Научная статья на тему 'Отчуждение личности как проблема предупреждения преступности несовершеннолетних'

Отчуждение личности как проблема предупреждения преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермолаева Светлана Анатольевна

Анализируется идея отчуждения личности от общества, которая, по мнению автора, выступает как одна из самых продуктивных идей социологического и антропологического методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчуждение личности как проблема предупреждения преступности несовершеннолетних»

го выделяют профессиональное (Г.П. Новиков, Л.А. Староверкина, Б.С. Пряжни-ков, С.Н. Чистякова и др.), социально-профессиональное (С.Г. Вершловский, В.А. Куценко, А.М. Кухарчук и др.), личностное (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон и др.), нравственное (М.Е. Дуранов, Н.Д. Зотов, О.Г. Дробницкий), ценностное (Т.А Носова, М.Р. Гинзбург, В.Д. Повзун и др), эстетическое (Е.М. Сафронова, Н.Б. Крылова, Э.А. Орлова), жизненное - выпускников средней школы (В.И. Журавлев,

B.Л. Лебедева, П.А. Шавир) и личности в целом (А.К Макарова, С.Л. Чернер и др.) -самоопределение.

Вместе с тем практически не исследована проблема культурного самоопределения младших подростков. На наш взгляд, понимание самоопределения как непрерывного процесса выбора и обретения личностью оснований собственного бытия, в котором проявляются и развиваются ее субъектность и субъектная активность, послужит теоретической основой такого исследования.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981.

C. 19-44.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография /

Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

3. Вехова, А. П. Дидактические и органи-

зационные условия развития жизненного самоопределения старшеклассников гимназии: дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01 /

А. П. Вехова. Волгоград, 2003. 235 с.

4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопр. психологии. 1998. № 2. С. 19-26.

5. Зотов, Н.Д. Нравственное самоопределение личности /Н.Д. Зотов. М.: Знание, 1993. 64 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. М.: Академия, 2000. 176 с.

7. Конев, В.А. Курс «Философия образования (культуроантропологический аспект)» / В.А. Конев. Самара: СИПКРО, 1996.

92 с. (Сер. «Подготовка менеджеров образования»; вып. 6).

8. Крылова, Н.Б. Введение в методологию индивидуального образования /Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. Педагогика «Я». 2005. Вып. 2 (21). С. 27-42.

9. Никитина, H.H. Самоопределение личности как социокультурный феномен /

H.H. Никитина // Новые ценности образования. Педагогика «Я». 2005. Вып. 2 (21). С.16-27.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002. 528 с.

11. Психология: словарь / под общ. ред.

A.B. Петровского, М.Р. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

12. Шахмаев, И.М. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускника общеобразовательной школы / И.М. Шахмаев // Новое в педагогике. М., 1998.

13. Шкилева, O.A. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профес-сионально-педагогической культуре: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08 / O.A. Шкилева. Волгоград, 1999. 199 с.

С. А. ЕРМОЛАЕВА (Коломна)

ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анализируется идея отчуждения личности от общества, которая, по мнению автора, выступает как одна из самых продуктивных идей социологического и антропологического методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Понятие «отчуждение» используется в связи с исследованием разнообразных и сложных проблем, касающихся сущности человека, его деятельности, ее продуктов и т.п., а также отношений человека и общества.

В философии глубоко исследуется отчуждение человека не только от своей дея-

© Ермолаева С.А., 2007

тельности, ее продуктов, но и отчуждение от своей природы, от собственной сущности - самоотчуждение (К. Маркс, М. Хайдеггер).

Идея отчуждения личности от общества как причина преступности рассматривалась в рамках социологического и антропологического, психологического и педагогического подходов. Поэтому для методологической основы изучения проблемы и моделирования возможных путей и вариантов ее решения целесообразно различать социальное, психологическое и педагогическое отчуждение.

