Научная статья на тему 'Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии'

Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОБОТОТЕХНИКА / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ROBOTICS / SUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коликова Елена Георгиевна

В статье рассматриваются различные варианты использования ИКТ на уроках технологии в контексте достижения метапредметных и предметных результатов: просмотр видеороликов, использование интернет-опросов, применение программ конструирования и моделирования, профориентационные тестирования. Особое внимание уделяется использованию элементов робототехники на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features Of Introduction Of Information And Communication Technologies In Educational Process At Technology Lessons

The article deals with various uses of ict in the classroom technology in the context of the achievement of metasubject and subject results: watching videos, using internet surveys, the use of software design and modeling, career guidance test. Special attention is paid to elements of robotics in the classroom.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии»

УДК 004.5

Висдпеинс у nnmiTuun

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Коликова Елена Георгиевна,

преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации

работников образования», г. Коркино, e-mail: [email protected]

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОПРОСОВ, ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕСТИРОВАНИЯ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ РОБОТОТЕХНИКИ НА УРОКАХ.

• информационно-коммуникационные технологии • робототехника • предметные результаты

Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время проникли во все сферы жизни человека. Для того чтобы стать востребованным на рынке труда, специалист должен овладеть не только профессиональными компетенциями, но и информационными технологиями, умениями организовать образовательную деятельность в сетевой образовательной среде, развить у себя новый тип мышления, связанный с моделированием многовариантных образовательных взаимодействий в виртуальной сфере [1, с. 11]. В связи с этим необходимо при изучении предмета «Технология» в школе познакомить учащихся не только с традиционными технологиями, применяемыми в быту, но и современными, основой которых является информатизация производственных процессов.

Важнейшая особенность учебного предмета «Технология» состоит в том, что содержание его учебного материала способствует созданию особо благоприятных условий для подготовки учащихся к осознанному выбору профессий, так как учебный предмет ориентирован на формирование навыков выполнения тех или иных трудовых операций [2, с. 51]. При планировании учебного

процесса учителю технологии целесообразно реализовывать различные подходы к применению информационно-коммуникационных технологий в зависимости от направленности каждого из блоков примерной программы, а отбор средств ИКТ осуществлять в соответствии с планируемыми предметными и метапредметными результатами [3].

В рамках изучения блока программы «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития» выпускник получит возможность научиться характеризовать различные технологии. При изучении производственных процессов учитель технологии может использовать видео о деятельности различных предприятий. Перед показом видеофрагмента важно нацелить учащихся на выявление основных характеристик, особенностей производства. Характеристика производственного процесса определяется видом продукции, типом и видом применяемой техники и технологии, уровнем специализации. Например, при изучении темы «Технологии растениеводства и животноводства» в рамках реализации НРЭО можно использовать фрагмент «Производство

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2018

птицы на птицефабрике «Равис». Задания к видеофрагменту направлены на выявление особенностей производства, например:

Изобразите в виде схемы процесс производства птицы на птицефабрике «Равис».

Какое оборудование применяется на различных этапах производства?

В качестве домашнего задания используются вопросы, требующие дополнительного информационного поиска с целью более эффективного достижения не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Включение знаний о национальных, региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области в содержание учебного предмета способствует развитию способностей у подростков к осуществлению взаимодействия и экспериментирования с миром национальных, региональных и этнокультурных отношений на мезоуровне; позволяет организовывать новые виды деятельности по освоению ими различных сторон социо-и этнокультурной жизни региона, что обеспечивает условия для формирования адекватной самооценки и оптимистичной саморефлексии, не разрушающей, а созидающей гуманного и вместе с тем уверенного в себе человека [4, с. 111].

Рассматривая возможности применения ИКТ при изучении блока «Формирование технологической культуры и проектно-технологиче-ского мышления у учащихся», выделим ряд предметных результатов, достижение которых в той или иной степени связано с применением информационных технологий. В проектной деятельности ученики должны овладеть умением проводить анализ потребностей населения в тех или иных материальных или информационных продуктах.

