Научная статья на тему 'Поиск резервов увеличения объема двигательной активности учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ'

Поиск резервов увеличения объема двигательной активности учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАСПОРЯДОК ДНЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / ИНТЕГРАЦИЯ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

В статье рассматривается вопрос дефицита времени учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ на примере Оренбургского президентского кадетского училища. Приводятся результаты анализа времени, отведенного в распорядке дня воспитанников училища на занятия физкультурной направленности. Проведенные исследования указали на недостаток спортивных мероприятий, направленных на физическую подготовленность учащихся. Необходимы условия для нового этапа исследования – выявление и обоснование путей поиска резерва и выявление педагогических условий в рамках учебного процесса на увеличение мероприятий, направленных на физическую подготовленность учащихся. Одним из решений проблемы является активная позиция педагогов физической культуры в педагогическом процессе – участие в жизни училища через интеграцию предмета «Физическая культура» с общеобразовательными предметами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search for reserves to increase the volume of physical activity of pupils at pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The article analyzes the question of deficiency of pupils` time at pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation on the example of the Orenburg presidential cadet school. Results of the time analysis, purposed at sports activities within the daily routine of school pupils have been given. The conducted researches indicated a lack in the sporting events directed at physical training of pupils. Conditions for the new investigation phase – identification and justification of the ways of search for the reserve and identification of pedagogical conditions in frames of the educational process to expand the actions directed at physical training of pupils are necessary. One of the solutions is the active position of the physical culture teachers in pedagogical process – participation in school life through integration of the subject "Physical culture" with general education subjects.

Текст научной работы на тему «Поиск резервов увеличения объема двигательной активности учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ»

ективная оценка участниками их собственного состояния, отношения к работе и проявлений в профессиональной деятельности по окончании тренингового курса характеризуется как в целом хорошая.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности поддаётся коррекции, но требует длительного времени, гибкого подбора методического инструментария с учётом индивидуальных особенностей (а иногда - даже предпочтений) участников и обязательного закрепления полученных результатов в серии занятий. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности - явление, имеющее место среди специалистов любых профессий. Полученные в нашем исследовании результаты ещё раз показывают сложность и противоречивость поставленной проблемы, акцентируют необходимость её дальнейшего всестороннего глубокого изучения. Особое место должна получить профилактика синдрома выгорания, затрагивающая все сферы: внешнюю, профессиональную и внутриличностную.

В связи с обозначенной важностью личностной гармонии педагогических работников имеет смысл обратить внимание на специфику организации их труда, на систему подготовки и оценивания деятельности работников системы образования, на качество их поддержки и повышения их профессиональной квалификации. С целью профилактики эмоционального выгорания учителей и преподавателей в профессиональной деятельности стратегически важно внимательно и заинтересованно оценить и скорректировать их обязанности, содержание работы, систему государственной поддержки - всё, что связано с их подготовкой и положением в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. - СПб. : Речь, 2004. - 200 с.

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. -

412 с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.

5. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков. - М. : Смысл, 2001.

- 494 с.

REFERENCES

1. Yemelyanova, E.V. (2004), Crisis in with the dependent relations. Principles and algorithms of consultation, “Speech”, St. Petersburg.

2. Ilyin, E.P. (2005), Psychophysiology of conditions ofperson, “Peter”, St. Petersburg.

3. Ilyin, E.P. (2000), Motivation and motives, “Peter”, St. Petersburg.

4. Ilyin, E.P. (2001), Emotions and feelings, “Peter”, St. Petersburg.

5. Mokhovikov, A.N. (2001), Telephone consultation, “Sense”, Moscow.

Контактная информация: i-petuhova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2013.

УДК 796.011

ПОИСК РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос дефицита времени учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ на примере Оренбургского президентского кадетско-

го училища. Приводятся результаты анализа времени, отведенного в распорядке дня воспитанников училища на занятия физкультурной направленности. Проведенные исследования указали на недостаток спортивных мероприятий, направленных на физическую подготовленность учащихся. Необходимы условия для нового этапа исследования - выявление и обоснование путей поиска резерва и выявление педагогических условий в рамках учебного процесса на увеличение мероприятий, направленных на физическую подготовленность учащихся. Одним из решений проблемы является активная позиция педагогов физической культуры в педагогическом процессе - участие в жизни училища через интеграцию предмета «Физическая культура» с общеобразовательными предметами.

Ключевые слова: довузовские образовательные учреждения, физическая подготовленность, распорядок дня, двигательная активность, учащиеся, интеграция с общеобразовательными предметами.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p23-27

SEARCH FOR RESERVES TO INCREASE THE VOLUME OF PHYSICAL ACTIVITY OF PUPILS AT PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION Galina Vladimirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences,

The Orenburg Presidential Cadet School, Orenburg

Annotation

The article analyzes the question of deficiency of pupils' time at pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation on the example of the Orenburg presidential cadet school. Results of the time analysis, purposed at sports activities within the daily routine of school pupils have been given. The conducted researches indicated a lack in the sporting events directed at physical training of pupils. Conditions for the new investigation phase - identification and justification of the ways of search for the reserve and identification of pedagogical conditions in frames of the educational process to expand the actions directed at physical training of pupils are necessary. One of the solutions is the active position of the physical culture teachers in pedagogical process - participation in school life through integration of the subject "Physical culture" with general education subjects.

Keywords: pre-university educational institutions, physical readiness, daily routine, physical activity, pupils, integration with general education subjects.

В настоящее время выбранный курс Российской Федерации на всестороннюю модернизацию армии предполагает и модернизацию системы образования Министерства Обороны, в том числе и довузовских образовательных учреждений. Современная армия постоянно совершенствуется, уже сейчас наблюдается переход из закрытой организации в прозрачную и гуманизированную структуру, поэтому повышение престижа армии в целом также заставляет вводить новые стандарты военного образования.

Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах, утвержденном распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 года, регламентируется деятельность государственных образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола. Целью образовательной деятельности средних учебных заведений Министерства Обороны является - обеспечить подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы. По положению, одной из основных задач является удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения [4].

В то же время при поступлении в высшие учебные заведения Министерства Обороны одним из основополагающих критериев отбора является состояние здоровья, психологическая и физическая подготовленность абитуриентов. Поэтому в образовательном процессе учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ физическое воспитание должно занимать одно из приоритетных направлений подготовки. Тем более актуальным становиться вопрос физической подготовки молодежи в связи с тем, что училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования, что соответствует программам ФГОС второго поколения, где требования к прохождению аттестации по общеобразовательным предметам учащимися довольно велики. Следует обратить внимание, что в суворовских, нахимовских училищах, кадетских корпусах занимаются до 10% детей соотнесенных к группе риска, то есть, сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Что заставляет педагогов общеобразовательных дисциплин больше времени тратить на индивидуальные занятия с воспитанниками училищ для повышения качества образования. Это приводит к дефициту времени, отведенному для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в течении учебного дня. Так, обзор распределения времени в распорядке дня кадет Оренбургского президентского кадетского училища показал, ограниченность времени для проведения мероприятий, направленных на двигательную активность и физическую тренировку учащихся. Суммирование времени мероприятий в распорядке дня на неделю показало следующие результаты - утренняя физическая зарядка занимает 100 минут в неделю, урок физической культуры - 135 минут и занятие в секциях дополнительного образования (если кадет выбрал спортивную секцию) - 180 минут в неделю. При этом следует учесть, что воспитанники училищ занимаются на обособленных территориях, где переход в течении дня от спальных корпусов к учебным, а от учебных к столовой и так далее - территориально ограничен, а жизнь юноши, выбравшего обучение в специализированных школах-интернатах Министерства Обороны идет строго согласно распорядка дня. Перерасчет времени, отведенного для физической подготовки учащегося в процентном соотношении показал, что воспитаннику президентского кадетского училища на занятия с активными двигательными действиями, то есть на физическую подготовку отводиться не более 7% времени в распорядке дня.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существующее состояние физического воспитания в суворовских и кадетских училищах, на наш взгляд, не отвечает цели и задачам, стоящим перед будущими курсантами, а в дальнейшем и перед защитниками Отечества. Перед педагогами физического воспитания ставятся задачи подготовить выпускника училища с высокими показателями физической подготовленности. Однако физическое воспитание в довузовских образовательных учреждениях Министерства Обороны не предусматривает в полной мере возможности физической тренировки обучающихся, что не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности, а отсутствие стройной научно-обоснованной системы, отвечающей современным требованиям, не позволяет гармонично развиваться личности, способной в полной мере реализовывать свои потребности и ценностные ориентации. Существенно актуализирует тему исследования тот факт, что современное общество впервые в своей истории столкнулось с кардинальным изменением характера двигательной активности: практически все виды деятельности ребёнка (учёба, развлечения, хобби, общение, передвижения) не связаны с движением. И если в предыдущие десятилетия не было необходимости специально организовывать ежедневную двигательную активность, то в настоящее время она встала остро. Несмотря на то, что в последние годы был выполнен ряд научных исследований по обозначенной проблеме [3, 4], в настоящее время нет научно обоснованных технологий, позволяющих эффективно формировать рациональный двигательный режим учащихся.

В этом контексте основной идеей системы современного физического воспитания кадет является представление о ней как о системе физкультурного образования, где совокупно смоделирована и содержательно наполнена физкультурная деятельность, имеющая профессионально ориентированную направленность. Обозначенная цель конкретизируется в задачах, которые можно разделить на группы: оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные. Решение задач, будут возможны при реализации следующих принципов: всестороннего и гармоничного развития, здоровьесбережения и здоро-вьеформирования, деятельности, адекватности, осознанности, сотрудничества, профессиональной прикладности, саморазвития и самосовершенствования. Методологические представления о системе современного физического воспитания кадет будут неполными без рассмотрения ее функций. Можно выделить следующие общие функции: мировоззренческие, культурологические, социальные, нравственные, ценностно-

ориентационные. Набор специфических функций определяется наличием свойств, удовлетворяющих личностные потребности в физкультурном образовании (образовательные), оптимизации физического состояния (оздоровительные), духовном развитии и самосовершенствование (воспитательные), достижении оптимального уровня профессионально ориентированной психофизической подготовленности (прикладные) [1] .