В начале XX в. идея отчуждения разрабатывалась преимущественно в рамках социологического подхода. Одним из вариантов изучения этой проблемы стало исследование социальной аномии (Э.Дюрк-гейм, П.К.Мертон и др.). Близки этому подходу исследования конца XX-начала XXI в. в рамках социальной виктимоло-гии, где человек изучается как жертва социализации в современном мире (Е.В. Андриенко, A.B. Мудрик, Ц.П. Короленко, Г.А. Донских, Д.В. Ривман и др.). В рамках данного подхода социальное отчуждение - это состояние человека, которое порождено преимущественно внешними причинами, объективными обстоятельствами, в том числе отношением к нему других людей, групп, которое он не в силах изменить. При этом акцент делается на выявлении тех внешних причин, негативных явлений, происходящих в обществе, которые делают его антигуманным. Такое общество своим равнодушием к отдельному человеческому индивиду давит, ломает его и обрекает на одиночество. Возникающее отчуждение человека выражается в том, что он перестает воспринимать общество как нечто ему необходимое, лично значимое. Социальные, в том числе правовые нормы и ценности теряют для него всякий смысл, а значит, он не считает себя обязанным им следовать. Игнорирование и даже целенаправленное нарушение установленных в чуждом ему обществе норм и законов может приносить человеку даже реальное удовлетворение, восприниматься как месть за его унижения и потери. Изменение социальной ситуации, условий жизни и труда может ликвидировать и социальное отчуждение личности, изменить ее отношение к обществу, атрибутом общественной жизни.

В рамках антропологического подхода для ученых первостепенное значение приобретает изучение не внешних, а внутренних причин, порождающих отчуждение личности, или ее одиночество. Отчуждение исследуется с точки зрения внутренних причин его возникновения, его внутреннего генезиса. Анализируются не только внешние влияния на внутренний мир, но и роль личных особенностей, свойств человека.

Психологическое отчуждение, таким образом, рассматривается учеными как субъективное неприятие индивидом социальной среды, окружения. Для педагогических исследований феномена отчуждения особую значимость приобретает выявление как внешних, так и внутренних причин, порождающих педагогическое отчуждение - учителя от ученика, ученика от учителя, школы и в целом от образования. Выявление специфики появления и развития педагогического отчуждения позволяет ученым искать пути, методы и средства для предупреждения его возникновения, а значит, и предупреждения преступлений учащихся.

Еще в 1887 г. А.Н. Острогорский писал, что основная причина, которая приводит человека к нарушению заповеди добра, кроется в общественных условиях жизни, указывал на роковую роль обособленности, одиночества человека в обществе. Среди причин, которые приводят человека к дурному поступку, пишет педагог, мы поставили все то же явление « — обособленность, нарушение общественных связей. Человек не имеет веры, что в тяжких обстоятельствах люди придут к нему на помощь, что в минуты борьбы и сомнений ему протянут руки с дружеской поддержкой. Свою борьбу надо пережить за свой счет, вынести на своих плечах. Стоит ли бояться их осуждения? Вернее положиться на свою голову, на свою совесть, а раз совесть перестает проверять себя мнением честных людей, ее нетрудно убаюкать, утешить» [5: 164].

Профилактика преступности предполагает при таком подходе необходимость предупреждения разрыва связей человека с обществом, создания таких условий, чтобы человек не чувствовал себя одиноким. Он должен верить, что ему помогут, и такая помощь со стороны общества, людей очень важна для каждого человека.

Превентивная работа должна учитывать механизмы, благодаря которым развивается отчужденность человека от общества, толкающая его на преступления.

Глубокое обоснование сущности отчуждения, или одиночества, человека в связи с рассмотрением проблемы правосознания мы находим в философии И.А. Ильина. В понимании философа, одиночество не целесообразно трактовать только с негативных позиций. Для раскрытия сущности правосознания И.А. Ильин исследует одиночество в контексте естественно присущего человечеству и каждому человеку способа существования.

И.А. Ильин в работе «О сущности правосознания» писал о том, что человечеству, живущему на земле, присущ такой способ существования, который делает право необходимой формой его бытия. Этот способ существования определяется особым соотношением множества и единства, одинаковости, различия и общности.

Человечество живет на земле так, что человек для человека остается всегда психофизическим инобытием, а все люди вместе представляют из себя множество одинаково одиноких, но своеобразных, духовно-творческих монад, связанных общей основой существования [3: 50]. Не только физически и психически каждый для каждого остается инобытием: непосредственный процесс жизни, ее начало и конец, душевные и телесные состояния, способности и поступки, словом-вся судьба каждого отдельна и особенна; каждое из «неделимых» духовных существ индивидуально и самобытно. И, невзирая на постоянное, повседневное, сознательное и бессознательное общение, каждый человек совершает свой путь и осуществляет свою судьбу в глубоком и неизбывном одиночестве.

