английской пословице - своеобразной характеристике Вилли: «Faint heart never won fair lady». Она может быть переведена: «Робкий (слабый) сердцем никогда не завоюет прекрасной дамы», соотносится с русскими пословицами «Смелость (удаль) города берет»; «Кто смел, тот и съел».
Размышляя о названии задуманного Вилли Вонком десерта (Augustus-flavoured chocolate-coated Gloop), необходимо обратить внимание учащихся на то, что это название построено писателем по аналогии с названиями традиционных десертов Великобритании, в которых содержатся отсылки к историческим событиям, лицам, географическим объектам и др. Так, широко известно, что торт «Баттенберг» назван в честь свадьбы принцессы Виктории Гассенской и принца Людвига Баттенберга; «Итон месс» - десерт, традиционный для Итонского колледжа и т.д.
Выводы. Страноведческий и лингвокультурологический дискурс анализа сказки Р. Даля позволяет актуализировать различные контексты произведения как органичного производного исторического процесса культурного и социально-экономического развития нации, что усиливает мотивацию обучающихся к обучению иностранному языку и эффективность межкультурной коммуникации. Коммуникативный подход способствует актуализации процесса самоидентификации учащихся и идентификации ими иноязычного субъекта - носителя иных жизненных норм и ценностей.
Литература:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
2. Гунина Л.А. Социально-регулятивный концепт «fair play» - «честная игра» в английской лингвокультуре // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. - 2009. - № 2.- С. 50-56.
3. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М.: Гносис, 2002. - 281 с.
4. Королёва Г. А. Актуальность использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S8. URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470102.htm (дата обращения: 05.06.2018).
5. Кузнецова А. В., Кузьмина С. В. Проблема формирования мотивации в изучении иностранных языков в контексте культуры мира // Вестник Казанского технологического университета. Том: 17 - 2014. - № 3 -С. 314-317.
6. Овчинников В. Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах // Новый мир. -1979. - №4-6. URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/E_LESS0N/0AK/PART_05.HTM (дата обращения: 05.06.2017).
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
8. Рубаева В.П. Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов / В.П. Рубаева // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 2. - С. 260-262.
9. Сысоев П.В. Обучение культурному самоопределению и диалогу культур посредством иностранного языка (на материале курса по культуроведению США для языковых вузов). URL: http://www.prof.msu.ru /publ/omsk%202/035.htm. (дата обращения: 05.06.2017).
10. Dahl Roald. Charlie and the Chocolate Factory. URL: http://e-libra.ru/read/329126-charlie-and-the-chocolate-factory.html
Педагогика
УДК 37.013
аспирант Рыжикова Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКАМ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
Аннотация. В статье представлен анализ понятия «педагогическая поддержка», выступающего новым актуальным направлением воспитательной деятельности президентского кадетского училища. Обоснована значимость оказания педагогической поддержки для подросткового возраста. Сделан вывод о необходимости развития системы педагогической поддержки подростков в образовании, использовании тактик и стратегий педагогической поддержки в школах, в особенности президентском кадетском училище.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, подростки, воспитательная деятельность, кадетское училище.
Annotation. The article presents the analysis of the concept of "pedagogical support", which is a new and actual direction of the educational activity of the presidential cadet school. The importance of providing pedagogical support for adolescence is substantiated. The conclusion is made about the need to develop a system of pedagogical support for adolescents in education, the use of tactics and pedagogical support strategies in schools, in particular the presidential cadet school.
Keywords: pedagogical support, adolescents, educational activity, cadet school.
Введение. Современная воспитательная деятельность в школах включает в себя интеграцию учебного и внеурочного педагогического процесса, досуг и общение, а значит предметную, социальную и природную стороны целостного воспитательного пространства. Воспитательная работа подростков специфична, поскольку должна учитывать особенности развития личности в данном возрастном периоде, стратегии воспитательной деятельности (направленные на одну из сфер: учебно-познавательную, эмоциональную, межличностную), педагогическую позицию педагога [1]. Решение воспитательных задач подростков зависит от планирования воспитательных мероприятий, основанных на педагогической поддержке и лежащих в ее основе принципах: принцип единства диагностики и воспитательной деятельности, принцип приоритетности устранения нежелательных поведенческих проявлений, принцип деятельностного подхода, принцип учета индивидуально-психологических особенностей подростков, принцип комплексности воспитательных воздействий, принцип гуманистического воспитания.
Цель статьи: представить сущность педагогической поддержки подростков, описать стратегии и тактики педагогической поддержки подростков президентского кадетского училища.
