♦---------------
УДК 33622(470)
------------♦
В.С. Колмаков
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Налоговая система Российской Федерации имеет недостатки, порождающие угрозы для безопасности экономической системы. В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций. Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Анализ проблем налоговой системы определяет вектор развития налоговой политики Российской Федерации. Борьба с недостатками налоговой политики позволит превратить налоговую систему в эффективный инструмент обеспечения экономической безопасности.
Кпючевью слова: реальный сектор экономики, налоговая система, зона теневой и криминальной экономики, налоговое преступление.
МБ. Ко1тэкоу
TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS ROLE IN ENSURING ECONOMIC SECURITY
The tax system of the Russian Federation has shortcomings that give rise to security threats of the economic system. In a market economy the role of taxes and the tax system becomes more important due to the fact that this is one of the few levers of regulation of economic and social processes available to the State. Taxes - the main source of financial resources centralized by the state for the socially necessary and statutory requirements. Since the tax system and tax policy related to the interests not only of the whole society and the state, but all citizens, strata and groups, businesses and organizations. Extremely important in today's conditions is the provision of economic security. Analysis of the problems of the tax system determines the vector of the tax policy of the Russian Federation. The struggle with the shortcomings of the tax policy would make the tax system into an effective instrument of economic security.
Key words: real economy, taxation, shadow economy and crime, tax crime.
В современных экономических системах роль нал о -гов исключительно велика. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы, формируют и опосредуют фи нансовые отношения государства с юри -дическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим эко -номическим условиям, экономическим принципам на -циональной экономики зависит эффективность дея -тельности основных звеньев экономики, развитие пред -принимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно, что в российских условиях налоги и налоговая пол итика стали важнейшими объектами и направлениями ры -ночных реформ.
В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования эко -номических и социальных процессов, которыми распо -лагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для об -щественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством об -щественныхблаг и услуг членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием об -щей занятости, социальным обеспечением и социаль -ной защитой, образованием и здравоохранением, ох-
раной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масш -табов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.
Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений , аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для пол -но ценно го выполнения государством функций. С дру -гой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т. е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на тех -нико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством ли берального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и ви-
дов экономической деятельности или создающих при -емлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.
Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во -первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в- третьих, как фактор обратной связи и зависимости государ-ства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой. Роль налогов как пози -тивна, таки негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут использоваться государством и как средство обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и как фактор усиления угроз и рисков (ут -рата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).
При рассмотрении основных процессов в налого -вой сфере необходимо различать объективную сторону тенденций налоговой политики, реальные на -лотовые отношения и реальные количественные по -казатели налоговой системы, и субъективную их сторону, выражающую усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства, различных ветвей, органов, уровней государственной власти и местного самоуправления.
Объективными тенденциями налоговой политики, проявившимися на этапе становления налоговой системы и имевшими значение для обеспечения эконо-ми ческой безопасности, были:
1. Сокращение налоговых доходов государства вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства и сокращение способности налоговой системы аккумулировать законодательно установленный объем доходов прежде всего из-за резкого (одномоментного) перехода предприятий реаль-ного сектора на принципиально новую (налоговую) фор -
му их финансовых отношений с государством и связанной с таким переходом неурегулированностью налоговой системы. Данный фактор особенно отчетливо про -явился в 1992 г. В дальнейшем же снижающаяся доля налогов в ВВП стала следствием ошибок финансовой политики (таблица).
2. Снижение объемов налоговых поступлений в бюджетную систему привело к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением общей безопасности государства.
3. Неравномерное распределение налогового бремени: его перекладывание на все более узкий сектор и круг налогоплательщиков, в результате чего на них создавалось чрезмерное налоговое давление и в обществе возникли и укоренились представления о чрезмерности общего уровня налогообложения доходов.
4. Проявление роли налоговой системы как отрицательного фактора экономического прогресса, подавляющего экономический рост, инвестиционную активность, провоцирующего укрывательство от налогов и бегство капиталов за границу и в офшорные зоны, легально или нелегально создаваемые внутри российского рыночного пространства.
5. Резкое сужение сферы доходного потенциала федерального бюджета вследствие усиления требований и посягательств на доходы федерального бюджета со стороны субъектов Федерации из-за отсутствия достаточно защищенного в правовом отношении деления базы налогов на федеральную, региональную и местную, что приводило к стихийному и конфликтному переделу налоговой базы в пользу тех или иных субъектов Федерации.
6. Расширение зоны теневой и криминальной экономики, включая в значи тельной степени сектор коммерческих банков, освобождающий себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий».
7. Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства, особенно в отно-
Динамика доходов консолидированного бюджета в 1996 - 2009 гг, млрд руб. (до 1998 г. - трлн руб.)
