Научная статья на тему 'Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона'

Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2686
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / TAX POLICY / TAX REVENUES / TAX POTENTIAL / REGIONAL BUDGET / TAX SECURITY / ECONOMIC SECURITY / TAXATION TOOLKIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Андрей Леонидович, Ширпужев Сергей Викторович

Исследуются сущность и особенности региональной налоговой политики как важнейшего инструмента, воздействующего на экономику региона в целях обеспечения его экономической безопасности. Представлены основные направления налоговой политики региона и комплекс соответствующих задач. Выделены стратегические направления реализации налоговой политики в целях обеспечения экономической безопасности региона; в качестве одной из основных составляющих процесса обеспечения экономической безопасности региона определен процесс сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития. Разработаны и представлены элементы и функции налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов Андрей Леонидович, Ширпужев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Taxation Toolkit to Guarantee Economic Security of a Region

The paper examines the essence and peculiarities of regional tax policy as the most significant instrument affecting the economy of a region with a view of guaranteeing its economic security. The main directions of the tax policy of a region and a set of corresponding tasks are presented. Strategic areas for implementing tax policy for ensuring economic security of a region are discovered. The reduction of the level of interregional differentiation in the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation through the balanced territorial development is recognized as one of the fundamental components of the process of protecting economic security of a region. The authors develop and analyze the elements and functions of the taxation toolkit for ensuring economic security in a region.

Текст научной работы на тему «Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона»

Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона*

Щ

■о я

T H

а m Я

Аннотация

Исследуются сущность и особенности региональной налоговой политики как важнейшего инструмента, воздействующего на экономику региона в целях обеспечения его экономической безопасности. Представлены основные направления налоговой политики региона и комплекс соответствующих задач. Выделены стратегические направления реализации налоговой политики в целях обеспечения экономической безопасности региона; в качестве одной из основных составляющих процесса обеспечения экономической безопасности региона определен процесс сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития. Разработаны и представлены элементы и функции налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона.

АНИСИМОВ Андрей Леонидович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-17 E-mail: 13051957@bk.ru

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая политика, являясь одним из основных инструментов регулирования экономики, во многом определяется системой существующих общественных отношений [1. С. 191-192]. Соответственно, она выступает инструментом для решения основных социально-экономических и общественно-политических задач, стоящих перед государством. Налоги и сборы являются главным источником формирования доходов бюджета, выполнение расходных статей в значительной степени зависит от эффективной налоговой политики, при этом установленные нормы налогового права являются элементом планирования, регулирования и контроля государственных налоговых доходов. Цель статьи заключается в изложении и обосновании авторского подхода к проблемам формирования налогового инструментария для обеспечения экономической безопасности региона. Это влечет за собой необходимость описания сущности и особенностей региональной налоговой политики, ее связи с экономической безопасностью региона, а также разработки основных элементов необходимого налогового инструментария. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства вызваны различными факторами, действующими в том числе и на региональном уровне [16. Р. 3]. Отсюда следует, что эффективное функционирование налоговой си-

стемы любого региона - важный элемент обеспечения экономической безопасности всего государства [11. Р. 26]. Одной из приоритетных задач в сфере обеспечения экономической безопасности региона является разработка комплексных мер, направленных на создание эффективно функционирующей региональной налоговой системы, и механизма их реализации [7].

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Переход России к рыночному способу ведения хозяйства потребовал налоговой политики, с помощью которой можно было эффективно управлять экономикой, учитывая государственные и региональные интересы, а также интересы отдельно взятого муниципального образования и его жителей [2. С. 11]. Излишняя, на наш взгляд, централизация полномочий в части формирования и функционирования региональной налоговой системы на федеральном уровне влечет за собой снижение самостоятельности регионов, их способности концентрировать ресурсы необходимые субъектам РФ для выполнения возложенных на них функций, делает затруднительным управление налоговыми доходами собственного бюджета. Федеральное законодательство предоставляет налоговые льготы и вычеты по региональным налогам, это является

^ ШИРПУЖЕВ Сергей Викторович

Инженер кафедры прикладной математики

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-37 Е-mail: moais@usue.ru

Ключевые слова

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАЛОГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

* Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ, проект № 16-06-00240 «Экономико-математическая модель оптимизации соотношения затрат и результатов деятельности регионального налогового органа».

