Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования культурного самоопределения младших подростков'

Теоретические основы исследования культурного самоопределения младших подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лисина Людмила Михайловна

Осуществлен сравнительный анализ подходов к определению понятия «самоопределение», выявлены основные направления исследования самоопределения, обоснована авторская позиция в исследовательском поле самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования культурного самоопределения младших подростков»

щимися, а также использоваться в процессе осуществления вербальных способов правового воспитания.

Следует отметить, что наибольшую роль в повышении уровня правовой культуры младших школьников играет воспитание у них чувства ответственности и долга. В правовом воспитании особенно важно разъяснять ученикам начальных классов принцип личной ответственности каждого за свои поступки и конкретно показывать степень соответствия последних правилам для учащихся, юридическим и моральным нормам.

Необходимо также искоренять ложное понимание чувства товарищества, так называемую «круговую поруку», которая, с точки зрения правовой культуры, имеет отрицательное значение. Важно доступно объяснить ребенку, что, покрывая поступки своих друзей, он поступает неправильно и по отношению к своему другу, и к обществу в целом, поддерживает неумение бороться с собственными недостатками, честно держать ответ за свои действия, лживость, трусость и безответственность. А эти отрицательные черты в результате могут обусловить и противоправную мотивацию поведения.

В современном российском обществе в педагогической деятельности необходимо учитывать фундаментальные принципы жизнедеятельности личности, опираясь на цивилизованную иерархию духовных ценностей. Выявление закономерностей механизма формирования правовой культуры ребенка возможно, прежде всего, в русле ценностного подхода к праву.

Таким образом, в современных социокультурных условиях в качестве основной концепции формирования правовой культуры ребенка необходимо использовать этико-правовой подход. В образовательном учреждении необходимо выстраивать целостную систему повышения правовой культуры личности, основанную на гуманистической этике, принципах естественного права и высоконравственных традициях отечественной педагогики. Отношение к учащемуся как к субъекту образовательного процесса требует отказаться от формально-информационного подхода в обучении без учета его личностных возможностей и реальных потребностей. Правовая информация должна предоставляться

ребенку только после формирования у него соответствующих нравственных установок.

Литература

1. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы / Е.А. Певцова // Государство и право. 2005. № 4.

2. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме / Н.К. Сергеев // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград: Перемена. 1997. Вып.4.

3. Хайкин, Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем / Я.З. Хайкин. М., 1972.

4. Гриценко, Л.И. Реализация личностного подхода в коллективе / Л.И. Гриценко // Социализация и развитие детей и подростков в общеобразовательных учреждениях интернатного типа в контексте национального подхода (Ежегодные Макаренковские педагогические чтения): материалы регион, науч,-практ. конф. Волгоград, 2004.

5. Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в школе / Н.И. Элиасберг. М., 1996.

6. Шегорцов, В.А. Социология правосознания / В. А. Шегорцов. М., 2001.

7. Ловничая, Т.Н. Формирование правосознания личности ребенка / Т.Н. Ловничая // Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне. Волгоград, 2001.

Л.М. ЛИСИНА (Волгоград)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Осуществлен сравнительный анализ подходов к определению понятия «самоопределение», выявлены основные направления исследования самоопределения, обоснована авторская позиция в исследовательском поле самоопределения.

Проблема культурного самоопределения младших подростков сегодня актуальна и востребована в педагогических исследованиях. Вместе с тем сам термин «куль-

© Лисина Л.М., 2007

турное самоопределение личности» трактуется учеными неоднозначно. В этой связи может оказаться продуктивной интерпретация культурного самоопределения младших подростков через логическую цепочку: самоопределение —» культурное самоопределение —» культурное самоопределение младших подростков. Центральным элементом в этой триаде является «самоопределение».

Обращение к толковым словарям русского языка показывает различную тема-тизацию этого слова. В словаре Ушакова (2000) - «самоопределиться - осознать себя определить свое собственное существование, начать существовать самостоятельно, найти свое особое место в мире, обществе». С.И. Ожегов (1995) трактует самоопределение как определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, классовых, подсознательных интересов. У В.И. Даля (1994) читаем: «самоопределение - самостоятельное распоряжение собственной судьбой по собственному выбору». «Словарь современного русского языка» (1972) дает следующее понимание самоопределения - это действие от глагола «самоопределяться», что означает осознать себя, определить свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.

