Цифровой сторителлинг как современная маркетинговая технология продвижения и
продаж в Интернете
Digital storytelling as a modern marketing technology for promoting and selling on the
Internet
Ерастова А.А.
Студент 1 курса, ф-т технологического менеджмента и инноваций,
ИТМО,
РФ, г.Санкт-Петербург e-mail: yerastova. anji@gmail. com
Erastova A.A.
1st year student,
Faculty of Technology Management and Innovation,
ITMO, RF, St. Petersburg e-mail: yerastova. anji@gmail. com
Аннотация.
В статье рассматриваются инструменты цифрового сторителлинга, которые становятся довольно популярным средством продвижения и продажи в маркетинге на сегодняшний день. Предложены различные варианты их использования, выявлены ключевые параметры истории. Отмечены принципы сторителлинга, способствующие эффективности истории. Указаны преимущества сторителлинга и критерии эффективности рассказа (присутствие идеи, наличие героя, история проецирует смысл действительной жизни, следование структуре, логика и связанность повествования, стиль повествования). Также в рамках исследования проводится анализ эффективности использования данных инструментов, которые наиболее удачно мотивируют к действиям и затрагивают эмоциональную сторону потребителя, на примере различных компаний.
Annotation.
The article discusses digital storytelling tools that are becoming quite a popular means of promotion and sales in marketing today. Various options for their use. The principles of storytelling, contributing to the effectiveness of history. The advantages of storytelling and the criteria for the effectiveness of the story are indicated (the presence of the idea, the presence of the hero, the story projects the meaning of real life, following the structure, logic and connectedness of the story, style of the story). The study also analyzes the effectiveness of using these tools, which are most successfully motivated to act and affect the emotional side of the consumer, using the example of various companies.
Ключевые слова: сторителлинг, цифровой сторителлинг, критерии эффективности сторителлинга, преимущества сторителлинга.
Key words: storytelling, digital storytelling, storytelling efficiency criteria, storytelling advantages.
Бурное развитие технологий маркетинга в краткие сроки познакомило аудиторию со всевозможными видами рекламы. Однако, если раньше «острые» лозунги и эпатажные маркетинговые ходы привлекали внимание потребителя, то теперь все это разнообразие редко вызывает должные эмоции и чаще всего складывается впечатление навязывания очередного товара или услуги. Поэтому сейчас наблюдается возврат к уже не новым способам передачи информации, а именно к повествованию.
Все люди любят послушать хорошую историю. Мы тратим миллиарды долларов и бессчётное количество часов на просмотры фильмов, телепередач и видео в Интернете созданных лучшими сторителлерами. Правильное построение истории, включение необходимых посылов, ключевых аспектов естественным образом привлечет внимание потребителя. Данная история будет по-прежнему нести функцию рекламы, но уже с согласия потребителя.
Принципы, способствующие эффективности истории:
- Присутствие в сюжете типичного представителя целевой аудитории;
- Отображение проблемы, которую повествует рассказчик, должна быть близка к реальной жизни;
- Персонажу должны быть присущи более выраженные, чем у обычного человека качества;
- Должна стремительно развиваться сюжетная линия;
XXI век, множество цифровых медиа - от интернета до социальных сетей и смартфонов. Благодаря продвинутым каналам онлайн-общения, нескольким отличительным платформам и расширенному доступу к информации, бренды должны размещать свои истории в Интернете. Это выходит далеко за рамки страниц «О нас» или аккаунтов Instagram. Сегодня все чаще встречаются истории о технологических достижениях, такие как искусственный интеллект и виртуальная реальность, и у брендов имеется возможность это при повествовании. Некоторые направления бизнеса уже давно используют повествование, а другие только делают первые шаги. Например, для информационного бизнеса сторителлинг является ключевым инструментом продвижения. Если исключить из него повествование, то не останется ничего. Поэтому цифровой сторителлинг - это важный инструмент в цифровом мире.
«Цифровой сторителлинг - это современное выражение древнего искусства рассказывания историй». [1] Как и в случае с традиционным сторителлингом цифровые истории вращаются вокруг выбранной темы и часто содержат конкретную точку зрения. Цифровой сторителлинг сочетает в себе искусство рассказывать истории с различными цифровыми мультимедиа, такими как изображение, аудио и видео. Почти все цифровые истории объединяют некоторую смесь цифровой графики, текста, записанного аудио повествования, видео и музыки, чтобы представить информацию на конкретную тему." [2]
Есть много разных типов цифровых историй, но можно классифицировать основные типы в следующие три основные группы:
1. Личные рассказы - истории, которые отражают значительные события в жизни.
2. Исторические документальные фильмы - истории, которые исследуют драматические события, которые помогают нам понять прошлое;
3. Истории, предназначенные для информирования или обучения зрителя, конкретная концепция или практика.
