ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
4 www.rbc.ru/polotics/01/12/2016/583fi8779a7947d47014df88 Налоги. 2010. № 1.
5 www.ria.ru/economy/20161201/1482606971.html 9 Административное право России: учебник. 7-е издание.
6 Предпринимательское право: учебник. 5-е издание. Эриаш- Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Кононов А.М., Эриашвили Н.Д., вилиН.Д., Коршунов М.Н., Алексий П.В., Петров И.В., Щерба- Саудаханов М.В., Зубач А.В., Бочаров С.Н., Демидов Ю.Н., чева Л.В., Борякова С.А., Эриашвили М.И., Ткачев В.Н., Сауда- Кононов П.И., Костенников М.В., Куракин А.В., Зырянов С.М., ханов М.В., Линев А.Н., Косов М.Е., Горелик А.П., Быструшки- Стахов А.И., Бекетов О.И., Кальгина А.А., Головко В.В., Братана И.В., Лобаков А.В., Сорокина А.Э. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, новский С.Н., Прудникова Т.А., АмельчаковаВ.Н. / Изд-во ЮНИ-М.: 2010. ТИ-ДАНА, М.: 2017
7 Гурова С.Ю., Шенцева С.Г. Налоговая политика государства 10 Таможенное право: учебное пособие. 4-е издание. Килясха-и ее социально-экономическая направленность // Вестник Чу- нов И.Ш., Эриашвили Н.Д., Кардашова И.Б., Саудаханов М.В., вашского университета. 2013. № 1 (19/27). Бочаров С.Н., Кизлык А.П., Сизов И.Ю., Попович О.М., Га-
8 Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов российской лузоВ.Н., Тихомирова Ю.С., Лорткипанидзе Т.В. / Изд-во налоговой политики в современных экономических условиях // ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2010.
УДК 33 ББК 65
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОСОВ,
доцент Департамента общественный финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры Финансов и цен Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Современная пенсионная система предоставила российским гражданам возможность влиять на размер своей будущей пенсии путем выбора способа инвестирования накопительной части их трудовой пенсии. Цель инвестирования пенсионных накоплений заключается в том, чтобы сохранить поступившие средства и приумножить их на протяжении 30—50 лет путем грамотного управления инвестиционным процессом. Дан сравнительный анализ доходности инвестирования средств пенсионных накоплений и вложений в различные финансовые инструменты. Сделан критический анализ состояния рынка пенсионных накоплений, подкрепленный статистическими данными, оценка эффективности государственной и негосударственной форм управления пенсионными ресурсами, анализ комплекса мер по повышению ответственности государства за пенсионные накопления. Управление пенсионными активами является сложным видом деятельности, который включает прогнозирование обязательств, стратегическое и тактическое распределение активов, мониторинг, разбалансировку и управление риском. На повышение эффективности работы управляющих компаний влияет диверсификация долей инвестируемых активов внутри портфеля, рыночная стоимость инвестиционного портфеля и длительность пребывания компании на рынке пенсионных накоплений. Сделаны выводы о необходимости внедрения нового подхода к управлению пенсионными средствами, повышения ответственности государства и частных управляющих компаний за сохранность пенсионных накоплений, применения усовершенствованной методики определения гарантированной ставки доходности инвестирования пенсионных средств.
Ключевые слова: пенсионные накопления, накопительная часть, пенсионное обеспечение, инвестирование, пенсионные средства, трудовой стаж, заработная плата, гарантированный уровень доходности.
Abstract. Modern pension system has provided Russian citizens an opportunity to influence the amount of their future pension by choosing the method of investing the funded part of labor pension. The purpose of investment of pension savings is to save received funds and multiply them for 30—50 years by the competent management of the investment process. The article presents a comparative analysis of profitability by investment of pension savings and investments in various financial instruments. Research in the article is a critical analysis of the pension savings market's conditions, supported by statistical data, evaluation of the effectiveness of state and non-state forms of pension management, complex analysis measures for increasing the liability of the state for pension savings. Pension asset management is a complex activity that involves forecasting commitments, strategic and tactical asset allocation,
monitoring, imbalance and risk management. Improving the efficiency of management companies affected by the diversification of shares of invested assets within the portfolio, the market value of the investment portfolio and the duration of stay of the company on pension savings market. Made conclusions about the need of introduction a new approach to the management of pension funds, increasing responsibility of the state and private management companies for the safety of pension savings, the use of improved methods for determining the guaranteed rate of profitability by investment of pension funds.
