Научная статья на тему 'Налоговая безопасность как современная институциональная система управления в условиях рыночной экономики'

Налоговая безопасность как современная институциональная система управления в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1339
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГИ / СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMICAL SECURITY / TAX SECURITY / TAXES / SUBJECT AND OBJECT OF TAX SECURITY / MAIN FUNCTIONS OF TAX SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева И. Ю.

Отражена необходимость тщательного исследования и научного обоснования проблематики государственного управления в области обеспечения налоговой безопасности, определения роли различных институтов общества и государства. Использование принципов институционального подхода позволяет автору рассмотреть налоговую безопасность как системное образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих ее элементов, определить основные функции, вычленить и описать конкретные компоненты и механизмы обеспечения безопасности в налоговых взаимоотношениях государства и бизнеса. Налоги являются предметом исследования в концепции налоговой безопасности и как фактор угрозы, и как фактор обеспечения безопасности в реальном секторе экономики. Участники налоговых отношений в современных условиях рыночной экономики рассматриваются как целостные социальные структуры во взаимосвязи и взаимодействии. При этом государство является основным субъектом обеспечения налоговой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax security as a modern institutional system of government in terms of market economy

In the article the author discovers the necessarity of a thorough research and scientific ground of state government problems in the sphere of providing tax security and determination the meaning of various social and state institutes. The usage of institutional principles and pointes of view allow the author to analyse tax security as a system formation with its inner structure and hierarchy of its elements, to define the main functions, to fix and describe specific components and mechanisms of tax security providing in tax relations between state and business. Taxes are the object of the research in the conception of tax security as the threat factor and also as a security providing factor in the real sector of economic. This is why the participants of tax relations in modern conditions of market economy are seen as the integral social structures in a correlation and cooperation. Besides the state is the main subject of providing tax security.

Текст научной работы на тему «Налоговая безопасность как современная институциональная система управления в условиях рыночной экономики»

Рис. 2. Роль налогов в развитых странах

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

И.Ю.ТИМОФЕЕВА подполковник милиции, кандидат экономических наук, Московского университета МВД России

Смоленский филиал

Аннотация. Отражена необходимость тщательного исследования и научного обоснования проблематики государственного управления в области обеспечения налоговой безопасности, определения роли различных институтов общества и государства. Использование принципов институционального подхода позволяет автору рассмотреть налоговую безопасность как системное образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих ее элементов, определить основные функции, вычленить и описать конкретные компоненты и механизмы обеспечения безопасности в налоговых взаимоотношениях государства и бизнеса. Налоги являются предметом исследования в концепции налоговой безопасности и как фактор угрозы, и как фактор обеспечения безопасности в реальном секторе экономики. Участники налоговых отношений в современных условиях рыночной экономики рассматриваются как целостные социальные структуры во взаимосвязи и взаимодействии. При этом государство является основным субъектом обеспечения налоговой безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая безопасность, налоги, субъект и объект налоговой безопасности, основные функции налоговой безопасности.

TAX SECURITY AS A MODERN INSTITUTIONAL SYSTEM OF GOVERNMENT IN TERMS OF MARKET ECONOMY

I.TIMOFEEVA

officer of police the candidate of economical sciences Moscow university of Ministry of the interior of Russia

Smolensk region

Annotation. In the article the author discovers the necessarity of a thorough research and scientific ground of state government problems in the sphere of providing tax security and determination the meaning of various social and state institutes. The usage of institutional principles and pointes of view allow the author to analyse tax security as a system formation with its inner structure and hierarchy of its elements, to define the main functions, to fix and describe specific components and mechanisms of tax security providing in tax relations between state and business. Taxes are the object of the research in the conception of tax security as the threat factor and also as a security providing factor in the real sector of economic. This is why the participants of tax relations in modern conditions of market economy are seen as the integral social structures in a correlation and cooperation. Besides the state is the main subject of providing tax security.

Key words: economical security, tax security, taxes, subject and object of tax security, main functions of tax security.

Проблемы обеспечения экономической безопасности привлекают пристальное внимание политиков, ученых и практиков в России, поскольку наша страна вышла на путь устойчивого развития экономики, который надо не только сохранить, но и наращивать дальнейшие темпы экономического развития, что лежит в основе национальной безопасности любого государства. Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой, но хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608».