Также истории могут быть созданы с использованием комбинации этих трех методов, например, автобиографические истории, которые используют исторические материал как фон личного повествования.
Рассмотрим подробнее личные рассказы, так как они являются одними из самых популярных типов цифровых историй.
Таблица 1. Виды личных рассказов.[2]
Критерии Виды
Истории о чем-то важном - История персонажей - Личная история героя
Истории о события - Приключенческие истории. - Истории успеха.
Истории о месте - Домашние истории - Городские истории
Истории о жизни - Истории о мечтах и целях.
Вопросы студенческой науки Выпуск №5 (33), май 2019
- Истории восстановления.
- Любовные истории.
- Семейные истории.
Из таблицы 1 видно, что существуют разнообразные виды личных историй, главное подобрать ту, которая будет содержать интригу, была подкреплена аргументами, не повествовала «заумными» словами, была лаконичной и детальной.
Преимущества использования сторителлинга:
1. Сторителлинг - это мощная технология, которая может захватить внимание потребителей и воодушевить своей идеей.
2. Сторителлинг - это технология глубокого проникновения. Способность воспринимать истории -врожденное для каждого человека.
3. Сторителлинг - бесплатная технология, не требующая никаких вложений и имеющая огромный коэффициент возврата инвестиций.
4. Сторителлинг - развлекательная технология, которая привлекает людей не сухими цифрами и фактами, а интересной, живой историей.
Цифровая история - это мультимодальный текст. Мультимодальные тексты содержат взаимодействие и интеграцию двух или более семиотических ресурсов - или «способов» общения - для достижения коммуникативных функций в тексте. Примеры:
- сайты, которые содержат аудиоклипы рядом со словами;
- фильм, который использует слова, музыку, звуковые эффекты и движущиеся изображения.
Использовать инструменты сторителлинга можно в различных сферах, начиная от туризма и заканчивая
образованием. Возможности использования сторителлинга безграничны. Одним из примеров, является приложение Guru для музеев, океанариумом и зоопарков - это один из инструментов повествования, который оживляет происходящее. Сегодняшние посетители музея подключены к своим телефонам, и, имея под рукой бесконечную информацию, им нелегко воспользоваться традиционной экскурсией. Гуру погружает зрителей в «дебри» музея. Дополненная реальность позволяет зрителям буквально прыгать в картины, чувствуя, как будто они внутри них. На сегодняшний день это впечатляющее мобильное повествование. [3]
Деловые СМИ сторителлингом, рассказывая истории успеха компаний и личностей, стимулируют деловую активность в той или иной сфере экономики или рынка. Корпоративные СМИ используют сторителлинг для мотивации сотрудников. Однако не только СМИ пользуются преимуществами данного инструмента. Возьмем, например, крупнейший корейский конгломерат Lotte Group, который является одним из лучших сторителлеров нашего времени, а все, потому что его реклама стала произведением искусства. В 2016 году компания создала рекламную веб-дораму, которая рекламировала универмаг Lotte World Duty Free расположенного на 10-11 этаже огромного развлекательного комплекса Jamsil. Данные веб-ролики просмотрели 100 млн. пользователей в течение семи недель. Трансляция в кино и по ТВ данного контента оказалась чрезвычайно успешной в привлечении молодых китайских посетителей, в Корею и в ее магазины беспошлинной торговли.
В России также использую сторителлинг для продвижения и продаж. Например, в 2018 году в Instagram был опубликован пост про коучера, где рассказывалось о ее пути и становлении в совершенно новой профессии с личным тайнами, сложным выбором и различными трудностями. В итоге 10 заказов на консультации в первую неделю со дня публикации, 20 заказов — в последующие два месяца, прирост подписчиков в Instagram за 2 месяца
— 400 человек и приглашение в качестве спикера на собственный авторский тренинг в Италии, организованный одним из новых клиентов.
Как видно из примеров, сторителлинг отличный инструмент для продвижения не только личного бренда, но и бренда крупного конгломерата. Сторителлинг подходит для многих сфер экономики, главное научиться правильно его использовать.
Список используемой литературы:
1. Barrett, H. (2006). Researching and evaluating digital storytelling as a deep learning tool. In Society for Information Technology & Teacher Education International Conference (Vol. 2006, No. 1, pp. 647-654).
2. Robin, B. R. (2008). Digital storytelling: A powerful technology tool for the 21st century classroom. Theory into practice, 47(3), 220-228.
3. Сторителлинг. Как рассказать историю, которые продают [Сайт]. URL: https://bizcase-lab. ru/blo g/storytelling
4. Зачем рассказывать истории. 5 примеров успешного использования сторителлинга в бизнесе [Сайт]. URL: https://news.pressfeed.ru/5-primerov-storitellinga-v-biznese/