Научная статья на тему 'Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций'

Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
12339
1352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТОРИТЕЛЛИНГ / ПРЕИМУЩЕСТВА СТОРИТЕЛЛИНГА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТОРИТЕЛЛИНГА / ORGANIZATION COMMUNICATIONS / CORPORATE GOVERNANCE / STORYTELLING / ADVANTAGES OF STORYTELLING / CRITERION OF EFFECTIVENESS OF STORYTELLING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Калинкина Ксения Владимировна, Григорян Нуне Мартини

В статье авторы рассматривают сторителлинг как искусство рассказывания историй. Под сторителлингом авторы понимают интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории для пробуждения воображения слушателя. Технология сторителлинга зарекомендовала себя в различных областях человеческой деятельности. Истории являются уместными в различных сферах жизни: от управления коллективом в организации до воспитания детей в семье. Сторителлинг можно определить как гуманитарную технологию, при помощи которой рассказчик формирует необходимые ему впечатления и эмоции аудитории. Отмечены принципы сторителлинга, способствующие эффективности историй. Указаны преимущества сторителлинга и критерии эффективности рассказа (присутствие идеи, наличие героя, история проецирует смысл действительной жизни, следование структуре, логика и связанность повествования, стиль повествования). Авторы обозначают возможности применения сторителлинга в современном обществе и обозначают причины полезности сторителлинга. Проведённое исследование позволило авторам обосновать эффективность применения технологии сторителлинга, способствующего эффективности коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Storytelling as technology of effective communications

In the article, the authors consider storytelling as the art of storytelling. Under storytelling, the authors understand the interactive art of using words and actions to identify elements and images of history to awaken the listener's imagination. Storytelling technology has proved itself in various areas of human activity. The stories are relevant in various spheres of life: from the management of the collective in the organization to the upbringing of children in the family. Storytelling can be defined as a humanitarian technology, with the help of which the narrator creates the impressions and emotions necessary for the audience. The principles of storytelling that contribute to the effectiveness of stories are noted. The advantages of storytelling and criteria for the effectiveness of a story (the presence of an idea, the presence of a hero, history projecting the meaning of real life, following the structure, the logic and connectedness of the narrative, the narrative style) are indicated. The authors designate the possibility of using storytelling in modern society and denote the reasons for the usefulness of storytelling. The conducted research allowed the authors to substantiate the effectiveness of using the technology of story building, which contributes to the effectiveness of communications.

Текст научной работы на тему «Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 7-12.

удк 37 Е.А.Челнокова, С.н.Казначеева, К.Б.Кдлинкинд, И.М.Григорян

Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций

В статье авторы рассматривают сторителлинг как искусство рассказывания историй. Под сторителлингом авторы понимают интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории для пробуждения воображения слушателя. Технология сторителлинга зарекомендовала себя в различных областях человеческой деятельности. Истории являются уместными в различных сферах жизни: от управления коллективом в организации до воспитания детей в семье. Сторителлинг можно определить как гуманитарную технологию, при помощи которой рассказчик формирует необходимые ему впечатления и эмоции аудитории. Отмечены принципы сторителлинга, способствующие эффективности историй. Указаны преимущества сторителлинга и критерии эффективности рассказа (присутствие идеи, наличие героя, история проецирует смысл действительной жизни, следование структуре, логика и связанность повествования, стиль повествования). Авторы обозначают возможности применения сторителлинга в современном обществе и обозначают причины полезности сторителлинга. Проведённое исследование позволило авторам обосновать эффективность применения технологии сторителлинга, способствующего эффективности коммуникаций.

Ключевые слова: коммуникации в организации, корпоративное управление, сторителлинг, преимущества сторителлинга, критерии эффективности сторителлинга

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 7-12.

