Научная статья на тему 'Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей'

Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / одаренный ребенок / стратегия обучения одаренных детей / предметная лаборатория / Giftedness / gifted child / learning strategies for gifted children / the subject laboratory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ирина Валентиновна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией работы с одаренными школьниками на базе инновационных образовательных учреждений, в которых на конкурсной основе открыты областные предметные лаборатории. Раскрывается сущность понятия «предметная лаборатория», особое внимание уделяется описанию совместной деятельности предметных лабораторий и института повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problems associated with the organization of work with gifted students on the basis of innovative educational institutions, where regional subject laboratories are opened on a competitive basis. The essence of the concept of «subject laboratory» is revealed, focusing on the description of joint activity of subject laboratories and an institute of advanced training.

Текст научной работы на тему «Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей»

Власова И. В.

Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей

УДК 37.01 ББК 74.200

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Власова И. В.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией работы с одаренными школьниками на базе инновационных образовательных учреждений, в которых на конкурсной основе открыты областные предметные лаборатории. Раскрывается сущность понятия «предметная лаборатория», особое внимание уделяется описанию совместной деятельности предметных лабораторий и института повышения квалификации.

The article discusses the problems associated with the organization of work with gifted students on the basis of innovative educational institutions, where regional subject laboratories are opened on a competitive basis. The essence of the concept of «subject laboratory» is revealed, focusing on the description of joint activity of subject laboratories and an institute of advanced training.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, стратегия обучения одаренных детей, предметная лаборатория.

Giftedness, gifted child, learning strategies for gifted children, the subject laboratory.

На пороге XXI века в связи с осмыслением социальных, экономических, технических и культурных феноменов, характерных для глобализации, проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение. Новые условия и требования быстро меняющегося мира актуализировали идею организации целенаправленного образования детей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области. В этих условиях наблюдается возрастающий интерес педагогической науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми. Проблемы одаренности широко анализировались как в зарубежной, так и отечественной науке: Б. Г. Ананьев, Л. А. Вернер, Л. С. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. М. Слуцкий, П. Торренс и другие. При этом особое внимание уделялось изучению одаренности детей школьного возраста (Д. Б. Богоявленская,

А. В. Запорожец, Б. С. Юркевич, Н. С. Лейтис и другие.). Особо следует отметить А. М. Ма-тюшкина, чьи работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в российской психологии. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач и на современном этапе развития российского общества. Наличие общественного социального заказа, безусловно, способствует интенсивному росту работ в этом направлении.

Под одаренностью большинство авторов понимает системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высо -ких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следуя определению А. М. Матюшкина, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что в свою очередь, создает условия для формирования

Современная школа

различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего да -рования применительно к разным ее аспектам. Следовательно, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам и успехам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

С 1996 года в Российской Федерации реализуется программа «Одаренные дети», которая может быть отнесена к разряду социально-политических технологий. Целью программы является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения. В 1998 году на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети» группой российских ученых - представителей Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, B. С Юркевич, Н. С. Лейтес, A. M. Матюшкин, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова и другие) была разработана «Рабочая Концепция одаренности».

В рамках федеральной целевой программы была выстроена целостная система федеральных мероприятий по различных направлениям образовательной деятельности, что позволило миллионам детей продуктивно развивать и демонстрировать свои личностные достижения, осуществить сотрудничество с ведущими учеными, спортсменами, деятелями культуры и искусства. Среди ежегодно проводимых всероссийских мероприятий для одаренных детей наиболее значимыми являются:

- Предметные Всероссийские олимпиады, в которых принимают участие более 50 тысяч школьников России.

- Всероссийские олимпиады и конкурсы, которые проводятся в формате учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей, такие как «Старт в науку» на базе заочной физико-технической школы при Московском физико-техническом институте, научно-техническая олимпиада «Созвездие», Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество».

- Всероссийские конкурсы, слеты, соревнования, фестивали юных поэтов и художников, исполнителей эстрадных песен, детских театральных коллективов, студий костюмов и театров мод. Традиционными стали спортивные соревнования по 21 виду спорта, спортивный фестиваль школьников «Президентские соревнования» и другие мероприятия.

- Творческие смены в детских оздоровительных лагерях, летние школы для юных техников, математиков, одаренных художников и музыкантов. Основными задачами при проведении данных мероприятий стали: обеспечение творческого общения одаренных детей из разных уголков России, проведение занятий в творческих мастерских силами ведущих деятелей науки, культуры и спорта, организация отдыха и оздоровление юных талантов.

Можно считать, что система работы с одаренными детьми в России охватывает как общее, так и дополнительное образование, предоставляя детям возможность развития своей одаренности в различных сферах: интеллектуальной, технической, художественной, спортивной и так далее.