Keywords: pension, funded part of pensions, investment, pension funds, seniority, wages, guaranteed rate of return.
Актуальной задачей государственных органов исполнительной власти является повышение эффективности существующих механизмов перевода сбережений населения страны, и, в частности, пенсионных накоплений, в инвестиции и создание благоприятных условий для работы новых финансовых механизмов.
Необходимо построить такую систему регулирования инвестиционной деятельности, которая бы обеспечивала высокую эффективность инвестиционных механизмов, и, соответственно, существенное увеличение источников долгосрочных инвестиций. Традиционно в международной практике одним из таких механизмов является система инвестирования средств пенсионных накоплений. Пенсионные реформы в нашей стране предполагают достижение цели формирования ресурса длинных денег для институциональных инвесторов и долгосрочных инвестиций.
Проведенный анализ состояния инвестиций пенсионных фондов, стратегий управления пенсионными накоплениями негосударственных пенсионных фондов, консультации с экспертами и представителями организаций, занимающихся инвестированием пенсионных накоплений или работающих на близких сегментах финансового рынка, позволил выявить следующие ключевые проблемы, с которыми сталкиваются управляющие пенсионными накоплениями как в государственной управляющей компании, так и в управляющих компаниях негосударственных пенсионных фондов.
Проблема 1. Регулярно меняющиеся нормы и принципы функционирования пенсионной системы подрывают доверие к ней и лишают стимулов создавать долгосрочные пенсионные накопления. Приведенные данные по объемам пенсионных накоплений и резервов подтверждают факт отсутствия в настоящий момент значительных ресурсов по сравнению с потребностями экономики по финансированию долгосрочных проектов.
Проблема 2. Текущие потребности по выплате пенсий представляют собой дополнительные риски
для российской пенсионной системы в среднесрочном периоде.
Изъятие накопительной части пенсий за 2014, 2015 и 2016 годы выглядит крайне вредной и опасной тенденцией, ставящей под угрозу финансирование проектов посредством долгосрочных инфраструктурных инструментов. Игроки рынка не исключают риски национализации существующих пенсионных накоплений. Так, накопительные взносы за 2014—2016 годы направлены на выплаты нынешним пенсионерам, а не на счета граждан в их НПФ-страховщиках. Большинство экспертов классифицируют решение по пенсионным накоплениям как их конфискацию. При этом они констатируют что национальная экономика рискует никогда не получить «длинные» деньги институциональных инвесторов.
Осуществление де-факто возврата пенсионных накоплений из ПФР может быть стимулом для улучшения привлекательности системы дополнительного пенсионного накопления для населения. Возврат пенсионных накоплений в рынок может стать дополнительным стимулом для рынка корпоративных облигаций компаний первого эшелона и крупнейших банков.
Действующее российское законодательство в области регулирования негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний значительно ограничивает возможности размещения средств пенсионных резервов и полностью исключает самостоятельное инвестирование средств пенсионных накоплений. При существующей практике неизбежны явные и скрытые конфликты интересов между пенсионными фондами (учредителями НПФ) и их контрагентами — управляющими компаниями. В первую очередь отмечается фактическое отсутствие института «длинных денег» — процесс инвестирования ограничен рамками одного года, по результатам которого должна быть показана безубыточность.
Отсутствие возможности разнесения отрицательных результатов инвестирования в пределах
одного года по индивидуальным лицевым счетам приводит к противоречиям при определении уровня риска инвестиций со стороны управляющей компании и пенсионного фонда, что оказывает существенное влияние на вознаграждение менеджмента управляющей компании за полученный результат и ответственность за возможный отрицательный инвестиционный доход в течение отчетного периода.
Указанные обстоятельства неизбежно отражаются и на отборе управляющих компаний, и на установлении управляющими более жестких требований к финансовым инструментам, в которые инвестируются средства пенсионных фондов. Управляющие компании предпочитают проводить консервативную политику инвестирования, лимитировать число внутридневных спекулятивных транзакций. Кроме того, в настоящее время наблюдается уход от вложений в акции по средствам пенсионных накоплений до уровня 10% от общей величины портфеля.
При существующей системе оценивания эффективности деятельности управляющей компании, предусматривающей оценку активов с точки зрения мгновенной ликвидности, и отсутствии ограничений по минимальному сроку размещения средств у управляющей компании, главную роль играет стоимость инвестиционного портфеля по состоянию на отчетную дату. При повышении волатильности рынка предпочтение управляющего будет отдано инструментам короткой дюрации, менее подверженным значительному снижению стоимости в момент нисходщего движения рынка.