E.A.Chelnokova, S. N . Kazn ach e e va, К. W. Kal i n kí n a, N . M. G rí g o ryan

Storytelling as technology of effective communications

In the article, the authors consider storytelling as the art of storytelling. Under storytelling, the authors understand the interactive art of using words and actions to identify elements and images of history to awaken the listener's imagination. Storytelling technology has proved itself in various areas of human activity. The stories are relevant in various spheres of life: from the management of the collective in the organization to the upbringing of children in the family. Storytelling can be defined as a humanitarian technology, with the help of which the narrator creates the impressions and emotions necessary for the audience. The principles of storytelling that contribute to the effectiveness of stories are noted. The advantages of storytelling and criteria for the effectiveness of a story (the presence of an idea, the presence of a hero, history projecting the meaning of real life, following the structure, the logic and connectedness of the narrative, the narrative style) are indicated. The authors designate the possibility of using storytelling in modern society and denote the reasons for the usefulness of storytelling. The conducted research allowed the authors to substantiate the effectiveness of using the technology of story building, which contributes to the effectiveness of communications.

Keywords: organization communications, corporate governance, storytelling, advantages of storytelling, criterion of effectiveness of storytelling

озг современного человека настолько перегружен потоками информации, которая льется на него со всех сторон, что люди практически не читают тексты в интернете, они их просматривают. Но если читателя в тексте что-то цепляет, то он прочитает его внимательно и до конца. И на этом этапе возникает вопрос: как привлечь и удержать внимание людей. Одним из таких инструментов является сторителлинг.

Применение сторителлинга как инструмента выстраивания внешних и внутренних коммуникаций в организации отмечено в середине 1990-х годов. Сторителлинг стал лучшей бизнес-идеей 2006 года - по признанию журнала Harvard Business Review -лучшим способом сделать доклад или презентацию и передать знания является рассказывание историй. Метод сторителлинга в корпоративном управлении был изобретён и успешно апробирован Дэвидом Армстронгом, являющимся главой международной компании Armstrong 1^ета^опа!.Разрабатывая метод сторителлинга, его основатель обратился к распространённому психологическому фактору: истории являются наиболее выразительными, увлекательными и интересными, они легче ассоциируются с личным опытом, в отличие от логических доводов и пространных рассуждений. Их легче запомнить, им придаётся большее значение и, как следствие, - они оказывают на поведение аудитории сильное влияние [8].

Дэвид Армстронг в книге MBSA: Managing by Storying Around изложил концепцию сторителлинга. Автор отобрал наиболее яркие истории во внутреннее «Руководство по работе», являющееся единственным в компании. Автор включил в сборник рассказы о важных поступках сотрудников и наиболее серьёзных событиях в жизни компании и расположил их в хронологическом порядке.

В данной статье мы обратимся к рассмотрению вопроса об основных преимуществах сторителлинга как способа взаимодействия с аудиторией. Слово «сторителлинг» пришло из английского языка и в буквальном переводе звучит как «рассказывание истории» ^.Определение сторителлинга даёт Американская национальная сеть сторителлинга: «интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории для пробуждения воображения слушателя» [12].

О важности историй для человека известно давно. Здесь можно обратиться к опыту скази-тельства: в широком культурном смысле - передача информации устным путём. исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Придумывались основанные на реальных фактах истории, добавляли в них немного загадочности, мистики. Создавалась поучительная сказка.

В современном варианте искусство рассказчика называется сторителлингом. Технология

сторителлинга зарекомендовала себя в различных областях человеческой деятельности. Истории являются уместными в различных сферах жизни: от управления коллективом в организации до воспитания детей в семье.

Сторителлинг можно определить как гуманитарную технологию, при помощи которой рассказчик формирует необходимые ему впечатления и эмоции аудитории. Использование данной технологии можно наблюдать у политтехнологов в период предвыборной кампании при решении задачи создания положительного имиджа кандидата. Основой указанной технологии выступает общеизвестный психологический фактор: истории по сравнению с какой-либо другой формой передачи информации более выразительны, увлекательны, интересны, свободно ассоциируются с личным опытом. Их легче запомнить. Они играют гораздо большее значение и оказывают влияние на формирование убеждений и поведение человека. Если история рассказана в нужное время и в нужном месте, то она оказывает сильное убеждающее воздействие на слушателей, кроме того, она содержит в себе немалый воспитательный эффект.

