ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА
Т.Н. ДАНИЛОВА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Волго-Вятской академии государственной службы,
(г. Нижний Новгород)
Длительное время в экономических исследованиях термин «организация» рассматривался как «черный ящик» с затратами на входе и выпуском на выходе. В последние годы в процессе формирования рыночных отношений пришло понимание значимости микроаналитических деталей организации. Но в условиях рынка этого недостаточно. Необходимо на основе системного подхода идентифицировать и соотносить с общеэкономическими закономерностями наиболее существенные структурные особенности рыночных, иерархических и квазирыночных форм организации. Несмотря на имеющиеся разногласия в подходах к исследованию организации, новым является замена концепции фирмы как производственной функции концепцией фирмы как структуры управления. Формирование инвестиционного рынка в России требует уделять больше внимания организационным (а не технологическим) аспектам экономических институтов и целям эффективности (а не целям монополии). Остановимся на эволюции понятия «организация».
Термина «организация» нет в неоклассической теории. Значительный вклад в развитие теории организации были внесены Ф. Найтом и Дж.Р. Коммонсом. Ф. Найт в своей работе «Риск, неопределенность и прибыль» (1965) ввел методологическое разграничение между риском и неопределенностью, кроме того, он ввел понятие «оппортунизм» для изучения экономической организации. Несколько раньше в работах Дж.Р. Коммонса было высказано предположение, что
1 Цит. по Оливер И. Уильямсону. Логика экономических организаций. Природа фирмы. - М., Дело.,2001 - .С. 133 .
трансакцию следует рассматривать как базовую единицу анализа. Коммонс понимал организацию не как результат действия технологических факторов, а как явление, призванное гармонировать отношения между участниками сделки.
Таким образом, согласно исследованиям Дж.Р. Коммонса, экономическая организация имеет целью обеспечение непрерывности отношений сторон путем создания специализированных структур управления их взаимодействием.
В дальнейшем Р. Коуз (1937) сформулировал проблематику экономической организации в терминах сравнительного институционального анализа. Коуз настаивал на том, что фирмы дополняют рынок в осуществлении функции обеспечения хозяйственной координации. Он предложил понимать рынок и фирмы как альтернативные способы экономической организации. По мнению Коуза, «...фирма...начинает играть роль в экономической системе, когда можно организовать внутрифирменные трансакции с издержками, меньшими, нежели те, что пришлось бы нести при осуществлении тех же трансакций на рынке. Предел размеру фирмы ставится тогда, когда масштаб ее операций увеличивается до такой степени, что издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы превышают издержки проведения тех же трансакций на рынке.»1. Таким образом, разнообразие управленческих решений заключается в выборе в пользу организации трансакций внутри фирмы (посредством иерархической системы административного контроля) или на основе взаимодействия автономных фирм (посредством механизма рынка). Выбор же непосредственного способа организа-
ции зависит от величины трансакционных издержек, соответствующих каждому из них2.
В трудах Г. Саймона понятия «институты» и «организации» анализируются как с точки зрения реальных процессов, так и процессов познания. Саймон устанавливает связи между экономической теорией, с одной стороны, и социологией организации, с другой. Вторая концепция - моделирование организаций и институтов как контрактов между отдельными индивидами. Важную роль в контрактных исследованиях сыграли модели стимулов, породившие интерес к институциональным аспектам экономики.
Ведущая роль в разработке теории трансакционных издержек принадлежит О. Уильямсону3. Теория трансакционных издержек рассматривает проблемы экономической организации как имеющие контрактную природу. Автор предполагает, что любую возникающую перед экономическим агентом задачу можно решить различными альтернативными способами, каждый из которых предполагает заключение формального или негласного контракта и определенный механизм его поддержки. Уильямсон исходит из микроаналитического подхода к экономическим организациям, при этом выделяет три аспекта: I) допущение о поведении, 2) параметризация трансакций; 3) характеристики процесса контрактации. Кроме того, контрактный подход вводит в сферу исследования и развивает идею об экономической важности специфичности активов (местоположение, физические, человеческие и целевые активы), которые являются результатом специализированных инвестиций.
Теоретические и прикладные направления повышения эффективности организаций получили развитие в США в работах Дж. Форрестора, Р. Джонсона, Дж.Р. Коммонса, Ф. Каста, Д. Ро-зенцвейга, С. Оптнера, М. Месаровича, С. Янга и других, а также в Англии в трудах С. Вира, в Германии в работах И. Хойслера. Конструирование организаций как целого - новое явление в области методологии и практики совершенствования организаций - вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления, необходимостью специализации труда.
2 Оливер И. Уильямсон. Логика экономических организаций. Природа фирмы. - М, Дело.,2001 - С. 29 - 31.
3 Williamson О. Markets and Hierarchies. New York, The Free Press, 1975; The Economic Institutions of Capitalism; Firms, Markets and Relational Contracting - New York, The Free Press, 1985.
4 Фавро О. Экономика организаций.//Вопросы экономики -. 2000. - №5. - С. 9.
5 Оливер И. Уильямсон. Экономические институты капитализма,- СПб.- Лениздат, 1996. - С. 690.