JEL classification

B16, C12, G18

J Forming Taxation Toolkit

f to Guarantee Economic Security

f of a Region

m

Si

^ Andrey L. ANISIMOV

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Competition Law and Antitrust Regulation Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-17 E-mail: 13051957@bk.ru

Abstract

The paper examines the essence and peculiarities of regional tax policy as the most significant instrument affecting the economy of a region with a view of guaranteeing its economic security. The main directions of the tax policy of a region and a set of corresponding tasks are presented. Strategic areas for implementing tax policy for ensuring economic security of a region are discovered. The reduction of the level of interregional differentiation in the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation through the balanced territorial development is recognized as one of the fundamental components of the process of protecting economic security of a region. The authors develop and analyze the elements and functions of the taxation toolkit for ensuring economic security in a region.

^ Sergey V. SHIRPUZHEV

Engineer of Applied Mathematics Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-37 Е-mail: moais@usue.ru

Keywords

TAX POLICY TAX REVENUES TAX POTENTIAL REGIONAL BUDGET TAX SECURITY ECONOMIC SECURITY TAXATION TOOLKIT

JEL classification

B16, C12, G18

причинои излишнего перераспределения денежных средств с помощью межбюджетных трансфертов, ослабляя финансовую устойчивость регионального бюджета [2. С. 34].

Хотя налоговая политика региона воздействует на региональную экономику, как правило, в ней не принимаются во внимание особенности регионального социально-экономического развития, не учитывается «рыночная специализация» субъекта, его производственный потенциал. «Налоговая стратегия» выбирается без учета региональных особенностей и перспектив социально-экономического развития конкретного субъекта РФ [8. С. 29]. Изменение хозяйственных связей оказывает немалое влияние на соотношение налоговых доходов регионов, что требует отдельного «налогового» анализа и учета в ходе процесса разработки и реализации налоговой политики региона [2. С. 35]. Основные направления региональной налоговой политики в части собственного налогового регулирования могут быть представлены следующим образом (естественно, в границах полномочий регионального органа представительной власти):

1) определение элементов каждого отдельного регионального налога, уплачиваемого в данном субъекте РФ;

2) формирование системы и механизма взаимодействий участников налоговых правоотношений в регионе;

3) разработка, внесение изменений и дополнений в региональное налоговое законодательство.

Основные направления региональной налоговой политики требуют решения следующих задач:

1) улучшить существующие и разработать дополнительные механизмы повышения эффективности хозяйственной деятельности, которые способствуют увеличению региональной налоговой базы;

2) оптимизировать соотношение фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налогов и сборов;

3) рационально использовать возможности действующего налогового законодательства в целях повышения регионального налогового потенциала для достижения, как минимум, необходимого уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

К действиям, обосновывающим проведение именно такой налоговой политики региона, следует отнести [2. С. 35]:

1) формулирование приоритетных стратегических направлений региональной налоговой политики, вытекающих из целей социально-экономического развития региона;

2) разработку направлений, а также конкретных организационных форм и методов, через которые будут достигаться поставленные цели и решаться соответствующие задачи;

3) прогнозирование и анализ динамики возможных последствий реализации поставленных целей.

Указанные действия (мероприятия) позволят сформировать налоговую систему субъекта РФ, соответствующий механизм управления, обосновать объ-

ективную необходимость внесения дополнений и изменений в региональное налоговое законодательство, разработать новые механизмы (инструменты) реализации налоговой политики региона [8. С. 30]. В действующей налоговой политике РФ практически отсутствует единый подход, который должен использоваться для оценки возможной величины привлекаемых доходов (в виде налоговых платежей), несмотря на то что значимость органов власти и управления субъекта РФ в части регулирования государственной налоговой политики возрастает. Соответственно, требуется постоянная модернизация методики и методологии планирования доходной части региональных бюджетов, тем более что такие показатели (их величина), как налоговый потенциал, налоговые доходы регионального бюджета, собираемость налогов и ряд других, представляют собой основные параметры для оценки эффективности налоговой политики регионов, и их анализу должно уделяться значительное внимание.