По мнению И.А. Ильина, одиночество есть естественный путь к индивидуальному духовному развитию, к творчеству. Рассмотрев сущность одиночества как индивидуального процесса развития, философ переходит к проблеме взаимодействия индивидов, общества, когда возникает потребность самоутверждения и реализации каждого из индивидов, а значит, возникает и необходимость права, которое регулирует это взаимодействие.

Позиция И.А. Ильина состоит в том, что человек, лишенный права на индиви-

дуальное свободное бытие, духовную жизнь, творчество, не будет полноценно развиваться, а значит его поведение, деятельность будут или примитивно обычными, подчиняющимися мнению или силе большинства, или преступными, т. к. неразвитые духовные силы не будут контролировать формы его самоутверждения, самореализации в соответствии с интересами других представителей общества, человечества.

Предупреждение преступности видится тут в направлении обеспечения свободы индивидуального, духовного развития каждого человека, но одновременно - и пресечения духовно не свободного, не развитого, эгоистически озлобленного одиночества, которое не способно к правосознанию, основанному на естественном праве.

В советский период в психологии и педагогике понятие «отчужденность личности» почти не использовалось, но глубинная сущность лежащей в основе идеи рассматривалась, только на других уровнях и с помощью других понятий. В рамках психолого-педагогических исследований главный акцент был сделан на анализе внутренних факторов, вызывающих отчуждение.

В.В. Абраменкова (1984), A.B. Петровский (1987) исследуют действие механизма отчуждения в разных фазах личностного развития в детском возрасте: адаптации - присвоения индивидом социальных норм и ценностей; индивидуализации - открытия или утверждения Я; интеграции -изменения жизнедеятельности окружающих людей. Нарушение механизма адаптации проявляется в негативизме, эгоцентризме, закрытости ребенка для вкладов. В фазе индивидуализации механизм «отчуждения» (обособления, отстранения, противопоставления) при нормальном развитии обеспечивает становление у ребенка начальных форм самосознания [6: 98]. При этом не происходит отчуждения в полном смысле, противопоставления индивидом своего Я другим и обществу в целом. Нарушение механизма персонализации в этой фазе выражается в чрезмерном по силе и характеру обособлении, противопоставлении другим людям.

Для перехода в фазу интеграции необходимо взаимодействие механизмов идентификации и отчуждения. Только их

единство обеспечивает активное присвоение личностью социальных норм и ценностей. Иначе происходит своего рода «антиперсонализация»: личность начинает строить свои поступки «от противного», активно вырабатывая в себе качества, противоположные социально одобряемым.

Такое понимание действия механизмов личностного развития не означает, что они реализуются стихийно и не могут предполагать педагогического управления и психологического сопровождения процесса с целью предупреждения нежелательных отклонений.

Активно разрабатываемая в отечественной психологии и педагогике теория отношений (В.Н. Мясшцев, Д.И. Фельдштейн, Б.И. Додонов и др.), а также теория общения (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, Я.Л. Ко-ломинский, Н.В. Кузьмина, A.A. Мудрик,

A.B. Петровский, А.И. Щербаков) невольно выводили ученых на проблемы нарушения общения на уровне межличностных отношений или отношений человека с группой, коллективом, а также отношения человека к обществу в целом.

В ходе исследований было отмечено, что общение, которое в отечественной науке традиционно признавалось и рассматривалось как важнейшее средство, с помощью которого осуществляются обучение, воспитание и развитие ребенка, нередко может быть нарушено с самого раннего возраста. Чем раньше ребенок лишается полноценного общения со взрослыми, особенно с родителями в семье, тем вероятнее отклонения в его психическом и социальном развитии.

Недавние подсчеты показали, пишут ученые, что на долю так называемых аморальных семей, где к отчуждению детей приводят пьянство родителей, их развратный образ жизни, где полностью отсутствуют условия для воспитания, приходится лишь одна четвертая всех стоящих на учете в милиции [4: 45]. Основную же массу составляют так называемые благополучные, но педагогически по разным причинам несостоявшиеся семьи, где также возникла ситуация отчуждения.

