Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2
Экономика
УДК 338
Институционализация налоговых отношений как фактор экономической безопасности государства
Самосеатов В.В.
Соискатель кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
В статье определена роль налогов и налогообложения в системе экономической безопасности; выявлены институты, регламентирующие разнонаправленные действия государства и налогоплательщиков.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговые отношения, оппортунизм, контракт, институт, государство.
Налоговые отношения выступают в качестве необходимого элемента системы экономической безопасности, условия ее эффективного и устойчивого функционирования и, одновременно, контрактация налоговых отношений определяется состоянием институтов экономической безопасности, снижающих уровень их асимметричности и предупреждающих оппортунизм участников или создающих условия для преодоления его последствий. Это связано с тем, что налоговые поступления являются основным источником формирования доходной части бюджета, средства которого направлены на воспроизводство чистых и смешанных общественных благ, к числу которых относится экономическая безопасность. В составе институтов экономической безопасности выделяют институты регулирующие (законы, подзаконные акты, определяющие состав, полномочия и порядок финансирования органов государственной власти, деятельность которых направлена на нейтрализацию угроз - федеральный закон «Об оружии», «О полиции» и др.); регламентирующие (законы, подзаконные акты, определяющие требования к предельно допустимому уровню угроз - Бюджетный кодекс РФ, определяющий объем и порядок управления государственным долгом и др.); развивающие (законы и подзаконные акты, определяющие направления и источники развития человеческого капитала, рынка труда, внешнеэкономической деятельности и др.); координирующие (законы и подзаконные акты, определяющие механизм взаимодействия субъектов трансакций в процессе воспроизводства экономической безопас-
ности), распределяющие риски (законы и подзаконные акты, распределяющие полномочия между органами государственной власти, местного самоуправления, коммерческими организациями, саморегулируемыми структурами, домохозяйствами по управлению экономическими, политическими, бюджетными, валютными и иными рисками реализации социально-экономических процессов на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях). Среди указанного перечня институтов также имеют место формальные и неформальные (обычаи делового оборота, традиции социально ответственного поведения предприятий, социальное доверие и др.).
На современном этапе развития рыночных отношений наиболее существенными угрозами в сфере налогообложения являются налоговые правонарушения и налоговые преступления, которые выражаются в нарушении правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения, в неуплате или неполной уплате сумм налога; в занижении налогооблагаемой базы и др. Противоправные действия в сфере налоговых отношений возникают вследствие низкой эффективности процесса их контрактации, что, в частности, находит выражение в наличии в налоговом законодательстве значительного количества оценочных понятий и бланкетных норм; наличии ряда дублирующих институтов, выполняющих сходные регламентирующие и регулирующие функции; в несовпадении периода действия налогового стимула в объективной (экономика) и субъективной (налоговая культура) сферах; в наличии большого числа специальных налоговых режимов, имеющих
80
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2
Экономика
разные критерии сферы действия (по территории, по сфере деятельности, по кругу лиц); в сложности идентификации субъекта контрактных отношений - налогоплательщика в определенный момент времени, применительно к конкретной операции; превалирование фискальной функции среди функций налогов и сборов; в специфике жизненного цикла налогового стимула, что инициирует проблему гармонизации принципов налогового стимулирования (установление и введение налогового стимула, действие налогового стимула, изменение налогового стимула, отмена правового стимула законодателем); с централизации поступлений от налоговых платежей в федеральном бюджете при передаче обязанностей по выполнению подавляющего объема социальных функций на уровень региона и муниципального образования. При этом регионализация национального экономического пространства вызывает асимметрию размещения прав собственности на территории государства, что объясняется формированием в отдельных регионах относительных преимуществ, позволяющих местному сообществу наиболее успешно влиять на доходы от использования национальных активов, которые могут быть более или менее равномерно размещены в пространстве. Рассматриваемая в контексте размещения прав собственности, территориальная асимметрия обусловливается неравномерным доступом экономических агентов к имеющей экономическое значение информации, что, в свою очередь, связано с недостаточной спецификацией прав собственности, или нахождением части прав в «общественном достоянии». При этом структура прав не меняется мгновенно, требуется время для обнаружения признаков, оказавшихся в общественном достоянии, осознания возможности извлечения доходов, разграничения прав между экономическими агентами.
В случае территориального разрыва в концентрации прав и активов выгоды от оппортунистического поведения выше, чем в ситуации, когда активы и права сосредоточены в одном месте. Это связано с высокими издержками мониторинга территориально удаленной деятельности и малой вероятностью выявления противоправных действий.