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА

Налоговая безопасность субъекта РФ в широком смысле слова может быть определена как устойчивость функционирования налоговой системы региона, достаточная обеспеченность расходной части регионального бюджета предусмотренными налоговым законодательством поступлениями от уплаты налогов в результате отсутствия (минимизации) правонарушений и преступлений в сфере налогового законодательства, обеспеченного контролем со стороны налоговых и иных уполномоченных органов; как неотъемлемая часть экономической безопасности региона, как связующее звено между экономикой и бюджетной системой региона, которые осуществляют перераспределение денежных средств и ресурсов между предприятиями, гражданами и государством [9]. Заметим, что в процессе разработки российской налоговой системы в целом и формирования налоговой политики в частности вопросы обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере практически не рассматривались. Это стало причиной уклонения от уплаты налогов и сборов путем использования многочисленных «серых» схем, которые, несомненно, влекут за собой угрозу экономической безопасности государства, так как одной из ее составляющих выступает налоговая безопасность, а налоговая система яв-

ляется достаточно уязвимой сферой, в которой требуется особый контроль на любом (федеральном, региональном, муниципальном) уровне. Соответственно, налоговая безопасность должна являться обязательным элементом концепции экономической безопасности региона, так как это важный рычаг, которым рас-пола га ют региональные органы власти для регулирования экономических и социальных процессов. Отметим также усиление роли налоговых платежей как основного источника доходной части регионального бюджета и фискальную сторону правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, состоящую в аккумулировании налоговых поступлений в бюджете региона и финансировании за их счет основных расходных статей регионального бюджета.

В связи с тем что налоговые платежи являются главным источником доходов регионального бюджета, полнота и своевременность их поступления имеют особую значимость для экономической безопасности региона. Несомненно, что состояние налоговой политики региона - суть непостоянства развития государства. Несмотря на принятие значительного числа изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, имеющиеся проблемы и недостатки не были устранены, так как эти изменения и дополнения носили несистемный, разрозненный характер, не были объединены общей стратегией. При этом даже на государственном уровне акцент в сфере налоговой безопасности сделан на устранении внутренних и внешних угроз, ослабляющих экономическую безопасность государства [9; 17. Р. 500], но не принимается во внимание, что свое проявление и развитие указанные угрозы обозначают, как правило, на уровне отдельно взятого региона. Следует также помнить, что каждый субъект РФ достаточно специфичен экономически, территориально и политически. Соответственно, важнейшей задачей всех субъектов налогового администрирования является создание налогового режима, способного обеспечить полноту и своевременность налоговых поступлений, необходимых и достаточных для финансового обеспечения расходов региона, в том числе создания благоприятных условий для ускоренного экономического регионального развития.

К стратегическим направлениям реализации эффективной региональной налоговой политики относятся [2. С. 42]:

1) модернизация региональной на- р логовой системы с позиции обеспечения § налоговой составляющей в структуре N экономической безопасности региона; 3

2) создание, внедрение и исполь- ^ зование информационных технологий, ^ способствующих процессу налогового | администрирования в сфере обеспече- Й ния региональной налоговой безопас- г ности; ^

' 7

3) изменение структуры налоговой -2 системы, чтобы устранить незаконные 1 финансовые потоки, формирование ее

на основе баланса интересов налогоплательщиков в части легализации объемов производства и реализации продукции, а также получения доходов.

В числе первоочередных задач совершенствования региональной налоговой политики и обеспечения экономической безопасности регионов видятся следующие:

1) адекватное снижение уровня налоговой нагрузки для налогоплательщиков, осуществляющих инвестирование средств в развитие производств, в первую очередь имеющих прямое отношение к экономической безопасности региона;

2) точный учет и мониторинг региональной налогооблагаемой базы, позволяющие предотвратить (минимизировать) возможность уклонения от уплаты налогов и перетекания денежных средств в теневую экономику;

3) решение проблем, находящихся в плоскости перераспределения налоговых полномочий между федеральными и региональными налоговыми органами, в пользу последних.

В связи с вышеизложенным возникает объективная необходимость в разработке комплекса соответствующих мероприятий, которые следует осуществлять с учетом экономических, социальных, территориальных и иных различий между регионами, с предварительной апробацией, что позволит минимизировать возможные налоговые риски [13. Р. 36], рассматриваемые как составная часть экономических угроз, и соответственно, укрепить экономическую безопасность региона.