С учетом ограничений по допустимым финансовым инструментам для инвестирования средств пенсионных накоплений портфели управляющих имеют примерно одну и ту же структуру, близкую к так называемой квазииндексной, не предполагающей оптимального подхода к выбору долгосрочных финансовых инструментов и получению дохода, опережающего среднерыночные показатели в среднесрочной перспективе.
Инвестиции пенсионных резервов и накоплений в долгосрочные инфраструктурные инструменты имеют ряд дополнительных специфических ограничений, к числу которых относятся:
• отсутствие стандартных инструментов;
• дефицит экспертизы в отношении инфраструктурных инструментов.
Эти проблемы взаимосвязаны, поскольку в отсутствие достаточной экспертизы у инвесторов инициаторы инвестиционных проектов, включая государственные органы и органы местного самоуправления, не имеют возможности создать портфель стандартных проектов и связанных с ними финансовых продуктов с понятными рисками. В результате пенсионные фонды не могут принять на себя эти риски, поскольку не обладают соответствующими компетенциями, ресурсами для подготовки проектов и оценки рисков по каждому конкретному проекту. В силу трудностей привлечения институциональных инвесторов, осуществление текущих инфраструктурных проектов чаще всего происходит с привлечением кэптивного капитала, либо только государственных средств.
В то же время, учитывая размеры большинства российских НПФ, добиваться развития необходимого уровня компетенции в отдельных НПФ невозможно, и, как показывает международный опыт, нецелесообразно.
На развитых рынках самостоятельно в объекты инфраструктуры инвестируют лишь крупнейшие фонды и их не много. Остальные реализуют свои инвестиционные процессы или через классические инструменты — котирующиеся на биржах акции и облигации компаний, относящиеся к инфраструктуре, — или через инструменты коллективного инвестирования.
Показательным в этом отношении оказалось обсуждение механизмов инвестирования средств пенсионных накоплений и резервов в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов с представителями «Российской венчурной компании»1. Представители Российской венчурной компании (РВК), изначально созданной в качестве организации по отбору проектов, формированию инвестиционных фондов и организации их финансирования со стороны частного капитала и государственных денег, подтвердили, что отсутствие стандартных процедур, экспертизы и институциональной инфраструктуры были основными сдерживающими факторами на рынке венчурного инвестирования.
Для реализации поставленных целей необходима отработка стандартов, определение перечня
1 Предложения по механизмам инвестирования средств НПФ в инфраструктурные проекты. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов, см. http://www.napf.ru/.
показателей и критерия эффективности управления пенсионными накоплениями, поиск проектов и постоянный мониторинг рынка инвестиционных предложений с участием отраслевых экспертов, подготовка самих претендентов на финансирование к реализации инвестиционного процесса, содействие в оформлении проектов, создание сервисной инфраструктуры.
В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов согласились с тем, что именно такая модель, которая была реализована на рынке венчурного инвестирования, могла бы быть использована для развития инфраструктурного инвестирования с участием НПФ, и в целом она могла бы дать необходимый импульс развитию этого сегмента.
В Российской Федерации такая организация может быть создана с участием государства в рамках государственно-частного партнерства или без государственного участия только коммерческими институтами.
При реализации такого подхода представляется важным, чтобы в число учредителей вошли крупные банки. Это связано с тем, что между банками и пенсионными фондами имеет место своего рода естественное разделение предпочтений на этом рынке. Банки в большей степени интересуют инвестиции в инфраструктуру на стадии строительства в связи с тем, что риски строительства для них гораздо более понятны, и они готовы их брать на себя, а потом передавать права по данному объекту институциональным инвесторам.
Негосударственные пенсионные фонды отдают предпочтение менее рискованным проектам, генерирующим регулярный денежный поток. Прежде всего — это эксплуатация законченных объектов, но может быть также и модернизация существующих. Инвестиции на стадии строительства объектов инфраструктуры могут позволить себе только Пенсионный фонд России и крупнейшие негосударственные пенсионные фонды. Российские НПФ к крупным не относятся, и начинать со стадии строительства новых объектов им, скорее всего, не стоит.
Таким образом, при наличии множества факторов, влияющих на возможности эффективного долгосрочного инвестирования пенсионных накоплений, наиболее существенными являются долгосрочная стабильность принципов, норм и правил
пенсионной системы, представление новых инструментов и механизмов инвестирования, способных обеспечить стабильные денежные потоки, особенно в условиях финансовой нестабильности.