Для получения этого предметного результата могут быть использованы различные методы исследования: опросы общественного мнения, тестирование, которые проводятся как очно, так и заочно, удалённо, с помощью электронной формы. Например, при планировании урока на тему «Свойства текстильных материалов» применяется метод проблемного обучения. Учащимся предлагается обсудить результаты интернет-оп-

роса, где респонденты отвечали на вопрос: «Одежду из какого материала вы предпочитаете носить?».

На уроке технологии по теме «Методы и средства проектной деятельности» учителю целесообразно познакомить учащихся с сайтами по созданию онлайн-опроса. Для получения результата ученик может отправить ссылку на данный ресурс своим одноклассникам, знакомым с просьбой принять участие в опросе. Программа автоматически подсчитывает результаты опроса и обработанные данные представляет в виде диаграммы.

В рамках изучения второго блока школьники должны научиться описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения, разрабатывать инструкции и технологические карты. На начальных этапах учителю технологии необходимо познакомить учащихся с первичными умениями выполнения графических изображений, составления технологической последовательности. Для поэтапного освоения умения работать с технологической документацией учителю следует подготовить операционно-технологические карты с пропусками, при заполнении которых ученик должен указать инструменты и оборудование, применяемое при выполнении операции, сформулировать технические условия, используя терминологический аппарат, или дополнить карту техническим рисунком или чертежом. Таким образом, поэтапно осваивается технология создания технологической документации. В рамках выполнения проекта учащиеся 7-го класса составляют операционно-технологическую карту, используя навыки набора текста, составления таблиц и выполнения чертежей в электронном формате. Для выполнения чертежей рекомендуется использование программы КОМПАС.

Одним из предметных результатов, которых должен достичь учащийся в процессе изучения второго блока, является определение характеристик и разработка материального продукта, включая его моделирование в информационной среде. Ожидаемый результат может быть достигнут при изучении темы «Интерьер жилого дома». Для проектирования интерьера существует множество программ, например SketchUp и Floorp

КОЛИКОВА Е.Г. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Внедрение и пршшш

Lanner, которые позволяют выполнить планировку комнат, выбрать соответствующую мебель, подобрать цвет. При этом результат проектирования представлен в объёмных параметрах, что позволяет в случае необходимости внести корректировку в проект.

При изучении темы «Графическая и технологическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках» разумно показать построение чертежа изделия в проекциях, которое затем преобразуется в объёмное изображение. Полученные данные могут быть использованы для вытачивания детали на станке с ЧПУ.

На уроках по теме «Вышивка крестом» в 7-м классе необходимо раскрыть учащимся возможности использования программ по созданию схем для вышивки. Например, программа ХАоээ позволяет в онлайн-режи-ме ввести выбранное изображение, которое преобразуется в схему для вышивки с указанием цвета, количества крестиков каждого цвета и необходимого количества мотков мулине. Возможности данной программы могут быть использованы учащимися при выполнении проектов соответствующей тематики.

Рассматривая тему «Конструирование швейных изделий» в 5-6-х классах, следует научить детей строить конструкцию изделия и моделировать её традиционным способом. В 7-м классе стоит показать возможности использования программ LECO, RedCafe, посредством работы с которыми учащийся может ввести размерные характеристики, тип одежды и получить конструктивную основу, которая изменяется при помощи различных инструментов моделирования. После создания выкройки в электронном формате учащийся может распечатать её на принтере.

Одной из актуальных задач в процессе обновления предмета «Технология» является включение в учебный процесс элементов робототехники. Например, при изучении темы «Электроосветительные приборы» учащиеся собирают и оформляют плафон. При выполнении данной работы разумно задействовать творческий компонент не только в разработке дизайна, прибора, но и самого осветительного прибора с использованием контроллера А^шпо, позволяющего дистан-

ционно управлять светом посредством движения или звука. Ардуино представляет собой платформу, на которой собираются платы, содержащие на своём борту микроконтроллер. Особенностью этих плат является то, что к ним можно подключать десятки различных компонентов, которые управляются через встроенный микроконтроллер. В результате внедрения робототехники в учебный процесс учащийся научится производить и анализировать конструирование простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи.