Отметим, что такая же неоднозначность определения исследуемого понятия наблюдается и в науках (философия, социология, психология и педагогика).

Исследователи самоопределения на философском уровне (Ж.П. Сартр,

М.М. Бахтин, Н.О. Лосский и др.) выделяют в качестве сущностного момента такой признак, как «деятельное отношение к ситуации», в которой субъект реализует свою свободу выбора (цит. по: [3: 23]). По мнению Н.Д. Зотова, самоопределение есть «определение себя как существа, обладающего сознанием и волей, осознание самого себя как субъекта поведенческих проявлений» [5: 35]. В.А. Конев в самоопределении человека различает три грани: 1) онтологическую; 2) гносеологическую; 3) нравственно-ценностную. По мнению ученого, онтологическая сторона самоопределения, предусматривает определение человеком себя в бытии, в жизни, когда он ставит вокруг себя пределы, границы, проектирует свое место в культуре, в социальном мире в целом. С гносеологичес-

кой стороны самоопределение предполагает осознание себя как личности, познание своей индивидуальности, своих отношений с социумом, его требований к себе. Нравственно-ценностная грань самоопределения связана с определением себя как нравственного человека (человека культуры) посредством эмоционального восприятия мира ценностей, их анализа, оценки и выбора тех, что не отвергаются, а принимаются, присваиваются и, став ценностным основанием «ведущей линии жизни» (А.Н. Леонтьев), помогают выработать собственные жизненные ориентиры нравственно оправданной жизнедеятельности, обрести смысл «личностного существования» [7: 37]. Иное наполнение понятие «самоопределение» получает в трактовке

Н.М. Шахмаева, который писал, что самоопределение подразумевает определение человеком «своего места в мире в отношениях к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества, в определении своего места в обществе, в системе общественных отношений; в социально-ролевой интерпретации своего социального статуса, в формировании ценност-но-смыслового ядра личности» [12: 13].

В социологических науках самоопределение интерпретируется как многоступенчатый процесс, представляющий собой решение серии задач, которые ставит перед собой личность, основной инструмент социализации личности, определения молодым человеком своего места в социуме [9: 75]. Такой подход характеризует самоопределение по отношению к поколению в целом, определяет его как вхождение человека в социальные структуры и сферы; при этом выделяются виды самоопределения, соответствующие видам этих структур и сфер [4: 19].

Психологические исследования по проблеме самоопределения опираются на идеи С.Л. Рубинштейна (1946), который считает, что в понятии самоопределения отражена сама суть, смысл принципа детерминизма, заключающегося «в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Психологическое понимание самоопределения заключается в новой внутренней позиции, включающей осознание себя как члена общества, принятия своего места в нем (И.Ю. Кулагина)^ перманентном процессе переосмысле-

ния человеком мира и собственной жизни (С.Н. Чистякова); в поиске возможностей беспредельного развития (Е.А. Климов). И. С. Кон (1978) видит в самоопределении четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, ответ на вопросы «Кем быть?», «Что делать?». Самоопределение личности рассматривается Л.И. Божович (1979) в возрастном аспекте как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования, потребность найти свое место в общем потоке жизни. В трактовке

В.Ф. Сафина самоопределение - это осуществление самореализации через самооценивание и саморегуляцию в процессе практической и теоретической деятельности в рамках общественно необходимого.

К.А. Абульханова-Славская трактовала самоопределение как одно из личностных образований, «ответственное» за осознание личностью своей позиции в отношении социальной действительности, которая формируется внутри координат системы отношений. Центральным моментом самоопределения являются собственная активность и осознанное стремление человека занять определенную позицию [!]• С.Б. Крайчинская рассматривает самоопределение как шаг в развитии личности, а В. К. Зарецкий связывает процесс самоопределения с личностными изменениями, указывает, что именно самоопределение может рассматриваться в качестве своеобразной «единицы» процесса развития личности.

В контексте нашего исследования привлекательным представляется понимание самоопределения В.И. Слободчиковым (2006) - «определение своей собственной самости в пространстве других самостей».