Концепция «субстантивной ра ц и о н ал ьн ост и » Саймона предполагает рациональный характер решения, принимаемого независимо от способа его нахождения. Это решение лучшее из всех возможных ожидаемых результатов. Речь идет о рациональном характере решения, принятие которого непосредственно зависит от способа его нахождения. Процедура, которая привела к этому решению, была лучшей при заданных информационных ограничениях. Теория трансакционных решений исходит из ограниченной рациональности и склонности экономических агентов к оппортунизму.
Организационно-экономический анализ организаций как совокупности технических инструментов эффективного управления «редкими ресурсами» определяет своим предметом две основные проблемы4:
• проблему границы, разделяющей рынок и организацию, то есть проблему выбора между ценовой формой координации и координации, основанной на правилах. Если трансакционные издержки обмена на рынке велики, то возникает необходимость перенесения части сделки в организации;
• проблему внутренней эффективности организаций, то есть повышения эффективности внутриорганизационного (через систему правил) распределения редких ресурсов, когда граница между организацией и рынком задана.
Наибольшее развитие получил микроаналитический подход к изучению экономических организаций, основанный на теории трансакционных издержек, являющейся междисциплинарной концепцией. Главной целью и результатом функционирования экономических институтов согласно данной концепции является минимизация трансакционных издержек. Микроаналитической единицей анализа является трансакция. Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга пересекает границу смежных технологических процессов5. Ключевые параметры трансакций: 1) частота повторений (регулярность); 2) тип и степень неопределенности; 3) уровень специфичности активов. Специфичность активов связана с идеей невозвратных издержек. Трансакция опосредуется управленческими структурами (рынками, иерархиями и их смешанными формами).
Инвестиционные трансакции отличаются нерегулярностью, неопределенностью и специфичностью человеческого капитала, что требует учета при координации инвестиционных потоков как вертикальной, так и горизонтальной
интеграции. Функция системы координации инвестиционных потоков - обеспечение институциональных условий для заключения сделки.
Основой сравнительного институционального анализа является понимание значения минимизации трансакционных издержек, а также организационные аспекты экономических институтов в целях эффективности. Следовательно, любые отношения обмена, возникающие в инвестиционном процессе, не противоречат теории трансакционных издержек. Разнообразные организационные формы на инвестиционном рынке возникают в целях минимизации трансакционных издержек.
Особенностью инвестиционной деятельности является наличие специфического актива, влекущего за собой значительную неопределенность при совершении сделки. Участники сделки могут реализовать рациональное поведение только в ограниченной степени, что связано с политической и экономической нестабильностью в стране. Кроме того, в силу неполноты информации о намерениях партнеров участники инвестиционной сделки ненадежны с точки зрения полного выполнения обязательств по сделке. Это связано с длительностью инвестиционного процесса и сопровождающимися при этом изменениями внешней и внутренней среды реализации условий сделки. Таким образом, каждый участник сделки должен принимать во внимание риски нарушения контракта или соглашения.
Поведенческой предпосылкой участников инвестиционной сделки является возможность нейтрализации риска. При этом следует исходить из того, что любой инвестор всегда стремится к диверсификации активов. Если же вероятность потерь при реализации инвестиционной сделки высока, то у ее участников возникают стимулы к созданию структур управления, более пригодных для принятия на себя рисков. Например, рискованность сделки снижается для пенсионного фонда, если покупка ценных бумаг на рынке осуществляется через банк в виде операции РЕПО или инструментами финансирования инвестиционных проектов может быть заемный и акционерный капитал, которые рассматриваются как альтернативные структуры управления. Одним из направлений нейтрализации риска в инвестиционных сделках является подход к ее эффективности через детализацию анализа конъюнктуры рынка. Использование элементов фундаментального и технического анализа или подключение специальных организационных структур управления рынком позволяет достичь симметрии в информационном обеспечении сделки. Все на-
правления нейтрализации риска связаны с ростом трансакционных издержек сделки.
Таким образом, теория трансакционных издержек исходит из того, что технологии и отношения собственности важны для исследования побудительных мотивов и механизмов управления экономической организацией. При осуществлении трансакций в организации происходят три типа изменений: изменения отношений собственности, побудительных мотивов и структур управления. Новая структура управления необходима для поддержания целостности внутрифирменных отношений обмена.
Применение теории трансакционных издержек в области исследования инвестиционной деятельности полезно, так как велико количество сбоев в контрактных отношениях при данном уровне ее организации. С целью снижения трансакционных издержек необходимо создание структур управления инвестиционным процессом.
Следовательно, любое серьезное изучение экономической организации на инвестиционном рынке должно исходить из признания комбинированного влияния на ее развитие ограниченной рациональности и оппортунизма в сочетании с условием специфичности активов. Концепция контракта как механизма управления сделкой исходит из ограниченной рациональности и наличия рисков оппортунистического поведения. Подход к исследованию экономической организации в инвестиционной сфере должен быть основан на концепции частного порядка улаживания конфликтов, в рамках которой контракт понимается как механизм управления взаимоотношениями участников инвестиционной сделки. Такой вывод основан на специфичности активов, в частности наличии неперемещаемых активов.
