УДК 338 ББК 65.28
СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ДОСПАН-ООЛ,
старший специалист-ревизор группы оперативного документирования ОЭБ и ПК УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты современной налоговой политики Российской Федерации. Автор проводит анализ и делает выводы.
Ключевые слова: налоговая политика, налоги, налогообложение, Российская Федерация.
Abstract. In this article we explore some aspects of the modern tax policy of the Russian Federation. The author makes analysis and gives conclusions.
Keywords: tax policy, taxes, taxation, Russian Federation.
В настоящее время вопросы налогового регулирования являются одними из наиболее важных в экономической политике любого государства. Там, где отсутствует четкое функционирование системы налогообложения, эффективная рыночная экономика невозможна1. В этой связи актуальным представляется рассмотрение способов совершенствования налоговой политики в современных условиях развития российской экономики.
Сфера налогового законодательства сегодня является одной из самых нестабильных в Российской Федерации. Это подтверждается частыми внесениями поправок и изменений в Налоговый кодекс РФ. Безусловно, нестабильность налогового законодательства — существенный недостаток налоговой политики любого государства2. При этом справедливым будет заметить, что в последнее время резкие изменения внешних и внутренних экономических условий заставили руководство Российской Федерации принимать оперативные и адекватные решения в налоговой сфере3.
Надо сказать, что существующая сегодня в России налоговая система, на наш взгляд, должным образом не отвечает потребностям инновационного развития государства. Кроме того, к деструктивным факторам экономического развития можно, например, отнести:
• неразвитость информационной инфраструктуры;
• отсутствие инструментов финансирования из государственных источников;
• неразвитость законодательства о защите интеллектуальной собственности.
Известно, что многие государства с развитыми или активно развивающимися экономиками в своем законодательстве предусматривают существенные налоговые преференции и льготы для инновационного бизнеса. В России же система поддержки инновационного предпринимательства находится лишь в начале пути.
Так, выступая 1 декабря 2016 года в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил: «Мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создание конкурентных условий для развития наших предприятий. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов»4.
В свою очередь Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил о том, что некоторые шаги уже предприняты, и Россия не находится в так называемой «нулевой» точке: «Налоговая система должна
обеспечивать стимулы к экономическому росту. В последнее время было создано несколько таких институтов новых, с использованием налоговых преференций. Будем расширять такой инструментарий с тем, чтобы и налоговая система, и бюджет отвечали задаче обеспечения роста»5.
В целом соглашаясь с представленными мнениями российских политиков, автор полагает, что в Налоговый кодекс РФ необходимо ввести норму, устанавливающую льготы по налогу на прибыль, льготы на капитальные вложения в инновационную сферу (к примеру, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль средств, направляемых на капитальные вложения в инновационную деятельность), льготы в виде предоставления налоговых каникул для создаваемых инновационных предприятий и пр.
Характерной чертой российской налоговой политики является несправедливое перераспределение доходов между различными категориями граждан для поддержания социального равновесия в обществе. Это связано с тем, что в 2001 г. Россия отказалась от прогрессивной шкалы налогообложения в пользу единой ставки в размере 13%.
Предполагалось, что эта мера позволит вывести крупные доходы из теневого сектора экономики. В действительности же результат был следующим — недовольство значительных групп населения, поскольку для тех, кто получает высокую заработную плату, налог в 13% практически не ощутим, тогда как для небогатых слоев населения, которых в России подавляющее большинство, подобная процентная ставка существенно влияет на собственное благосостояние6. Однако важно подчеркнуть, что в данном случае возвращение к дифференцированной ставке также не станет панацеей, поскольку те, кто получают высокую заработную плату, несомненно, будут ее получать в конвертах в целях уменьшения налогооблагаемой базы. Отсюда напрашивается вывод о том, что для достижения успеха в рассматриваемой сфере необходимо осуществление жесткого контроля над сбором налогов7.
В качестве одного из вариантов решения указанной проблемы возможно, по нашему мнению, в случае, если речь идет о семье, применять дифференцированную ставку налогообложения лишь в отношении того члена семьи, который имеет наибольший доход.
Однако рассмотренным примером проблемы, имеющиеся в налоговой сфере в Российской Федерации, не ограничиваются. Существуют определенные сложности, связанные с, надо прямо сказать, неидеальным взаимодействием в рамках действующей сегодня трехуровневой налоговой системой, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы8.
К сожалению, до сих пор серьезной остается проблема «теневой экономики». Значительное число организаций в своих отчетных документах не показывают реальную заработную плату работ-ников9. Как следствие, не пополняются пенсионные накопления граждан. Кроме того, повсеместно распространено уклонение от уплаты налогов. Наблюдаемые негативные явления в налоговой сфере отрицательно сказываются на государственном бюджете Российской Федерации, лишая последнего соответствующих налоговых поступлений. Среди других проблем действующей налоговой системы России можно выделить не только незаконное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, но и уклонение от его уплаты. Например, недобросовестные предприниматели, импортируя товары, продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу10. Таким образом, налог на добавленную стоимость в бюджет государства не перечисляется.