Оппортунистическое поведение явных и неявных владельцев активов проявляется в уводе финан-
совых ресурсов с территории их создания, оппортунистическое поведение пользователей активов - в снижении трудовой активности или увеличении расходов на эксплуатацию активов.
Среди формальных институтов, регулирующих и регламентирующих налоговые отношения как контракты, целесообразно выделить Конституцию РФ, которая устанавливает всеобщую налоговую обязанность, и совокупность законов и подзаконных актов, которые определяют порядок расчета и уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Поскольку принятие Конституции осуществлялось путем всеобщего голосования на референдуме, следовательно, всеобщее признание (или, по крайней мере, признание большинством) положений, указанных в данном документе, свидетельствует о том, что общество в целом согласно с установленными в нем нормами, и, в частности, с введением всеобщей фискальной обязанности. Реализуя постконституционный уровень налоговых отношений как контрактов, государство в обмен на фискальные платежи «производит» общественные блага и распределяет их между членами общества. Преодоление двойного оппортунизма отношений между государством и налогоплательщиками возможно через институционализацию налоговых отношений.
Таким образом, условием предупреждения угроз функционирования системы экономической безопасности выступает разработка и реализация институтов (правил) регламентации разнонаправленных действий государства и налогоплательщиков.
Литература:
1. Мау В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией // Вопросы экономики. - 2010. - № 2. - С. 4-25.
2. Оболенский В. Россия на пути к инновационному развитию // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 9. - С. 31-39.
3. Попов Е., Сергеев А. Современный российский институционализм: к продолжению дискуссии // Вопросы экономики. - 2010. - № 2. - С. 10-116.
Institutionalization of the Tax Relations as Factor of Economic Safety of the State
V. Samosvatov
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev
In article the role of taxes and the taxation in system of economic safety is defined; the institutes regulating multidirectional actions of the state and taxpayers are revealed.
Key words: economic safety, tax relations, opportunism, contract, institute, state.
81
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2
Экономика
УДК 338
Направления трансформации содержания капитала и труда в современной экономике
Файрушин А.Ф.
Соискатель кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
В статье определена роль труда в информационной экономике, выявлены направления трансформации капитала в современной экономике.
Ключевые слова: труд, капитал, факторы производства, институт, информационная экономика, рынок ресурсов.
Становление информационного общества представляет собой многоаспектное явление, что предполагает необходимость теоретического переосмысления законов и закономерностей функционирования экономических отношений и процессов. Если в эпоху доиндустриального общества ключевую роль на рынке ресурсов выполняли земля и капитал, то на фазе индустриального общества ведущими факторами становятся предпринимательские способности и труд. В эпоху постиндустриального общества трансформируется характер составляющих традиционного квартета факторов производства вследствие их информатизации и изменения приоритетности составляющих для обеспечения устойчивого экономического развитии. Таким образом, традиционная для экономической теории проблема функционирования рынка ресурсов приобретает качественно новое содержание.
Информатизация традиционных факторов производства обусловила автоматизацию труда и создание качественно новой пространственно-временной организации трудовой деятельности, которая проявляется в рассредоточении рабочих мест, объединенных сетевой организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, увеличении доли занятости самодеятельного населения (прежде всего, за счет женского труда). В условиях информационного общества центральную роль в осуществлении трудового процесса выполняет взаимодействие между человеком и человеком, опосредованное средствами производства. Наряду с ростом производительности монотонно-
го труда, состоящего из повторяющихся операций, снижается его доля в производстве конечного продукта. При этом растет доля профессий, связанных с предварительным по отношению к производству (исследование, развитие) и последующим (маркетинг) бизнес-процессами. Осуществляется структурная трансформация предложения труда, вызванная появлением новых профессий, требующих принципиально новых компетенций от работников. Изменение технического оснащения производства (от стационарного Интернета к мобильным Интернет-устройствам) ведет к полному изменению структуры рабочих мест: постепенно исчезает традиционная пирамидальная структура организации, в которой сотрудники низшего уровня иерархии являлись просто исполнителями. Самостоятельный работник становится зависимым не от вышестоящего звена, а от всех участников сетевого образования, принадлежащих к одному уровню. Динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия определяется уровнем инновационной ориентированности производства. Изменение принципов трудовой деятельности, отсутствие жесткого разделения труда, обусловливают переход от концепции квалификации к концепции компетенций. Усиливается взаимосвязь между личностными характеристиками работника и выполняемыми трудовыми операциями: развитие знаний и квалификации оценивается не как результат предварительного обучения или тренировки, а как следствие изменения самой работы, ее содержания и организации. Заинтересованность работника в результатах своего тру-
82