Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, Яяева Алиме Миметовна

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание должно быть уделено развитию познавательного интереса у младших школьников. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию. Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Познавательный интерес, согласно мнению многих ученых и педагогов, сам по себе не возникает, а формируется и развивается под влиянием различных факторов. Перед образованием остро стоит задача формирования познавательного интереса, начиная с раннего возраста, ведь именно тогда проявляются первые задатки и способности ребенка, закладываются основы его нравственных убеждений и морали. В силу того, что младший школьный возраст характеризуется чувствительностью, особым отношением к овладению новой информацией, готовностью воспринимать все, чему учит педагог, все это создает благоприятные условия для формирования познавательного интереса. Вопрос формирования познавательного интереса всегда был в центре внимания психологов и педагогов. Одновременно с появлением в педагогике принципа положительной мотивации и комфортного эмоционального климата обучения, становится важной проблема стимулирования внутренних мотивов обучения. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной прослеживается важность применения различных методик выявления интересов, позволяющих раскрыть потенциал учащихся. Немаловажное значение процессу формирования познавательного интереса придавал и А.Н. Леонтьев, который в своих работах неоднократно подчеркивал сложность и многозадачность данного процесса, настаивал на его обязательном включении в процесс воспитания и обучения младших школьников. Ведь известно, что учебная деятельность - одна из главнейших деятельностей человека, имеет неограниченные возможности для формирования и развития психических качеств человека, которые составляет «фундамент» его способностей и интересов. Успешное и грамотное построение учебного процесса, являясь одной из центральных задач начальной школы, представляет собой благоприятную основу для развития внутренней мотивации младших школьников к повышению своей познавательной активности. Все это свидетельствует о важности исследуемой проблемы формирования познавательного интереса младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, Яяева Алиме Миметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR STUDYING THE PROBLEM OF COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER STUDENTS

At present, in the light of the modernization of education and the transition to the new Federal State Educational Standards, special attention should be paid to the development of cognitive interest among younger students. This kind of activity in itself occurs infrequently, it is the result of purposeful managerial pedagogical influences, i.e. applied pedagogical technology. Such technologies include gaming technology. The game can be included in any kind of activity. The game refers to an indirect method of influence, when the child does not feel like an object of influence of an adult, when he is a full-fledged subject of activity. Cognitive interest, according to the opinion of many scientists and educators, does not arise by itself, but is formed and developed under the influence of various factors. Education is faced with the acute task of forming a cognitive interest, starting from an early age, because it is then that the first inclinations and abilities of the child appear, the foundations of his moral convictions and morality are laid. Due to the fact that primary school age is characterized by sensitivity, a special attitude to mastering new information, readiness to perceive everything that the teacher teaches, all this creates favorable conditions for the formation of cognitive interest. The question of the formation of cognitive interest has always been in the center of attention of psychologists and educators. Simultaneously with the appearance in pedagogy of the principle of positive motivation and a comfortable emotional climate for learning, the problem of stimulating internal motives for learning becomes important. So, in the studies of G.I. Shchukina traces the importance of using various methods of identifying interests, allowing to reveal the potential of students. A.N. Leontiev, who in his works repeatedly emphasized the complexity and multitasking of this process, insisted on its mandatory inclusion in the process of education and training of younger students. After all, it is known that educational activity is one of the most important human activities, it has unlimited possibilities for the formation and development of a person’s mental qualities, which constitute the “foundation” of his abilities and interests. Successful and competent construction of the educational process, being one of the central tasks of elementary school, is a favorable basis for the development of internal motivation of younger students to increase their cognitive activity. All this testifies to the importance of the studied problem of forming the cognitive interest of younger students.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371.032

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент кафедры начального образования Яяева Алиме Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание должно быть уделено развитию познавательного интереса у младших школьников. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию. Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Познавательный интерес, согласно мнению многих ученых и педагогов, сам по себе не возникает, а формируется и развивается под влиянием различных факторов. Перед образованием остро стоит задача формирования познавательного интереса, начиная с раннего возраста, ведь именно тогда проявляются первые задатки и способности ребенка, закладываются основы его нравственных убеждений и морали. В силу того, что младший школьный возраст характеризуется чувствительностью, особым отношением к овладению новой информацией, готовностью воспринимать все, чему учит педагог, все это создает благоприятные условия для формирования познавательного интереса. Вопрос формирования познавательного интереса всегда был в центре внимания психологов и педагогов. Одновременно с появлением в педагогике принципа положительной мотивации и комфортного эмоционального климата обучения, становится важной проблема стимулирования внутренних мотивов обучения. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной прослеживается важность применения различных методик выявления интересов, позволяющих раскрыть потенциал учащихся. Немаловажное значение процессу формирования познавательного интереса придавал и А.Н. Леонтьев, который в своих работах неоднократно подчеркивал сложность и многозадачность данного процесса, настаивал на его обязательном включении в процесс воспитания и обучения младших школьников. Ведь известно, что учебная деятельность - одна из главнейших деятельностей человека, имеет неограниченные возможности для формирования и развития психических качеств человека, которые составляет «фундамент» его способностей и интересов. Успешное и грамотное построение учебного процесса, являясь одной из центральных задач начальной школы, представляет собой благоприятную основу для развития внутренней мотивации младших школьников к повышению своей познавательной активности. Все это свидетельствует о важности исследуемой проблемы формирования познавательного интереса младших школьников.

