СОЦИАЛЬНОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4 (45). С. 117-121. УДК 342.5
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
THE LEGAL ASPECTS OF TAX SECURITY OF THE STATE
А. Н. КОСТЮКОВ, К. В. МАСЛОВ (A. N. KOSTYUKOV, K. V. MASLOV)
Анализируются экономические и юридические определения налоговой безопасности государства, предлагается авторская дефиниция. Также рассмотрены принципы налоговой безопасности государства. Подробно исследуются правовые элементы налоговой безопасности государства, уделяется особое внимание финансово-правовым элементам.
Ключевые слова: налоговая безопасность; государство; финансовое право; налоговое право; административное право.
The article is devoted to the legal aspect of tax security of the state. The authors analyze economical and legal definitions of tax security and offers their own definition. The principles of tax security of the state are also explained in the article. The authors dwell on legal elements of tax security of the state and especially points out financial legal elements.
Key words: tax security; state; financial law; tax law; administrative law.
В современном мире значение налоговой безопасности государства существенно возрастает. Это обстоятельство обусловлено двумя противоположно направленными тенденциями. С одной стороны, - глобализацией и расширением влияния транснациональных корпораций на национальную экономику; с другой, - расширением практики санкций в отношениях между государствами, подрывающих национальные доходы.
Вместе с тем категория «налоговая безопасность» является недостаточно изученной в правовой науке. Отсутствует единство научных взглядов как на признаки налоговой безопасности, так и на её структуру.
В России категория «налоговая безопасность» традиционно является предметом изучения для ученых-экономистов.
Они вполне обоснованно считают налоговую безопасность ключевым видом, стерж-
нем экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается «экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [1].
Ряд ученых отмечают, что при анализе налоговой безопасности необходимо выделять фискальные риски государства, с одной стороны, и фискальные риски хозяйствующих субъектов, - с другой. Налоговые риски государства - угроза потерь (снижения) налоговых доходов государства в результате деятельности участников налоговых правоотношений. Налоговые риски хозяйствующих субъектов - это возможность финансовых и иных потерь в ходе исполнения ими налоговых
© Костюков А.Н., Маслов К. В., 2015
117
А. Н. Костюков, К. В. Маслов
обязанностей по формированию бюджетов различных уровней бюджетной системы. Исходя из этого, ученые отмечают, что налоговая безопасность характеризуется состоянием защищенности государства и хозяйствующего субъекта как налогоплательщика или налогового агента от налоговых рисков [2].
А. А. Анищенко определяет налоговую безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства [3].
И. Ю. Тимофеева предлагает определять налоговую безопасность как «состояние налоговой системы, при котором обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов государства, общества и бизнеса от внутренних и внешних угроз» [4].
По мнению Г. С. Вечканова, уточнившего вышеприведенное определение, налоговая безопасность государства представляет собой состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет, обеспечивающее защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [5].
Как видно из приведенных определений, экономисты подробно останавливаются на следующих признаках налоговой безопасности:
- налоговая безопасность - это состояние экономики;
- налоговая безопасность - это защита налоговых интересов от налоговых рисков;
- налоговая безопасность - это гарантированные поступления налоговых платежей даже в неблагоприятных экономических условиях.
Данные признаки являются недостаточно четкими и определенными, что не позволяет отграничить налоговую безопасность от смежных явлений, таких как налоговое администрирование, и определить её сущность.
Существуют и юридические исследования, посвященные налоговой безопасности.
Предлагаемые в них определения налоговой безопасности по большей части основаны на определении национальной безопасности, приведенном в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 г., и не являются достаточно конкретными и логичными.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности «национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [6].
Основываясь на этом определении, Н. Г. Долматова заявляет, что финансовая безопасность государства - это состояние защищенности государства и его финансовой системы от внутренних и внешних угроз в процессе осуществления им финансовой деятельности, которое обеспечивается специально уполномоченными государственными органами, действующими в порядке и при помощи способов, установленных нормами права, и позволяет обеспечить устойчивое развитие финансовой системы страны [7].
Как указывает В. К. Сенчагов, «финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере» [8].
Ключевыми в данном определении являются термины «внутренние и внешние угрозы», «устойчивое развитие», «стабиль-
ность развития», содержание которых само по себе чрезвычайно размыто.
