Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / РАССКАЗЫВАНИЕ ИСТОРИИ / ВИДЫ СТОРИТЕЛЛИНГА / ПРАВИЛА СТОРИТЕЛЛИНГА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАССКАЗА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харунжева Е. В., Грылёв И. В.

Практика рассказывания различных историй (сказок, былин, притч, басен и т. п.) началась немногим позднее возникновения речи как таковой. Термин «сторителлинг» начал использоваться в образовании в ХХI веке, после обретения популярности и признания в областях журналистики и бизнеса. В ходе анализа тематической литературы найдены его виды, произведено разделение по признакам классификации. Также выделены присущие сторителлингу качества личностного развития, правила эффективности истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Примечания

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175600/8f794304f87d0a73 627377dcbce2a62cf5263b06 (дата обращения: 15.08.2021).

2. Апробация и внедрение примерной программы воспитания» [Электронный ресурс]. - URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 15.08.2021).

Е. В. Харунжева, И. В. Грылёв

Теоретические основы использования сторителлинга в образовательном процессе

Практика рассказывания различных историй (сказок, былин, притч, басен и т. п.) началась немногим позднее возникновения речи как таковой. Термин «сторителлинг» начал использоваться в образовании в XXI веке, после обретения популярности и признания в областях журналистики и бизнеса. В ходе анализа тематической литературы найдены его виды, произведено разделение по признакам классификации. Также выделены присущие сторителлингу качества личностного развития, правила эффективности истории.

Ключевые слова: сторителлинг, рассказывание истории, виды сторителлинга, правила сторителлинга, критерии эффективности рассказа, образование, обучение, методы обучения, образовательные технологии.

Термин «сторителлинг» довольно молод. В русском языке используется транслитерация английского слова «storytelling», образованного путём объединения слов «story» (история, рассказ) и «tell» (говорить, рассказывать, сообщать). Дословно оно переводится как «рассказывание истории». Как известно, человек начал рассказывать истории с момента формирования речи как таковой. Древние люди обменивались между собой информацией различных категорий. Из поколения в поколение передавалась накопленная за годы жизни мудрость, такая как навыки строительства жилищ и убежищ, охоты, рыбалки, аграрного дела и т. д. С развитием языка и культуры формы и масштабы (от одной семьи до всего человечества) передаваемой информации также развивались и менялись, возникали новые. Появились сказки, басни, сказания, мифы, легенды, песни, которые люди передавали, коммуницируя.

Хотя практика рассказывания историй существует с незапамятных времён, рассматривать её в контексте образовательной технологии начали лишь в XXI веке, после того как она прочно закрепилась и обрела популярность в таких областях деятельности, как журналистика и бизнес [1, 2, 3, 4].

В результате терминологического анализа было решено сформулировать собственную трактовку определения сторителлинга в рамках исследования его применения с целью повышения интереса школьников к науке и технике. Согласно этой трактовке, образовательный сторителлинг представляет собой технологию преподнесения специальной информации

путём наделения её насыщенными оттенками повествования, вовлекающими слушателя в историю и ненавязчиво пробуждающими эффективные механизмы запоминания.

Анализ тематической литературы позволил не основе классификаций, предложенных Н. В. Багрецовой, О. Б. Пятковой, Е. А. Челноковой, С. Н. Казначеевой, К. В. Калинкиной и др., составить комплексную классификацию используемых в образовательной сфере видов сторителлинга по ряду признаков:

По роли рассказчика и слушателя [1,2]:

- рецептивный (классический) сторителлинг характеризуется тем, что рассказ выступает продуктом деятельности лишь рассказчика, который подготавливает почву для дальнейшего диалога, слушатели при этом воспринимают историю на слух, посредством чтения или через видео- и аудиосредства;

- продуктивный (активный) сторителлинг реализуется непосредственно в аудитории, слушатели не только потребляют информацию, но и активно выступают в качестве её производителя по подготовленному рассказчиком плану или в результате полной импровизации.

Признаком хорошего рассказчика является его умение вызывать эмоциональный отклик у слушателей, поэтому важно классифицировать сторителлинг по эмоциональному окрасу [4]:

- Односложный сторителлинг основывается на вызове одной определённой эмоции (например, главной целью выступления в жанре стендап является смех публики).

