Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная система / воспитательная работа / технический университет / студенты / личность / развитие / самосознание. / education / educational system / educational work / technical university / students / personality / development / self-awareness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Гулякин, Е.Н. Сорокина

В статье анализируются проблемные тенденции воспитания студентов технического вуза на современном этапе, отражаются их исторические аспекты. Актуализируются цели, формулируются задачи, которые технический университет ставит перед собой сегодня в вопросе воспитания, включая развитие самосознания личности, формирование и развитие профессиональной и политически-правовой культуры, навыков социально активной, профессионально-личностной и гражданской позиции студентов. Представлены решения, позволяющие реализовать механизмы личностного развития студента, движущегося по пути интеллектуального, культурно-нравственного подъема и совершенствования, получающего в условиях университета основной социализирующий опыт становления как профессионала и как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS AND PRACTICAL BACKGROUND OF EDUCATION OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The article analyzes problematic tendencies of education of students of a technical university at the present stage, reflects their historical aspects. The goals are actualized, the tasks that the technical university sets itself today in the issue of education are formulated, including the development of personal self-awareness, the upbringing of professional and political and legal culture, the formation and development of the skills of a socially active, professional, personal and civic position of students. The solutions are presented that make it possible to implement the mechanisms of the student’s personal development, moving along the path of intellectual, cultural and moral upsurge and improvement, gaining in the university the main socializing experience of becoming a professional and as a person. The authors conclude that the main condition for development was and remains the education of citizens of the legal, democratic state, professionals capable of socialization, respect for the rights and freedoms of the individual, who have high morality, show national tolerance, respect for the languages, traditions and culture of other peoples

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

В первую очередь фиксируем внимание учащихся на возможный, по их мнению, порядок передвижения 3 объектов - отца, сына и коня.

Для наглядной демонстрации ситуации, описанной в задаче, весьма полезно имитировать условие задачи, используя моделирование при помощи игрушек или рисунка. Теперь целесообразно задавать детям вопросы типа: кто в этом шествии первый, а кто второй и третий? Перебирая различные варианты передвижения, дети придут к 6 из них.

Далее удобно задавать вопрос - может ли отец посадить ребёнка на коня или самому сесть на коня или брать на руки ребёнка? Ответ будет «Да». А конь в этом случае может быть как впереди, так и позади шествия. Это приводит к появлению ещё 6 ответов на вопрос задачи.

Теперь напрашивается неожиданный новый вопрос адресованный ребятам: могут ли отец и сын оба отправиться в путь верхом на коне? Понятно, что да, и находим ещё 3 способа шествия в гости: мальчик спереди, а отец сзади или наоборот. Возможен ещё один вариант - отец, сидя на коне, держит ребёнка на руках. Итак, имеем, по крайней мере, 15 способов шествия.

Мы ограничиваемся этими ответами, хотя и далее можно найти несколько новых ответов к уже имеющимся.

Библиографический список

Задача 9. Сколько картофелин собрали с 12 кустов, если с двух собрали по 7, с трёх - по 9, с семи - по 6 и с восьми - по 5 картофелин.

Эта задача с лишними данными, так как в её условии даны результаты урожайности 20 кустов, тогда как для решения достаточно данных для 12 кустов. Поэтому как конвергентная - она не имеет решения. Однако как дивергентная задача - она имеет много ответов, которые варьируются от 64 до 83 картофелин. Рассмотрим 2 крайних варианта решений:

7 х 2 + 9 х 3 + 6 х 7 = 83 (карт.); 2) 5 х 8 + 6 х 4 = 64 (карт.).

Задача 10. В магазин привезли 7 коробок конфет по 12 кг в каждой. За неделю продали 60 кг. Сколько из этих коробок осталось в магазине?

Как конвергентная задача она имеет единственное решение (2 коробки). Однако, будучи дивергентной задачей, она имеет 8 вариантов ответа от 0 до 7. Это связано с тем, что коробки могут по разным причинам быть полными, пустыми, полупустыми или же вообще не оставаться в магазине.

В заключение работы отметим, что использование дивергентных задач ослабляет влияние туннельного мышления на ребят и повышает уровень их дивергентного (творческого) мышления. Этот факт подтверждался результатами опытно-экспериментальной работы, проведённой нами неоднократно в начальных классах города Махачкалы.

1. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. Москва: ИНФРА-М, 2016.

2. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Дивергентные задачи на движение в начальном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 279 - 281.

3. Гашаров Н.Г, Махмудов Х.М., Магомедов Н.Г. Дивергентные задачи с геометрическим содержанием в начальном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61): 168 - 171.

4. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Дивергентные задачи - средство развития творческого мышления младших школьников. Начальная школа. 2014; № 2: 29 - 33.

5. Гашаров Н.Г, Махмудов Х.М. Использование дивергентных задач в начальном курсе математики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011; № 1 (14): 82 - 86.

6. Гашаров Н.Г., Касумова Б.С. Дивергентные задачи в начальном курсе математики. Махачкала, 2010.

7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Москва, 1965.

8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. Москва, 2000.

References

1. Beloshistaya A.V. Razvitie matematicheskogo myshleniya rebenka doshkol'nogo imladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya. Moskva: INFRA-M, 2016.

2. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Divergentnye zadachi na dvizhenie v nachal'nom kurse matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 279 - 281.

3. Gasharov N.G., Mahmudov H.M., Magomedov N.G. Divergentnye zadachi s geometricheskim soderzhaniem v nachal'nom kurse matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 168 - 171.

4. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Divergentnye zadachi - sredstvo razvitiya tvorcheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2014; № 2: 29 - 33.

5. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Ispol'zovanie divergentnyh zadach v nachal'nom kurse matematiki. Izvestiya Dagestanskogogosudarstvennogopedagogicheskogouniversiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; № 1 (14): 82 - 86.

6. Gasharov N.G., Kasumova B.S. Divergentnye zadachi v nachal'nom kurse matematiki. Mahachkala, 2010.

7. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Moskva, 1965.

8. