Научная статья на тему 'Теоретические аспекты изучения детской одаренности: этимология понятия, признаки и стратегии осуществления деятельности'

Теоретические аспекты изучения детской одаренности: этимология понятия, признаки и стратегии осуществления деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
653
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЗАДАТКИ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журба Наталья Николаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с обучением, воспитанием, социализацией одаренных и талантливых детей, а так же их мотивационно-личностными особенностями. Особое внимание уделяется теоретическим аспектам одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты изучения детской одаренности: этимология понятия, признаки и стратегии осуществления деятельности»

УДК 37.01

Журба Наталья Николаевна

Старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования Государственного Образовательного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Челябинского Института Переподготовки Повышения Квалификации Работников Образования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ И СТРАТЕГИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Zhurba Natalya Nikolaevna

Senior lecturer of the Department of education and additional education State institution of Additional Professional Education Chelyabinsk Institute of Retraining Teacher Training

THEORETIC ASPECTS OF CHILDREN’S BEING GIFTED: ETIMOLOGY OF THE NOTION, SIGNS AND STRATEGIES

OF INTERACTION

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно. Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще используется не термин «одаренность» а другой - «гений» (то лат. - genius - дух) [6]. Изначально, еще в античной культуре «гений» - нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком. Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого - «talanton»). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью - высшую степень проявления таланта. Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Оперируя словом «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в отдельную линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сплошной

итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.

Признание возможности существования возможности самого дара есть ни что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически неподвластными нам факторами. Естественно, что один из важнейших вопросов, волновавших ученых на протяжении многих столетий, - вопрос о происхождении этого дара.

Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе - величайшее из даров природы. Подчеркнем, что этим даром природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.

Наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие одаренности определение, предложенное К. К. Платоновым. Он утверждал, что одаренность -это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.

Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.

Одаренность определяется как:

- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2];

- качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других [2];

- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности [2];

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей [2];

- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [2].

На сегодняшний день большинство психологов [3] признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка

(игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Кроме того, большинство психологов рассматривает и креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и независимых факторов одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли [3, с. 68], развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми предлагаем использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности») - это те особенности одаренного

ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный (таблица).

Признаки одаренности

Аспект поведения ОР Признаки и стратегии осуществления деятельности

1 2

Инструментальный характеризует способы деятельности одаренного ребенка 1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: - быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; - использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом -сложное

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений

Окончание таблицы

1 2

Мотивационный характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т. д.), определенным формам собственной активности (физической, художественной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов и точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами одаренности.

Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Библиографический список

1. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М., Просвещение, 1981 - 211 с.

2. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы [Текст]/ Н. С. Лейтес -М.: Просвещение, 1984. - 179 с.

3. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пос. для высш. и сред. пед. зав./ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. // Под ред. Н. С. Лейтеса. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-ский центр «Академия», 2000. -336 с.

4. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив [Текст] / А. И. Савенков. Детская одаренность и домашнее обучение: Академия развития - Ярославль, 2004 - 162 с.

5. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность [Текст]/ В. С. Юркевич, - М.: Изд-во: Просвещение. - 1996. - 214 с.

6. http://www.friendship.com.ru/wunderkind/02.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.