Изложение основного материала статьи. Воспитательная работа с подростками сопряжена с рядом трудностей: эмоциональная напряженность, перестройка взаимоотношений, влияние сверстников. Педагогическая поддержка в подростковом возрасте призвана приобщить подростка к формированию личности средствами культуры и логики жизнедеятельности.
Первое. Суть педагогической поддержки определили ученые Е.И.Исаев и В.И. Слободчиков [4], закрепив три категории, лежащие в ее основе: «проблема», «защита», «самостоятельность». Категория «проблема» обусловлена индивидуальной характеристикой личности, выраженной в негативном состоянии, невозможности устранить возникшую проблему. В категорию «защита» включены базовые направления создания безопасности подростка (моральной, психологической, физической). И, наконец, категория «самостоятельность» предполагает совместную деятельность педагога и подростка, предоставление возможности подростку без помощи и контроля решать определенную проблему.
Педагогическую поддержку следует рассматривать, прежде всего, как оказание помощи в решении проблем [6]. С другой стороны педагогическая поддержка является своего рода принципом гуманистического подхода, который ориентирует субъектов образовательного процесса на взаимодействие, а поддержка в нем выступает смыслом педагогической деятельности, важнейшим кредо педагога. Основная цель оказания педагогической поддержки - саморазвитие личности, которую связывают с деятельностью различных служб в школе (социальной, психологической, психолого-педагогической и др.).
Второе. В современных условиях осознание возможности и необходимости использования инструментов педагогической поддержки подростков зависит от реализации в школах следующих направлений воспитательной деятельности: формирование компетентности саморазвития, организация субъект-субъектных межличностных взаимодействий подростков и педагогов, развитие ценностного отношения в культуре, Родине, религии и т.д., формирование гражданских качеств для функционирования выпускников в гражданском обществе, развитие навыков самодисциплины, ответственности, саморегуляции, формирование способности социального взаимодействия. Основатель теории педагогической поддержки в педагогической науке О.С. Газман [2] и его последователи (Анохина Т., Михайлова Н., Пакулина Н., Фролова Т.) описывают три основных инструмента педагогической поддержки в воспитательной деятельности подростков:
1. Стратегия «делай как я» основана на тактиках взаимодействия в соответствии с образцом. Формирование личностных качеств подростка зависит от педагога. Осознание подростком изменений в себе не происходит. Данная стратегия малоэффективна, но может быть использована для вступления в контакт, знакомства с новыми учащимися или в определенных воспитательных ситуациях.
2. Стратегия «давай сделаем вместе» включает в себя тактики совместного поиска и деятельности. Осознание подростками собственной деятельности достаточно высока, поскольку ответственность за личностные изменения подросток разделяет с педагогом.
3. Стратегия «давай подумаем, как сделать лучше» использует тактики самостоятельного нахождения способа решения. Данная стратегия является наиболее эффективной, так как предполагает осознать подросткам возможности сознательного выбора и освоения способа действия.
Для успешной реализации стратегий и тактик педагогической поддержки необходимо создать ряд условий, которые обеспечат конструктивное сотрудничество подростков и педагогов, формирование активной социальной позиции подростка. Так, в своем исследовании Иванова И.В. [3] выделяет следующие условия оказания педагогической поддержки подростков:
Первое условие - согласие подростка на помощь и поддержку: перед оказанием педагогической поддержки необходимо прислушаться к учащемуся, чтобы педагог не был отвергнут и установить контакт.
Второе условие - центрирование подростка в решении проблемы. Главную роль в педагогической поддержке играет учащийся, а педагог предлагает свою помощь в поиске решения определенной проблемы, стимулирует подростка на самостоятельный поиск этого решения. В этой связи позиция педагога в оказании педагогической поддержки называется фасилитатор.
Третье условие - организация сотрудничества. Данное условие выступает технологической основой педагогической поддержки как процесса совместного движения по преодолению препятствия. Педагог как основной субъект взаимодействия с подростком подсказывает и направляет его к выбору правильного решения, соответствующего канонам жизни.
Четвертое условие - соблюдение конфиденциальности, создание доверительного общения с подростками. Проведение диагностических процедур и консультаций будет успешным исключительно при соблюдении данного условия, поскольку доверие к педагогу послужит импульсом к активному размышлению, осознанию и выработке решения.
Пятое условие - доброжелательность и отсутствие оценки. Эмотивный компонент педагогической поддержки крайне значим в подростковом возрасте, так как именно в данном возрастном периоде учащемуся важно видеть, что педагог не сравнивает его действия с другими, а старается услышать и понять его собственную точку зрения.