При изучении современных технологий учителю необходимо познакомить учащихся с аддитивными технологиями — это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D технологий. Возможности 3D-принтера заключаются в печати различных объектов, габариты которых ограничены лишь размерами самого принтера. Это могут быть напечатанные детали, элементы или изделия, которые используются для замены устаревших или сломавшихся деталей, для украшения интерьера дома. В процессе ознакомления с темой «Современные и перспективные технологии XXI века» в 8-м классе уместно использовать работу с 3D ручкой.

Третий блок программы, ориентированный на формирование у школьников мотивов и умений осознанно выбирать профессию, предполагает использование современных интернет-сервисов профориентационной направленности, например: «Атлас профессий». Работая с ним, ученик сможет: выбрать категорию профессий; узнать, какие профессии существуют в различных сферах профессиональной деятельности; познакомиться с требованиями, предъявляемыми к специалистам; проанализировать положительные и отрицательные аспекты той или иной профессии.

Использование ИКТ-технологий позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения учащихся. Например, пройти профориентационное тестирование для определения способностей и личных качеств и соотнести свои намерения овладеть какой-либо профессией с теми рекомендациями по выбору профессии, которые получены в результате тестовых диагностических измерений. Особое значение

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2018

имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения.

Хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении позволяет учителю вовлечь учащихся в создание новой среды обучения.

Применение ИКТ на уроках технологии способствует развитию у школьников интереса к предмету; позволяет осуществить поиск информации и использовать компьютерные программы, их графические возможности для решения как учебных задач, так и жизненно важных проблем, которые, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к учёбе, но для учащихся являются лич-ностно значимыми, а зачастую имеют и общественное значение. Учитывая это, учителю технологии следует выполнить корректировку программы в части использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в условиях своей образовательной организации. □

Литература

1. Хафизова Н.Ю. Культура использования педагогом дополнительного профессионального образования информационно-коммуникационных технологий / Н.Ю. Хафизова // Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. — 2016. — № 4(29). — С. 110-114.

2. Пятков О.Б. Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия / О.Б. Пяткова, В.Н. Шайкина, Н.В. Рыженкова, В.А. Забанова, О.Н. За-вгородняя, Е.А. Скок, О.В. Колесникова. — Челябинск, 2017.

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

4. Бегашева И.С. Специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона при разработке рабочих программ по физике / И.С. Бегашева // в сборнике: Совре-

менные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник результатов научных исследований. — Киров. — 2018. — С. 106-112.

References

Khafizova N.Yu. Kul'tura ispol'zovaniya pe-dagogom dopolnitel'nogo professional'no-go obrazovaniya informatsionno-kommuni-katsionnykh tekhnologiy / N.Yu. Khafizova // Nauchnoye obespecheniye sistem povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauchno-teoreticheskiy zhurnal. — 2016. — № 4(29). — S. 110-114.

5. Pyatkov O.B. Pedagogicheskiye usloviya professional'nogo samoopredeleniya star-sheklassnikov na osnove setevogo vzaimo-deystviya / O.B. Pyatkova, V.N. Shaykina, N.V. Ryzhenkova, V.A. Zabanova, O.N. Za-vgorodnyaya, Ye.A. Skok, O.V. Kolesniko-va. — Chelyabinsk, 2017.

6. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya, odobrennaya resheniyem fede-ral'nogo uchebno-metodicheskogo ob'ye-dineniya po obshchemu obrazovaniyu (protokol ot 8 aprelya 2015 g. № 1/15).

Begasheva I.S. Spetsifika otrazheniya nat-sional'nykh, regional'nykh i etnokul'turnykh osobennostey regiona pri razrabotke rabo-chikh programm po fizike / I.S. Begasheva // v sbornike: Sovremennyye nauchnyye iss-ledovaniya v sfere pedagogiki i psikhologii. Sbornik rezul'tatov nauchnykh issledova-niy. — Kirov. — 2018. — S. 106-112.

КОЛИКОВА Е.Г. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.