Отмечен ряд принципов сторителлинга, способствующих эффективности истории: присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории; проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни, персонажу истории присущи более выраженные по сравнению с обычным человеком качества (сообразительность, мотивированность, целеустремлённость); сюжетная линия должна развиваться стремительно.

Укажем на основные преимущества сторител-линга:

а) сторителлинг - мощная технология. Увлекательная история в состоянии достаточно быстро затронуть немало людей. Удачная идея мгновенно будет подхвачена;

б) сторителлинг - технология глубокого проникновения. Человек усваивает истории в раннем детстве как слушатель. Данному методу передачи информации тысячелетия. Способность воспринимать истории - врожденная для каждого человека.

в) сторителлинг - бесплатная технология. Это инструмент, не требующий каких-либо вложений в программное обеспечение, не подразумевает привлечение дорогостоящих специалистов. У истории огромный коэффициент возврата инвестиций.

г) сторителлинг - развлекательная технология. Написанные сухим языком скучные сообщения описывают не людей, а вещи. Человека как живого существа естественно привлекают не пустые цифры и предметы, а всё живое, человеческое.

д) сторителлинг - является общением в диалоговом режиме. По своей сути рассказ интеракти-

вен. Повествователь рассказывает, а слушатели имеют возможность создать в своём воображении каждый свою картинку. Если рассказ эффективен - перед нами интерактивный процесс, в котором успех зависит от умения повествователя прислушиваться к аудитории и подстраиваться под её настроение.

Критериями эффективности рассказа выступают:

а) присутствие идеи: идея лежит в основе каждой истории. Рассказчик должен отразить основную идею, мысль по ходу повествования, показать идею с различных сторон. В этом случае слушателю станет понятно, о чём же была история.

б) наличие героя: герой является движущей силой истории. Герою присущ свой характер. Герой не всегда должен вызывать симпатию, но он должен быть цельным. Для полного понимания поступков героя слушателю необходимо быть знакомым с контекстом. Герой должен совершать поступки. В идеале - решать проблемы, получая в результате награду. Необходимо действие. Без него сторителлинг немыслим.

в) история проецирует смысл действительной жизни: истории связаны с реальной жизнью. Находя аналогии, метафоры в реальном мире, слушатель может выявить универсальные проблемы, противоречия и найти возможные удачные и неудачные пути их решения.

г) следование структуре: развитие истории должно происходить по заранее намеченному плану - сюжет, завязка, описание, кульминация и развязка.

д) логика и связность повествования: кроме следования структуре, важно логическая связь всех эпизодов истории, наличие описаний и метафор. Это позволяет удержать внимание слушателей, сохранить их интерес к повествованию.

е) стиль повествования: стиль способен создать общее настроение истории.

Успешность сторителлинга зависит от ряда составляющих. Прежде всего, это обращение к аудитории с напоминанием об основной причине повествования. Обращение с этой информацией должно сопровождать каждый акт для привлечения внимания слушателей к необходимым призывам, смены стиля мышления или действия, что способствует достижению цели сторителлинга. Персонажи в создании истории играют важную роль. Поэтому их должны быть присущи такие качества, которые мы хотим или, наоборот, не хотим видеть у себя. На сюжет оказывает влияние выбор персонажей, а выбор сюжета определит присутствие персонажей в истории. Персонажами истории должны быть не абстрактные личности, а конкретные люди, известные слушателям. Персонажи обладают свойствами, которые способны развить в них сильные или слабые качества, достоинства или

недостатки той аудитории, с которой они ассоциируются.