Проблемы экономических организаций на инвестиционном рынке осложняются тем, что участники инвестиционных сделок, вступающие в контрактные отношения, склонны к оппортунизму. Для снятия проблем, возникающих в ходе исполнения контракта, необходимо «ех ante» настоять на внесении в договор некоторых оговорок об общности интересов.
С точки зрения анализа экономической организации на инвестиционном рынке существенным является следующее: трансакции, которые подвержены «ех post» оппортунизму, принесут выгоду, если удастся «ех ante» выработать соответствующие контрактные гарантии.
Некоторые ученые считают, что нет необходимости учитывать оппортунистическое поведение при анализе организации. Но при этом недооценивается важность процессов и институтов
управления. Однако в процессе совершения инвестиционной сделки ее участники принимают решение в условиях ограниченной рациональности и оппортунизма, и это необходимо учитывать при анализе экономической организации на инвестиционном рынке. Принимая инвестиционное решение, инвесторы действуют в условиях различного доступа к информации и имеют неодинаковые способности принятия решения.
Другим направлением анализа организации на инвестиционном рынке является неопределенность. С ростом неопределенности проблемы институционального анализа организации усложняются и достигаются пределы познавательных способностей. Решение данной проблемы связано с ограничением размера фирмы. И здесь мы приходим к вопросу инвестирования с целью слияния, поглощения или объединения фирм, то есть к проблеме оптимального размера фирмы. При этом необходимо учитывать ограниченную рациональность и признание в связи с этим ограниченности сферы контроля. С увеличением размера фирмы и числа уровней иерархии потери от суженной сферы контроля в конечном счете превысят доходы от этого роста. Это определяет пределы роста фирмы.
Степень иерархичности организации обычно оценивается с точки зрения механизма принятия решения. Там, где ответственность за адаптацию закреплена за одним или несколькими экономическими агентами, степень иерархичности относительно велика. Эффективность такой организации зависит от временного лага принятия решения на верхнем уровне и его исполнением на низших уровнях. Там же, где аналогичные адаптации предпринимаются индивидуальными агентами либо подлежат коллективному утверждению, степень иерархичности невелика. В том случае, когда иерархия рассматривается через призму контрактных отношений, возможны два варианта. В первом варианте, когда один или незначительное число агентов отвечают за ведение переговоров по всем контрактам, то степень контрактной иерархии велика. Во втором, когда один агент оговаривает условия каждой сделки, степень контрактной иерархии мала. С точки зрения результативности функционирования организации более важной является иерархичность механизма принятия решения.
Для решения вопросов конкуренции предприятиями промышленности на инвестиционном рынке, и продвижения инвестиционных проектов наиболее перспективной является форма организации в виде стратегических альянсов. Усиление взаимосвязей партнеров по стратегическому
альянсу обеспечивает как принятие совместных решений в общих интересах, так и защиту технологических и других достижений каждого участника от конкурентов, в том числе, входящих в альянс. Стратегические альянсы формируют новую деловую стратегию, основанную на объединении ресурсов с целью удержания и расширения позиций на рынке, а также позволяют значительную часть трансакций по совершению сделки осуществлять внутри альянса. Принципиальное изменение ведения бизнеса в рамках стратегического альянса в том, что в отличие от обычного долговременного сотрудничества, в котором стороны руководствуются заранее обусловленными соглашениями, стратегические альянсы предусматривают разделение риска и допускают возможность видоизменения первоначальных условий.
Процесс сотрудничества в мировой экономике характеризуется развитием технологий и интеграцией рынков. Если рост научно-исследо-вательских и опытно-конструкторских работ опережает экономический рост, то внедрение результатов разработок останавливается вследствие недостатка инвестиций. Создание альянсов требует нового стратегического мышления, предполагающего компромисс, основа которого - системные нормы, снимающие противоречия между различными соглашениями, включающие современные технологии организации деятельности и иной квалификационный уровень инвесторов. Стратегические альянсы требуют разработки новых технологий планирования и условий инвестиционных вложений.
Учитывая значительную неопределенность инвестиционной деятельности, рассмотрим способы укрепления позиций фирмы на рынке с учетом направления ее деятельности, организации контроля и распределения риска (табл. 1), предполагающие различные объемы и формы организации инвестиций, формы контрактов, определяемых ограниченной рациональностью, оппортунизмом и специфичностью активов.
Работа внутри фирмы должна быть направлена на совершенствование основного направления деятельности, определяющего ценность ее продукции для покупателя. Это требует инвестиций в специфический актив - человеческий капитал, что предполагает внесение изменений в систему контрактных отношений. Риск полностью берет на себя фирма.
