УДК 37.01 ББК 74.200
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журба Н. Н.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы связанные с обучением, воспитанием, социализацией одаренных и талантливых детей, а также их мотивационно-личностные особенности. Особое внимание уделяется теоретическим аспектам одаренности.
The article deals with the topical problems of education, upbringing, socialization of gifted and talented children, as well as the personal peculiarities of their motives. The theoretic aspects of children 's gift are under close observation.
Ключевые слова: одарённость, мышление, саморазвитие, психологические механизмы, задатки, творческое развитие, социальное окружение, интеллектуальные способности, стратегия деятельности.
Gift, mind, self-development, psychological mechanisms, inborn abilities, development of creativity, social environment, intellect abilities, strat-egv of interaction.
Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей.
Острота проблемы обучения и развития одаренных детей в школе, вновь осознанная в нашей стране в последнее десятилетие XX столетия, породила широкий интерес к ней как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. Появилось значительное число исследований, позволяющих нам продвинуться в понимании феномена одаренности, закономерностей и условий ее развития.
Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Несколько лет назад самым важным в воспитании и обучении считалось, чтобы ребенок соответствовал уста-
новленным нормам. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии.
В последние годы положение изменилось: единая государственная программа воспитания и обучения перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Равные исходные возможности - это «аксиома» прошлого - уступает место всеобщему признанию того, что эти дети исходно разные и потенциал у них тоже различен. В настоящее время создаются педагогические программы для одаренных детей, обладающих высоким уровнем умственного и творческого развития. Но несмотря на попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить координацию усилий по ее практическому решению, среди специалистов как зарубежной, так и отечественной науки наблюдаются различные мнения по вопросу определения подходов и принципов, разработке механизмов критериального и понятийного аппарата к системе развития и воспитания одаренных детей в условиях общего образования.
Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с тем, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой. По данным ВЦИОМ, которые соответствуют нашим региональным показателям, 62,3 % учителей и 68,6 % родителей считают, что «школа находится в глубоком кризисе» и в ней требуются коренные преобразования. 71,5 % родителей считают, что в школе, в первую очередь, необходимо изменить отношение к ученику. Лишь 16,2 % учителей отмечают, что за последние годы процессы, происходящие в школе, касаются оптимизации развития ребенка. В такой обстановке сложно говорить об особой системе работы школы с категорией одаренных детей.
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
107
Яаучпое обеспечение системы повышения квалификации кадров
Современная школа
Ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему времени противоречиями между:
- всё более возрастающими требованиями социума к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;
- коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным, дифференцированным подходом к обучению;
- недостаточным уровнем подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, и требованиями государственного заказа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- актуализацией воспитания конкурентоспособной личности, в ходе которого стимулируется стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода соревнованиях и акцентуацией на результат конкурса, а не на результат развития личности одаренного ребенка;
- ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
Разрешение указанных противоречий невозможно осуществить только усилиями школы. Необходим комплексный подход к решению проблемы. Важную роль в этом процессе играет система взаимодействия школы и семьи, имеющего одаренного ребенка, в основе которого лежит умение наблюдать и выявлять проявление указанных выше качеств у ребенка, сохранять, развивать и поддерживать ребенка, помогать ему проявлять способности и совершенствовать их.
Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно. Однако в философских трактатах прошлого чаще используется не термин «одаренность» а другой - «гений» (от лат. - genius - дух) [2]. Изначально еще в античной культуре «гений» -
нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком. Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого - «talanton»). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью - высшую степень проявления таланта. Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Оперируя словом «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в отдельную линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сплошной итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.
Признание возможности существования возможности самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически неподвластными нам факторами. Естественно, что один из важнейших вопросов, волновавших ученых на протяжении многих столетий, - вопрос о происхождении этого дара.
Бесспорно, человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе - величайшее из даров природы. Подчеркнем, что этим даром природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
<Выпус^1(3) • 2010
Наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие одаренности определение, предложенное К. К. Платоновым. Он утверждал, что одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.
Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения. Одаренность сейчас определяется как:
— системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3];
— качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других [3];
— общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности [3];
— совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей [3];
— талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [3].
На сегодняшний день большинство психологов [1] признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности -это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития лично-
сти, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Кроме того, большинство психологов рассматривает и креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и независимых факторов одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли [1, с. 68], развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.
Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание
Яауч но-т сорст ичес^и и журнал
109
Лаучное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Современная школа
«одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми предлагаем использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности») - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотиваци-онный (Таблица 1).
Таблица 1
одаренности
Аспект поведения ОР Признаки и стратегии осуществления деятельности
Инструментальный - характеризует способы деятельности одаренного ребенка 1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: - быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; - использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений
Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.), определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело
'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал
<Выпус^1(3) • 2010
3. Повышенная познавательная потребность, любознательность
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству
Вырастить одаренное поколение может специально подготовленный педагог. У такого учителя четко сформулирована позитивная Я-концепция, он отличается зрелостью и эмоциональной стабильностью, заинтересованностью в успехе ученика, компетентностными амбициями, высоким уровнем собственного интеллектуального развития, умением работать не с массой, не со «средним» ребенком, а в горизонтах саморазвития каждого.
В последние годы в рамках целевой федеральной программы «Дети России» создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей.
Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Это касается психолого-педагогической диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально-психологических факторов на проявление и развитие умственной одаренности. Требуют своего решения вопросы специфики педагогической работы с одаренными детьми, содержания, форм и методов их развития, выявления наиболее эффективных педагогических технологий. Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Системный характер феномена одаренности обусловливает и системность факторов его поддержки и развития. Здесь можно выделить не только значимость взаимодействия всех «компонентов» этой системы, но и великую заинтересованность общества к феномену одаренности и ее проявлениями на всех этапах
'Науч но-т еорет ическ,Ц и журнал
детства и взрослости. Развитие таланта ребенка часто сравнивают с огранкой алмаза. Несколько расширяя контекст этого сравнения, можно сказать, что только то общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов по всей стране.
Литература
1. Бабаева, Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для высш. и сред. пед. зав. / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; под ред. Н. С. Лейтеса. - 2-е изд., перераб. и. доп. - М. : Академия, 2000. - 336 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Просвещение, 1981-211 с.
3. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н. С. Лейтес. -М. : Просвещение, 1984. - 179 с.
4. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив [Текст] / А. И. Савенков. - Ярославль, 2004.
- 162 с.
5. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н. Б. Шумакова : -М. изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : изд-во НПО «МОДЭК», 2004 - 336 с.
6. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность [Текст] / В. С. Юркевич.
- М. : изд-во Просвещение., 1996. - 214 с.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров