УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10158 © Л.И. Ларионова, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
12.00.14 — административное право; административный процесс
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лидия Ирековна Ларионова,
адьюнкт кафедры уголовного права
Казанский юридический институт МВД РФ (420108, Республика Татарстан, Казань, ул. Магистральная, д. 35)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Налоговое администрирование рассматривается как важнейший элемент обеспечения налоговой безопасности. Сквозь призму обеспечения налоговой безопасности анализируются возможности устранения угроз как экономической безопасности, так и национальной безопасности государства. Поднимается вопрос о месте налогового администрирования в системе обеспечения экономической безопасности и его роли в предупреждении совершения преступлений в сфере налогообложения.
Ключевые слова: налоговые преступления и правонарушения, налог, налоговое законодательство, ответственность, уголовный закон, налогообложение, налоговое администрирование, налоговая безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность.
TAX ADMINISTRATION AS AN ESSENTIAL ELEMENT OF TAX SECURITY
Lidia I. Larionova,
Adjunct of the Department of Criminal Law
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (420108, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35)
Abstract. In this article, tax administration is considered as the most important element in ensuring tax security. Through the prism of ensuring tax security, the author analyzes the possibilities of eliminating threats to both economic security and national security. The question of the place of tax administration in the system of ensuring economic security and its role in preventing the commission of crimes in the field of taxation is raised.
Keywords: tax crimes and offenses, tax, tax law, responsibility, criminal law, taxation, tax administration, tax security, economic security, national security.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ларионова Л.И. Налоговое администрирование как важнейший элемент обеспечения налоговой безопасности. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):181-3.
Налоговое администрирование в настоящее время в Российской Федерации является особенно актуальным и лежит в основе обеспечения налоговой безопасности. Предпосылкой к такой популярности налогового администрирования стал существенный рост преступлений в сфере налогообложения, а вместе с тем и многочисленные нарушения налогового законодательства, переход значительного числа субъектов хозяйствования в теневой сектор экономики, увеличение налоговой задолженности перед бюджетами различного уровня [4]. Указанные факторы сегодня становятся серьезной угрозой не только для налоговой безопасности государства, но и для всей экономики в целом [1].
Как правило, налоговое администрирование рассматривают исключительно с точки зрения выполнения им фискальной функции [10]. На наш взгляд, все же основная его функция не фискальная, а стимулирующая, поскольку налоговое администрирование призвано содействовать эффективному применению трудовых, финансовых и материальных ресурсов, и, таким образом, направлять деятельность хозяйствующих субъектов на обеспечение безопасности государства в сфере экономики.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что наиболее действенной политика государства является тогда, когда она подкреплена мощной и развивающейся
экономикой [9]. В этой связи нацеленность государства на обеспечение экономической безопасности должна находиться в приоритете. По мнению, С.Г. Пепеляева, под безопасностью объекта следует понимать защищенность его жизненно важных интересов от любых негативных воздействий внешнего и внутреннего генеза. При этом нормальная жизнедеятельность объекта и возможности для его развития нарушаться не должны. Таким образом, обеспечение безопасности любой отрасли или сферы деятельности, а в частности сферы экономической безопасности, вносит существенный вклад в обеспечение национальной безопасности государства. Как следствие, это позволит государству уверенно себя чувствовать в экстремальных международных условиях, преодолевать последствия мировых финансовых кризисов, планомерно реализовывать национальные интересы как внутри государства, так и за его пределами [7].
Одним из ключевых элементов экономической безопасности государства является бюджетно-налоговая сфера, при нормальном функционировании которой появляются необходимые возможности для стабильного финансово-экономического развития, устранения внутренних и внешних угроз в финансовой сфере, развития финансовых институтов, и, как следствие, обеспечения высокого уровня здравоохранения, образования, социальной защиты населения и обороноспособности государства. Очевидна прямая зависимость между бюджетной и налоговой сферами, поскольку налоговые сборы являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета.
Как уже было отмечено выше, именно вследствие участившихся неправомерных действий в налоговой сфере со стороны субъектов экономической деятельности и их ухода в неконтролируемые сектора экономики произошло становление налогового администрирования как одной их главных мер предупреждения и влияния государства на указанные негативные тенденции в финансово-экономической сфере [8, с. 205—206]. Надо заметить, что в последние годы государство предпринимает попытки создания комфортной среды для добросовестной конкуренции и генерирования факторов, способствующих стабильному развитию хозяйствующих субъектов.
Однако проведенные Правительством Российской Федерации реформы, направленные на регулирование рыночных отношений, к сожалению, не оказались успешными, а предпринятые меры лишь послужили толчком для еще большего количества злоупотреблений в рассматриваемой сфере и глубокой ее криминализации [2].