Сторителлинг - это синтез систематизированной и словесной ролевой игры. Само название состоит из английских слов Story (рассказ) и tell(говорить), отсюда можно сделать вывод, что сам стиль игры предполагает повествование. Сторителлинг бывает или односложный, или многокрасочный (многогранный). Односложный сторителлинг побуждает в слушателе всего лишь одну эмоцию - или смех, или радость, или печаль. Все нынешние отечественные юмористические передачи - типичный пример однокрасочного сторителлинга. А вот многогранный сторителлинг интересен тем, что способен вызывать целую гамму чувств и эмоций. Рассказ, над которым можно посмеяться, можно погрустить, можно задуматься - всегда будет не просто более интересен слушателю, но и более эффективен для налаживания контакта - как делового, так и личного, а также - для передачи смысла истории, ее сути.

Сторителлинг представляет собой особый жанр ораторского мастерства и дословно переводится как трансляция историй, как «искусство рассказа». Жанры сторителлинга разнообразны: от историй из жизни, интересных случаев до притч, поздравлений, тостов, анекдотов - важно, чтобы все они имели сюжет. Также к жанру сторителлинга относятся так любимые нами с детства сказки, басни.

Следует сказать, что отнюдь не все люди обладают талантом рассказчика, правильного владения речью, умением привлекать публику, вызывать интерес. Но если человек умет красиво говорить, великолепно рассказывать увлекательные истории, правдоподобно преподносить жизненные истории, то про такого человека говорят, что он обладает харизмой. С ним интересно, его хочется слушать. Такой человек более успешен в карьере, у него много друзей.

Сила сторителлинга состоит в том, что сознание человека способно воспринять хорошо рассказанную оратором историю «всерьез», пережить описываемые события при помощи визуализации. Слушатель ассоциирует себя с героями рассказа. Это очень похоже на происходящее с человеком при просмотре кинофильма. Сила воздействия рассказа очень велика, как беспредельно воздействие на сознание людей искусства кино: кинофильм и хорошая история всегда выразительны, увлекают слушателей, надолго запоминаются, оказывают глубокое влияние на сознание.

Для мозга человека не существует принципиальной разницы в том, испытал ли человек сам те или иные чувства, побывав в определённой ситуации, или это только история. Интересная история способна полностью погрузить слушателя в переживания, эмоции, сделать его жи-

вым участником. Как результат - именно через этот жанр речи имеется возможность гораздо ярче и нагляднее донести до слушателей любую установку, ценность, идею, даже мировоззрение, поскольку слушатель воспринимает её в качестве своей.

Для современного человека возможности сторителлинга безграничны:

1) сторителлинг - это харизма, авторитет, привлекательность. Владеющий этим жанром имеет возможность стать яркой, интересной и харизматичной личностью. Принято считать, что ораторское мастерство - это в некотором смысле это соблазнение публики. У сторителлинга здесь неисчерпаемые ресурсы.

2) сторителлинг -это эффективность в деловой сфере. Убеждающая яркость презентаций Стива Джобса, легенды мирового бизнеса, в большей степени основывается на эффективном применении методов сторителлинга. Хорошо рассказанная история способна заменить множество скучных фактов, теоретических массивов.

3) сторителлинг - это повышение влиятельности. Хороший руководитель является, прежде всего, мотиватором. А сторителлинг - мощнейший инструмент мотивации, управления, влияния на сотрудников, воодушевления персонала.

4) сторителлинг - это творчество, возможность научиться любую историю превращать в интересную и увлекательную, без чего не может обойтись хороший оратор: богатство речевого инструментария, артистичность, ораторское мастерство.

5) сторителлинг - инструмент наведения транса. Выдающемуся психологу, гуру психотерапии Милтону Эриксону принадлежит открытие удивительной силы поучительных историй и исцеляющих притч. Психотерапевтическое направление под названием «Сказкотерапия» использует же принципы, что и сторителлинг. В любой ситуации нашего каждодневного общения есть элемент влияния через транс, даже если мы об этом не знаем. У сторителлинга и гипноза общие основы.

Сторителлинг полезен по ряду причин [1].

1. Развивает воображение. Переоценить важность развития фантазии и креативности сложно. Футурологи всё чаще говорят о том, что именно эти творческие способности будут чуть ли не единственными, которые дадут нам конкурентное преимущество перед разумными машинами.