Приобретение предполагает контроль над купленной фирмой, при этом фирмы должны быть технически и экономически связаны, действовать под единым управлением, предполагающим
Таблица I
Способы укрепления позиций на рынке
Способ укреплении позиций Направление деятельности Контроль Риск
Работа внутри фирмы Основное Полный Рискует фирма
Приобретение другого бизнеса Тесно связано с основным Полный Рискует фирма-покупатель
Эпизодические сделки Дополнительное (за счет купленной фирмы) без увеличения конкурентоспособности Определяется первоначальным соглашением Рискует каждая сторона отдельно
Стратегические альянсы Расширяющееся (за счет партнеров) с увеличением конкурентоспособности Полное взаимное регулирование деятельности Рискуют партнеры сообща
неограниченную рациональность. В данном случае инвестиции, направленные на приобретение бизнеса, должны быть структурированы по видам активов. Риск остается за фирмой-покупате-лем. Существование фирмы зависит от соотношения административных издержек на сделки внутри фирмы с трансакционными издержками. Поскольку для участников сделок характерно оппортунистическое поведение, а активы - специфические, то значение имеет внутриоргани-зационное распределение «редких ресурсов», внутренняя эффективность организации. В этом случае внутренний мир контракта понимается как мир, где господствует планирование и проблем с реализацией контрактов не возникает, либо они разрешаются через суд.
Эпизодические сделки - это распространенный метод сотрудничества в получении новых товаров и услуг, когда первоначальные соглашения определяют все последующие. Результат зависит от того, что может предложить фирма и какие риски она готова нести, то есть риски нарушения соглашения распределяются между фирмами. В данных сделках предполагается ограниченная рациональность, а трансакции поддерживаются специфическими активами, при этом предполагается отсутствие оппортунизма, то есть слова людей не расходятся с делом. Каждый участник контракта обязуется эффективно выполнять его условия. В данном случае контрактные отношения сводятся к миру обещаний.
Стратегические альянсы позволяют комбинировать ресурсы, сотрудничать в любой сфере интересов, обеспечивать значительную гибкость совместной деятельности, что отвечает их общим интересам, связанным с нейтрализацией рисков. Стратегические альянсы снижают издержки входных барьеров и упрощают доступ на рынок, повышают уровень рыночной конкуренции и приносят выгоду его участникам, а также влияют на следующие элементы конкуренции: цены, экономические показатели, доступ к ресурсам, но-
вые технологии планирования. Стратегические альянсы обеспечивают возможность объединения с широким кругом партнеров, включая клиентов, поставщиков, разработчиков, представителей государства, что снижает трансакционные издержки. В то же время стратегические альянсы функционируют в условиях ограниченной рациональности, оппортунизма и специфичности активов. Планирование оказывается неполным (ввиду ограниченной рациональности), обещания нарушаются (ввиду оппортунизма), и приобретает важное значение соответствие партнеров друг другу (ввиду специфичности активов). В данном случае определяющую роль играет механизм управления контрактными отношениями. Выполнение контракта в значительной степени зависит от института частного улаживания конфликтов. Задача заключается в организации трансакции таким образом, чтобы сэкономить на ограниченной рациональности при одновременной защите их от оппортунизма. Все это существенно определяет систему контроля и уровень риска.
Тип альянса зависит от регулярности сделок, сроков реализации инвестиционного проекта, а также от политики каждого партнера.
Неформальные альянсы создаются без обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров и стремятся к увеличению дохода за счет роста объема сделок при незначительном давлении конкурентных сил.
Контрактные альянсы нацелены на реализацию одного проекта и могут содержать значительные риски в условиях нестабильного рынка. В данном случае ни один из партнеров не получает формального права влиять на политику другого партнера, хотя его неформальное влияние может быть значительным. Для вступления в контрактный альянс с клиентом фирма может провести изменения в системе поставок и управлении качеством, а также в практике снижения цен.
Альянсы с участием в капитале партнера реализуют сложные проекты и позволяют устано-
вить прочные связи на уровне формирования политики. Такой альянс имеет смысл, когда инвестиции сконцентрированы на изделиях и рынках, представляющих стратегический интерес для партнеров. Поэтому фирма, осуществляющая капиталовложения, в этом случае не может влиять на партнера только в своих интересах.
Альянсы в виде совместного предприятия, учрежденного партнерами, объединяют любые элементы их финансово-промышленного потенциала и интересов, представляют больше возможностей для разделения риска и совместного контроля, что позволяет координировать их деятельность. В этом случае велика вероятность потерь при реализации инвестиционной сделки, поэтому у участников возникают стимулы к созданию эффективных структур управления, направленных на снижение риска.
Стратегические альянсы являются формой продвижения инвестиционных проектов на рынке. В рамках стратегических альянсов в значительной степени может проявиться системное воздействие государства на развитие производства.
Недостаточность государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне усиливает необходимость формирования благоприятного инвестиционного климата на местах. Требование создания институциональной среды инвестирования повышает роль регионов в активизации инвестиционной деятельности.
Рассмотрим на примере Борского района Нижегородской области организацию управления инвестиционным процессом и формирование инвестиционного климата, а также механизм управления контрактными отношениями.
Борский район и город Бор - типичные для европейской части России образования. Из таких районов и малых городов состоит большая часть России, которая испытывает трудности в процессе перехода от административной системы управления инвестиционным процессом к рыночной экономике. Инвестиционная привлекательность г. Бор и Борского района определяется выгодным географическим местоположением как пригорода областного центра г. Нижнего Новгорода, хорошей транспортной развязкой, мощным индустриальным потенциалом, развитой инфраструктурой, богатыми традициями, квалифицированными кадрами, что позволяет сохранять стабильную социально-экономическую ситуацию, привлекать капитал российских и иностранных инвесторов Прямые иностранные инвестиции допускают осуществлять предпринимательским фирмам трансферт капиталов, технологий и организационных навыков из зарубеж-
ных стран на территорию района. За 1997 - 2001 годы в Борском районе реализовано 12 инвестиционных проектов на общую сумму 160,2 млн дол. США, на каждого жителя района приходится около 1 258 дол. США, что обеспечило г. Бору первое место в России по объему инвестиций на душу населения.