Взгляды зарубежных психологов проанализированы в диссертационном исследовании О.А. Шкилевой, которая отмечает, что в американской психологии проблема самоопределения рассматривается главным образом в плане выявления особенностей личной идентификации с позиций ролевых теорий. Процесс формирования образа Я исследуется американскими учеными преимущественно через изучение ценностных ориентаций [13: 39].

Идея самоопределения привлекла многих педагогов-практиков и теоретиков в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого

столетия. Она разрушила прежние взгляды на педагогическую деятельность как воздействие на личность ребенка. Одним из первых обратился к исследованию понятия «самоопределение» О.С. Газман, который показал, что в культуре существуют непреходящие экзистенциальные ценности. Такой ценностью и стало самоопределение как «генеральная способность», «предпосылка развития личности», «базовый компонент культуры личности» [8: 33]. В педагогических исследованиях самоопределение понимается как «процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни» [6: 133], «определение пределов для самого себя (самоопределение)» (Байбаков); «способность к самостоятельному построению жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентирами» [2: 114].

«Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самооп-ределениии свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми» [10].

Несколько по-иному-как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы -рассматривает самоопределение С. В. Куль-невич (1998). Суть самоопределения, по мнению ученого, состоит в выявлении и утверждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед выбором и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения.

Таким образом, на социологическом и педагогическом уровнях самоопределение наделяется признаками, указывающими на связь с определенными сферами жизнедеятельности и отношений. На основании это-

го выделяют профессиональное (Г.П. Новиков, Л.А. Староверкина, Б.С. Пряжни-ков, С.Н. Чистякова и др.), социально-профессиональное (С.Г. Вершловский, В.А. Куценко, А.М. Кухарчук и др.), личностное (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон и др.), нравственное (М.Е. Дуранов, Н.Д. Зотов, О.Г. Дробницкий), ценностное (Т.А Носова, М.Р. Гинзбург, В.Д. Повзун и др), эстетическое (Е.М. Сафронова, Н.Б. Крылова, Э.А. Орлова), жизненное - выпускников средней школы (В.И. Журавлев,

B.Л. Лебедева, П.А. Шавир) и личности в целом (А.К. Макарова, С.Л. Чернер и др.) -самоопределение.

Вместе с тем практически не исследована проблема культурного самоопределения младших подростков. На наш взгляд, понимание самоопределения как непрерывного процесса выбора и обретения личностью оснований собственного бытия, в котором проявляются и развиваются ее субъектность и субъектная активность, послужит теоретической основой такого исследования.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981.

C. 19-44.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография /

Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

3. Вехова, А. П. Дидактические и органи-

зационные условия развития жизненного самоопределения старшеклассников гимназии: дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01 /

А. П. Вехова. Волгоград, 2003. 235 с.

4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопр. психологии. 1998. № 2. С. 19-26.

5. Зотов, Н.Д. Нравственное самоопределение личности /Н.Д. Зотов. М.: Знание, 1993. 64 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. М.: Академия, 2000. 176 с.

7. Конев, В.А. Курс «Философия образования (культуроантропологический аспект)» / В.А. Конев. Самара: СИПКРО, 1996.

92 с. (Сер. «Подготовка менеджеров образования»; вып. 6).

8. Крылова, Н.Б. Введение в методологию индивидуального образования /Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. Педагогика «Я». 2005. Вып. 2 (21). С. 27-42.

9. Никитина, Н.Н. Самоопределение личности как социокультурный феномен / Н.Н. Никитина // Новые ценности образования. Педагогика «Я». 2005. Вып. 2 (21).

С.16-27.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002. 528 с.

11. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Р. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

12. Шахмаев, И.М. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускника общеобразовательной школы / И.М. Шахмаев // Новое в педагогике. М., 1998.

13. Шкилева, О.А. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профес-сионально-педагогической культуре: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08 / О.А. Шкилева. Волгоград, 1999. 199 с.

С. А. ЕРМОЛАЕВА (Коломна)

ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анализируется идея отчуждения личности от общества, которая, по мнению автора, выступает как одна из самых продуктивных идей социологического и антропологического методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Понятие «отчуждение» используется в связи с исследованием разнообразных и сложных проблем, касающихся сущности человека, его деятельности, ее продуктов и т.п., а также отношений человека и общества.

В философии глубоко исследуется отчуждение человека не только от своей дея-

© Ермолаева С.А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.