- Многогранный сторителлинг обращён на то, чтобы пробудить ряд эмоций: смех и слёзы, горе и радость, любовь и ненависть, заставить слушателя задуматься. Такой рассказ эффективен, поскольку интересен слушателю и лучше передаёт смысл выступления.

По содержанию (контенту) рассказа можно выделить [2]:

- Социальный сторителлинг. К этому виду можно отнести беседы между друзьями, коллегами, соседями и другими категориями собеседников. Люди, вовлечённые в беседу, испытывают широкую гамму эмоций, пропуская каждую через призму своего опыта. Слушатели подсознательно отвечают на вопросы «Что бы сделал(а) я? Что и как бы сказал(а)? Куда отправился(лась)? Как бы извлёк(ла) пользу из ситуации? Каким образом помог(ла)?..», делая при этом уникальный вывод.

- Культурный сторителлинг представлен в рассказах, раскрывающих нравственные понятия, формирующих моральные принципы слушателя. К таким можно отнести сказки, былины, предания, притчи и т. п.

- Загадочный (фэнтезийный) сторителлинг основан на информации, в которую трудно поверить, достоверность которой трудно доказать. Тут важны эмоции, испытываемые слушателем. Сторителлинг-фэнтези хорош тем, что освобождает человека от скучного бытия, погружая его в

мир неизведанный и загадочный, и даёт ему возможность постигать таинства этого мира.

- Семейный сторителлинг - это реальные истории, несущие идеи сохранения традиций, связи поколений, родственных уз, важности семьи в жизни человека.

Важно учитывать в образовательно-воспитательном процессе и такой классификационный признак, как форма представления истории:

- Устное повествование или беседа.

- Рассказ с использованием аудиовизуального сопровождения, чаще всего представленного в виде презентации, демонстрируемой посредством компьютерных технологий, но возможен и вариант использования иных технических средств обучения - проигрывателя, кинопроектора, диапроектора (ретроустройства могут вызывать дополнительный интерес слушателей, особенно если подобрана соответствующая тема рассказа).

- Мультимедийный сторителлинг, реализованный как интерактивный цифровой образовательный ресурс для самостоятельного изучения.

Использование методов сторителлинга в образовательной сфере продуктивно прежде всего из-за его высокого развивающего и воспитательного потенциала. Применение метода сторителлинга на занятиях позволяет развить такие способности личности:

- Воображение. Человека и машину объединяет одна черта - им подвластны логика и анализ. Но вот воображение присуще только человеку. Без созидательной черты сознания не было бы стихов, картин, книг и даже самих машин. Поэтому роль творческого мышления трудно переоценить.

- Общительность. Коммуницируя, люди делятся впечатлениями и чувствами от рассказанной или выслушанной истории, учась эмпатии и развивая доверие. Это их сближает.

- Навык публичного выступления. Ораторское ремесло учит контролировать внимание слушателей и не бояться его.

- Самопознание и самоанализ. В поисках своего стиля главное -оставаться собой, рассказывая историю сердцем, через призму собственной души. Такой поиск способствует ощущению глубинных чувств и нахождению собственных мыслей в бесконечном информационном шуме XXI века.

- Облегчение психологической нагрузки. Атрофия способности делиться своими чувствами у современного человека вошла в тренды. Это явление приводит к перенапряжению и следующему за ним угнетённому состоянию, не говоря уже о других возможных негативных последствиях.

Истории сталкивают нас с собственными эмоциями и учат их сублимировать1.

- Мотивация к познавательной деятельности. У. Я. О'Бирном, К. Хаузер, Р. Стоуном и М. Уайт [6] отмечается, что выразительность стори-теллинга служит инструментом привлечения внимания слушателей и повышения их познавательного интереса к поиску новых идей.

Применение сторителлинга должно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, интеллектуальный и эмоциональный уровень их развития. О. Б. Пяткова [2] отражает в своём исследовании некоторые правила создания истории, нацеленные на то, чтобы процесс был продуктивным.