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Экономическая безопасность региона имеет тесную связь с процессом налогового администрирования и повышением уровня его эффективности. В свою очередь, к основным элементам

5 налогового администрирования на уров-8 не субъекта РФ авторы считают необхо-£ димым отнести налоговый потенциал

2 региона, налоговую нагрузку и уровень и собираемости налогов.

ш Процесс формирования и оценки

3 налогового потенциала позволяет трактовать его по-разному [5; 15]. С одной стороны, под налоговым потенциалом подразумеваются ресурсы административно-территориального образования, являющиеся объектом налогообложения. С другой стороны, это максимально возможная сумма поступлений от уплаты налоговых платежей на основании действующего налогового законодательства. Налоговый потенциал можно представить и как максимально возможную величину поступлений от уплаты налогов и сборов с учетом полного использования имеющихся «налоговых» ресурсов [6]. Значимость четкого представления сущности налогового потенциала субъекта РФ [4] видится в том, что он представляет собой не только инструмент эффективного администрирования в сфере налогообложения [8. С. 25], но и ориентир для действующей модели налоговой системы региона в целях повышения ее эффективности.

Следующим элементом налогового администрирования [3; 8. С. 25] является региональная налоговая нагрузка. Можно выделить направления его применения:

1) прогнозирование размера доходной части бюджета региона;

2) разработка концептуальных основ и стратегии реализации региональной налоговой политики.

Величина налогового потенциала региона [6; 14] позволяет оценить его зависимость от внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство, являясь, таким образом, своеобразным «налоговым» критерием качества.

К основным показателям эффективности региональной налоговой системы и одновременно к элементам (направлениям) налогового администрирования следует отнести и уровень собираемости налогов: чем выше объем налоговых поступлений в региональный бюджет, тем эффективнее осуществляет свою основную функцию налоговая система региона. Соответственно, мероприятия, способствующие повышению количества поступлений в бюджет субъекта РФ от уплаты налогов, представляют собой отдельный элемент налогового администрирования, способствующий повышению экономической безопас-

ности региона. Следует заметить, что к региональным относятся лишь налоги, практически в полном объеме зачисляемые в бюджет субъекта РФ, но только федеральные органы власти обладают полномочиями в сфере распределения налоговых поступлений между бюджетами от таких «весомых» налогов, как налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость. Таким образом, функция бюджетно-налогового регулирования выполняется в большей части с помощью федеральных налогов - возможности региональных органов власти в части реализации собственной налоговой политики недостаточны.

К особенностям формирования доходных статей бюджета субъекта РФ нужно отнести также значительную долю трансфертных платежей из федерального бюджета и недостаточно высокую долю поступлений от уплаты региональных налогов. При этом органы власти субъекта РФ имеют возможность косвенного воздействия на налоговую систему региона - через систему мер, относящихся к экономической политике региона и направленных на повышение его экономической безопасности. Таким образом, комплексное использование прямого и косвенного воздействия предоставляет региону возможность осуществлять собственную налоговую политику. Отметим, что при разработке концептуальных основ региональной налоговой политики необходимо обращать внимание на особенности данного субъекта РФ: характер условий развития, его территориальное положение, отраслевую направленность, налоговый потенциал [8. С. 23; 14], на применение современных методов планирования и прогнозирования, на государственные и региональные стратегические цели в части формирования эффективной налоговой системы региона, на механизм достижения таких целей.

В теории и практике налогового планирования неоднократно ставился вопрос о расширении налоговых полномочий регионов и муниципальных образований. Имеется ряд предложений по увеличению количества региональных и местных налогов и сборов, по предоставлению дополнительной возможности (полномочий) региональным органам власти в части определения ключевых элементов налогообложения применительно к уже установленным региональным, а также местным налогам и сборам [10]. При реализации региональной налоговой

политики у органов власти субъектов Федерации возникает ряд проблем, в том числе ограничения по использованию налогового инструментария; определение состава (категорий) плательщиков налогов и (или) вида экономической деятельности, которым предоставленные налоговые льготы принесут максимальный социально-экономический эффект. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый субъектами РФ налоговый инструментарий недостаточно влияет на эффективность налоговой политики региона, повышение бюджетной обеспеченности субъекта РФ, его налоговый потенциал, формирование эффективной налоговой политики, объем налоговых полномочий, на состав региональных налогов. Указанные проблемы лежат в плоскости регионального налогового администрирования и отражают отсутствие качественного текущего и стратегического планирования по формированию и развитию эффективной налоговой системы региона.

НАЛОГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Одной из главных составляющих экономической безопасности региона, как отмечалось выше, является налоговая безопасность, предполагающая, в частности, строгое соблюдение норм и правил, действующих в сфере налогообложения, осуществление налогового планирования и прогнозирования, контроль соблюдения налогового законодательства. Фактически возникает целый ряд проблем и задач:

1) реализовать общие государственные цели и интересы отдельных субъектах РФ;

2) учесть региональные особенности субъектов РФ, которые предопределяют риски экономической (и налоговой) безопасности как отдельного региона, так и всего государства.

Эффективность государственной региональной политики, таким образом, основа и гарантия экономической безопасности как регионов, так и самого государства [2. С. 138]. Для решения указанных проблем необходимо:

1) проведение тщательного, постоянного мониторинга динамики основных экономических показателей на уровне субъектов РФ;

2) анализ изменения и соответствующей динамики основных параметров региональных бюджетов;

3) отслеживание структур расходов региональных бюджетов, а также состояния государственного долга субъектов РФ;

4) оказание региональным органам власти методической помощи в части реализации основ федеральной и региональной налоговой политики.

Налоговый инструментарий обеспечения экономической безопасности региона и его основные функции могут быть представлены следующим образом (см. таблицу).

Экономическая безопасность региона, как было отмечено выше, имеет тесную связь с процессом налогового администрирования и повышением уровня его эффективности. Соответственно, экономическую безопасность региона следует оценивать посредством анализа качества налогового администрирования [3] поскольку именно этот критерий характеризует, с точки зрения эффективности, состояние налоговой системы региона. В обеспечении экономической безопасности региона важная роль отводится налоговым органам, в деятельности которых должны одновременно использоваться методы предупреждения и выявления рисков налоговой безопасности [2. С. 141]. Используя такие инструменты, как дифференциация налоговых ставок, предоставление налоговых льгот [10], система перераспределения доходов, следует в первую очередь проводить обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, а уже на этой основе обеспечивать доходную часть бюджета.

Основные элементы и функции налогового инструментария А обеспечения экономической безопасности региона Е

Основные элементы налогового инструментария

Мониторинг, анализ и оценка динамики налоговых доходов регионального бюджета Мониторинг, анализ и оценка структуры налоговых доходов регионального бюджета Формирование и реализация методики оценки качества работы регионального налогового органа Методическая помощь в реализации региональной налоговой политики

Поэлементные функции налогового инструментария

Выявление и анализ тенденций, причин и факторов изменения налоговых доходов Выявление и анализ тенденций, причин и факторов изменения структуры налоговых доходов Мониторинг, анализ и оценка результатов применения методики Мониторинг, анализ и оценка реализации региональной налоговой политики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных составляющих процесса обеспечения экономической безопасности региона является сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития [2. С. 145]. Данный процесс требует эффективно функционирующей региональной налоговой системы, которая способна обеспечить поступление необходимых и достаточных денежных средств в региональный бюджет, создать материальную основу экономической безопасности региона. Недостатки региональной налоговой системы могут существенно затруднить решение многих социально-экономических проблем в области обеспечения экономической безопасности субъекта РФ. Пробелы в налоговом законодательстве, порождающие различные конфлик-

ты в области налоговых правоотношений [12. Р. 279], оказывающие негативное воздействие на состояние экономической безопасности региона, могут быть устранены с помощью соответствующего налогового инструментария. Только проведение системной налоговой политики, направленной на достижение баланса интересов налогоплательщиков и государства, на модернизацию системы налогового управления с применением новейших информационных технологий и современных систем ведения технологических процессов, на внесение изменений в действующее законодательство и в нормативно-методические акты, может обеспечить решение существующих проблем региональной экономической безопасности.