Д. В. Бутылин определяет налоговую безопасность как «состояние, при котором гарантированы условия постоянного и непрерывного финансирования государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении её угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства» [9].
В данном определении не конкретизировано, состоянием чего выступает налоговая
118
Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства
безопасность, и не учтено, что снижение налоговых поступлений может происходить по иным причинам, нежели нарушения налогового законодательства.
В юридической литературе существует и иной взгляд, включающий налоговую безопасность в качестве подсистемы в состав налоговой системы [10]. Между тем полагаем, что налоговая безопасность является не подсистемой налоговой системы, а её особым состоянием, достигающимся при скоординированной работе государственных органов с учетом экономических законов.
Объединив достоинства вышеприведенных определений и исключив их недостатки, полагаем, можно выделить следующие ключевые признаки налоговой безопасности как правового явления:
- это состояние государства в целом, всех его систем, поскольку развитие только экономики либо самой по себе налоговой системы не может полностью исключить риски потери налоговых доходов;
- наличие кратко-, средне- и долгосрочного плана налоговых поступлений, учитывающего необходимость финансирования всех функций и задач государства, как текущих, так и перспективных; отсутствие таких планов не позволит оценить текущую собираемость налогов и динамику поступлений как безопасную и выявить риски налоговой безопасности;
- соответствие текущих налоговых поступлений в бюджеты и их динамики запланированным показателям.
Исходя из приведенных признаков, можно сформулировать следующее определение налоговой безопасности государства как правового явления. Налоговая безопасность - это такое состояние государства, при котором количество собираемых налогов соответствует количеству, запланированному с учетом необходимости полного финансирования всех функций задач государства и муниципальных образований как в текущем периоде, так и в перспективе.
Учитывая, что налоговая безопасность представляет собой состояние государства в целом, её базовым принципом выступает системность. Само по себе экономическое воздействие либо усиление только лишь административных методов государственного
управления не может гарантировать налоговую безопасность. Ее обеспечение зависит от системной работы всех органов государственной власти, скоординированного воздействия на общественные отношения норм всех отраслей права, равно как и иных социальных регуляторов.
Следующий важнейший принцип, несоблюдение которого в нормах права и правоприменении исключает состояние налоговой безопасности, - это достижение баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере. Нельзя сводить угрозы налоговой безопасности к одному лишь нарушению налогового законодательства посредством уклонения от уплаты налогов. Равно как и правонарушения в налоговой сфере, неэффективная налоговая политика ослабляет финансовую устойчивость экономики, разобщает регионы, противопоставляет государство и предпринимательство, становится поводом к недобросовестной конкуренции, снижает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и экономики в целом [11]. Подрыв доходной базы бюджета как института финансового обеспечения функций государства может стать результатом неэффективной налоговой политики, приводящей к закрытию предприятий и бегству налогоплательщиков в иностранные юрисдикции. С точки зрения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, увеличения налоговой базы и перспективного влияния на налоговую безопасность государства исключительно негативно следует оценивать недавнее решение Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2015 г. по делу ООО «Орифлэйм косметикс» № А40-138879/2014, признавшего по существу незаконными любые выплаты, производимые российскими организациями - дочерними структурами иностранных компаний, в пользу иностранных учредителей.
В системе мер по обеспечению налоговой безопасности могут быть выделены правовые элементы в зависимости от соответствующих отраслей права: например, конституционно-правовые меры, международноправовые меры, уголовно-правовые меры, административно-правовые меры и финансово-правовые меры обеспечения налоговой безопасности государства.
119
А. Н. Костюков, К. В. Маслов
Основным условием эффективного функционирования любой системы является взаимосвязь всех её элементов, имеющих наибольшую функциональную значимость. Налоговая безопасность государства может быть достигнута только тогда, когда эти меры будут действовать согласованно и взаимодополняя друг друга с учетом ранее выделенных принципов.
Конституционно-правовой основой налоговой безопасности выступает наличие в Конституции страны норм, которые:
- обязывают уплачивать налоги;
- гарантируют обязательность только тех налогов, которые установлены законом;
- устанавливают усложненную процедуру принятия законов парламентом с обязательным учетом мнения правительства;
- гарантируют независимое судебное рассмотрение налоговых споров.
Законодательство в сфере налогов и сборов все ещё остается разрозненным и часто изменяемым, ему не хватает конкретности, четкой определенности.