Борский район - второй по территории (3 584 кв. м) в Нижегородской области с численностью населения - 130,5 тысяч человек, из них 50% живет в г. Бор. Промышленный потенциал района представлен4- предприятиями машиностроительного комплекса, строительных материалов, местной промышленности, автотранспорта, железнодорожного и речного транспорта. Кадровый потенциал обеспечивается системой ПТУ, техникумов и филиалов вузов г. Нижнего Новгорода. Город и район имеют развитую сеть электро- и теплоснабжения, газификации, телефонной, почтовой связи, собственного водоснабжения. Все это повышает рейтинг района.
Профессионализм администрации г. Бора и района в принятии инвестиционных решений подтверждается разработкой «Концепции развития промышленности Борского района на 1998 -2000 году», Программы социально-экономического развития Борского района и содействие привлечению инвестиций на 1998 - 2003 годы, а также документов, гарантирующих защиту прав и интересов инвесторов, предоставление льгот по местным налогам и сборам. Инвестиционная привлекательность Борского района исторически сложилась в силу следующих причин:
• отсутствия свободных площадей для развития промышленного производства в г. Нижнем Новгороде;
• наличия развитых транспортных коммуникаций (речная, железнодорожная, автомагистраль федерального значения);
• более дешевой рабочей силы по сравнению с Нижним Новгородом (813,1 руб. против 913,7 руб. в 1998 г.).
Высокие темпы роста основных социально-экономических показателей (табл.2) свидетельствуют об устойчивом экономическом потенциале. В районе удалось остановить падение производства (1996 год - 36,9%, 199 год - 33,8%, 1998 год - 31,2%, 1999 год - 22%.), что повысило рейтинг его инвестиционной привлекательности (для сравнения: в России - 53%, в Нижегородской области - 49%). Борский район не обеспечивает себя доходными источниками и является дотационным. Значительную часть в бюджете составляют налоговые поступления (более 60%), неналоговые - 5,8 - 6,2%, что свидетельствует о не-
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели6
Показатели 1999 2000 2001 2002 (прогноз)
Темп роста численности постоянного населения, % 130,1 99,1 98,7 99,8
Темп роста промышленного производства, % 119,5 98,4 118,4 96
Собираемость налогов в бюджеты всех уровней, % 82 83 118,0 X
Исполнение бюджета по собственным доходам, % 148,4 109,0 219,4 X
Темп роста инвестиций в основной капитал, % 176,9 402,0 147,2 115,0
Экспорт, тыс. дол. США X 4 739 6 230 X
Темп роста розничного товарооборота, % 72 72,5 103 105,8
Объем платных услуг населению в действующих ценах каждого года, млн руб. 100,8 146,4 202 246
Стоимость набора из 25 продуктов питания, руб. 507,6 599,88 693,88 X
Величина прожиточного минимума на душу населения, руб. 776,4 892,54 1 033,31 X
Занято в экономике всего, тыс. 42,73 43,15 43,25 43,25
Темп роста численности зарегистрированных безработных, % 325 84,6 99,6 109,5
Уровень официально зарегистрированной безработицы к экономически активному населению, %. 0,66 0,52 0,47 0,65
Темп роста фонда оплаты труда 135 140 135 130
Темп роста среднегодовой з/платы, % 145 141 154 123
Темп роста доходов населения (номинальных), % 144 124 129 130
Темп роста расходов населения. 140 122 150 130,0
Естественный прирост (убыль) населения в расчете на 10 тыс. чел. -120,8 -132,9 -146,3 X
Уровень преступности в расчете на 10 тыс. чел 269,7 274,3 303,1 X
Примечание: X - нет данных.
развитости финансовых инструментов, позволяющих вовлечь средства населения в инвестиционный процесс, невовлечение в гражданский оборот земли свидетельствует о неэффективном управлении муниципальным имуществом. Наибольший удельный вес в структуре поступлений в доход бюджета имеют местные налоги, рост которых отражает стабильность налоговой базы и положительные тенденции развития экономического потенциала района.
Действующая в Борском районе нормативно-правовая база, определяющая формальные правила совершения инвестиционной сделки, устраняет необоснованные административные барьеры, повышает эффективность и ответственность муниципальных органов власти.
Основными документами являются: Федеральный Закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон Нижегородской области от 22.06.2000 № 116-3 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» и постановление
' На основе данных статистического бюллетеня за 1999 -2001 годы и прогноза социально-экономического развития Борского района на 2002 год.