Библиографическая ссылка: Анисимов А.Л., Ширпужев С.В. Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона // Управленец. 2017. № 3(67). С. 25-30.

For citation: Anisimov A.L., Shirpuzhev S.V. Forming taxation toolkit to guarantee economic security of a region. Upravlenets -The Manager, 2017, no. 3(67), pp. 25-30.

Источники

1. Ахмедова Э.С., Рамазанова Б.К. Налоговая политика: сущность и элементы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 191-193.

2. Богданов А.С. Формирование налоговой политики региона с целью обеспечения его экономической безопасности: дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2014.

3. Бутенко Л.А., Курочкина М.Ф., Минашкин В.Г., Солярик В.А. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации. М., 2012. URL: http://diss.seluk.ru/monografiya/697805-1-kollektivnaya-monografiya-problemi-nalogovogo-administrirovaniya-rossiyskoy-federacii-monografiya-moskva-2012-udk-33622-bbk-65261.php.

4. Джусоева Л.Х. Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений // Управление экономическими системами (эл. науч. журн.). 2012. № 4(40).

5. Ерко Н.С. Методики определения налогового потенциала региона // Ползуновский альманах. 2009. № 1. С. 31-33.

6. Жиляева М.И., Кабардова И.А. Методика оценки налогового потенциала регионов РФ // Экономика и эффективность организации производства - 2010: материалы XIII Междунар. науч.-техн. конф. URL: http:// science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010/jiljaeva_metod.htm.

7. Исатаева Г.Б. Налоговый механизм на региональном и местном уровнях // Международный экономический форум 2012 г. / Институт экономики и права Ивана Кушнира. URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/ r2012/1561.htm.

8. Орлова Е.Н. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и формы проявления // Известия ИГЭА. 2014. № 2(94). С. 22-31.

9. Тимофеева И.Ю. Основные принципы налоговой безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13(70). С. 59-64.

10. Тютюгина О.В. Региональные налоговые льготы: оценка эффективности, влияние на экономическое развитие депрессивного региона: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2006.

11. Hubarieva I., Chmutova I., Maksimova M. Ukrainian economy unshad-owing as a factor of state economic security management // Economic An-nals-XXI. 2016. Vol. 159. № 5-6. P. 25-28. DOI: 10.21003/ea.V159-05.

12. Podolchak N.Y., Kovalchuk G.R., Blynda Y.O. Evaluation management conflicts as an economic security approach. DOI: 10.15414/isd2016.s4.06. URL: www.slpk.sk/eldo/2016/dl/9788055215037/files/04/podolchak-et-al. pdf.

13. Poltorak A., Volosyuk Yu. Tax risks estimation in the system of enterprises economic security // Economic Annals-XXI. 2016. Vol. 158. № 3-4(2). P. 35-38. DOI: 10.21003/ea.V158-08.

14. Rahimi H., Alhamdi S.A.S. Estimation of tax potential of Тehran province using neural network based hybrid algorithm // Indian journal of fundamental and applied life sciences. 2015. № 5(S3). P. 1729-1738.

15. Shaviro D. Taxing potential community members' foreign source income // Taxation and Citizenship Conference / University of Michigan Law School. October 9, 2015. URL: http://www.law.nyu.edu/sites/default/files/up-load_documents/shaviro%20slides%20for%20michigan.pdf.

16. The Economic security index: a new measure for research and policy analysis / J.S. Hacker, G. Huber, A. Nichols et al. URL: www.frbsf.org/economic-research/files/wp12-21bk.pdf.

17. Tkacheva T.Yu., Afanasjeva L.V. Problems of the formation and development of the territory of the economic security // Proceedings of International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts -SGEM. 2016. Book 2. Vol. 3. P. 499-503.

References

1. Akhmedova Ye.S., Ramazanova B.K. Nalogovaya politika: sushchnost' i elementy [Tax policy: the essence and elements]. Teoriya i praktika obshchest-vennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 3, pp. 191-193.

2. Bogdanov A.S. Formirovanie nalogovoy politiki regiona s tsel'yu obespech-eniya ego ekonomicheskoy bezopasnosti: dis. kand. ekon. nauk [Formation of the tax policy of the region to ensure its economic security. Cand. econ. sci. diss.]. Orel, 2014.

