Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования институционального контура налогообложения как элемента системы экономической безопасности'

Теоретические основы исследования институционального контура налогообложения как элемента системы экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
46
13
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТУР / ГОСУДАРСТВО / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / STATE..

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Самосватов Вячеслав Викторович

В статье отражена роль налогов в институциональном контуре экономической безопасности, исследованы угрозы экономической безопасности государства, определено содержание контрактных отношений по поводу налогов.

Theoretical Bases of Analysis of Institutional Pattern of Taxation as an Element of Economic Security System

The paper deals with the role of taxes in institutional pattern of economic security, threats for state economic security, and content of contract relations in the area of taxation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования институционального контура налогообложения как элемента системы экономической безопасности»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Экономика

УДК 338

Теоретические основы исследования институционального контура налогообложения как элемента системы экономической безопасности

Самосватов В.В.

Соискатель кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье отражена роль налогов в институциональном контуре эко-

номической безопасности, исследованы угрозы экономической безопасности государства, определено содержание контрактных отношений по поводу налогов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налог, институционализация, институциональный контур, государство, налоговый потенциал.

Трансформационные процессы в российской экономике, протекающие в соответствии с рыночным вектором социально-экономического развития, привели к ликвидации прежней институциональной структуры при отсутствии действенных рыночных механизмов. Потребность в снижении энтропии деловой среды хозяйствующих субъектов, необходимость заполнения институциональных пустот, вызванных отсутствием эффективных формальных институтов, создающих предсказуемую среду экономических трансакций агентов, - все это предопределило возникновение неформальных отношений. Неформальные экономические отношения приобретают разнообразные формы и не поддаются однозначной оценке. Согласно оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, до 40 % ресурсов экономического роста не участвуют в легальной российской экономике. При этом уровень ненаблюдаемой экономики в России достигает 22,5 % от общего объема ВВП, тогда как в индустриально развитых странах этот показатель составляет 5-10 %.

Роль институтов экономической безопасности особенно возрастает в инициирующих кризисные ситуации условиях, которые характеризуются перераспределением правомочий собственности на активы, среди которых наиболее значимым выступает властный ресурс; противоречивостью и неустойчивостью правовых норм; отсутствием действенной долгосрочной парадигмы развития ключевых секторов российской экономики; высокими темпами 102

социального расслоения и отсутствием социальной солидарности, усугублением бедности и социальной изоляции. Укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование системы институционального проектирования экономики, что предъявляет качественно новые требования к содержанию процесса институтогенеза, результаты которого определяют результативность мер, направленных на предупреждение развития теневых экономических процессов, действенность санкций в отношении субъектов противоправных действий, эффективность институциональной среды, определяющей вектор социально-экономического развития государства. Система экономической безопасности государства может рассматриваться с учетом роли институтов, оказывающих наиболее значимое воздействие, на различных уровнях: государство в целом, отдельные территориальные образования и хозяйствующие субъекты, индивиды. Институты экономической безопасности предопределяют содержание мер государства по реализации национальных интересов в целях устойчивого развития экономики, устранения внутренних и внешних угроз в экономической сфере.

Одним из существенных факторов эффективности системы экономической безопасности, предупреждения противоречий между индивидуальными, групповыми и общественными интересами выступают налоги, которые могут принять форму рискообразующего фактора (сокращение налогового потенциала, нарастание борьбы за налоговую

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Экономика

базу между центром и регионами) или обеспечить снижение угроз (оптимизация налогового бремени). При этом исследованию налоговой составляющей экономической безопасности до последнего времени не уделялось должного внимания.

Роль налогов в институциональном контуре экономической безопасности определяется фазой экономического цикла, динамикой макроэкономических показателей, степенью комплементарности и конгруэнтности соответствующих институтов, формами и методами институционального проектирования. Очевидно, что управление налоговым процессом, подразумевающее, прежде всего, реализацию фискальной функции, невозможно без применения метода государственно-властных предписаний. При этом неэффективность институтов налоговой системы проявляется в оппортунистическом поведении налогоплательщиков, что оказывает негативное влияние на налоговый климат, сокращает доходную базу бюджета, снижает инвестиционную привлекательность, затрудняет инновационное развитие, выступает источником угроз системы экономической безопасности. Согласно официальным данным, за 2010 г. в Российской Федерации было выявлено свыше 131 тыс. экономических преступлений, среди которых определяющее место занимают мошенничества (33,2 %), налоговые преступления (5,5 %), преступления против органов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (20,7 %)'. При этом средний размер взятки и коммерческого подкупа составил 3 млн. руб.