Земского собрания Борского района «О поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории Борского района». Организация работ по привлечению инвестиций предусматривает поддержку и развитие института гарантии выполнения договорных обязательств перед иностранными инвесторами. Государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых на территории Нижегородской области, осуществляется в виде предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. На основе постановления Земского собрания Борского района «О поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории Борского района» предприятия получают налоговые льготы в части зачисления в местный бюджет на срок окупаемости инвестиционных проектов. На территории Нижегородской области для субъектов инвестиционной деятельности установлены налоговые льготы за счет бюджета области в случае признания инвестиционных проектов приоритетными: ставки и льготы варьируются в зависимости от изменений в законодательстве. Налоговые поступления в местный бюджет от предприятий с иностранным капиталом на 1 января 2001 года в сравнении с 1998 годом увеличились в 160 раз.
Предоставление налоговых льгот по инвестиционным проектам осуществляется с учетом их значимости для экономики района, а также с целью обеспечения выхода предприятия на номинальную производственную мощность в сжатые сроки. Примером является предприятие «Юроп-Фудс ГБ» по выпуску сухих дегидрированных продуктов, которое, получив налоговые льготы, было построено в кратчайшие сроки и сегодня является вторым после Борского стекольного завода налогоплательщиком в районе.
Наряду с объективными факторами инвестиционного климата в Борском районе действуют и субъективные, такие как имидж руководителя района. О доверии к местной власти и о политической стабильности в районе на протяжении нескольких лет свидетельствует тот факт, что глава районной администрации Иванов В.А., работающий в данной должности с декабря 1991 года, трижды избирался депутатом Законодательного собрания Нижегородской области. Квалифицированная работа органов местного самоуправления - основа эффективной политики привлечения инвестиций в район. Все это позволило снизить административные барьеры выхода на инвестиционный рынок района и сократить трансакционные издержки. Таким образом, достигнута экономия на ограниченной рациональности при одновременной защите от опасностей оппортунизма.
В 2001 году Борский район вошел в группу районов со стабильно удовлетворительным состоянием (табл. 3), имеющих потенциал инвестирования выше среднего по Нижегородской области.
Финансирование инвестиций в Борском районе осуществляется из двух источников (табл. 4):
1. Собственные средства предприятий (организаций), отражаемые в показателе капитальных вложений.
2. Иностранные инвестиции.
Созданные в районе социально- экономические условия и проводимая инвестиционная политика органами местного самоуправления обеспечили приток иностранных инвестиций в следующих объемах:
1998 год: всего 38,58 млн дол. США, в том числе по проектам:
1. Модернизация производственного оборудования на ОАО «Борский стекольный завод» с участием компании «Главербель» (Бельгия) -15 млн дол. США;
2. Инвестиции в производство дегидрированных (сухих) продуктов на предприятии «Юроп-Фудс ГБ» фирмы «PASSA» (Испания) - 15,8 млн дол. США;
3. Реконструкцию площадей под завод по выпуску высококачественной продукции произвела фирма «Пармалат» - 3,5 млн дол. США;
4. Реализация российско-голландского проекта по развитию птицеводства на ОАО «Лин-довская птицефабрика» - 0,8 млн дол. США;
Таблица 3
Состояние социально-экономического развития районов со значительной долей промышленности
в объеме области7
Район (город) Январь - декабрь 2000 года Январь - декабрь 2001 года
г. Арзамас Ниже среднего Ниже среднего
Балахнинский Выше среднего Средний
Борский Ниже среднего Выше среднего
Выксунский Выше среднего Выше среднего
Городецкий Средний Выше среднего
г. Дзержинск Ниже среднего Ниже среднего
г. Нижний Новгород Средний Средний
Кстовский Средний Выше среднего
Павловский Средний Выше среднего
Таблица 48
Финансирование инвестиций
п/п Наименование показателя 1998 1999 2000 2001
1 Капитальные вложения всего, в том числе (млн руб.) 119,3 175,3 712,3 1 048,8
производственные; 104,3 161,8 688,2 1 026,6
непроизводственные 15,0 13,5 19,8 16,4
2 Объем иностранных инвестиций (млн дол. США) 38,58 63,77 28,0 21,0
1 На основе данных о социально- экономическом состоянии в городах и районах области: анализ, оценка и тенденции развития (СОИ). 8 На основе данных аналитических записок за 1998 - 2001 годы.
5. Реализация проекта «Ларис» совместно с компанией «План-центр» (Финляндия) создания земельного кадастра и регистрации недвижимости - 0,01 млн$;
6. Совместное с Германской фирмой «DHAL» (Лейпциг) производство модульных котельных. -3,0 млн дол. США;
7. Модернизация оборудования по выпуску пустотелого силикатного кирпича на ОАО «Борс-кий силикатный завод» совместно с германской фирмой «Боймер и Боймер» - 0,4 млн дол. США;
8. Создание предприятия «Бытэнергомаш» по производству бытовой техники на Больше-Пи-кинском машиностроительном заводе - 0, 07 млн дол. США.