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ в качестве важнейшего национального интереса страны в области экономики отмечено обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. И важнейшим инструментом этого регулирования является налоговая политика, которая занимает ключевое место в системе мер по обеспечению экономической безопасности страны.

Проблема экономической безопасности никогда не существовала и не существует сама по себе, поскольку является производной от задач развития экономики,

обеспечения экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание отдельных параметров угроз экономической безопасности может измениться в зависимости от сложившихся в данный период условий.

В разработку проблем экономической безопасности внес большой вклад академик Л.И. Абалкин. Отмечая, что экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности наряду с другими компонентами и находится в теснейших взаимосвязях с ними, ученый подчеркивает, что в этих взаимосвязях решающая роль принадлежит экономической безопасности. Он уделяет особое внимание необходимости разработки и реализации государственного стратегии экономической безопасности страны на основе параметров и компонентов, показателей, определяющих степень угрозы: «Экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику»1.

Как отмечает в своих работах С.В.Степашин, источником формирования угроз является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в разных сферах человеческой деятельности в динамике своего развития. При этом экономическая безопасность рассматривается как обеспечение устойчивого состояния национальной экономики в условиях кризисных явлений2. Налоговые противоречия в системе экономической безопасности представляют собой достаточно серьезную угрозу общественного развития в разных сферах и отраслях современной экономики.

Проблеме обеспечения экономической безопасности посвящено множество исследований. Е.А. Олей-

ников рассматривает экономическую безопасности государства как защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз3.

Экономическая безопасность, по мнению многих исследователей, занимает особое место в структуре национальной безопасности, представляющей собой сложное социальное государственное явление. Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других ее структурных элементов: финансовой, налоговой, военной, продовольственной, социальной безопасности и др.

В российском обществе и государстве в последнее десятилетие созданы и продолжают активно развиваться условия, способствующие возникновению и дальнейшему развитию стихийных сил в общественной и государственной деятельности. В последние годы предпринимаются попытки усилить роль государственного управления, поэтому актуализируется необходимость тщательного исследования и научного обоснования проблематики государственного управления, в том числе в области обеспечения экономической безопасности, определения роли разных институтов общества и государства, включая налоговую и правоохранительную системы.

проблемы. налоговых отношений и налоговой безопасности государства, бизнеса и общества, в концептуальном исследовании их взаимосвязей и противоречий.

В.В. Бурцев выделяет финансовую безопасность в отдельную тему для исследования и дает следующее определение: финансовая безопасность — «это основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства (в данном случае — России) в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций»6.

Роль финансовой системы в современных условиях в том, что она выступает важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей экономики. За счет государственных финансов осуществляются поддержание спроса, финансирование национальных проектов и социальных программ, обороноспособность и безопасность государства.

Сложность системы финансовой безопасности (рис. 1) обусловливает необходимость ее структуризации по важнейшим блокам, таким как безопасность налоговая, кредитно-денежная, валютная, инфляционно-ценовая. Упрощенная структура финансовой безопасности приведена на рис.1.

Рис.1. Структура финансовой безопасности

W

г

Некоторые исследователи выделяют налоговый инструментарий как фактор повышения региональной экономической безопасности4, рассматривают налоги и налоговую политику как инструмент обеспечения экономической безопасности государства и регионов5. Однако никто из исследователей не решается выделить и обосновать в качестве важнейшего элемента экономической безопасности страны

Следует учитывать, что такая структура финансовой безопасности носит общий характер, так как обеспечение защищенности интересов финансовой системы государства от внутренних и внешних угроз имеет непосредственную связь с разными инструментами финансово-экономической политики. Так, А.В. Пи-антковский в системе финансовой безопасности выделяет бюджетно-налоговую безопасность, которую

определяет как «достижение и поддержание устойчивого, сбалансированного по доходам и расходам федерального и консолидированных региональных бюджетов, способность бюджетной системы обеспечивать удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах за счет налоговых поступлений в бюджеты разных уровней»7. Он считает, что эти две подсистемы органично объединены в общую бюджетно-налоговую безопасность страны как звенья обеспечения соответствия доходной и расходной частей государственного бюджета и механизмы распределения финансовых ресурсов государства, в состав которых входят инструменты бюджетно-налоговой политики. Аналогичной позиции придерживается А.В. Минаков, рассматривающий бюджетно-налоговую систему как отдельный объект управления, что является важнейшим условием повышения экономической безопасности в России8.