Огромная опасность, по мнению И.Б. Михайловской и Г.В. Вершининой, кроется в эмоциональном отвержении ребенка. Большинство родителей, не любящих своих детей, пытаются подавить свою антипатию, скрыть ее, в том числе и от

самих себя. Иногда эмоциональное отвержение выражается в безразличии родителей к подростку. В мягкой форме такое отстранение выливается в реальное попустительство.

Встречается и парадоксальное для таких отношений родительское поведение. При полном невнимании к внутреннему миру подростка, его проблемам и переживаниям родители камуфлируют свое эмоциональное отстранение внешне преувеличенными, демонстративными формами заинтересованности и контроля (4: 49). Такое отношение, считают ученые, не проходит бесследно для детей. Если авторитарный стиль формирует или пассивную покорность, или озлобленную агрессивность, то либерально-попустительский стиль взращивает всевозможные пороки, основанные на вседозволенности.

В.Г. Степанов (1996) рассматривает отчуждение как основу эгоистической позиции человека. Отчужденности у детей, как указывает ученый, как правило, не бывает до 3 лет: они чувствуют себя единым целым с родителями и природой. Возникновение и развитие чувства Я кладут начало процессу осмысления степени прочности своей позиции в жизни. Их начинают тревожить вопросы о жизни и смерти, им нужно ощущение надежности и любви. Если ребенок сам не смог решить проблемы, возникают тревожность и беспокойство. Отчуждение может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в полной мере возникает у подростков и старшеклассников, когда они встречаются с равнодушием окружающих. В связи с этим, считает В.Г. Степанов, у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и все больше проявляются грубость и жестокость по отношению к окружающим [7: 193].

Существует и обратная связь - крайние формы эгоизма личности аналогично ведут к отчуждению. Эгоист из-за своего отношения к другим людям, из-за собственных поступков становится заложником своего эгоизма. Ненадежность, нежелание работать, жестокость, предательство, подлость отталкивают от него людей, делают его одиноким. Одиночество еще более озлобляет и усугубляет эти и другие пороки, расширяет пропасть между таким человеком и обществом.

Среди юристов научное исследование проблемы отчуждения личности как источника преступного поведения было проведено Ю.М. Антоняном, М.И. Еникеевым и В.Е. Эминовым (1996). Как показывают результаты их исследования, начало отчуждения необходимо искать в проблемах семьи и семейного воспитания. Ученые приводят собственные данные, доказывающие, что по сравнению с правопослушными гражданами преступники на 20% меньше уверены в любви матери. При этом они в еще меньшей степени уверены в своей ответной любви к ней. Уверены в своей любви к матери только 59,9% преступников (среди правопослушных -75,5%). Данные показали, что потребность в общении с матерью значительно выше у правопослушных, чем у осужденных (65 и 53%); матери правопослушных уделяли им значительно больше внимания (74,4 и 63,6%). У преступников круг неудовлетворенных потребностей в семейном общении шире. Так, для них потребность в общении с братом в 4 раза превышает реальное удовлетворение, с отцом - в 2 раза, с дедом - в 2 раза, с сестрой - в 0,3 раза и с другими людьми - в 8 раз. Во всех ответах респондентов прослеживается незначительная роль отца в эмоциональных контактах с детьми.

Ученые приходят к заключению: на ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвержения родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утратить себя, свое Я, свое положение в жизни. Он ощущает, что под сомнение поставлено само его право на существование, поэтому страшится небытия и постоянно ожидает враждебных, даже агрессивных действий со стороны окружающих. Такая повышенная тревожность способна активно стимулировать преступное поведение. Это происходит тогда, когда человек ощущает необходимость защиты от людей или явлений, субъективно воспринимаемых как угрожающие или деструктивные [1: 117]. Тревожность становится основой преступного поведения, а основными его мотивами при этом являются самозащита и самоутверждение.

На рубеже XX - XXI вв. во многих психолого -педагогических исследованиях

активно развивается идея психологического отчуждения или нарушения привязанности детей к родителям, педагогам как причина девиантного поведения. По данным психологических исследований (Д. Аллан, В. Оклендер, Л.Я. Олиференко, И.А. Фурманов, Т.П. Шульга и др.), нарушения поведения и развития у детей возникают также после пережитой психологической травмы, т.к. при этом затрагиваются все уровни функционирования человека (личностный, межличностный, социальный; физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям у детей, которые не просто пережили какую-либо драму или катастрофу, а стали ее очевидцами. Одним из таких изменений может стать возникновение отчужденности, которая, в свою очередь, может вызвать те или иные формы отклоняющегося поведения.