Современная педагогика имеет в своем арсенале различные стратегии обучения данной категории учащихся, на их основе осуществляется разработка специальных учебных программ. К стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относятся:

- ускорение (раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, «перепрыгивание» через класс, обучение в профильном классе, частной школе и так далее);

- обогащение (более быстрый темп продвижения в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам). Вместе с тем, нельзя не отметить, что следствием такой работы, как правило, является увеличение нагрузки на интеллектуальную, когнитивную, эмоциональную сферы ребенка, что, в свою очередь, не всегда сочетается с возможностью сохранения и укрепления его здоровья.

Выявление и развитие индивидуальных способностей одаренного ребенка требуют создания особых условий. Сегодня речь идет не только об организации обучения на основе личностно-ориентированного подхода, но и

Научно-теоретический журнал

Выпус^2(4)* 2010

Власова И. В.

Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей

создании благоприятных условий для индивидуального и дифференцированного обучения.

Эволюционное реформирование системы образования задает ориентиры для организации системной работы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей в регионах России. Во многих субъектах Российской федерации созданы различные формы поддержки одаренной и талантливой молодежи: премиальные фонды и именные стипендии, олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции и так далее. В ряде регионов успешно созданы и работают образовательные учреждения для одаренных детей, проводятся очно-заочные школы, интернет-олимпиады.

Четырнадцатилетний опыт реализации программы «Одаренные дети» в Челябинской области позволяет говорить о значительных ее достижениях, как на региональном, так и муниципальном уровнях. Областная образовательная система осуществляет серьезные шаги в своем развитии, обеспечении доступного качественного образования, ориентированного на инновационное развитие экономики России. Важную роль в этом процессе играет создание региональной сети базовых школ с предметными лабораториями, которые не только непосредственно осуществляют выявление и поддержку наиболее одаренных в той или иной предметной области детей, имеют эффективный педагогический опыт работы по проблеме, но и могут быть использованы для повышения квалификации педагогов современным технологиям работы с одаренными школьниками.

Идея создания в Челябинской области предметных лабораторий нашла свое воплощение в рамках национального проекта «Образование». Материальную поддержку на конкурсной основе получило 21 образовательное учреждение региона по 17 профилям как предметной, так и межпредметной направленности. Были открыты лаборатории: компьютерной графики и дизайна, физики и математики, гуманитарно-информационная, универсальная многопредметная лаборатория и другие.

Предметная лаборатория рассматривается нами как мобильный ресурс, позволяющий решать задачи:

1.совершенствовать коммуникативные компетенции обучающихся, в том числе ода-

ренных школьников, через интеграцию педагогических и информационных технологий;

2.создавать новые образовательные программы, апробировать учебные пособия, технологии, учебно-методические, методические, учебно-лабораторные комплекты, программы опережающего образования детей;

3. организовывать областные мероприятия с одаренными школьниками;

4. обеспечить условия осуществления инновационной, экспериментальной (научно-исследовательской) деятельности обучающихся, педагогических работников образовательных учреждений Челябинской области.

Базовыми школами с предметными лабораториями стали учреждения общего образования, занимающие особое положение в образовательной системе региона:

- гимназии № 23, 10, 80, 82, 102, 26, лицеи № 77, 97, 31 г. Челябинска;

- школы № 5, 56 г. Магнитогорска и лицей при Магнитогорском государственном университете;

- лицей № 13 и гимназия № 23 г. Троицка;

- школа № 25 г. Златоуста;

- лицей № 39 и школа № 32 с углубленным изучением английского языка г. Озерска;

- лицей № 127 и школа № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска;

- лицей № 6 г. Миасса;

- школа № 112 г. Трехгорного.

Педагогические коллективы образовательных учреждений, на базе которых открыты предметные лаборатории имеют опыт экспериментальной работы, реализации инновационных образовательных программ, а именно:

- 57,9 % педагогов имеют опыт проведения экспертизы продуктов инновационной деятельности работников образования (исследовательских проектов с детьми, рабочих программ, методических разработок и другие);

- 84,2 % педагогов представляли свой педагогический опыт работы с детьми с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом в форме творческих мастерских, мастер-классов, открытых уроков, публичных выступлений, публичных защит разработанных в образовательном учреждении проектов, семинаров;

- образовательные учреждения являются стажерскими площадками системы дополни-

Современная школа

тельного профессионального образования педагогов, работающих с детьми, обладающими высоким интеллектуальным и творческим потенциалом;

- 26,3 % образовательных учреждений являются федеральными и региональными экспериментальными площадками по организации инновационной деятельности с детьми, имеющими высокий интеллектуальный и творческий потенциал.