В рамках образовательного процесса нами были выделены такие направления как образовательное, развивающее, воспитательное через предмет «Физическая культура» и секции дополнительного образования - в этом направлении применяется урочная форма занятий. Для реализации таких принципов как здоровьесбережение, здоровьеформирова-ние, сотрудничество, осознанность, физическая культура интегрировала в деятельность училища проекты как воспитательной, так и образовательной направленности, например исторический проект «От Руси к России», рассчитанный на три года. Проект училища (внутренний продукт) целью, которого является ознакомить воспитанников с Историей России, привить любовь к Родине, чувства патриотизма, проект познавательный. В качестве игры воспитанникам предлагается изучить исторические факты. Проект является ярким примером интеграции общеобразовательных предметов с предметом «История России». И одним из видов интеграции является интеграция предметов «История России - физическая культура». Таким образом, для реализации проекта кафедры физической культуры «Спортивно-историческая игра «Северная война»» был отведен один выходной день. В течение дня воспитанники училища в рамках исторического проекта занимались спортивными состязаниями, играми, пробовали силы в различных конкурсах. Особенность этого проекта - массовость участников, позитивное отношение к проекту со стороны преподавателей общеобразовательных предметов. Следует отметить ряд задач, осуществляемых в рамках проекта: развитие физических качеств, воспитания чувства Патриотизма, любовь к Родине, знание истории России, сплочение коллектива, популяризация занятий физической культурой и спортом.

В интеграции предмета «Физическая культура» с общеобразовательными предметами в некоторой мере решается проблема поиска резервов на увеличение времени двигательной активности в распорядке дня учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалов, И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Коновалов И.Е. - Набережные Челны, 2012. - 527 с.

2. Постановление правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 (Д) «Об утверждении положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и музыкальных кадетских корпусах» // Правовые акты Российской Федерации. Сайт zaki.ru - Законы и право. -URL : http:// www.zaki.ru/pagesnew.php?id=3104&page=1. - Дата обращения 10.11.2013.

3. Силаева, Н. А. Формирование рационального двигательного режима учащихся 10-12

летнего возраста в процессе школьного физического воспитания : дис. ... канд. нед. наук : 1З.00.04 / Силаева Н.А. - Москва, 2009. - 25З с.

4. Тамошин, Ю.М. Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты / Ю. М. Тамошин // Директор школы. - 2001. - № 8. - С. 21-28.

REFERENCES

1. Konovalov, I.E. (2012), Structure and program and substantial providing system of modern physical training of students of musical average special educational institutions, dissertation, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.

2. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 1996 N 696 (Д) "About the adoption of provision on Suvorov military, Nakhimov Naval colleges and musical military schools", Legal acts of the Russian Federation. Site zaki.ru - Laws and the right, available at: http:// www.zaki.ru/pagesnew.php?id=3104&page=1.

3. Silayeva, N.A. (2009), Formation of a rational motive mode ofpupils 10-12 summer ages in the course of school physical training, dissertation, Moscow.

4. Tamoshin, Yu.M. (2001), “After-hour educational work: measurable and concrete results”, Principal, No. 8, pp. 21-28.

Контактная информация: orenkadetbass@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2013.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент,

Илья Александрович Панченко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих высокий уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей. В качестве основных факторов, определяющих высокий уровень физической готовности личного состава горноспасательных подразделений, к выполнению профессиональных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению людей, респонденты отметили наличие хорошего индивидуального здоровья, определяемого генетическими показателями и другими природными данными, а также высокий уровень адаптации организма горноспасателей к профессиональным нагрузкам и неблагоприятным факторам среды. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как психофизиологическая подготовленность горноспасателей к деятельности в экстремальных ситуациях, а также высокий уровень развития общей и силовой выносливость, силы, а также быстроты в действиях, необходимых для спасения людей. Большое значение в обеспечении физической готовности личного состава горноспасательных подразделений имеют наличие хорошо развитых навыков и умений, необходимых горноспасателям для профессиональных действий по спасению людей, а также Устойчивость организма горноспасателей к воздействию высоких температур. Важными факторами являются умение горноспасателей длительное время работать в дыхательных аппаратах, без снижения работоспособности; Умение переносить тяжелые профессиональные нагрузки без признаков утомления, высокая степень восстанавливаемости организма после таких нагрузок.

Ключевые слова: факторы; профессиональная работоспособность; горноспасательные подразделения; личный состав; физическая готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.