Показатель 1996 1997 1998 2000 2002 2004 2007 2009
ВВП 2 145,70 2 478,60 2 741 4 766,80 7 302,20 9 040,80 10 683,40 13 325
Доходы, всего 558,5 711,6 686,8 1213,6 2 097,70 2 683,70 3 515,60 4 135,60
% ВВП 26 28,7 25,1 25,4 28,7 29.7 32.4 31,1
В том числе налоговые доходы 473 594,1 564,6 1 007,50 1 707,60 2 683,70 2 796,30 3 722,30
% суммы доходов 84,7 83,5 82,2 83 81,4 87,4 79,5 90
Из них: налог на прибыль 96,7 104,9 99,3 221 398,8 513,8 463,4 526,5
% суммы доходов 17,3 14,7 14,5 18,2 19 19,1 13,2 12,7
НДС 143,9 182,8 170,3 288,2 457,3 639,0 752,9 882,1
% суммы доходов 25.8 25,7 24.8 23,7 21,8 23,8 21.4 21,3
акцизы 53,4 68,1 72,2 109,1 166,4 243,3 264,1 342,4
% суммы доходов 9,6 9,6 10,6 9,0 7,9 9,1 7,5 8,3
налог на доходы физических лиц 56,6 75,2 71,5 117,3 174,8 255,8 358,1 455,6
% суммы доходов 10,1 10,6 10,4 9,7 8,3 9,5 10,2 11,0
* Источник: Матвеев В. Энергетическая безопасность России: политика и экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. С.109.
шении склонности к сохранению и накоплению капитала, его легализации, предотвращения укрывательства и вывоза за рубеж [3, с. 30].
Общая объективная тенденция функционирования налогового механизма и налоговой политики имела, таким образом, сугубо негативный характер, и налого -вая система в рассматриваемый период подвергалась справедливой критике.
Обращаясь к субъективной стороне деятельности государства в налоговой сфере, необходимо указать на следующие негативные и опасные тенденции в ней:
- глубокая противоречивость системы мер и действий государства в выработке и проведении налого -вой политики и реформировании налоговой системы (субъективное стремление увеличить собираемость налогов сталкивалось с подорванной налоговой базой суженного воспроизводства);
- несоответствие друг другу и несогласованность различных направлений финансово-экономической политики, когда, например, жесткие меры по ограничению денежной массы и кредитования экономики при -вели к кризису платежей, общему сужению денежного оборота и сокращению финансовых оборотов и налого -вых потоков;
- отсутствие экспертизы и оценки законодательства с точки зрения критериев экономической и финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики;
- наличие усиливающейся зависимости налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и ТНК;
- отсутствие механизмов защиты налоговой полити-ки и реформирования налоговой системы от агрессивного давления различных лоббистских групп, заинтересованных общественных объединений и организаций;
- финансовая и правовая незащищенность феде-ральных органов и сотрудников налоговой службы, налоговой полиции, отсутствие эффективно действующей системы налогового администрирования;
- низкая эффективность системы налогового ад -министрирования и низкая экономическая, админист -ративная и уголовная ответственность должностных лиц финансовых и кредитных организаций за неисполне -ние инструктивных требований по начислению, взиманию и своевременному перечислению в бюджетную систему налоговых и других обязательных платежей, за сокрытие доходов и неуплату налогов [4, с. 1 03].
Результирующим эффектом указанных тенденций стал подрыв доходной базы как федерального, так и консолидированного бюджета и резкое ослабление его способности к финансовому обеспечению функций го -сударства, включая обеспечение его безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях в экономи-ку как о важнейшем факторе возобновления экономи -ческого роста.
Крайне неблагоприятной остается ситуация в социальной сфере: налоговый механизм в процессе рыночной трансформации не удалось превратить в активный инструмент выравнивания доходов различных социальных групп, как это осуществляется в мировой практике. По данным Госкомстата России, в 2009 г. разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных социальных групп составил
13,8 раза, что несет в себе реальные угрозы для социальной стабильности в обществе, особенно если учесть, что почти треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, среднедушевые денежные доходы населения в 2009 г. были всего в 1,9 раза выше этого минимума (уровня биологического выживания); средний размер пенсий - на 10% ниже прожиточного минимума пенсионеров.
Крайне негативное влияние налоговой системы проявляется в сохранении высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики. В условиях физического старения основных фондов жизнеобеспечивающих отраслей экономики и при возрастании рисков техногенных катастроф такая бюджетноналоговая политика не способствует развитию производственного потенциала на качественно новой технической основе. Соответственноусиливаются угрозы экономической безопасности России. Положение усугубляется пассивной, а точнее говоря, иждивенческой по -литикой бюджетной системы по отношению к реальному сектору, устойчивое развитие которого и является главным фактором обеспечения общей и экономической безопасности государства. Политика бюджетных и налоговых приоритетов отрывает бюджетную систему от источников ее воспроизводства и направлена в реальности на сужение финансового потенциала страны (в последние годы российская экономика функционирует в режиме «самофинансирования» и содержания при этом бюджетной системы и внебюджетных фондов). Обеспечивая формирование 85 - 90% бюджетных доходов за счет поступлений от предприятий реального сектора, обратные потоки (бюджетное финансирование основных отраслей экономики) составляют немногим более 10% [1, с. 102]. Пополнение финансовой базы реального сектора в течение истекшего десятилетия осуществляется по остаточному принципу. При этом достаточно отчетливо проявляются признаки сокращения финансового потенциала российской экономики: удельный вес убыточных предприятий в течение всего периода рыночных реформ практически не опускался ниже 40% [9, с. 18].