Бюджетная и налоговая безопасность — это две самостоятельные системы, которые регулируются каждая отдельно выделенным нормативным актом — БК и НК Российской Федерации, имеют свой предмет и объект исследования, свои категориальные понятия — «бюджет» и «налог», свои внутренние взаимоотношения и взаимосвязи, т.е. обладают характерными признаками и свойствами. При этом налоговая безопасность подразумевает устойчивое функционирование налоговой системы страны и ее регионов, обеспечение сбора налогов и налоговых платежей, предусмотренных налоговым законодательством, предотвращение налоговых злоупотреблений на основе контроля со стороны государственных органов.

Объединение этих двух систем в одну препятствует ясному и точному пониманию юридической и экономической сущности как налоговой, так и бюджетной безопасности, а также места и роли их в экономическо-правовой системе России.

Налоги участвуют в формировании доходной части бюджета и являются одной из угроз бюджетной безопасности. Для формирования системы налоговой безопасности в виде целостной инновационной системы необходим комплексный анализ функционирования инструментов государственной налоговой политики для адекватного межрегионального и межотраслевого перелива капиталов в реальный сектор экономики. Акцент необходимо сделать на решениях основных финансово-экономических проблем с учетом взаимосвязей, существующих между всеми элементами финансовой системы.

Оценка роли налогов и налоговой политики в системе экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности. Налоговый потенциал государства определяется общим экономическим потенциалом. Выделение налоговой безопасности в системе экономической и финансовой безопасности обосновывается требованиями «такого развития экономики, при кото-

ром будут созданы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

Использование принципов системного подхода позволяет рассмотреть налоговую безопасность как системное образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих ее элементов, представить ее в структурном и функциональном разрезах, вычленить и описать конкретные компоненты и механизмы обеспечения экономической безопасности государства.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — отмечал К. Маркс. Чем меньше угроз безопасности при исчислении налогов, тем больше от них отдача, следовательно, меньше проблем при обеспечении налоговой, финансовой, экономической и национальной безопасности. Это явление объективно не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов — фискальной , а также экономико-правовым содержанием налога — законно установленного, принудительного и обязательного изъятия части собственности граждан и их объединений для государственных нужд. В результате такого противоположно-векторного проявления налоговых интересов неизбежно возникает глобальный фактор угрозы как для экономической безопасности государства, так и для юридических и физических лиц.

Проблемы реформационного периода во многом связаны с нестабильностью экономического развития страны. Проблемы эти сложны, остаются нерешенными как в теоретико-методологическом, так и в практическом планах. Российское реформирование, на первых этапах жестко ориентированное на «вытеснение» государства из экономики, привело к хаотическому развитию социально-экономических процессов, обострению кризисных тенденций, тяжелым социальным последствиям. Были утрачены многие важные традиции государственного управления, а кризис августа 1998 г. подвел черту под иллюзиями о саморегулирующейся экономике, закономерно потребовав усиления роли государства и выработки новых эффективных методов управления в экономике.

Жизнь доказала, что именно государство должно определять стратегию и тактику порядка развития налоговых механизмов и осуществлять контроль над их реализацией. Функционально-ориентированный подход к налоговым взаимоотношениям между го-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

сударством и обществом перемещает проблемы налоговой безопасности в иную плоскость, поскольку позволяет проследить с иных мировоззренческих позиций само содержание этих отношений, характер взаимосвязи и взаимозависимости его принципов осуществления.

В силу объективных и субъективных факторов тема защиты участников налоговых правоотношений от негативного воздействия политико-экономических решений оказалась по значимости на втором плане у отечественных исследователей, практикующих юристов и экономистов. Внутренние угрозы в виде экономической преступности представляют собой все возрастающий по степени общественной опасности массив противоправных деяний, посягающих на гарантированные права граждан. Налоговые правонарушения в системе экономических преступлений занимают особое место, так как подрывают устойчивость финансовой системы государства, нарушают принцип добросовестности конкуренции, приводят к снижению экономического роста и уровня жизни наименее защищенных слоев населения, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе. Однако до сих пор не выработаны реальные методы противодействия этим явлениям и угрозам.