Представляется, что одной главных причин такого исхода стало игнорирование или непонимание ряда закономерностей, сопутствующих переходу к рынку, а именно — любая деятельность, направленная на преобразование устоявшейся модели экономики, должна соразмерно и эффективно сочетаться с деятельностью по обеспечению как национальной безопасности вообще, так и экономической безопасности в частности. Решение данной задачи, на наш взгляд, возможно лишь при осуществлении со стороны органов государственной власти должного контроля экономической деятельности всех субъектов рынка, наличии понятной и эффективной стратегии развития, а также стабильной и с учетом всех особенностей детально проработанной законодательной базы.
На деле же законодательство о налогах и сборах крайне нестабильно, подвергается частым изменениям и корректировкам. Указанные факторы не позволяют налогоплательщикам спокойно осуществлять свою деятельность, оперативно подстраивать ее под новые налоговые порядки, а зачастую просто успевать за стремительно меняющимися нормативными правовыми актами [6]. В данной связи налогоплательщики стремятся к поиску новых схем уклонения от уплаты налогов и сборов, что, надо сказать откровенно, им зачастую удается, и они остаются безнаказанными. Таким образом, бюджеты всех уровней, недополучая миллиарды рублей, остаются дефицитными, а это сказывается в первую очередь на рядовых гражданах, поскольку понижается качество услуг в социальной сфере, здравоохранении, образовании и т.д. С другой стороны, усиливается теневая экономика, значительные денежные суммы выводятся за рубеж, происходит искажение экономической сферы, что в конечном счете приводит к ослаблению экономической безопасности и становится серьезной угрозой для безопасности национальной [3, с. 20—25].
182
Вестник экономической безопасности
№ 3/2019
Среди основных способов ухода от уплаты налогов выделим следующие:
• уменьшение расходов организации;
• использование т.н. фирм «однодневок»;
• непостановка на налоговый учет;
• предоставление недостоверной налоговой отчетности или ее непредоставление;
• выплата заработной платы в «конвертах»;
• неправомерное возмещение НДС из бюджета;
• использование оффшорных зон [5].
В заключение можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование, как элемент национальной экономики, сегодня является важнейшей составляющей в деле обеспечения экономической безопасности государства. Однако налоговое администрирование не самостоятельная единица и может эффективно функционировать лишь тогда, когда экономика государства «здорова», устойчива, развивается или, по меньшей мере, имеет тенденции к развитию. При достижении таких условий важно обеспечить надежную связь между функциями и процессами налогового администрирования с одной стороны и налоговой системой и другими элементами национальной безопасности с другой.
Важно также учитывать, что налоговое администрирование само может явиться серьезной угрозой экономической безопасности государства в случае возникновения рисков его устойчивости, игнорирования его собственной безопасности, недостаточной правовой регламентации.
Литература
1. Административное право России: учебник. 6-е изд-е. Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Кононов П.И., Бочаров С.Н., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Демидов Ю.Н., Стахов А.И., Братановский С.Н., Зырянов С.М., Васильев Ф.П., Бекетов О.И., Сергеев С.А., Кальгина А.А., Косицын И.А., Головко В.В., Прудникова Т. А., Футо С.Р. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
2. Административное право России: учебник. 7-е издание. Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Кононов А.М., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Зубач А.В., Бочаров С.Н., Демидов Ю.Н., Кононов П.И., Костенников М.В., Куракин А.В., Зырянов С.М., Стахов А.И., Бекетов О.И., Кальгина А.А., Головко В.В., Братановский С.Н., Прудникова Т.А., Амельчакова В.Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
3. Алешин В.А., Овчинников В.Н., Челыше-ва Э.А. Системная парадигма обеспечения налоговой безопасности России и ее регионов / Алешин В.А. // Terra Economicus (Журнал). 2012. Т. 10. № 1.
4. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность / А.К. Бекря-шев, И.П. Белозеров. Омск: Омский государственный университет, 2013.
5. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. / А.Н. Медведев. М.: ИНФРА-М, 2014.
6. Никулина С.В. Администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне / С.В. Никулина. Ростов н/Д: Госуниверситет — учебно-на-учно-произв. Комплекс, 2011.
7. Пепеляев С.Г. Основы налогового права: учебное пособие / С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 2012.
8. Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России, 2008, № 10.
9. Саудаханов М.В. Историко-правовой анализ развития предпринимательства в Российской Федерации: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
10. Теория государства и права: учебник. Ба-стрыкин А.И., Рассолов М.М., Иванов А.А., Эри-ашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Оксамытный В.В., Опалева А.А., Рыбаков А.Ю., Шагиева Р.В., Рассолов И.М., Карнаушенко Л.В., Горбунов М.А., Мамонтов А.Г., Кальгина А.А., Кирсанов А.Ю., Кали-ниченко А.И. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.