В заключение хотелось бы отметить, что в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Правительство Российской Федерации должно видеть в первую очередь борьбу с налоговыми преступлениями и злоупотреблениями. В этой связи можно сделать вывод о необходимости принятия в настоящее время детально проработанной федеральной программы в сфере налогообложения, основным направлением которой стало бы воспитание законопослушного налогоплательщика.
1 Национальная безопасность. Учебник / Эриашвили Н.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Ординарцев И.И., Кальгина А.А., Бакулев-ская Л.В., Варсеев В.В., Кирсанов А.Ю. / М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. 2017.
2 Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В. Конституционные основы и роль государства в регулировании экономики Российской Федерации // Международный журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности», 2016, № 1. С. 45—47.
3 Гурова С.Ю., Шенцева С.Г. Налоговая политика государства и ее социально-экономическая направленность // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1 (19/27).
292
Вестник экономической безопасности
№ 2/2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
4 www.rbc.ru/polotics/01/12/2016/583fi8779a7947d47014df88 Налоги. 2010. № 1.
5 www.ria.ru/economy/20161201/1482606971.html 9 Административное право России: учебник. 7-е издание.
6 Предпринимательское право: учебник. 5-е издание. Эриаш- Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Кононов А.М., Эриашвили Н.Д., вилиН.Д., Коршунов М.Н., Алексий П.В., Петров И.В., Щерба- Саудаханов М.В., Зубач А.В., Бочаров С.Н., Демидов Ю.Н., чева Л.В., Борякова С.А., Эриашвили М.И., Ткачев В.Н., Сауда- Кононов П.И., Костенников М.В., Куракин А.В., Зырянов С.М., ханов М.В., Линев А.Н., Косов М.Е., Горелик А.П., Быструшки- Стахов А.И., Бекетов О.И., Кальгина А.А., Головко В.В., Братана И.В., Лобаков А.В., Сорокина А.Э. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, новский С.Н., Прудникова Т.А., АмельчаковаВ.Н. / Изд-во ЮНИ-М.: 2010. ТИ-ДАНА, М.: 2017
7 Гурова С.Ю., Шенцева С.Г. Налоговая политика государства 10 Таможенное право: учебное пособие. 4-е издание. Килясха-и ее социально-экономическая направленность // Вестник Чу- нов И.Ш., Эриашвили Н.Д., Кардашова И.Б., Саудаханов М.В., вашского университета. 2013. № 1 (19/27). Бочаров С.Н., Кизлык А.П., Сизов И.Ю., Попович О.М., Га-
8 Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов российской лузоВ.Н., Тихомирова Ю.С., Лорткипанидзе Т.В. / Изд-во налоговой политики в современных экономических условиях // ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2010.
УДК 33 ББК 65
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОСОВ,
доцент Департамента общественный финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры Финансов и цен Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Современная пенсионная система предоставила российским гражданам возможность влиять на размер своей будущей пенсии путем выбора способа инвестирования накопительной части их трудовой пенсии. Цель инвестирования пенсионных накоплений заключается в том, чтобы сохранить поступившие средства и приумножить их на протяжении 30—50 лет путем грамотного управления инвестиционным процессом. Дан сравнительный анализ доходности инвестирования средств пенсионных накоплений и вложений в различные финансовые инструменты. Сделан критический анализ состояния рынка пенсионных накоплений, подкрепленный статистическими данными, оценка эффективности государственной и негосударственной форм управления пенсионными ресурсами, анализ комплекса мер по повышению ответственности государства за пенсионные накопления. Управление пенсионными активами является сложным видом деятельности, который включает прогнозирование обязательств, стратегическое и тактическое распределение активов, мониторинг, разбалансировку и управление риском. На повышение эффективности работы управляющих компаний влияет диверсификация долей инвестируемых активов внутри портфеля, рыночная стоимость инвестиционного портфеля и длительность пребывания компании на рынке пенсионных накоплений. Сделаны выводы о необходимости внедрения нового подхода к управлению пенсионными средствами, повышения ответственности государства и частных управляющих компаний за сохранность пенсионных накоплений, применения усовершенствованной методики определения гарантированной ставки доходности инвестирования пенсионных средств.
Ключевые слова: пенсионные накопления, накопительная часть, пенсионное обеспечение, инвестирование, пенсионные средства, трудовой стаж, заработная плата, гарантированный уровень доходности.
Abstract. Modern pension system has provided Russian citizens an opportunity to influence the amount of their future pension by choosing the method of investing the funded part of labor pension. The purpose of investment of pension savings is to save received funds and multiply them for 30—50 years by the competent management of the investment process. The article presents a comparative analysis of profitability by investment of pension savings and investments in various financial instruments. Research in the article is a critical analysis of the pension savings market's conditions, supported by statistical data, evaluation of the effectiveness of state and non-state forms of pension management, complex analysis measures for increasing the liability of the state for pension savings. Pension asset management is a complex activity that involves forecasting commitments, strategic and tactical asset allocation,