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что использование средств пенсионной системы для вложений в развивающиеся сектора экономики позволяет повысить финансовую стабильность пенсионной системы и обеспечить положительные эффекты для всей экономики в целом.
На наш взгляд, разумно выделить следующие направления государственной политики, определяющей инвестиционные процессы и ограничения инвестирования пенсионных накоплений.
1. Формирование общей инвестиционной среды в целях стимулирования долгосрочных инвестиций и привлечения институциональных инвесторов в такие ключевые секторы экономики, как инфраструктура, сфера экологических и природосберегающих технологий и возобновляемой энергетики, а также привлечение венчурного капитала. Исполнительные органы государственной власти могут также поддержать непосредственно управление долгосрочными рисками путем распространения информации и выпуска долгосрочных инструментов.
2. Формирование поддерживающей налоговой среды и политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. Решения инвесторов определяются множеством внешних факторов и собственных стратегий, которые влияют на то, как компании финансируют свои операции и как они расширяются за рубежом. В частности, налоговая политика создала уклон в сторону долговых обязательств перед собственным капиталом (равновесие между активами и обязательствами сдвинуто в пользу последних), что должно быть исправлено. Прямые иностранные инвестиции являются еще одним важным компонентом долгосрочных инвестиций, и их необходимо стимулировать, хотя в условиях санкционного давления на экономику нашей страны для этого необходимо разрабатывать новые механизмы их привлечения.
3. Выпуск государственных долгосрочных финансовых инструментов. Правительство должно обратить внимание инвесторов на долгосрочные активы с минимальным уровнем риска, развитие прозрачных и надежных индексов, финансовые инструменты рыночной инфраструктуры. Правительство может
выпустить государственные облигации долгосрочного займа с длительным сроком погашения и инфляционной индексацией, что позволит облегчить инвесторам управление долгосрочными рисками.
4. Формирование прозрачной среды для инвестиций в инфраструктурные проекты. Инвестиции в инфраструктурные проекты — это относительно новый тип инвестиции, который порождает и новый набор проблем для институциональных инвесторов. Недостаток объективной информации и качественных данных затрудняет оценку риска инфраструктурных проектов. Кроме того, финансовый кризис и санкционное давление, которые в значительной мере повлияли на исполнение многих инфраструктурных проектов, нанесли сильный ущерб отношениям и доверию между инфраструктурным сектором экономики и инвесторами. В результате, у многих институциональных инвесторов сложилось отрицательное восприятие ценности инфраструктуры, и они не рассматривают инвестиции в этот сектор экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока состояние рынка не изменится. Правительству следует способствовать созданию более прозрачной инвестиционной среды, как это рекомендуется в своде инвестиционных правил ОЭСР. Правительство может также повысить прозрачность этого сектора посредством независимого сбора данных и общих показателей эффективности инвестиций.
5. Формирование стабильной и доступной программы развития инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства (ГЧП). Ограниченные инвестиционные возможности в секторе инфраструктуры воспринимаются инвесторами как главные барьеры, которые препятствуют рассмотрению инфраструктуры в их стратегии долгосрочных инвестиций. Инвесторам требуется четкое понимание инфраструктурных планов правительства за пределами политического цикла. Государственным органам исполнительной власти следует поддерживать развитие национальных долгосрочных стратегических проектов для отдельных ключевых секторов инфраструктуры, включая возобновляемую энергию и другие «зеленые» инициативы, на долгосрочную перспективу.
6. Правительство также должно поддерживать постоянное создание инвестиционных возможностей в рамках государственно-частного партнерства. Нормативно-правовая база для подобных
инициатив также должна быть стабильной, помогая укрепить доверие к правительству институциональных инвесторов в его приверженности ранее установленным правилам. Регулирующая среда для таких инициатив должна также быть стабильной, помогая цементировать доверие к правительству институциональных инвесторов в части его приверженности заранее установленным правилам.
7. Понимание потребностей институциональных инвесторов влечет за собой обеспечение соответствующих инвестиционных стимулов и возможностей передачи риска. Правительству следует сформировать инвестиционные потребности, согласовать с ними требования институциональных инвесторов и оценить сферу применения (масштабы, границы) для продвижения «правильных» инвестиционных возможностей. Например, обычным является возникновение проблемы несоответствия между желаемыми значениями соотношения риск-доходность, инвестиционным горизонтом пенсионных фондов при инвестировании в инфраструктуру и возможностями, предлагаемыми на финансовом рынке. Через соответствующие финансовые стимулы (например, налоговые льготы и льготные тарифы) и механизмы передачи рисков (например, гарантии и первые потери капитала на инвестициях), инвестиционные проекты должны быть структурированы как привлекательные для инвесторов инвестиционные возможности.