Однако не во всех случаях воспитательной деятельности педагоги могут осуществлять педагогическую поддержку, поскольку в некоторых ситуациях запроса со стороны подростка на данный процесс нет. В данном случае исследователь Туманова Е.Н. вводит понятие опосредованной поддержки, которая осуществляется в форме профессионального наблюдения и осмысления действий подростков [5].
Опосредованная педагогическая поддержка включает в себя два направления:
1. Деятельность педагогического коллектива по адаптации учащихся к условиям школы (начало учебного года, постканикулярное время). В данном направлении наиболее успешными выступают творческие формы взаимодействия с подростками: игры, обмен впечатлениями (после каникул), уроки на природе, рисование, сторителлинг. Адаптационное направление педагогической поддержки является одним из важнейших в условиях кадетских училищ, поскольку закрытый тип школы и строгий режим пребывания учащихся достаточно сложен для подростков. В этой связи особый акцент в оказании педагогической поддержки подросткам президентского кадетского училища необходимо делать на адаптации к условиях кадетского уклада.
2. Деятельность педагогов в «переходных классах». Смена социального окружения и системы деятельности обусловливает особый вид педагогической поддержки, связанный с формированием навыков построения взаимоотношений в новом коллективе, исключение дискомфорта в условиях неопределенности представлений о требованиях педагогов.
Третье. Педагогическая поддержка подростков президентского кадетского училища осуществляется в психологической службе, целью деятельности которой выступает обеспечение и поддержание благоприятных психологических условий как основного фактора всестороннего развития, обучения и социализации обучающихся; содействие формированию у них компетенций, необходимых для получения военной профессии и реализации личного профессионального плана. Задачи педагогической поддержки подростков президентского кадетского училища: осуществление отбора кандидатов на обучение в училище; анализ психолого-педагогический статуса кадета и динамики его психологического развития в течение всего периода обучения в училище; сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию, самопознанию и самореализации в условиях реализации требований и идей ФГОС ООО; оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям/законным представителям, педагогическому коллективу в выявлении особенностей психофизиологического развития воспитанников и преодолении проблем в их обучении и воспитании; сбор и анализ статистических данных, психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды, проведение мониторинговых исследований и выработка рекомендаций для повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства; повышение психологической компетенции субъектов образовательного процесса, поддержание благоприятного психологического климата в коллективах; содействие внедрению системы военно-профессиональной ориентации в образовательную деятельность училища, развитие у обучающихся предрасположенности к воинской деятельности, формирование у них профессионально важных психологических качеств и социальных компетенций, диагностика и коррекция профессиональной пригодности выпускников к обучению в высших военных учебных заведениях; внедрение в образовательный процесс училища новых эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения.
В условиях ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» функционирует несколько направлений педагогической поддержки подростков:
- психолого-педагогическая диагностика (психолого-педагогическое изучение личности обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении; выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психолого-педагогическое консультирование (оказание помощи в решении психологических проблем кадетам, педагогам, родителям/законным представителям в преодолении кризисных ситуаций, в адаптации к реальным жизненным условиям, содействие личностному росту и саморазвитию);
- коррекционно-развивающая деятельность (оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, устранение или компенсация выявленных отклонений в развитии воспитанников; предупреждение негативных явлений в развитии личностной и когнитивной сферах кадет, повышение психологического комфорта обучения и пребывания в училище);
- психологическое просвещение (формирование у обучающихся, их родителей/законных представителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач);
- психологическая профилактика (выявление и предупреждение дезадаптации и отклоняющегося поведения воспитанников, негативных явлений в кадетском и взрослом коллективах, разработка профилактических программ и рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям/ законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
- психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса (обеспечение психологической безопасности образовательного пространства; сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию, самопознанию и самореализации);
- военно-профессиональная ориентация (формирование у воспитанников профессиональной предрасположенности к воинской деятельности, устойчивой мотивации и направленности личности на военную службу, психологической готовности к осознанному выбору профессии офицера с учетом склонностей, способностей и особенностей личностного развития);
- организационно-методическая работа (повышение психологической компетенции личной эффективности субъектов образовательного процесса. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности, образовательных программ и проектов).
Тематика педагогической поддержки распределена по классам: 5 класс - «Адаптация пятиклассников к условиям жизнедеятельности в училище. Адаптация к среднему звену» /в рамках модели психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС ООО; 6 класс - «Развитие компетентности в личностном самопознании младших подростков» /в рамках модели психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС ООО;7 класс - «Развитие коммуникативной компетентности»; 8 класс - «Формирование психосоциальных компетенций»; 9 класс - «Предпрофильная подготовка девятиклассников. Личностное самоопределение»; 10 класс - «Профессиональное самоопределение и развитие ПВК офицера»; 11 класс -«Профессиональное самоопределение кадет и психологическое сопровождение в период подготовки к единому государственному экзамену и поступлению в ВУЗы».
