—-Концепции, тодш, ппоеити
МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ
Пяткова Ольга Борисовна,
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ. СЮЖЕТ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИНАМИЧНЫМ, ЗАХВАТИТЬ ВНИМАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ С ПЕРВЫХ СЛОВ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В СТАТЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ВИДАМ СТОРИТЕЛЛИНГА.
• сторителлинг • типы и виды сторителлинга • фэнтези
В мире современных технологий в условиях постоянного обновления информации происходит приём большого объёма материала, постоянно требующего новых способов его освоения. Огромный пакет информации, который должны переработать учащиеся и утолить потребность в новых знаниях, чтобы стать успешными в своей индивидуальной образовательной траектории, растёт, и, соответственно, возрастает необходимость приобщения к чтению. Установленные стандартом требования к результатам обучения учащихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования [1].
Формирование навыков чтения и работы с текстом — одна из задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Стандарт подчёркивает важность и необходимость обучения смысловому чтению в образовательных организациях и отмечает, что чтение носит «метапредмет-ный» характер. Смысловая сторона включает в себя понимание содержания смысла читаемого материала, умение оценивать и интерпретировать прочитанное, а это, в свою очередь, восполняет глубину, полноту, точность и продуктивность чтения. Важно организовать совместную деятельность всех участников учебного процесса по развитию интереса к чтению у учеников школы и приобщению их к чтению литературы на печатной основе, способствовать развитию творческих способностей, связанных
с читательским восприятием не только на уроках гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин [2].
В образовании активно внедряется когда-то забытый, но хорошо проверенный способ «рассказывания историй», который получил новомодное название «сторителлинг» — от английского storytelling: story — история и telling — представление, впервые использованный руководителем одной из корпорации США Дэвидом Армстронгом для улучшения показателей работы компании и быстрого обучения новичков, где «одним из принципов становится связь теории с практикой» [3].
Сторителлинг в образовании — это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием учащихся, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.
В настоящее время данный метод зарекомендовал себя как эффективное средство выстраивания внешних и внутренних коммуникаций, донесения до аудитории информации путём рассказывания трогательной, смешной, порой поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами. Информация при этом прочно усваивается, поскольку несёт в себе смысловую нагрузку.
Педагоги используют два типа сторителлинга. Классический: учителем преподносится реальная жизненная ситуация; учащиеся воспринимают информацию как
трансляцию знания, облачённую в яркую форму запоминающейся истории. Второй вид сторителлинга — активный, особенностью которого является предоставление шаблона истории. Учащиеся вовлекаются в процесс создания истории, следуя заданиям и рекомендациям учителя, моделируют различные ситуации, ищут пути выхода, анализируют. В настоящее время применение сторителлинга возможно в сочетании с мультимедийными средствами.
К видам сторителлинга можно отнести следующие:
• Социальный сторителлинг. В обществе люди могут объединяться по интересам, направлению работы. В этом случае информация преподносится в виде разговоров, сплетен, слухов, которые передаются от одного другому. Публика претерпевает эмоциональный всплеск: восхищается, огорчается, пугается, завидует и «примеряет данное событие на себя как одежду», отвечая на простые вопросы: «Как бы они поступили в данной ситуации? Что бы сказали в этот момент? Какой выход нашли бы из ситуации?» Каждый из слушателей сделает собственный вывод;
• Культурный сторителлинг. Это поучительные истории-рассказы, в которых затрагиваются понятия нравственности и морали;
• Загадочный сторителлинг или фэнтези. К этому виду относится та информация, которую невозможно, порой и сложно проверить, убедиться в подлинности рассказа, но тем не менее сам сюжет волнует и будоражит, вызывает разнообразные чувства страха, смятения. Сторителлинг-фэнтези любопытен тем, что слушатель погружается в мир таинственного, в котором ему, возможно, действовать без чьей-либо помощи;
• Семейный сторителлинг. Рассказ может касаться темы родственной связи, традиций поколений, их достижений.
Рассматривая сторителлинг как технику подачи учебной информации, необходимо учитывать несколько моментов: возрастные особенности учащихся, интеллектуальный и эмоциональный уровень их раз-
вития. Искусством писать и рассказывать захватывающие истории можно овладеть, читая художественную и научную литературу.
В этом случае учащимся нужно понять смысл истории. Правильно используя метод сторителлинга, можно донести до учащихся надлежащую информацию с первого раза, не заставляя учащихся мучиться вопросом: «Что имел в виду автор истории?» Для этого следует познакомиться с правилами сторителлинга:
• история должна быть краткой и легко запоминающейся;
• рассказывать историю нужно неформально, как бы невзначай, доступным языком;
• важно, чтобы рассказчику доверяли;
• рассказ не должен содержать нравоучений;
• история должна быть связана с реальной ситуацией, о которой рассказывается.