Формирование эффективного институционального контура налоговой системы обеспечивает рост численности добросовестных налогоплательщиков, создает предпосылки для использования методов сотрудничества и партнерства между налоговыми органами и налогоплательщиками, что оказывает положительное влияние на состояние и пополняе-мость доходной части консолидированного бюджета, используемой для производства экономической безопасности как общественного блага. В этой связи эффективное функционирование системы экономической безопасности предполагает необходимость модернизации налоговых отношений. Таким образом, глобальная трансформация экономического пространства модифицирует институциональный каркас взаимодействия экономических субъектов и приводит к дифференциации структурно-функциональных параметров развития всех сфер общественной жизни.

Среди формальных институтов, регулирующих и регламентирующих налоговые отношения как кон-

1 По данным Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участ-ников СНГ. - URL: www.mvd.ru/mvd/sovetmk/. Проверено на 1.10.2011.

тракты, целесообразно выделить Конституцию РФ, которая устанавливает всеобщую налоговую обязанность, и совокупность законов и подзаконных актов, которые определяют порядок расчета и уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Поскольку принятие Конституции осуществлялось путем всеобщего голосования на референдуме, следовательно, всеобщее признание (или, по крайней мере, признание большинством) положений, указанных в данном документе, свидетельствует о том, что общество в целом согласно с установленными в нем нормами, и, в частности, с введением всеобщей фискальной обязанности. Реализуя постконституционный уровень налоговых отношений как контрактов, государство в обмен на фискальные платежи «производит» общественные блага и распределяет их между членами общества. Преодоление двойного оппортунизма отношений между государством и налогоплательщиками возможно через институционализацию налоговых отношений. Таким образом, условием предупреждения угроз функционирования системы экономической безопасности выступает разработка и реализация институтов (правил) регламентации разнонаправленных действий государства и налогоплательщиков.

Налоговые отношения в рамках контракта имеют односторонний характер исполнения, который создает обязанность для одной стороны - налогоплательщика - уплачивать налоги и предоставляет право для другой - государства - контролировать исполнение этой обязанности. Данная ситуация может характеризоваться выраженным диспаритетом интересов государства и налогоплательщиков. Обладая большими правами в регулировании налоговых отношений и используя метод иерархической координации, государство увеличивает налоговое бремя, не учитывая одновременно объем и качество предоставляемых налогоплательщику государственных услуг, что влечет за собой увеличение налоговых правонарушений и преступлений, налоговой недоимки, теневизацию предпринимательской деятельности. В случае выполнения налоговой системой исключительно фискальной функции увеличиваются издержки производства чистых общественных благ и усиливается налоговое бремя, что ведет к усилению противоречий между их производителями и потребителями. В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры усиливается противоречие между формальными и неформальными институтами, при этом последние заполняют пустоты, возникающие вследствие неэффективности институциональной среды. В современной России в качестве неэффективного неформального института, регулирующего налоговые отношения, выступает налоговая культура, которая не стимулирует налогоплательщиков к своевременному и полному выполнению своих обязанностей, а также

103

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Экономика

коррупциогенность бюрократического аппарата, склонного к заключению неявных контрактов с физическими и юридическими лицами в целях получения статусной ренты как платы за снижение (аннулирование) налоговых платежей.

Таким образом, принципом контрактации налоговых отношений выступает принцип их взаимовыгодности, что находит отражение в оптимизации налогового бремени, росте собираемости налогов, равновесном объеме производимых общественных благ при удовлетворяющем налогоплательщиков уровне их качества.

Литература:

1. Смирнов С. Система опережающих индикаторов для России // Вопросы экономики. - 2001. - № 3.

- С. 23-42.

2. Скаржинский М. Институциональные противоречия // Проблемы новой политической экономии. - 2002. - № 3. - С. 4-7.

3. Поспелов И. Моделирование российской экономики в условиях кризиса // Вопросы экономики.

- 2009. - № 11. - С. 45-56.

Theoretical Bases of Analysis of Institutional Pattern of Taxation as an Element of Economic Security System

V. Samosvatov

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper deals with the role of taxes in institutional pattern of economic security, threats for state economic security, and content of contract relations in the area of taxation.

Key words: economic security, tax, institutionalization, institutional pattern, state, tax potential.

104