Выводы. Анализ и обобщение научной литературы по проблеме оказания педагогической поддержке подростка показал, что основной задачей изучаемого процесса выступает нахождение баланса между социализаций и индивидуализацией, при котором происходит столкновение интересов и целей субъектов педагогической поддержки: подростка и педагога-фасилитатора. Результатом педагогической поддержки подростков выступает способность личности к преобразующему отношению собственной жизнедеятельности.
Литература:
1. Гецер Г. Систематические длительные наблюдения над течением негативной фазы у подростка // Педология юности. Сборник статей / под ред. И. Арямова. - М., Л., 1931. - С. 47-63.
2. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.
3. Иванова И.В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика // Педагогическое образование в России, №. 12, 2015, С. 108-112.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. Кн. 2. - М.: Школа-Пресс, 1995.
5. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е.Н. Туманова. - Саратов, 2002. - 92 с.
6. Фельдштейн Д. И. Изменяющейся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 6-11.
Педагогика
УДК 371
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой рекламы и издательского дела Савченко Любовь Васильевна
Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования профессионального имиджа современного преподавателя высшей школы. В работе определена сущность анализируемого феномена, обоснована важность его формирования в современных условиях. В исследовании определены и проанализированы основные социально-психологические факторы, оказывающие воздействие на восприятие преподавателя высшей школы студенческой аудиторией и процесс формирования его профессионального имиджа.
Ключевые слова: имидж, имиджелогия, педагогическая имиджелогия, имидж современного преподавателя высшей школы, социально-психологические факторы, профессиональный имидж, формирование профессионального имиджа преподавателя.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional image of a modern teacher of higher education. The article defines the essence of the analyzed phenomenon, the importance of its formation in modern conditions. The study identified and analyzed the main socio-psychological factors that affect the perception of the teacher of higher school student audience and the process of formation of its professional image.
Keywords: image, imagology, pedagogical imagology, the image of a modern teacher of higher education, socio-psychological factors, professional image, the formation of a professional image of the teacher.
Введение. Результаты анализа современных публикаций в области педагогики, психологии, социологии образования, имиджелогии и других наук и их отраслей свидетельствуют о том, что сегодня достаточно актуальной проблемой является формирование профессионального имиджа преподавателя высшей школы.
Проблемы формирования имиджа педагога, в частности преподавателя высшей школы, отражены в трудах таких ученых как Г.М. Андреев, А.А. Бодалев, И.в. Егоров, В.И. Загвязинский, А.В. Петровский и другие.
В большинстве случаев исследования, посвященные имиджу преподавателя высшей школы, рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Отдельных же трудов, посвященных социально-психологическим факторам формирования имиджа вузовского преподавателя, на современном этапе существует недостаточно. Однако, по нашему мнению, рассматривать проблему имиджа преподавателя высшей школы во всей ее полноте и целостности без изучения психологических особенностей и сущности данного явления, а также его социальной стороны невозможно.
Обоснование необходимости обращения к социально-психологическому контексту указанной проблемы обосновывается тем, что формирование собственного индивидуального профессионального имиджа является проблемой, в частности для педагогов старшего возраста так называемой «традиционной школы».
В этой связи актуализируется проблема поиска оптимальных путей и действенных механизмов формирования профессионального имиджа преподавателя высшей школы. Для реализации данной цели необходимо, по нашему мнению, изучение сущности самого феномена, особенностей его формирования и тех социально-психологических факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на личность педагога и эффективность становления изучаемое в рамках нашего исследования профессионально значимого качества современного преподавателя высшего учебного заведения.
Формирование цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности процесса становления профессионального имиджа преподавателя высшей школы и социально-психологических факторов его формирования.
Изложение основного материала статьи. Профессия преподавателя вуза относится к типу «человек -человек» и в его деятельности большую роль играют социально-психологические особенности восприятия человека человеком [2].
Практическое овладение принципами педагогической этики, общения, поведения; развитие профессионально-педагогической культуры и научная организация педагогического труда являются компонентами, формирующими имидж педагога.
Имидж является предметом научного познания имиджелогии, которая, по мнению В.М. Шепеля является «наукой и искусством нравиться людям» [6, с. 79].
В данном ключе стоит уточнить, что имидж педагога является предметом научного познания педагогической имиджелогии. В контексте проблематики данной научной отрасли рассматриваются такие проблемы, как особенности формирования имиджа образовательной организации, психолого-педагогические