Приоритетными применительно к финансовой системе рассматриваются, как правило, проблемы обеспечения законности в налоговой сфере, являющейся одной из составных частей государственного управления в области экономической деятельности. Для рассмотрения этих преступлений в качестве самостоятельной группы есть много оснований — экономических, социальных, криминологических и даже политических. Исследования криминологов направлены на познание закономерностей и сущности противоправных общественно опасных деяний, совершаемых в сфере налогообложения9.

Теоретическое обоснование налоговой сферы в качестве самостоятельного объекта преступных посягательств было дано И.Н. Соловьевым в комплексном исследовании криминологических и уголовно-правовых основ борьбы с уклонением от уплаты налогов и разработки концептуальных предложений по формированию государственной программы борьбы с налоговой преступностью.

Рассматривать угрозы экономической безопасности в налоговой сфере следует шире, чем только в уголовно-правовом аспекте. Как правило, налоговые правонарушения носят латентный характер, с большим трудом поддаются выявлению и пресечению. Любые преступные посягательства в этой сфере необходимо отражать не только уголовно-правовым инструментарием, но и посредством эффективного налогового администрирования, а также социально-воспитательным воздействием на сознание налогоплательщика и приобретением навыков

добросовестного экономического поведения в условиях рыночных отношений. Радикальные меры по реформированию налогообложения остались в прошлом.

Сейчас, в период экономического кризиса в России, перед экономикой стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия налоговой безопасности. Это требует последовательной целевой практической работы, направленной на создание максимально простой и комфортной системы налогообложения на цивилизованном уровне, когда неуплата налогов будет подрывать деловую репутацию фирмы и станет позором в обществе.

По мнению Е.А.Олейникова, налоги и налоговая политика объективно включены в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и регионов10.

Налоги должны стать предметом исследования в концепции налоговой безопасности и как фактор угрозы, и как фактор обеспечения безопасности в реальном секторе экономики. Роль налога как фактора безопасности зависит от конкретной экономической ситуации, характера проводимой налоговой политики, криминализации экономики, коррупционности государственной власти, региональных особенностей бизнеса.

К объектам налоговой безопасности следует отнести всех участников налоговых отношений: государство с его налоговой системой, общество, бизнес и каждого гражданина, а также явления и процессы, сопровождающие их взаимоотношения.

Субъектами налоговой безопасности в системе экономической безопасности являются государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти: налоговые и таможенные службы, правоохранительные органы, во взаимодействии с другими институтами гражданского общества, а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики. При этом государство является основным субъектом обеспечения налоговой безопасности.

Проблема разработки концептуальных основ системы налоговой безопасности представляется сложной и многогранной, так как является элементом социально-экономического регулирования макроэкономических и финансовых механизмов государства. Этот процесс усложняется взаимозависимостью объективных экономических процессов и субъективных факторов, влияющих на реальный сектор экономики. По нашему мнению, система налоговой безопасности обуславливается следующими основными функциями12:

Рис. 2. Основные функции системы налоговой безопасности

а) обеспечение гарантированных конституционных прав и свобод человека,

осуществлять эффективное налоговое

администрирование для формирования бюджетов

нейтрализовывать влияние недобросовестных участников налоговых отношений на социально -экономическую систему государства

обеспечить социально-воспитательное

воздействие на осознание налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги

регулировать разногласия между участниками налоговых отношений на основе цивилизованного экономического поведения

Создание концепции налоговой безопасности предполагает не только эффективное функционирование участников налоговых отношений, но и обеспечение безопасного функционирования самой налоговой системы, всех элементов финансово-экономического механизма страны. К наиболее значимым факторам, способствующим активизации угроз в налоговой сфере, следует отнести отсутствие действенного и понятного законодательства в сфере налогообложения, а также отсутствие у большинства граждан навыков добросовестного и цивилизованного экономического поведения в условиях рыночных отношений; распространение схем оптимизации налогообложения со стороны экономических субъектов.