- История должна быть краткой и запоминающейся. Длинные и закрученные в паутину истории с массой внезапных поворотов повествования легко «ломают» мозг даже при полном погружении в неё с целью развлечения, не говоря уже об образовании. При обучении к этому сценарию не стоит приближаться даже на пушечный выстрел, потому как это скорее всего введёт слушателя в заблуждение и отобьёт его желание вникать в суть происходящего.

- Рассказывать историю нужно неформальным, доступным языком. Как бы ни были ценны учёные слова (вроде дефиниции, диверсификации, секвестрования, пассионарности и т. п.), а также их всевозможные производные среди научного сообщества, учеников они только отпугнут.

- Важно доверие к рассказчику. Это основа любой беседы. Без доверия вероятность необходимого осмысления истории слушателем и налаживания крепких связей между фактами, представленными рассказчиком, и их достоверностью крайне низка.

- Рассказ без нравоучений. Никому не нравятся нравоучения, многих они даже раздражают. У учеников они могут вызвать протест, который перечеркнёт весь вероятный положительный вклад от сторителлинга.

- Сюжет не должен быть скучным. Захватывающая история - это залог успеха. Она должна держать в тонусе. Рассказ только тогда эффективно воспринимается, когда интересен и динамичен. Скучную историю даже слушать не хочется.

- Важно «поставить точку». Завершённость является важным критерием образовательной истории. Недопустимо, чтобы рассказ после своего завершения вызывал какие-то вопросы, вроде: «Что это было? О чём вообще речь в истории? А дальше-то что? Что с ними стало потом?»

В ходе исследования анализировалась тематическая литература по сторителлингу, в которой были найдены его виды и разделены по признакам классификации. Также выделены присущие сторителлингу качества

1 Сублимация (позднелат. sublimatio, от лат. subli-mo - высоко поднимаю, возношу) - в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества [5].

31

личностного развития, правила сторителлинга, а также критерии эффективности истории.

Важно понимать, что обобщить абсолютно все теоретические нюансы такого метода невозможно, но данная статья может стать шагом на пути развития сторителлинга как технологии преподнесения специальной информации путём наделения её насыщенными оттенками повествования, вовлекающими слушателя в историю и ненавязчиво пробуждающими эффективные механизмы запоминания.

Примечания

1. Багрецова, Н. В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты / Н. В. Багрецова. - DOI 10.31862/2500-297X-2020-2-25-38. - Текст: электронный // Педагогика и психология образования. -2020. - № 2. - С. 25-38. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43834919 (дата обращения: 22.06.2021).

2. Пяткова, О. Б. Метод сторителлинга в обучении / О. Б. Пяткова. -ISSN: 2220-2641. - Текст: электронный // Школьные технологии. - 2018. -№ 6. - С. 41-45. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37272971 (дата обращения: 21.06.2021).

3. Симакова, С. И. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление / С. И. Симакова, А. П. Енбаева, Т. Б. Исакова. - ISSN: 2076-7919.

- Текст: электронный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. - № 1. - С. 222-230. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37099125 (дата обращения: 21.06.2021).

4. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина [и др.]. - ISSN: 2307-2334. -Текст: электронный // Перспективы науки и образования. - 2017. - № 5(29). - С. 7-12. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30457408 (дата обращения: 21.06.2021).

5. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв и др. - Москва : Советская Энциклопедия, 1983. - 840 с.

6. Digital Storytelling in Early Childhood: Student Illustrations Shaping Social Interactions / W. I. O'Byrne, K. Houser, R. Stone [et al.]. - DOI 10.3389/fpsyg.2018.01800. - Text: electronic // Frontier in Psychology. - 2018.

- Vol. 9. - URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85060128567&origin=resultslist&sort=plf-f&src=s&sid=ec468644b776cd7e2f0 fe25a1c0f7d8c&sot=b&sdt=b&sl=105&s=TITLE-ABS-KEY%28Digital +Storytelling+in+Early+Childhood%3a+Student+Illustrations+Shaping+Social+ Interactions%29&relpos=0&citeCnt=0&searchTerm (дата обращения: 01.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.