1999 год: всего 63,77 млн дол. США, в том числе по проектам:
1. Совместный проект по строительству завода напольных покрытий с фирмой «Кляйневе-ферс Кунстаффанлаге» (Германия). Получено оборудование на сумму 60 млн дол. США;
2. ОАО «Борская фабрика ПОШ» совместно с фирмой «Коркой» (Испания) осуществляла совместный проект. Объем инвестиций в 1999 году составил - 0,6, млн руб.;
3. Модернизация производственного оборудования на ОАО «Борский стекольный завод» с участием компании «Главербель» (Бельгия) - 2,1 млн дол. США;
4. На ОАО «Борский силикатный завод» совместно с германской фирмой «Боймер и Бой-мер» осуществлена модернизация оборудования по выпуску пустотелого силикатного кирпича. Объем инвестиций в 1999 году составил 0,07 млн дол. США;
5. Реализован проект по утилизации твердых бытовых отходов совместно с фирмой «Балла-Пресс» (Швеция). Объем инвестиций - 1 млн дол. США.
2000 год: Всего 28 млн дол. США, в том числе по проектам:
1. Реализация инвестиционного проекта фирмы «Главербель» по реконструкции линии полированного стекла на ОАО «Борский стекольный завод». Объем инвестиций - 25 млн дол. США
2. ОАО «Борская фабрика ПОШ» освоила новые технологии с целью производства новых видов продукции совместно с испанской фирмой «Сог-соу & А.» Объем инвестиций - 630 тыс. дол. США.
3. На Большепикинском машиностроительном заводе совместно с испанской фирмой «ТЦООК» проведена наладка линии по производству аккумуляторов. Объем инвестиций - 2 млн дол. США
2001 год: Всего 25,207 млн дол. США, в том числе по проектам:
1. На Борском аккумуляторном заводе (ООО «ТУБОР») производилась наладка второй линии по сборке аккумуляторов. На этом этапе производственная мощность завода увеличилась до 1 000 000 батарей в год путем использования уже имеющихся мощностей, а также введением в эксплуатацию дополнительных сборочных линий и линий зарядки. Количество рабочих, непосредственно вовлеченных в процесс производства, увеличилось до 80 человек. Пропорционально возросло количество рабочих, вовлеченных во вспомогательное производство. Срок: - 2002 год (объем инвестиций - 1,5 млн дол. США).
2. На ОАО «Борский стекольный завод» производился плановый ремонт линии по выпуску автостекла. Объем инвестиций - 13,9 млн дол. США.
3. На предприятии ООО «Юроп-Фудс ГБ» производилась установка дополнительной линии по выпуску дегидрированных продуктов. Объем инвестиций - 2,5 млн дол. США.
4. В поселке Железнодорожный образовано предприятие по производству электродов. Объем инвестиций - 0,107 млн дол. США.
5. Образовано предприятие по производству гигиенической бумаги. Объем инвестиций - 0,2 млн дол. США.
6. Фирмой «Главербель»(Бельгия) и ОАО«БСЗ» созданы центры дистрибуции и промышленной переработки стекла.
Администрация Борского района гарантирует стабильность иностранным инвесторам при подписании инвестиционного соглашения. При изменении законодательства из бюджета выплачивается компенсация. Например, компания «Главербель» пользовалась инвестиционными льготами по налогу на прибыль в областной и местный бюджеты. В начале 1998 года они перечислили стекольному заводу средства на реконструкцию в счет инвестиционной программы. Средства были размещены на банковские депозитные счета и в ГКО, но кризис 1998 года внес коррективы. В конце года налоговая инспекция лишила инвестора льгот в силу невыполнения инвестиционной программы на сумму, которая была «заморожена» в ГКО. Бюджет взял эти обременения на себя. Таким образом, в Борском районе выполнение контракта основано на институте частного улаживания конфликтов.
Для ускорения оформления документов и снижения бюрократизма администрация берет на себя ответственность за взаимоотношения с местными контролирующими органами при подписании соглашений, а также оказывает иное содействие, что фактически реализует принцип «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности. Основные условия иностран-
ного инвестирования определяются в двух или трехстороннем инвестиционном соглашении, где излагаются права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, определяются гарантии и формы государственной поддержки. Все это свидетельствует о действии механизма управления контрактными отношениями.
При оценке инвестиционной привлекательности Борского района инвестор руководствуется методикой «следования за инвестором». Созданные благоприятные условия, наличие стимулирующих факторов для организации и развития бизнеса способствуют притоку в район иностранного капитала. Организационную работу по привлечению инвестиций на территорию Борского района осуществляет комиссия, являющаяся коллегиальным органом администрации района, призванным осуществлять работу по организации, координации и контролю инвестиционной деятельности, обеспечивающей рост налогооблагаемой базы бюджета. Комиссия руководствуется требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, законов Нижегородской области, постановлений и распоряжений губернатора.
Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки является соответствие основным направлениям социально-экономического развития Нижегородской области и Борского района, а также наличие интегрального эффекта в виде:
• экономической эффективности (для проектов, существенно затрагивающих интересы района и отдельных территорий);
• бюджетной эффективности (отражает последствия реализации проекта для федерального, областного и местного бюджета);
• социальной эффективности (изменение количества рабочих мест, условий труда, структуры производственного персонала, состояния здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий, снабжение населения отдельными видами товаров, экономия свободного времени населения и т.п.).
При расчете учитываются конечные производственные и прямые финансовые результаты, кредиты и займы иностранных банков и фирм, привлеченные для реализации проекта, поступления от налоговых платежей, создание смежных производств и т.п.
