Научная статья на тему 'Метод сторителлинга в обучении'

Метод сторителлинга в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2098
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / ТИПЫ И ВИДЫ СТОРИТЕЛЛИНГА / ФЭНТЕЗИ / STORYTELLING / TYPES AND TYPES OF STORYTELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна

В статье рассматривается применение метода сторителлинга в обучении. Сюжет рассказа с помощью метода сторителлинга должен быть динамичным, захватить внимание слушателей с первых слов. Особое внимание в статье уделяется видам сторителлинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Method Of Storytelling In Training

The article discusses the application of the method of storytelling in education. The plot of the story using the method of storytelling needs to be dynamic to capture the attention of listeners from the first words. Special attention is paid to the types of storytelling.

Текст научной работы на тему «Метод сторителлинга в обучении»

—-Концепции, тодш, ппоеити

МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ

Пяткова Ольга Борисовна,

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, e-mail: ollya-72@mail.ru

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ. СЮЖЕТ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИНАМИЧНЫМ, ЗАХВАТИТЬ ВНИМАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ С ПЕРВЫХ СЛОВ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В СТАТЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ВИДАМ СТОРИТЕЛЛИНГА.

• сторителлинг • типы и виды сторителлинга • фэнтези

В мире современных технологий в условиях постоянного обновления информации происходит приём большого объёма материала, постоянно требующего новых способов его освоения. Огромный пакет информации, который должны переработать учащиеся и утолить потребность в новых знаниях, чтобы стать успешными в своей индивидуальной образовательной траектории, растёт, и, соответственно, возрастает необходимость приобщения к чтению. Установленные стандартом требования к результатам обучения учащихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования [1].

Формирование навыков чтения и работы с текстом — одна из задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Стандарт подчёркивает важность и необходимость обучения смысловому чтению в образовательных организациях и отмечает, что чтение носит «метапредмет-ный» характер. Смысловая сторона включает в себя понимание содержания смысла читаемого материала, умение оценивать и интерпретировать прочитанное, а это, в свою очередь, восполняет глубину, полноту, точность и продуктивность чтения. Важно организовать совместную деятельность всех участников учебного процесса по развитию интереса к чтению у учеников школы и приобщению их к чтению литературы на печатной основе, способствовать развитию творческих способностей, связанных

с читательским восприятием не только на уроках гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин [2].

В образовании активно внедряется когда-то забытый, но хорошо проверенный способ «рассказывания историй», который получил новомодное название «сторителлинг» — от английского storytelling: story — история и telling — представление, впервые использованный руководителем одной из корпорации США Дэвидом Армстронгом для улучшения показателей работы компании и быстрого обучения новичков, где «одним из принципов становится связь теории с практикой» [3].

Сторителлинг в образовании — это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием учащихся, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.

В настоящее время данный метод зарекомендовал себя как эффективное средство выстраивания внешних и внутренних коммуникаций, донесения до аудитории информации путём рассказывания трогательной, смешной, порой поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами. Информация при этом прочно усваивается, поскольку несёт в себе смысловую нагрузку.

Педагоги используют два типа сторителлинга. Классический: учителем преподносится реальная жизненная ситуация; учащиеся воспринимают информацию как

трансляцию знания, облачённую в яркую форму запоминающейся истории. Второй вид сторителлинга — активный, особенностью которого является предоставление шаблона истории. Учащиеся вовлекаются в процесс создания истории, следуя заданиям и рекомендациям учителя, моделируют различные ситуации, ищут пути выхода, анализируют. В настоящее время применение сторителлинга возможно в сочетании с мультимедийными средствами.

К видам сторителлинга можно отнести следующие:

• Социальный сторителлинг. В обществе люди могут объединяться по интересам, направлению работы. В этом случае информация преподносится в виде разговоров, сплетен, слухов, которые передаются от одного другому. Публика претерпевает эмоциональный всплеск: восхищается, огорчается, пугается, завидует и «примеряет данное событие на себя как одежду», отвечая на простые вопросы: «Как бы они поступили в данной ситуации? Что бы сказали в этот момент? Какой выход нашли бы из ситуации?» Каждый из слушателей сделает собственный вывод;

• Культурный сторителлинг. Это поучительные истории-рассказы, в которых затрагиваются понятия нравственности и морали;

• Загадочный сторителлинг или фэнтези. К этому виду относится та информация, которую невозможно, порой и сложно проверить, убедиться в подлинности рассказа, но тем не менее сам сюжет волнует и будоражит, вызывает разнообразные чувства страха, смятения. Сторителлинг-фэнтези любопытен тем, что слушатель погружается в мир таинственного, в котором ему, возможно, действовать без чьей-либо помощи;

• Семейный сторителлинг. Рассказ может касаться темы родственной связи, традиций поколений, их достижений.