Ключевые слова: познавательный интерес, развитие, обучение, развитие, воспитание.

Annotation. At present, in the light of the modernization of education and the transition to the new Federal State Educational Standards, special attention should be paid to the development of cognitive interest among younger students. This kind of activity in itself occurs infrequently, it is the result of purposeful managerial pedagogical influences, i.e. applied pedagogical technology. Such technologies include gaming technology. The game can be included in any kind of activity. The game refers to an indirect method of influence, when the child does not feel like an object of influence of an adult, when he is a full-fledged subject of activity. Cognitive interest, according to the opinion of many scientists and educators, does not arise by itself, but is formed and developed under the influence of various factors. Education is faced with the acute task of forming a cognitive interest, starting from an early age, because it is then that the first inclinations and abilities of the child appear, the foundations of his moral convictions and morality are laid. Due to the fact that primary school age is characterized by sensitivity, a special attitude to mastering new information, readiness to perceive everything that the teacher teaches, all this creates favorable conditions for the formation of cognitive interest. The question of the formation of cognitive interest has always been in the center of attention of psychologists and educators. Simultaneously with the appearance in pedagogy of the principle of positive motivation and a comfortable emotional climate for learning, the problem of stimulating internal motives for learning becomes important. So, in the studies of G.I. Shchukina traces the importance of using various methods of identifying interests, allowing to reveal the potential of students. A.N. Leontiev, who in his works repeatedly emphasized the complexity and multitasking of this process, insisted on its mandatory inclusion in the process of education and training of younger students. After all, it is known that educational activity is one of the most important human activities, it has unlimited possibilities for the formation and development of a person's mental qualities, which constitute the "foundation" of his abilities and interests. Successful and competent construction of the educational process, being one of the central tasks of elementary school, is a favorable basis for the development of internal motivation of younger students to increase their cognitive activity. All this testifies to the importance of the studied problem of forming the cognitive interest of younger students.

Key words: cognitive interest, development, training, development, upbringing.

Введение. Формирование познавательного интереса начинается у школьников с первых дней обучения в школе. Как только у детей возникает интерес к результатам своего обучения, в это же время у них формируется интерес к осуществлению учебной деятельности и формируется желание приобретать новые интересные знания. В процессе этой деятельности у младших школьников формируются определенные мотивы к учебе, а значит, будет формироваться ответственное отношение к учебной деятельности. Чтобы сформировать у ребенка сознательное отношение к учебе, развивать познавательные интересы, нужно формировать познавательный интерес уже с раннего школьного возраста.

В познавательном интересе отражена конкретная направленность на ту предметную область, которую должен изучить ребенок, это не случайный мотив, он считается одним из главных мотивов в человеческой деятельности. Лишь при правильной гармоничной организации педагогом школьного обучения, у детей появляется интерес к получению знаний.

Педагогу нужно акцентировать свою деятельность на формирование закономерностей познавательных интересов учеников, а также особенности психического становления ребенка. Для гармоничного развития познавательных интересов нужно придерживаться правила: использовать больше наглядного материала, а также применять активное обучение и интерактивные методы обучения.

Следовательно, интерес - это явление, имеющее много разнообразных трактовок и определений, проблема интереса и его значение в учебной деятельности учащихся была и есть важной, и актуальной в настоящее время как для учителей, так и для психологов, занимающихся проблемами возникновения этого процесса.

Кроме того, познавательный интерес определяется как особый мотив личности индивида получать знания с внешнего мира, важный для развития и имеющий поисковый характер для определения познавательных потребностей. Термин «познание» педагоги рассматривают в следующих трактовках:

1. «как склонность к умственному восприятию и обработке приобретенной информации» [1, С. 643];

2. «как творческую деятельность личности, ориентированную на приобретение достоверных знаний о мире»;

3. «процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающий воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире».

Также познание - это активная деятельность индивида, носящая творческий и интеллектуальный характер, необходимая для развития и становления человека как личности, которая способна воспринимать и перерабатывать информацию из окружающего мира. Понятие «интерес» в переводе с латинского языка трактуется как «иметь значение».

