяет выработать высокую культуру умственного труда, которая, прежде всего, подразумевает под собой потребность в самостоятельной деятельности, которая включает в себя желание студента вникнуть в сущность вопроса, изучить нерешённые проблемы самостоятельно. Работая в таком режиме, человек развивается как индивидуальная личность, в процессе работы выявляя свои уникальные способности, наклонности и интересы, которые являются основным подспорьем для развития умения анализировать факты и явления. Самостоятельная работа учит самостоятельному критическому мышлению, которое, несомненно, приводит к творческому развитию и выработке собственных взглядов мнения, позиции.

Совершенно естественно, что студентам не под силу овладеть умениями самостоятельной работы мгновенно, и их практическая, самостоятельная деятельность должна быть организована так, чтобы, проявляя свою смекалку, воображение и, главное, самостоятельность, они могли попробовать преодолеть нарастающие трудности, достигая поставленных целей. При помощи такой организации навыки самостоятельной работы, выработанные у студентов в течение учебного процесса, должны остаться на всю жизнь.

Введение и использование компьютеров в образовании привело к образованию совершенно нового поколения информационных образовательных технологий, позволяющим повысить качество образования, создать новые средства педагогического воздействия и влияния, а также

взаимодействовать педагогам и обучаемым с современной техникой на новом уровне. Поэтому компьютеризированная форма самостоятельной работы в настоящее время является одной из широко распространенных, поскольку является целенаправленной, внутренне мотивированной, кроме того студент имеет возможность самостоятельно изменять процесс работы соответственно с индивидуальными потребностями. При помощи таких компьютерных средств обучения студент не столько усваивает готовые знания, сколько обучается умениям самообразования, на что и рассчитывает современная образовательная парадигма. Работа при таких условиях позволяет контактировать с преподавателем не напрямую, а при помощи интерактивных программ и аудиовизуальных средств [4].

На современном этапе развития системы образования одним из способов активизации учебной деятельности обучающихся, а также одной из мотивационных составляющих образовательного процесса является использование информационных технологий. Интеграция упомянутых электронных информационно-образовательных ресурсов в образовательный процесс влияет на развитие поисковой, научно-исследовательской, самостоятельной, деятельности обучающихся, на повышение их познавательного и профессионального интереса. В условиях мировой компьютеризации преимущества использования электронного учебного пособия являются весьма очевидными, поскольку оно является мощным катализатором для студентов, хранящий в себе огромный мотивационный потенциал, обеспечивающий креативность и соответствующий принципам индивидуального обучения. Благодаря этому такое средство, как электронное учебное пособия позволяет повысить эффективность самостоятельной работы в овладении определенными дисциплинами, предусмотренными учебной программой [2].

Необходимо отметить, что электронное пособие - это не электронный вариант книги, где отображена та же информация, что имелась в печатном источнике, или что есть возможность перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида проведения учебного занятия (лекция, семинар, текст, самостоятельная работа) сам ход занятий должен быть выстроен логично и соответствующим образом для достижения эффекта от использования такого пособия. При тщательном изучении и дальнейшем грамотном использовании электронного пособия, оно может стать прочной опорой и мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин самими студентами.

Различные разработанные электронные пособия упрощают процесс изучения и/или повторения теоретического материала: если какая-то часть материала была пропущена обучающимся или же не до конца понята, то такие пособия дают доступ к материалу для самостоятельной работы. Интерактивная часть, включенная в пособие, позволяет студентам переходить из одного фрагмента материала к другому с возможностью возврата обратно; помимо этого, имеется возможность прерывания и запуска с любого момента

анимационных и видеоматериалов, что значительно упрощает усвоение материала, если именно на этом фрагменте студент испытывает трудности, таким образом, осуществляется принцип индивидуального обучения [6]. Учащийся сам структурирует план своего занятия. Электронное пособие, в отличие от электронного учебника, не навязывает жестоких рамок и границ в плане методики изучения учебного материала: учащийся сам может выбирать, необходимо ли ему прослушать лекцию по теме или же поработать с текстом или видеорядом. У электронных пособий имеются так же возможности в презентации учебного материала: учащийся сам может регулировать такие опции, как видео, звук, графика [1].

Более того, самостоятельная работа, организованная при помощи электронного учебного пособия, способствует развитию такого навыка, как самоконтроль. Благодаря включенным в пособие тестовым заданиям, учащиеся могут провести самопроверку усвоенного материала и выявить пробелы в знаниях, которые можно восполнить, изучая материал повторно при помощи пособия [5].

Помимо этого, электронные учебные пособия предоставляют студентам гораздо более широкие возможности работы. Имеется широкий выбор между заданиями, которые так же варьируются по степени сложности, и студент имеет шанс выбрать приемлемый для него уровень.

Электронные учебные пособия также предоставляют возможность выбора вида самостоятельной работы. Работа может осуществляться как аудиторно, так и дома при наличии необходимых средств, студенты могут работать как индивидуально, так в парах и группах, если условия выполнения задания это позволяют.

Включенность разнообразных компьютерных программ и новых технологий также позволяет погрузиться в реалии изучаемого предмета. Различные программы-симуляторы, интерактивные карты, 3D-программы, позволяющие окунуться в атмосферу, помогают добиться наглядности в объяснении явлений и предметов, которые сложно или невозможно встретить в аутентичном окружении. Благодаря этому среди студентов, несомненно, возрастает интерес к изучаемым дисциплинам, а также развивается способность к самообразованию.

Все вышеописанные преимущества находят свое отражение в электронных учебных пособиях при условии, что они разработаны логично, следуют образовательной программе и соответствуют необходимым параметрам. Для этого необходимо знать и следовать технологиям использования электронного учебного пособия для организации самостоятельной работы студентов бакалавриата.

Следовательно, для изучения иностранного языка электронные учебные пособия - это упрощенный вариант поиска необходимой информации. Студенты, использующие такие пособия, отмечают тот факт, что с их помощью они используют свой уникальный подход к изучению языка, подстраивая его под свои особенности и потребности в зависимости от этапа работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные учебные пособия могут выступать в качестве эффективного средства организации самостоятельной работы студентов бакалавриата, а также влияют на формирование их самостоятельности.

Список литературы

1. Безукладников К.Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : матер. междунар. науч.-практ. конф. (1-3 июня 2009 г., г. Пермь) / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009. С. 108-112.

2. Биккулова Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании // Инновации в образовании. 2009. № 7. С. 87-97.

3. ЖароваЛ.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. М.,1993. 203 с.

4. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Современные образовательные технологии для будущего учителя // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 1. С. 34-38.

5. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.

6. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 267 с.

7. Павлюкевич Л.В. Электронные учебные пособия как средство организации самостоятельной работы учащихся при обучении ИЯ. // Современные технологии в профессионально-педагогическом образовании: материалы науч-практ. конф. (2 апр. 2008 г.) / под ред. А.И.Санниковой, Л.А. Косолаповой. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.