Рассматривая сторителлинг как технику подачи учебной информации, необходимо учитывать несколько моментов: возрастные особенности учащихся, интеллектуальный и эмоциональный уровень их раз-

вития. Искусством писать и рассказывать захватывающие истории можно овладеть, читая художественную и научную литературу.

В этом случае учащимся нужно понять смысл истории. Правильно используя метод сторителлинга, можно донести до учащихся надлежащую информацию с первого раза, не заставляя учащихся мучиться вопросом: «Что имел в виду автор истории?» Для этого следует познакомиться с правилами сторителлинга:

• история должна быть краткой и легко запоминающейся;

• рассказывать историю нужно неформально, как бы невзначай, доступным языком;

• важно, чтобы рассказчику доверяли;

• рассказ не должен содержать нравоучений;

• история должна быть связана с реальной ситуацией, о которой рассказывается.

Текст истории не должен быть скучным, его предназначение — возбудить интерес аудитории, мотивировать слушать дальше. К критериям хорошей истории относится такое свойство, как живучесть — устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий при множественных пересказах при использовании красивых метафор.

Компонентами историй могут стать яркие вымышленные персонажи — герои, которые однозначно заинтересуют аудиторию слушателей. У всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях. Главный герой обязательно должен вызывать симпатию.

Рассказ должен быть «замечательным», то есть обладать способностью выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь положительный заряд. В нём присутствуют юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений.

История должна быть убедительной, иметь объяснительную силу, соответствовать наблюдаемым фактам.

Немаловажную роль при рассказывании играет конгруэнтность — уровень комфорта рассказчика.

ПЯТКОВА О.Б. МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ

нонет тодш, прошы

Текст истории не единственный способ передачи информации, используемый стори-теллерами. Увлекательная история может быть подана с привлечением инфографики, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Такие способы часто оказываются эффективными, так как восприятие визуальной информации во много раз быстрее, чем восприятие текста на слух.

В начале рассказа, предваряющим историю, важно зацепить внимание слушателей и удерживать его. Как правило, вступление заставляет «навострить уши» и задать мысленно вопрос: «Что будет дальше?» Вступление сосредотачивает внимание учащихся на проблеме, которая отражена в рассказе, оно должно быть обращено к реальному опыту слушателя и не должно содержать подсказку к решению проблемы. Сюжет должен быть динамичным, захватить внимание слушателей с первых слов, так как преобладающая часть подростков способна к сосредоточению на конкретном объекте в течение 15-20 минут и привлечь их внимание своим повествованием будет сложно.

Введя в проблему, раскрываем сюжет: привлекаем вымышленные компоненты, описываем характеры действующих лиц. Эта часть рассказа позволяет учащимся глубже проникнуть в проблему, о которой было упомянуто в начале истории. В кульминационный момент история достигает апогея, возникает решение, раскрываются все загадки. Заканчивая рассказ, обязательно нужно подвести итог.

Важно закончить историю, чтобы слушатели не занимались домысливанием: «Что же будет дальше?», а получили ответы на представленные вопросы. История интересна лишь тогда, когда слушатель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа.

Таким образом, учебную информацию можно представить в разных формах в виде сказок, фантастических историй, стихотворений на любую тематику.

Если провести опрос среди учащихся, то излюбленной литературой подростков будет литературный жанр «фэнтези», основанный на применении мифологических

и сказочных мотивов. Интерес современных подростков к фэнтези объясняется готовностью уйти в некую реальность от повседневных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются все учащиеся без исключения, поэтому для создания историй чаще используется художественный стиль.

Приведём пример истории о химическом элементе азоте. Смысл данного рассказа заключается в особенностях строения и химических свойствах азота. Учащимся необходимо прослушать историю, ответить на вопросы.

Сказка о мудром азоте

Как-то ночью, когда Азот сладко спал, раздался звонок соседа по телефону из квартиры № 6. Звонил, как всегда чумазый, Углерод: «Выйди ты из своей квартиры. Успокой ты Кислорода и Водорода. Опять спорят, кто из них главнее в нашей Солнечной системе? Скоро подъезд взорвётся от их жаркого спора».

«Да что мне с ними спорить? — ответил Азот. — Я знаю, что я четвёртый. Пусть спорят».

«Ты же один пожар можешь остановить! Вылезай из своей квартиры», — шумел в трубку Углерод.

Нехотя Азот открыл свою дверь, а там ... уже взрывом пахнет.

«Чего спорим, ребята, заходите в гости», — деловито проговорил он.

«Ну да, к тебе зайдёшь, ты же один 78% своей квартиры займёшь, повернуться негде», — проворчал Кислород.

«А я зайду», — запросто сказал Водород.

«Не вздумай! — замахал руками Углерод, высунувшийся из своей квартиры. — Да после вашего общения опять весь подъезд аммиаком провоняет».

Тут по лесенке скатился юркий Литий: «Я тоже люблю общаться с Азотом, и даже при обычных условиях».

«Ну и общайтесь, — вздохнул Углерод. — А мне завтра с утра снова в печку лезть, так что я спать пошёл».