Целью статьи является рассмотреть и проанализировать проблему познавательного интереса младших школьников в психолого-педагогической литературе.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогический словарь термин «интерес» трактует в нескольких интерпретациях:

- «психоэмоциональное состояние, влияющее на осуществление умственной деятельности и характеризующееся активностью личности в процессе данной деятельности» [3];

- «познавательная активность и заинтересованность человека на определенный предмет или деятельность, характеризующаяся положительным эмоциональным отношением к этой деятельности»;

- «особый психический процесс, мотивирующий человека к осуществлению деятельности, приносящий эмоциональное удовлетворение»;

- «под интересом понимается динамический процесс, определяющий деятельность личности и развивающийся вместе с ней» (Л.С. Выготский);

Рассмотрев и проанализировав различные варианты значения термина «интерес», мы можем говорить о том, что интерес представляет собой особую психическую единицу, влияющую на желание личности изучать какой-то предмет или явление, при этом испытывая моральное удовлетворение от осуществляемой деятельности.

Сделав сравнительный анализ этих понятий, мы утверждаем, что понятие «познавательный интерес» - более конкретное, сущность которого состоит в получении и углублении знаний из окружающего мира, умении ими пользоваться, находить способы решения поставленных задач, при этом получая положительный результат от выполненной работы. Правильно организованная работа по формированию познавательного интереса имеет немаловажное значение в процессе воспитания и обучения личности.

Согласно Г.И. Щукиной, «познавательный интерес является решающим элементом интереса в целом. Сущность интереса состоит в познании личности не только окружающей действительности, но и с целью биологического и социального ориентирования в мире» [5]. Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников изучается на протяжении долгого времени. Ее изучали не только педагоги и ученые прошлого времени, но и на современном этапе становления и развития педагогики.

Теоретико-методологический аспект проблемы познавательного интереса по мнению российских и зарубежных педагогов дает возможность определить цель, задачи и сущность познавательного интереса. И.П.Павловко связывает познавательный интерес с развитием мотивации личности [2].

Г.И. Щукина проводит параллель между познавательным интересом с необходимостью познавать окружающий мир, с его многогранностью, отражением в сознании человека. Автор указывает, что познавательный интерес в общем значении можно назвать конкретной направленностью человека на познание предметов, процессов, деталей и реалий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность и работоспособность человека, его познавательные способности. А.Г.Ковалёв утверждает, что источником формирования познавательного интереса является структура учебного материала, который изучают школьники начальной школы, а также процесс школьного обучения и взаимодействие между участниками учебного процесса.

Следовательно, познавательный интерес - это прежде всего деятельность, осуществляемая в обучении школьника и взаимодействующая с потребностью, устойчивыми видами самовыражения, которые «все более и более закрепляясь, образуются, отличительной чертой характера индивида, его личности» [4].

Следует отметить, что познавательный интерес, как важный элемент школьного обучения, связан с проблемой изучения и познания, рассматриваемых в трудах многих ученых и педагогов. Необходимо выделить следующую деятельность по формированию познавательного интереса.

Познавательный интерес рассматривают как инструмент обучения, важный элемент учебной деятельности. Познавательный интерес во взаимодействии с работами Е.А. Аркина, Г.И. Щукиной является результатом данных процессов, способом осуществления познавательной деятельности младших школьников и эффективной деятельности педагога.

Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится насыщенным, творческим, интересным и пробуждает у учащихся особый интерес к планируемым целям и задачам. Анализ педагогического опыта многих авторов доказывает тот факт, что интересы отличаются и различаются друг от друга:

1) В зависимости от наличия психологических особенностей - устойчивые, неустойчивые, действенные, недейственные, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, слабые, сильные, пассивные, активные;

2) По своему содержанию, отношению к разным областям изучения процессов (склонность к чтению, математике, физике, истории, географии, астрономии; преобладание интересов научных, технических, музыкальных, творческих, физкультурных способностей и др.);

3) Наличие у обучающегося разных интересов, объектов, предметов, видов деятельности, что свидетельствует о многостороннем развитии личности.

Несмотря на большое количество видов интереса, следует выделять главный и конкретный интерес, который больше интересует человека, или те интересы, которые присущи отдельным видам ее деятельности: научной, школьной, общественной и развлекательной (отдых, каникулы), или творческой. Именно так и образуется отдельный вид интереса -познавательный интерес.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ литературы по педагогике и психологии позволяет утверждать, что изучение проблемы формирования познавательного интереса нужно начинать с двух сторон: его внешнего и внутреннего проявления. С точки зрения исследования внутренних проявлений познавательного интереса Е.А. Аркин, А.К. Работнов, Б.В. Мясников выделяют отдельные психологические процессы, которые включают интеллектуальный, эмоциональный, регулятивный, креативный и другие процессы.