Предупреждение девиантного, в том числе преступного, поведения видится здесь в специальной, целенаправленной психолого-педагогической работе с детьми и подростками с тем, чтобы по возможности уберечь неокрепшую психику ребенка от сильных душевных потрясений, стрессов. А с детьми, которые уже оказались жертвами психотравмирующих обстоятельств, важно вести работупо предупреждению отчуждения от людей и от общества, преодолению последствий травматической ситуации, возвращению веры в себя, в общество, формированию чувства защищенности, оптимизма.

Причины преступности, с позиции идеи отчуждения, кроются и в характере школьного обучения. Здесь они звучат как проблема педагогического отчуждения, результатом чего является десоциализация учащегося.

М.Н. Дудина и К.И. Подбуцкая определяют педагогическое отчуждение как нарастание у взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной для него жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетентности [2: 60].

Педагогическое отчуждение здесь рассматривается как следствие некомпетентности педагогов и «неблагоприятной жиз-

ненной ситуации», которая не менее важна для возникновения отчуждения. Ребенок из неблагополучной семьи, не подготовленный к школе, отстающий по уровню эмоционально-волевого, умственного и практического развития от одноклассников, не имеющий условий для нормального выполнения домашних заданий и не получающий даже минимальной помощи от взрослых ни дома, ни в школе, неудачник в учебе и дружбе как раз находится в такой ситуации. Отчуждение является уже следствием взаимодействия большого количества внешних и внутренних факторов, которые отторгают человека от учения и школы.

На современном этапе назрела острая необходимость разработки научных педагогических технологий, позволяющих предупредить возникновение и нарастание отчужденности ребенка сначала от семьи, от школы, затем в целом от общества, а также технологий коррекции личностного развития ребенка, ресоциализации его, возвращения безнадзорных и дезадаптированных детей в нормальное общество.

Анализ исследований по проблеме отчуждения человека и преступности несовершеннолетних, проведенных в XXв., показывает, что проблема достаточно перспективна для разработки в рамках как социологического, так и антропологического методологического подходов, а также в рамках интегративного социолого-антро-пологического подхода.

Литература

1. Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. М.: Юристъ, 1996. 336 с.

2. Дудина, М.Н. Социализация подростков и проблема педагогического отчуждения / М.Н. Дудина, К.И. Подбуцкая // Школьные технологии. 2000. № 5. С. 59-60.

3. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.

4. Михайловская, И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения / И.Б. Михайловская, Г.В. Вершинина. М.: Просвещение, 1990. 143 с.

5. Острогорский, А.Н. Избранные педагогические сочинения /А.Н. Острогогрский; сост. Т.Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

6. Психология развивающейся личности / под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.

7. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. М.: Академия, 1996. 320 с.

H.H. БУЗЮМОВА (Волгоград)

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Раскрываются теоретические основы уровневой модели становления ценностно-смыслового самоутверждения старшеклассников. Самоутверждение старшеклассника рассматривается не как сложившийся феномен, а в динамике его становления. Определены внутренние факторы и внешние условия, позволяющие повысить эффективность процесса становления ценностно-смыслового самоутверждения старших школьников.

Российское общество, переживающее глубокие социально-экономические и социокультурные изменения, остро нуждается в гражданах, способных критически мыслить, проявлять творческую активность, самостоятельно определять свою жизненную позицию и принимать ответственность за свой выбор. Одна из приоритетных задач современной школы - создание условий для формирования конкурентоспособной личности, которая адекватно воспринимает и мобильно реагирует на изменяющиеся условия, самостоятельно решает личные и общественные проблемы.

К сожалению, декларируемые цели зачастую оторваны от реальной ситуации. Как показывает практика, во многих школах преобладает адаптивный характер обучения, в условиях которого ученик вынужден приспосабливаться, а не утверждаться.

Самоутверждение, по мнению ряда исследователей (Н.М. Борытко, О.С. Гребе-нюк, Т.Б. Гребенюк, И.С. Кон, A.B. Муд-рик, Л.А. Петровская и др.), особенно необходимо в ранней юности, когда склады-

© Бузюмова H.H., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.