2. Налаживает отношения. Сторителлинг сближает, это очень важный элемент в построении доверия и научении эмпатии. При живом общении происходит обмен эмоциями. Плюс, если мы знаем истории других людей, возрастает шанс, что мы будем относиться к ним с большим пониманием, а значит и в целом будем более толерантными.

3. Помогает преодолеть страх публичного выступления. Рассказать историю - отличный способ преодолеть свои слабости. Научиться владеть вниманием аудитории, не бояться её.

4. Самопознание. Способ нахождения изобретения своего собственного неповторимого стиля. Очень актуально для подростков. Не надо никого играть, наоборот - нужно оставаться собой и рассказывать историю через себя, через призму своего опыта. То есть, чтобы найти свою историю, надо научиться прислушиваться к себе. Согласитесь, очень полезный навык, особенно в современных реалиях, когда информация щедрым потоком льётся со всех сторон и зачастую наш собственный внутренний голос просто растворяется в ней.

5. Снимает психологический груз. Сторителлинг позволяет достичь психотерапевтического эффекта за счёт простого проговаривания своей истории. Так сложилось, что во многих обществах постепенно происходила атрофия навыка проговаривания своих эмоций, что в конечном итоге привело к тому, что нынешнее поколение практически неспособно говорить о чувствах. Истории возвращают нас к необходимости столкновения с собственными чувствами и дают возможность их сублимировать.

Сегодня наше общение всё больше уходит в мир виртуальный. Реальное общение становится предметом роскоши, неким искусством, которому приходится учиться заново. И поэтому сторителлинг актуален как никогда.

Сторителлинг является эффективным средством выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, потому что истории выступают как необходимый элемент человеческой жизни, связанной с особенностями психики людей, с их помощью человек осмысливает и передаёт приобретённый опыт. Сторителлинг как гибкий и естественный способ взаимодействия с аудиторией предусматривает познавательный акт, в который включены эффекты вовлечения и развлечения. Немаловажно, что к процессу данного акта коммуникации подключаются эмоции, это способствует многократному увеличению воспринимаемой информации и пополнению опыта слушателей, вступающих в интерактивное взаимодействие при помощи воображения, имеющих возможность стать непосредственными участниками событий.

Сторителлинг является одновременно и наукой, и искусством. Индейцы говорят: «Кто рассказывает истории, тот управляет миром». При сочетании психологических, управленческих и прочих аспектов применение технологии сторителлинга позволяет как эффективно донести необходимую информацию до личности, так и мотивировать её на действия с целью достижения максимально высоких результатов. Правильно рассказанная история дает возможность воздействовать на человека и его поступки.

ЛИТЕРАТУРА

1. 5 полезных навыков, которые тренирует сторителлинг [сайт]. URL:https://mel.fm/blog/studiya-istory/80962-5-poleznykh-navykov-kotoryye-treniruyet-storitelling (дата обращения: 30.09.2017).

2. Конструктор успеха. Что такое сторителлинг. [сайт]. URL:http://constructorus.ru/uspex/storitelling.html(дата обращения: 03.10.2017).

3. Новичкова А.В., Вокресенская Ю.В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом [Электронный ресурс]// Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6.URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/39EVN614.pdf (дата обращения: 03.10.2017).

4. Секреты сторителлинга [сайт]. URL:http://distantsiya.ru/read/sekrety-storitellinga/ (дата обращения: 04.10.2017).

5. Сторителлинг как мотивация: рисуем историю организации [сайт].URL:https://www.hr-director.ru/ article/65681-qqkss-15-m9-storitelling-kak-motivatsiya-risuem-istoriyu-organizatsii (дата обращения: 04.10.2017).

6. Сторителлинг. Как рассказывать истории, которые продают [сайт].URL:https://bizcase-lab.ru/blog/ storytelling(дата обращения: 04.10.2017).