Текст истории не должен быть скучным, его предназначение — возбудить интерес аудитории, мотивировать слушать дальше. К критериям хорошей истории относится такое свойство, как живучесть — устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий при множественных пересказах при использовании красивых метафор.
Компонентами историй могут стать яркие вымышленные персонажи — герои, которые однозначно заинтересуют аудиторию слушателей. У всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях. Главный герой обязательно должен вызывать симпатию.
Рассказ должен быть «замечательным», то есть обладать способностью выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь положительный заряд. В нём присутствуют юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений.
История должна быть убедительной, иметь объяснительную силу, соответствовать наблюдаемым фактам.
Немаловажную роль при рассказывании играет конгруэнтность — уровень комфорта рассказчика.
ПЯТКОВА О.Б. МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ
нонет тодш, прошы
Текст истории не единственный способ передачи информации, используемый стори-теллерами. Увлекательная история может быть подана с привлечением инфографики, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Такие способы часто оказываются эффективными, так как восприятие визуальной информации во много раз быстрее, чем восприятие текста на слух.
В начале рассказа, предваряющим историю, важно зацепить внимание слушателей и удерживать его. Как правило, вступление заставляет «навострить уши» и задать мысленно вопрос: «Что будет дальше?» Вступление сосредотачивает внимание учащихся на проблеме, которая отражена в рассказе, оно должно быть обращено к реальному опыту слушателя и не должно содержать подсказку к решению проблемы. Сюжет должен быть динамичным, захватить внимание слушателей с первых слов, так как преобладающая часть подростков способна к сосредоточению на конкретном объекте в течение 15-20 минут и привлечь их внимание своим повествованием будет сложно.
Введя в проблему, раскрываем сюжет: привлекаем вымышленные компоненты, описываем характеры действующих лиц. Эта часть рассказа позволяет учащимся глубже проникнуть в проблему, о которой было упомянуто в начале истории. В кульминационный момент история достигает апогея, возникает решение, раскрываются все загадки. Заканчивая рассказ, обязательно нужно подвести итог.
Важно закончить историю, чтобы слушатели не занимались домысливанием: «Что же будет дальше?», а получили ответы на представленные вопросы. История интересна лишь тогда, когда слушатель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа.
Таким образом, учебную информацию можно представить в разных формах в виде сказок, фантастических историй, стихотворений на любую тематику.
Если провести опрос среди учащихся, то излюбленной литературой подростков будет литературный жанр «фэнтези», основанный на применении мифологических
и сказочных мотивов. Интерес современных подростков к фэнтези объясняется готовностью уйти в некую реальность от повседневных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются все учащиеся без исключения, поэтому для создания историй чаще используется художественный стиль.
Приведём пример истории о химическом элементе азоте. Смысл данного рассказа заключается в особенностях строения и химических свойствах азота. Учащимся необходимо прослушать историю, ответить на вопросы.
Сказка о мудром азоте
Как-то ночью, когда Азот сладко спал, раздался звонок соседа по телефону из квартиры № 6. Звонил, как всегда чумазый, Углерод: «Выйди ты из своей квартиры. Успокой ты Кислорода и Водорода. Опять спорят, кто из них главнее в нашей Солнечной системе? Скоро подъезд взорвётся от их жаркого спора».
«Да что мне с ними спорить? — ответил Азот. — Я знаю, что я четвёртый. Пусть спорят».
«Ты же один пожар можешь остановить! Вылезай из своей квартиры», — шумел в трубку Углерод.
Нехотя Азот открыл свою дверь, а там ... уже взрывом пахнет.
«Чего спорим, ребята, заходите в гости», — деловито проговорил он.
«Ну да, к тебе зайдёшь, ты же один 78% своей квартиры займёшь, повернуться негде», — проворчал Кислород.
«А я зайду», — запросто сказал Водород.
«Не вздумай! — замахал руками Углерод, высунувшийся из своей квартиры. — Да после вашего общения опять весь подъезд аммиаком провоняет».
Тут по лесенке скатился юркий Литий: «Я тоже люблю общаться с Азотом, и даже при обычных условиях».
«Ну и общайтесь, — вздохнул Углерод. — А мне завтра с утра снова в печку лезть, так что я спать пошёл».
Вопросы:
• Как вы думаете, почему водород и кислород могли взорваться после жаркого спора?
• Что значит — занять 78%?
• Объясните тот факт, что после общения водорода и азота «провоняет аммиаком»? Напишите уравнение реакции.