Открытие предметных лабораторий можно рассматривать как новую форму поддержки школ, реализующих инновационные образовательные программы, дополнительный стимул педагогическим коллективам в развитии за счет использования современных технологий и нового современного оборудования. С другой стороны, предметная лаборатория - это областная площадка распространения эффективного педагогического опыта по работе с одаренными школьниками, организации и проведения мероприятий для данной категории обучающихся, в том числе с использованием интернет ресурсов и сетевого взаимодействия.

Изучение опыта деятельности предметных лабораторий с одаренными детьми в Челябинской области позволяет говорить о том, что на базе предметных лабораторий в большей степени созданы организационные, кадровые, материально-технические условия, для решения комплексно проблемы выявления и развития детской одаренности. Понимая, что для работы с одаренными детьми нужен творческий педагог, которого нужно подготовить, вырастить, следует отметить необходимость научно-методическое сопровождения дальнейшего развития педагогических коллективов предметных лабораторий при непосредственном участии и поддержке со стороны профессорско-преподавательского состава государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Специалистами института постоянно совершенствуются подходы к организации непрерывного образования педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми. Официальный сайт института содержит страницу «Предметные лаборатории», на которой представлены актуальные документы Феде-

рального и регионального уровней по проблеме, определяющие основные направления деятельности, информационные карты образовательных учреждений, являющихся предметными лабораториями, адреса передового педагогического опыта, открыт специализированный форум. Институт является координатором деятельности предметных лабораторий, организатором проведения повышения квалификации педагогов в форме стажировки и мероприятий научно-методического содержания, а также олимпиад и различных конкурсов непосредственно со школьниками.

Преподавателями кафедр разработаны и успешно реализуются модульные курсы, раскрывающие особенности содержания образования и организации работы с одаренными детьми: «Управленческое обеспечение работы с одаренными детьми в образовательном учреждении», «Научно-исследовательская работа учащихся в школе», «Организация исследовательской деятельности школьников», «Лидер детских общественных объединений: содержание, технологии, эффективность работы», «Организация работы классного руководителя с одаренными детьми», «Подготовка учащихся к олимпиаде по технологии», «Подготовка учащихся к олимпиаде по биологии», «Методика подготовки и проведения олимпиад школьников по общественным дисциплинам».

В практике совместной работы ГОУ ДПО ЧИППКРО и образовательных учреждений, являющихся предметными лабораториями, существуют некоторые научно-методические и организационные проблемы, связанные с формированием общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий федеральных и региональных программ. В связи с этим на перспективу совместной деятельности выделяются следующие ключевые задачи:

- организация помощи образовательным учреждениям в формировании нормативной базы, регламентирующей статус предметных лабораторий по работе с одаренными детьми, их взаимодействие с образовательными учреждениями Уральского федерального округа;

- создание новых и расширение существующих образовательно-информационных ресурсов предметных лабораторий;

Научно-теоретический журнал

Выпус^2(4)» 2010

(Власова И. В.

(Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей

- участие в научных и практических конференциях разного уровня по проблемам ода -ренности, развития талантов для ознакомления с зарубежным и отечественным опытом работы;

- создание на базе предметных лабораторий ресурсных центров работы с одаренными учащимися по своему профилю;

- активное использование научно-педагогического потенциала предметных лабораторий для повышения квалификации педагогических работников системы образования челябинской области, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта.

Работа с одаренными учащимися в последние годы выделяется в разряд приоритетных направлений. Вместе с тем, два года деятельности предметных лабораторий лишь начало пути. Использование возможностей предметных лабораторий для выявления и поддержки одаренных школьников в области, роста творчества педагогов через совместную активную дея -тельность педагогических коллективов образовательных учреждений и института повышения квалификации педагогических работников будут способствовать решению поставленных задач.

Литература

1.Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 5-13.

2.Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников [Текст] : учебное пособие для студ. пед. вузов / Н. С. Лейтес. - М. : Академия, 2000. - 183 с.

3. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-18.

4. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

5.Матюшкин, А. М. Загадки одаренности [Текст] : проблемы практ. диагностики / А. М. Матюшкин. - М. : Школа-Пресс, 1993. - 127 с.

6.Президентская программа «Дети России» [Текст] : мин-во общ. и проф. образования РФ, Психол. ин-т РАО, Центр комплекс. формирования личности РАО. - М. : Центр комплекс. формирования личности РАО, 1997. - 354 с.

7.Хромова, Т. Трудно ли учить вундеркиндов? Педагогические проблемы работы с одаренными детьми [Текст] / Т. Хромова // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. -№ 2. - С. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.