3. Butenko L.A., Kurochkina M.F., Minashkin V.G., Solyarik V.A. Problemy nalogovogoadministrirovaniya vRossiyskoy Federatsii [Problems of tax administration in the Russian Federation]. Moscow, 2012. Available at: http://diss.seluk. ru/monografiya/697805-1-kollektivnaya-monografiya-problemi-nalogovogo-administrirovaniya-rossiyskoy-federacii-monografiya-moskva-2012-udk-33622-bbk-65261.php.

4. Dzhusoeva L.Kh. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya nalogovogo potentsiala regiona v planirovanii nalogovykh postupleniy [Theoretical and practical aspects of tax planning in the region's potential tax flows]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of Economic Systems, 2012, no. 4(40).

5. Erko N.S. Metodiki opredeleniya nalogovogo potentsiala regiona [Methods for determining the tax potential of the region]. Polzunovskiy al'manakh - Polzunov's Almanac, 2009, no. 1, pp. 31-33.

6. Zhilyaeva M.I., Kabardova I.A. [Methodology for assessing the tax potential of the RF regions]. Ekonomika i effektivnost' organizatsii proizvodstva - 2010: materialy XIII Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. [Proc. of 13th Int. sci.-tech. conf. "Economy and efficiency of production organization - 2010"]. Available at: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010/jiljaeva_metod.htm.

7. Isataeva G.B. Nalogovyy mekhanizm na regional'nom i mestnom urovn-yakh [Tax mechanism at regional and local levels]. Mezhdunarodnyy ekonom-icheskiy forum2012g. [Int. econ. forum 2012]. Available at: www.be5.biz/ekono-mika1/r2012/1561.htm.

8. Orlova Ye.N. Regional'naya nalogovaya politika: granitsy samostoyatel'nosti i formy proyavleniya [Regional tax policy: limits of independence and forms of manifestation]. Izvestiya IGEA - Bulletin of Baikal State University, 2014, no. 2(94), pp. 22-31.

9. Timofeeva I.Yu. Osnovnye printsipy nalogovoy bezopasnosti [Main principles of tax security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 13(70), pp. 59-64.

10. Tyutyugina O.V. Regional'nye nalogovye l'goty: otsenka effektivnosti, vli-yanie na ekonomicheskoe razvitie depressivnogo regiona: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Regional tax benefits: an assessment of efficiency, impact on the economic development of a depressed region. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Khabarovsk, 2006.

11. Hubarieva I., Chmutova I., Maksimova M. Ukrainian economy unshad-owing as a factor of state economic security management. Economic Annals-XXI, 2016, vol. 159, no. 5-6, pp. 25-28. DOI: 10.21003/ea.V159-05.

12. Podolchak N.Y., Kovalchuk G.R., Blynda Y.O. Evaluation management conflicts as an economic security approach. DOI: 10.15414/isd2016.s4.06. Available at: www.slpk.sk/eldo/2016/dl/9788055215037/files/04/podolchak-et-al.pdf.

13. Poltorak A., Volosyuk Yu. Tax risks estimation in the system of enterprises economic security. Economic Annals-XXI, 2016, vol. 158, no. 3-4(2), pp. 35-38. DOI: 10.21003/ea.V158-08.

14. Rahimi H., Alhamdi S.A.S. Estimation of tax potential of Tehran province using neural network based hybrid algorithm. Indian Journal of Fundamental and Applied Life Sciences, 2015, no. 5(S3), pp. 1729-1738.

15. Shaviro D. Taxing potential community members' foreign source income. Taxation and Citizenship Conference. University of Michigan Law School. October 9, 2015. Available at: www.law.nyu.edu/sites/default/files/upload_ documents/shaviro%20slides%20for%20michigan.pdf.

16. Hacker J.S., Huber G., Nichols A. et al. The Economic security index: a new measure for research and policy analysis. Available at: www.frbsf.org/eco-nomic-research/files/wp12-21bk.pdf.

17. Tkacheva T.Yu., Afanasjeva L.V. Problems of the formation and development of the territory of the economic security. Proceedings of International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts - SGEM. 2016. Book 2, vol. 3, pp. 499-503.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.