7. Тодорова О.В. Сторителлинг как инновационный pr-инструмент // Современные проблемы науки и образования. 2014.№ 4. С. 610.

8. Челнокова Е.А. Персональный маркетинг-менеджмент как условие профессионального успеха будущих специалистов // Альманах современной науки и образования». Научно-теоретический и прикладной журнал. 2013. № 5 (72). С.184-186.

9. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Нарратив как речеповеденческая модель // Вестник Тверского университета. Серия: Педагогика и психология.2013.№ 1. С. 42-49.

10. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Юдакова О.В., Борщевская Ю.М. Метод сторителлинга в корпоративном управлении // Фундаментальные исследования. 2016. №12-5. С. 1162-1166.

11. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture of transition to knowledge economics //International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. p. 4690-4698.

12. National Storitelling Network, What is Storitelling? [сайт]. URL:http://www.storynet.org/resources/ whatisstoritelling.html (дата обращения: 01.10.2017).

REFERENCES

1. 5 useful skills that train story building.Available at: https://mel.fm/blog/studiya-istory/80962-5-poleznykh-navykov-kotoryye-treniruyet-storitelling (accessed 30 September 2017).

2. The designer of success. What is story building.Available at: http://constructorus.ru/uspex/storitelling.html (accessed 03 October 2017).

3. Novichkova AV, VokresenskayaYu.V. Storytelling as a modern tool for personnel management.Journal «Naukovedenie», 2014, vol. 6.Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf (accessed 03 October 2017).

4. Secrets of story building.Available at: http://distantsiya.ru/read/sekrety-storitellinga/ (accessed 04 October 2017).

5. Storytelling as motivation: draw the history of the organization.Available at: https://www.hr-director.ru/ article/65681-qqkss-15-m9-storitelling-kak-motivatsiya-risuem-istoriyu-organizatsii (accessed 04 October 2017).

6. Storytelling. How to tell stories that sell.Available at: https://bizcase-lab.ru/blog/storytelling (accessed 04 October 2017).

7. Todorova O.V. Cotrilling as an innovative pr-tool.Ctoritellingkakinnovacionnyjpr-instrument-Modern problems of science and education, 2014, no. 4,pp. 610 (in Russian).

8. Chelnokova E.A. Personal marketing management as a condition for professional success of future specialists. Personal'nyj marketing-menedzhmentkakuslovieprofessional'nogouspehabudushhihspecialistov- Almanac of Modern Science and Education. Scientific-theoretical and applied journal, 2013,no. 5 (72),pp.184-186 (in Russian).

9. Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Narrative as a speech-telling model. Narrativkakrechepovedencheskaja model' - Bulletin of Tver University. Series: Pedagogy and Psychology, 2013, no. 1,pp. 42-49 (in Russian).

10. Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Yudakova O.V., BorshchevskayaYu.M. Method of Storytelling in Corporate Governance.Metodstoritellinga v korporativnomupravlenii - Fundamental Research,2016,no 12-5, pp. 1162-1166 (in Russian).

11. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of the corporate culture of transition to knowledge economics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. p. 4690-4698.

12. National Storitelling Network, What is Storitelling? Available at: http://www.storynet.org/resources/ whatisstoritelling.html (accessed 01 October 2017).

Информация об авторах Челнокова Елена Александровна

(Россия, Нижний Новгород) доцент кафедры инновационных технологий менеджмента. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. E-mail: [email protected]

Казначеева Светлана Николаевна

(Россия, Нижний Новгород) доцент кафедры инновационных технологий менеджмента. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. E-mail: [email protected]

Калинкина Ксения Владимировна

(Россия, Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. E-mail: [email protected].

Григорян Нуне Мартини

(Россия, Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Chelnokova Elena Aleksandrovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor of the Department of Innovative

Management Technologies. Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin. E-mail: [email protected]

Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies. Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin. E-mail: [email protected]

Kalinkina Ksenia Vladimirovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Student.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin. E-mail: [email protected].

Grigoryan Nune Martini

(Russia, Nizhny Novgorod) Student.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.