• Почему углерод «полезет в печку»?
Метод сторителлинга не только вызывает положительные эмоции, но и позволяет применять знания в изменённой ситуации. Учащийся, владея закреплёнными способами применения знаний на практике, может использовать знания и умения в нестандартных учебных ситуациях.
Приведём пример ещё одной истории о металле.
Рассказ составлен по технологии развития критического мышления, где основой являются оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически её оценить, осмыслить, применить. Учащиеся, прослушав историю, выделяют существенную информацию, отвечая на предложенные вопросы.
• Охарактеризуйте понятие «Благородные металлы»;
• Почему платина относится к самородным веществам?
• Подумайте, почему органические вещества ценят платину?
• Как вы думаете, что такое катализатор?
Таким образом, учащиеся, сознательно усваивающие учебный материал, активно открывают для себя всё новые и новые свойства. Включая объект в новые связи, учащийся осознаёт его в новых качествах и тем самым получает новые знания об объекте [4]. □
Катализатор, или Благородство Платины
В некотором царстве, в некотором государстве, в семье благородных металлов воспитывался мальчик. Воспитывался благородно, как и все в его роду Платиновых. Держались они самобытно (самородно), общались с соседями мало. Скучно стало юноше, и принялся он уговаривать родителей: «Отпустите мена в края новые. Хочу мир посмотреть, в других царствах-государствах побывать».
«Хорошо, — ответил отец. — Но не забывай, что ты из благородного рода! Веди себя достойно. И, если уж попадёшь в какую-то историю, сумей сохранить себя».
Вскоре очутился молодой человек в королевстве «Органические вещества», и, странное дело, его благородство оценили многие семейства. Жизнь в них закипела с новой силой. Несмотря на своё бескорыстие, сам Платина не менялся. Вскоре он открыл свою фирму и назвал её «Катализатор». Много работал, ездил по вызовам, прославился в различных семьях Органических веществ, но всегда сохранял своё благородство и самобытность.
Литература
1. Рыженкова Н.В., Забанова В.А., Обос-калов А.Г., Бегашева И.С., Уткина Т.В., Хафизова Н.Ю. Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения по предметам естественно-математического и технологического циклов посредством пред-профильной и профильной подготовки обучающихся: сборник материалов стажировки / авт.-сост.: Н.В. Рыженкова, В.А. Забанова, А.Г. Обоскалов, И.С. Бе-гашева и др. — Челябинск: ЧИППКРО, 2016. — 76 с.
2. Уткина Т.В., Бегашева И.С. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т.В. Уткина, И.С. Бегашева. — Челябинск: ЧИППК-РО, 2018. — 60 с.
3. Коликова Е.Г., Бабин Е.Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 5 (май). — С. 171-176. — 111^: http://e-koncept.ru/2017/170118.htm
4. Дубынина Т.В., Рогозина М.Л., Шайки-на В.Н. Задачи с параметрами как средство активизации мыслительной
ПЯТКОВА О.Б. МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ
ноне un и, тодш, прошы
деятельности обучающихся с высоким потенциалом развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 5 (май). — С. 184— 191. — URL: http://e-koncept.ru/ 2017/170120.htm
References
1. Ryzhenkova N.V., Zabanova V.A., Obos-kalov A.G., Begasheva I.S., Utkina T.V., Khafizova N.Yu. Formirovaniye lichnost-nykh, predmetnykh i metapredmetnykh rezul'tatov obucheniya po predmetam yes-testvenno-matematicheskogo i tekhnologi-cheskogo tsiklov posredstvom predpro-fil'noy i profil'noy podgotovki obuchayush-chikhsya: sbornik materialov stazhirovki / avt.-sost.: N.V. Ryzhenkova, V.A. Zabanova, A.G. Oboskalov, I.S. Begasheva i dr. — Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. — 76 s.
2. Utkina T.V., Begasheva I.S. Proyektnaya i issledovatel'skaya deyatel'nost': sravnitel'nyy analiz / T.V. Utkina, I.S. Begasheva. — Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. — 60 s.
3. Kolikova Ye.G., Babin Ye.N. Integratsiya urochnoy i vneurochnoy deyatel'nosti v predmetnoy oblasti «Tekhnologiya» // Nau-chno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — № 5 (may). — S. 171-176. — URL: http://e-koncept. ru/2017/170118.htm
4. Dubynina T.V., Rogozina M.L., Shayki-na V.N. Zadachi s parametrami kak sreds-tvo aktivizatsii myslitel'noy deyatel'nosti obuchayushchikhsya s vysokim potentsia-lom razvitiya // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — № 5 (may). — S. 184-191. — URL: http ://e-koncept. ru/2017/170120. htm