Формирование познавательного интереса способствует становлению целостности, наполненности, гармонично развитой личности. Рассмотрев и проанализировав некоторые аспекты формирования познавательного интереса младших школьников, можно сделать вывод, что интерес - активная деятельность человека, направленная на изучение и познание не только самого себя, но и окружающего мира, способствующая более высокому уровню развития многосторонней личности.

Содержание познавательного интереса состоит в стремлении углубляться в суть изучаемого предмета, в мотивации искать и находить существенные признаки предмета, в мотивации находить пути и разные варианты решений познавательных задач посредством поисковой и креативной деятельности.

Для формирования и развития познавательного интереса младших школьников, нужно:

- поддерживать ребенка, научить верить своим силам, хвалить его, поощрять, не уменьшать его интерес негативными оценками, критикой;

- развивать у учащихся чувство собственного достоинства, умение выразить свою позицию, отстаивать свое мнение;

- содействовать развитию творческого мышления детей, их воображения и фантазии.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- познавательный интерес - важное образование человека, которое формируется в особых условиях и не присутствует у человека с самого рождения;

- развитие познавательных интересов взаимосвязано с уровнем познавательной потребности младшего школьника, а также правильной организации учебного процесса в школе.

Литература:

1. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - № 5. - 1994. - С. 86-95.

2. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М., 1996.

3. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. - 732 с.

4. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников / Е.А.Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. -№ 2. - С. 37-42.

5. Яковлева, Е.А. Психология развития творческого потенциала личности / Е.А. Яковлева. - М.: Фланта, 1997. - 264 с.

Психология

УДК 159.9.072.42

кандидат педагогических наук, доцент Баженова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В условиях нестабильной социально-политической и общественно-экономической ситуации в России, обусловливающей рост безработицы, снижение уровня и качества жизни людей, увеличение числа дисфункциональных, неблагополучных семей, деструктивизацию межпоколенных и детско-родительских отношений, значительно увеличиваются размеры «социального сиротства», т.е. возрастает количество детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: «детей улицы», «лишних детей», «отказников», «детей с трудной судьбой», биологические родители которых живы, но по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка. Проблема развития личности в условиях закрытых детских учреждений в последние годы приобретает все большую и большую актуальность. Различные исследования направлены на изучение специфики психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, которые нашли свое отражение в работах М.Ю. Кондратьева, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, О.Е. Смирновой, Н.Н. Толстых, Н.К. Радиной и т.д. Результаты этих исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей, в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семье. Многими авторами подчеркивается негативный характер таких отличий. В данной статье автор выделяет компоненты феномена коммуникативных трудностей: личностный, содержательный, инструментальный, рефлексивный; определяет причины таких трудностей. Эмпирическое исследование проводилось в интернатных учреждениях Оренбургской области и г. Оренбурга. Автором проанализированы коммуникативные трудности, возникающие в коммуникативных ситуациях у подростков, оставшихся без попечения родителей. Полученные данные в дальнейшем могут стать основанием для составления рекомендаций всем заинтересованным лицам, принимающим участие в воспитании, обучении и развитии подростков, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: коммуникативные трудности, коммуникация, подросток, дети-сироты, трудности в общении.

Annotation. In the conditions of unstable socio-political and socio-economic situation in Russia, which causes an increase in unemployment, a decrease in the level and quality of life of people, an increase in the number of dysfunctional, dysfunctional families, the destructivization of intergenerational and child-parent relations, the size of "social orphanhood" is significantly increasing, i.e. the number of children and adolescents left without parental care is increasing: "street children", "extra children", "refuseniks", "children with a difficult fate", whose biological parents are alive, but for some reason are not engaged in raising a child. The problem of personal development in conditions of closed children's institutions in recent years has become more and more urgent. Various studies are aimed at studying the specifics of the mental development of adolescents left without parental care, which are reflected in the works of M.Y. Kondratiev, V.S. Mukhina, A.M. Parishioners, O.E. Smirnova, N.N. Tolstykh, N.K. Radina, etc. The results of these studies indicate a peculiar, qualitatively different picture of the personal development of adolescents left without parental care, in comparison with peers brought up in a family. Many authors emphasize the negative nature of such differences. In this article, the author identifies the components of the phenomenon of communicative difficulties: personal, meaningful, instrumental, reflexive; determines the causes of such difficulties. The empirical study was conducted in residential institutions of the Orenburg region and the city of Orenburg. The author analyzes the communicative difficulties that arise in communicative situations in adolescents left without parental care. The data obtained in the future may become the basis for making recommendations to all interested persons involved in the upbringing, education and development of adolescents left without parental care.

Key words: communication difficulties, communication, teenager, orphans, communication difficulties.

Введение. Согласно данным Государственного статистического комитета Российской Федерации, в стране насчитывается около 50 тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Основное количество составляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.