Вопросы:

• Как вы думаете, почему водород и кислород могли взорваться после жаркого спора?

• Что значит — занять 78%?

• Объясните тот факт, что после общения водорода и азота «провоняет аммиаком»? Напишите уравнение реакции.

• Почему углерод «полезет в печку»?

Метод сторителлинга не только вызывает положительные эмоции, но и позволяет применять знания в изменённой ситуации. Учащийся, владея закреплёнными способами применения знаний на практике, может использовать знания и умения в нестандартных учебных ситуациях.

Приведём пример ещё одной истории о металле.

Рассказ составлен по технологии развития критического мышления, где основой являются оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически её оценить, осмыслить, применить. Учащиеся, прослушав историю, выделяют существенную информацию, отвечая на предложенные вопросы.

• Охарактеризуйте понятие «Благородные металлы»;

• Почему платина относится к самородным веществам?

• Подумайте, почему органические вещества ценят платину?

• Как вы думаете, что такое катализатор?

Таким образом, учащиеся, сознательно усваивающие учебный материал, активно открывают для себя всё новые и новые свойства. Включая объект в новые связи, учащийся осознаёт его в новых качествах и тем самым получает новые знания об объекте [4]. □

Катализатор, или Благородство Платины

В некотором царстве, в некотором государстве, в семье благородных металлов воспитывался мальчик. Воспитывался благородно, как и все в его роду Платиновых. Держались они самобытно (самородно), общались с соседями мало. Скучно стало юноше, и принялся он уговаривать родителей: «Отпустите мена в края новые. Хочу мир посмотреть, в других царствах-государствах побывать».

«Хорошо, — ответил отец. — Но не забывай, что ты из благородного рода! Веди себя достойно. И, если уж попадёшь в какую-то историю, сумей сохранить себя».

Вскоре очутился молодой человек в королевстве «Органические вещества», и, странное дело, его благородство оценили многие семейства. Жизнь в них закипела с новой силой. Несмотря на своё бескорыстие, сам Платина не менялся. Вскоре он открыл свою фирму и назвал её «Катализатор». Много работал, ездил по вызовам, прославился в различных семьях Органических веществ, но всегда сохранял своё благородство и самобытность.

Литература

1. Рыженкова Н.В., Забанова В.А., Обос-калов А.Г., Бегашева И.С., Уткина Т.В., Хафизова Н.Ю. Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения по предметам естественно-математического и технологического циклов посредством пред-профильной и профильной подготовки обучающихся: сборник материалов стажировки / авт.-сост.: Н.В. Рыженкова, В.А. Забанова, А.Г. Обоскалов, И.С. Бе-гашева и др. — Челябинск: ЧИППКРО, 2016. — 76 с.

2. Уткина Т.В., Бегашева И.С. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т.В. Уткина, И.С. Бегашева. — Челябинск: ЧИППК-РО, 2018. — 60 с.

3. Коликова Е.Г., Бабин Е.Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 5 (май). — С. 171-176. — 111^: http://e-koncept.ru/2017/170118.htm

4. Дубынина Т.В., Рогозина М.Л., Шайки-на В.Н. Задачи с параметрами как средство активизации мыслительной

ПЯТКОВА О.Б. МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ

ноне un и, тодш, прошы

деятельности обучающихся с высоким потенциалом развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 5 (май). — С. 184— 191. — URL: http://e-koncept.ru/ 2017/170120.htm

References

1. Ryzhenkova N.V., Zabanova V.A., Obos-kalov A.G., Begasheva I.S., Utkina T.V., Khafizova N.Yu. Formirovaniye lichnost-nykh, predmetnykh i metapredmetnykh rezul'tatov obucheniya po predmetam yes-testvenno-matematicheskogo i tekhnologi-cheskogo tsiklov posredstvom predpro-fil'noy i profil'noy podgotovki obuchayush-chikhsya: sbornik materialov stazhirovki / avt.-sost.: N.V. Ryzhenkova, V.A. Zabanova, A.G. Oboskalov, I.S. Begasheva i dr. — Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. — 76 s.

2. Utkina T.V., Begasheva I.S. Proyektnaya i issledovatel'skaya deyatel'nost': sravnitel'nyy analiz / T.V. Utkina, I.S. Begasheva. — Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. — 60 s.

3. Kolikova Ye.G., Babin Ye.N. Integratsiya urochnoy i vneurochnoy deyatel'nosti v predmetnoy oblasti «Tekhnologiya» // Nau-chno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — № 5 (may). — S. 171-176. — URL: http://e-koncept. ru/2017/170118.htm

4. Dubynina T.V., Rogozina M.L., Shayki-na V.N. Zadachi s parametrami kak sreds-tvo aktivizatsii myslitel'noy deyatel'nosti obuchayushchikhsya s vysokim potentsia-lom razvitiya // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — № 5 (may). — S. 184-191. — URL: http ://e-koncept. ru/2017/170120. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.