Дополнительными критериями отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки являются:
• абсолютная величина вложенных или привлеченных инвестиций (25 млн руб. и более для субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на налоговые льготы);
• окупаемость проекта (предпочтение отдается проектам со сроком окупаемости 5 лет и менее);
• поддержка инвестиционного проекта органом местного самоуправления, на территории которого планируется его реализация.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не имеющие стоимостной оценки, рассматриваются как дополнительные показатели интегральной эффективности и учитываются при обосновании государственной поддержки инвестиционного проекта. Если инвестиционный проект заслуживает особого внимания, то администрация района идет на уступки, вплоть до участия в нем в виде предоставления площадей или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и т.п. Процедура совершения сделки такова:
1. В случае успешной презентации площадки и положительного решения инвестора о реализации проекта, готовится протокол о намерениях, в котором определены сроки начала реализации инвестиционного проекта и оговорены дальнейшие действия сторон.
2. В сроки, оговоренные протоколом о намерениях, ведется подготовка инвестиционного соглашения, которое может быть двух- или- трехсторонним, в зависимости от количества участников инвестиционного проекта.
3. Глава местного самоуправления и Земское собрание Борского района выходят с инициати-
Таблица 5
Региональный экономический эффект9
Показатели 1998 1999 2000 2001
Рост объема производства в районе, (млн руб.) 14,9 172,6 255,4 306,5
Налоговые поступления в местный бюджет от предприятий с иностранным капиталом (млн руб.) 0,2 20,0 32,7 39,2
Дополнительно создано рабочих мест, (чел.) 50 80 85 90
9 На основе данных статистического бюллетеня за 1999 - 2001 годы.
ной в Законодательное собрание Нижегородской области для решения вопросов по реализации инвестиционного проекта.
4. После подписания инвестиционного соглашения начинается стадия его реализации: строительство, закупка оборудования, монтаж, обучение специалистов и т.п.
Инвестиционная политика Борского района в 2002 году направлена Fia осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективной рыночной экономики; создание благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности; снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики района; совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Основные задачи администрации района:
• разработка стратегии развития инвестиционной деятельности;
• формирование развитой телекоммуникационной и информационной инфраструктуры и рост доступности информационных услуг для инвесторов;
• повышение уровня готовности предприятий к привлечению и эффективному использованию инвестиций;
• участие в создании системы гарантий для инвесторов.
Проблема стимулирования инвестиций решается в два этапа: а) оценка собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон района; б) участие в областных программах разработки и реализации стратегии регионального развития, предусматривающих комплекс маркетинговых, организационно-технических мер по привлечению инвестиций. Основные направления инвестиционной политики администрации района:
1. Повышение управляемости инвестиционным процессом в районе путем:
• централизованного управления инвестиционным процессом;
• создания благоприятных условий для инвестиций в район;
• планирования бюджетной политики с учетом инвестиций;
• привлечения инвестиций в ключевые для района отрасли;
• оказания помощи предприятиям в привлечении инвестиций.
2. Снижение административных барьеров и создание равных конкурентных условий для инвесторов улучшают инвестиционный климат. Особое внимание уделяется стимулированию экспор-
тоориентированных и импортозамещающих производств с высокой степенью переработки.
3. Поддержка инноваций и научно-техничес-кой деятельности, снятие барьеров при внедрении научных разработок в хозяйстве.
Задачи администрации района - обеспечить информационную прозрачность и открытость ее деятельности для всех участников инвестиционного процесса; изменить направления поддержки инвестиционных проектов предприятий от финансирования проектов за счет бюджетных средств на содействие в привлечении стратегических инвесторов и банковских кредитов. Для динамичного развития инвестиционной деятельности важно формирование рынка предложений эффективных инвестиционных проектов, доступных частному капиталу. В районе сформирован и постоянно пополняется банк данных инвестиционных проектов, что позволяет инвесторам получать оперативную информацию и обеспечивает необходимые контакты в процессе их реализации.
4. Продолжается работа по реализации проектов:
• германской фирмы «Торопласт» по совместному производству ПВБ (поливинил бу-теральной пленки);
• испанской фирмы «TUDOR» по производству аккумуляторов;
• фирмы «Берикап» (Германия) строительства завода по производству пластиковой пробки;
• по производству тары (Китай).
5. Привлечение для финансирования инвестиционных проектов иностранных и отечественных инвесторов, коммерческих банков.
Исторически социально-экономическое развитие района зависело от одного-двух предприятий. Борский стекольный завод, как градообразующее предприятие, формировал 70% бюджета, сегодня его доля не более 30%. В 2001 году «Галина Бланка» стала вторым налогоплательщиком в городе и вторым производством по объему с численностью работающих 186 человек против 4 518 на стекольном заводе. Проект немецкой фирмой DHAL по выпуску котельных обеспечивает экономию расходов бюджета на содержание теплосетей.
Таким образом, в Борском районе проводится стратегическая линия на изменение институциональной среды инвестиционного рынка. Администрация района стремится в своих действиях к стабильности правил игры на инвестиционном рынке, содействует формированию института стратегических партнеров и устойчивых соглашений между участниками инвестиционных сделок.