Для раскрытия содержания и структуры системы налоговой безопасности, особенностей взаимоотношений и противоречий в налоговой сфере, определения целей и задач концепции налоговой безопасности, большое значение имеет анализ и понятийный аппарат финансово-правовой дефиниции. Сущность налоговой безопасности можно определить как такое состояние налоговой системы государства, при котором созданы условия для социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения целостности государства, обеспечения гарантированной защиты экономических интересов государства, бизнеса и личности при воздействии внутренних и внешних угроз. При этом необходимо найти оптимальный вариант сочетания четырех основных требований цивилизованного и демократического государства. Этими требованиями являются:

б) создание экономически обоснованных налоговых режимов для действия объективных законов рыночных отношений,

в) принудительное воздействие на недобросовестных участников налоговых отношений в рамках правового пространства,

г) обеспечение социально-воспитательного воздействия на сознание налогоплательщика и приобретение навыков цивилизованного экономического поведения в условиях рыночных отношений на основе конституционной обязанности платить налоги.

В условиях современной рыночной экономики следует отметить справедливое высказывание Оливера Уэнделла Холмса-старшего о том, что «налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе»12. Эта возможность должна реально реализовываться в демократических правовых странах, где права собственности надежно защищены, экономические свободы позволяют людям честно работать и зарабатывать, а государство со своей стороны обеспечивает условия безопасной и достойной жизни, направленной на реализацию конституционных прав граждан в системе социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Все это порождает противоречивый интерес в области исследования проблем налоговой безопасности в контексте интересов государства, бизнеса и личностей современного общества по поводу корректности сосуществования в налоговой системе принципа рав-

ных гарантий защиты всех форм собственности. При анализе проблем обеспечения налоговой безопасности следует рассматривать участников налоговых отношений как целостные социальные структуры, исследуя государство, бизнес и личность во взаимосвязи и взаимодействии.

Таким образом, понятие «налоговая безопасность» необходимо понимать исходя из восприятия социально-экономических интересов в гражданском обществе, а не только в узком смысле пополнения доходов государственного бюджета правящей политической организации существующей общественной системы. Дело в том, что общественное бытие осуществляется в разных сферах, где существует возможность воздействия негативных тенденций и разрушающих факторов, и налоговая безопасность становится многосторонней характеристикой, включающей социально-экономическую, политическую, психологическую, культурно-историческую и другие аспекты национальной безопасности. Следовательно, соединяя в себе все аспекты функционального определения, категория «налоговая безопасность», в теоретическом плане приобретает социально-экономический инновационный характер и носит не идеологизированный, а универсальный характер. Это дает преимущество в практическом применении данной категории, так как концепция безопасности национального государства находится в основании современной теории международных отношений и может быть использовано при анализе как внешних, так и внутренних аспектов безопасности, в них аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, социально-экономических и духовных ценностей.

1 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

2 Экономическая безопасность Российской Федерации: учебник / под ред. С.В. Степашина. М...СПб, 2001. Т 1. С. 81.

3 Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004. С. 128.

4 Окунь А.С. Налоговый инструментарий обеспечения экономической безопасности региона : на мат-х Краснодарского края: автореф. ... канд. экон. наук. Ростов на/Д, 2007 ; Тетяев П.Е. Совершенствование налоговой системы как фактор повышения экономической безопасности региона : автореф. . канд. экон. Наук. Екатеринбург, 2004.

5 Катков Д.В. Налоговая политика как инструмент обеспечения экономической безопасности : автореф. . канд. экон. наук. СПб., 2004; Коробова Л.А. Налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности России : автореф. ... канд. экон. наук. М., 2004; Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России : автореф. . канд. экон. наук. М., 2003.

6 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. 2001. № 9 С. 14.

7 Пиантковский А.В.Инвестиционный климат и бюджет-но.налоговая безопасность в условиях развития предпринимательства // Налоги. 2007. № 3.

8 Минаков АВ. Эффективное управление бюджетно.нало-говой системой как важнейшее условие повышения экономической безопасности в России: автореф... канд.. экон. наук. М., 2004.

9 Петрова Г.В. Обеспечение законности в налогово.бюд-жетной сфере // Законность в Российской Федерации. М., 1998; Кучеров И.И. Налоги и криминал // Историко.пра-вовой анализ. М., 2000; Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции // Мировой криминологический анализ. М., 1999. С. 255.

11 Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. С. 184.

12 Тимофеева И.Ю. Налоговая безопасность в системе экономических отношений: научно.теоретические подходы: моногр. Смоленск, 2008. С. 75.

13ДушенкоКВ. Большая книга афоризмов. М., 2008. С. 481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.