Серьезные угрозы безопасности государства в налоговой сфере, сохраняющиеся в настоящее время, создают:
- уклонение от налогообложения в резул ьтате умышленного сокрытия доходов. Наибольшую опасность обеспечению посредством налоговой системы финансовых потребностей государства имеет сохранение широкой практики сокрытия доходов от налогообложения. Несмотря на внешне благополучную ситуацию исполнения бюджетных показателей по налогам и неко -торое повышение удельного веса налоговых поступлений в ВВП в последние годы, оснований для вывода о том, что масштабы сокрыти я доходов сокращаются, нет. Налоговые преступления, представляющие, по сути, специфическую форму казнокрадства, выводят эту проблему в разряд острейших не только налоговых, но и социально-экономических и политических проблем;
- сохранение широкой зоны теневой и криминальной экономики (включая в значительной степени коммерческие банки), «освобождающей» себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий» [8, с. 16].
При этом продолжающаяся криминализация хозяйственной деятельности и налоговой сферы носит ус -тойчивый характер и может характеризоваться как само развивающийся социальный процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вов -лекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только с 2004 по 20 0 9 г. общее число выявленных преступлений данной категории возросло почти в 5 раз [5, с. 154]. Кардинальное решение этой проблемы воз -можно только при улучшении системы налогового ад -министрирования, устранении пробелов в налоговом законодательстве, создающих возможности его неоднозначного толкования.
В современных условиях роль налогов особенно возрастает: по существу, они являются единственным инструментом, посредством которого государство фор -мирует централизованные фонды финансовых средств, необходимых для обеспечения общей национальной и экономической безопасности. Кроме того, налоговая система обладает широкими потенциальными возможностями для осуществления косвенного регулирования социально-экономического развития страны и преодоления (предотвращения) угроз экономической безопас -ности государства [2, с. 44].
Российская налоговая система пока не является эф -фективным инструментом обеспечения экономической
безопасности, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу для финансово-экономической безопасности (усиление централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).
1. Калашникова П.П. Управление налоговыми органами в России // Вестник СГСЭУ 2009. № 2.
2. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1.
3. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7.
4. Матвеев В. Энергетическая безопасность России: по -литика и экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7.
5. Потрубач Н.Н. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3.
6. Российский статистический ежегодник. 2009: стат сб. М.: Госкомстат России, 2009.
7. Социально-экономическое положение России. 2009. М.: Госкомстат России, 2009.
8. Савин В .А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 2005. № 9.
9. Степаненко В.В., Барулин С.В., Ермакова Е.А. Налоговый менеджмент М.: Омега-Л, 2007.
УДК 331.101.262 А.П. Колядин
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФИКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Цель статьи - раскрыть основные положения концепции фиктивного компонента человеческого капитала. В процессе исследования разработан синтезированный методологический подход к анализу фиктивной составляющей человеческого капитала, предполагающий использование как общенаучных методов анализа, так и специфических методов социологии, культурологии, политологии. Уточнен категориальный аппарат проблематики человеческого капитала с учетом формирования фиктивной составляющей. Раскрыты факторы формирования, структура, формы проявления и условия существования фиктивного человеческого капитала. Предложены направления минимизации фиктивного компонента человеческого капитала. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки и реализации программ по развитию человеческого капитала. Концепция фиктивного компонента человеческого капитала служит развитию теории человеческого капитала
Ключевые слова: человеческий капитал, структура и качество человеческого капитала, фиктивная составляющая человеческого капитала, направления минимизации фиктивного компонента человеческого капитала.
A.P. Koliadin
FUNDAMENTALS OF THE CONCEPT OF FICTITIOUS COMPONENT OF HUMAN CAPITAL
The paper aims to reveal the fundamentals of the fictitious component of human capital. The author develops a synthetic methodological approach to the analysis of fictitious component of human capital that make use of scientific methods of analysis as well as specific methods of sociology cultural studies, political science. The main principles of human capital concept are identified and refined taking into account the formation of a fictitious component. The factors of formation, structure, forms and conditions for the existence of fictitious human capital are revealed. The ways to minimize fictitious component of human capital are suggested. The study can be used in the development and implementation of human capital development programmes. The concept of a fictitious component of human capital contributes to the development of human capital theory
Key words: human capital, structure and quality of human capital, fictitious component of the human capital, minimization of a fictitious component of human capital.