Международно-правовые элементы налоговой безопасности включают в себя:
- соглашения об избежании двойного налогообложения, способствующие правовой определенности для бизнеса, а значит увеличению числа налогоплательщиков;
- соглашения об обмене налоговой информацией и взаимопомощи по налоговым делам, способствующие пресечению трансграничного уклонения от уплаты налогов.
В период глобализации экономических отношений международные налоговые соглашения приобретают все большее значение в системе институциональных механизмов обеспечения налоговой безопасности и при применении цивилизованных основ мировой системы налогообложения [12].
К уголовно-правовым элементам налоговой безопасности можно отнести:
- установление уголовных наказаний за уклонение от уплаты налогов в крупном размере;
- установление уголовных наказаний за преступления, совершаемые налоговыми инспекторами в отношении налогоплательщиков.
Налоговая безопасность предполагает не только борьбу с уклонением от уплаты нало-
гов и вывод экономики из тени, но и повышение качества налогового администрирования [13].
За обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько специализированных государственных структур, обособленных друг от друга.
В состав налоговой администрации РФ входят:
- система налоговых органов;
- уполномоченные финансовые органы;
- специализированные подразделения органов внутренних дел.
Для осуществления эффективного контроля, пресечения совершения преступлений, а также расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности необходимо постоянное взаимодействие налоговых, правоохранительных и финансовых органов, что позволит обеспечить налоговую безопасность государства.
В качестве форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить:
- обмен информацией;
- совместные проверки;
- совместную подготовку кадров;
- подготовку совместных аналитических материалов;
- издание совместных приказов и других документов;
- проведение совместных служебных расследований.
Важнейшими задачами взаимодействия налоговых органов и Минфина являются:
- обеспечение достоверности данных по доходам, поступающим в бюджетную систему;
- устранение диспропорций зачисления доходов в бюджеты различных уровней;
- устранение расхождений отчетных данных;
- усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов.
Важнейшую роль в системе правового обеспечения налоговой безопасности играют финансово-правовые элементы, поскольку именно финансовое право в силу своего предмета и методологии способно решить наиболее острые проблемы налоговой безопасности государства.
Основные финансово-правовые элементы включают:
120
Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства
- детализированную общую часть налоговых законов, описывающих принципы налогообложения, цели законодательства, базовые определения, включая «недобросовестность налогоплательщика», налоговые правонарушения, полномочия налоговых органов и обязанности налогоплательщиков;
- четкие и недвусмысленные формулировки налогово-правовых обязанностей, соответствующие принципу определенности налогообложения;
- наличие норм, регулирующих процесс адекватного планирования налоговых поступлений и определения эффективности деятельности налоговых органов.
Основные принципы налоговой безопасности - это системность мер по её обеспечению, а также достижение баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере.
Среди мер по обеспечению налоговой безопасности могут быть выделены правовые элементы по критерию отраслевой принадлежности норм: например, конституционноправовые, международно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и финансово-правовые меры, которые должны применяться системно при ведущей роли финансово-правовых мер.
1. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2007. -С. 45.
2. Пименов Н. А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. - 2010. - № 4. - С. 10-13.
3. Анищенко А. А. Обеспечение экономической безопасности налоговой сферы // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 1. - С. 1.
4. Тимофеева И. Ю. Налоговая безопасность государства, бизнеса и общества: концепция и методология : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2011. - С. 25.
5. Тихонов Д. Н. Основы налоговой безопасно -сти. - М. : Аналитика-Пресс, 2002.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
7. Долматова Н. Г. Понятие финансовой безопасности государства как объекта правового регулирования // Финансовое право. - 2014. -№ 5. - С. 33-37.
8. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник. - М. : Дело,
2005. - С. 312.
9. Бутылин Д. В. Проблемы обеспечения налоговой безопасности // Вестник ЮУрГУ -
2006. - № 13. - С. 224.
10. Кучеров И. И. Налоговое право России. - М., 2001. - С. 52.
11. Пименов Н. А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. - 2010. - № 4. - С. 10-13.
12. Тимофеева И. Ю. Указ. соч. - С. 27.
13. Мишенина М. С., Максимова Л. В. Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер обеспечения экономической безопасности // Академический вестник. - 2012. - № 2. - С. 239-241.
121