Отметим, что пенсионные накопления в большинстве развитых экономик являются источником «длинных денег» в экономике, а пенсионные фонды и компании, управляющие их активами, являются важнейшими инвесторами в ключевых секторах экономики, инвестирующими в инфраструктурные проекты, которые являются важным ресурсом развития и роста экономики большинства стран.
Несмотря на заметные усилия со стороны государства, построение эффективной системы пенсионных фондов в России далеко не завершено. Сегодня относительный совокупный размер активов пенсионных фондов в РФ составляет около 5% от ВВП страны, что во много раз меньше аналогичного показателя для экономически развитых и некоторых развивающихся стран. В качестве мер для дальнейшего развития пенсионной системы Российской Федерации представляется целесообразным выделить следующие меры:
1) стимулирование роста пенсионных накоплений или, иными словами, роста количества и объемов частных пенсионных фондов и схем, для чего в первую очередь нужно повышать финансовую грамотность населения;
2) создание механизма обеспечения гарантий сохранности пенсионных накоплений, в том числе, введение минимального уровня доходности пенсионных накоплений;
3) формирование и контроль длинных государственных и муниципальных заемных инструментов (облигаций) для финансирования дефицита бюджетов;
4) создание общих инвестиционно привлекательных условий для работы компаний и выпуска ими долгосрочных облигаций и акций;
5) создание условия для стимулирования других долгосрочных инструментов, в том числе в области недвижимости и инфраструктурных проектов;
6) смягчение барьеров для инвестиций в иностранные активы;
7) регулирование и мониторинг работы самих пенсионных фондов с целью снижения рисков и исключения влияния разнообразных конфликтов интересов и принятия решений неквалифицированными инвесторами;
8) создание правил и условий для эффективного раскрытия информации о деятельности и состоянии пенсионных фондов, а также о намерениях и действиях государства в отношении их регулирования;
9) принятие мер по повышению эффективности и снижению затрат (расходов) при долгосрочных сберегательных схемах и сокращение стимулов для формирования портфеля с высоким уровнем оборачиваемости активов;
10) создание и расширение нормативной базы для притока коллективных инвестиций и ценных бумаг, направленных для устойчивого финансирования долгосрочных инвестиций;
11) пересмотр требований к активам, в которые могут инвестировать пенсионные фонды (возможно разные требования для государственных пенсионных фондов — более жесткие, а для негосударственных пенсионных фондов — более мягкие требования);
12) стимулирование инвестиций в альтернативные долгосрочные инструменты, в первую очередь напрямую зависящие от государства, как в инструменты финансирования инфраструктурных проек-
тов, а также инструменты инвестирования в фонды недвижимости (операционные и девелоперские);
13) совершенствование налогообложения НПФ в части его упрощения, а также увеличения налоговых льгот для НПФ;
14) стимулирование роста компетенций проектного управления, необходимых для оценки альтернативных активов, особенно в области инфраструктурных проектов и контроля их реализации.
Вывод. Поскольку институт НПФ и структура пенсионного фонда российской федерации, являются молодыми не до конца устоявшимися структурами, в связи с историческим аспектом развития страны и процессом перехода к рыночной экономики. Существует ряд фундаментальных проблем и неопределенностей в области правового регулирования и регламентации ПФР. Процесс формирования данных структур и форм регулирования также горят о ряде недостатков и недоработок. Одной из самых сложных и неоднозначных с точки зрение закона и обыденного понимания, является определение страховых отчислений и накопительной пенсии.
В текущий момент следуют напрямую начать работу с организации работы по усовершенствованию пенсионной систему. Особую роль в реформировании необходимо уделить вопросам: децентрализации органа ПФР путем создание автономного органа, функционирующего в форме института защиты прав застрахованных лиц, обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений. Необходимо создать полностью прозрачную единую систему в области обеспечения страхования и пенсий. Государство обязано отвечать за взятые на себя обязательства, независимо от каких-либо сдвигов, в области структуры бюджетных показателей. Представленные меры должны повысить уровень доверия граждан и привлечь внимание к вопросу личных сбережений и дополнительного стимула по повышению уровня финансовой грамотности.
Литература
1. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Косое М.Е. Налоговые поступления в бюджет: перспективы роста // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 12. С. 42—44.
2. Ахмадеев Р.Г., Косое М.Е. Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России // Финансы и кредит. 2015. № 44 (668). С. 51—62.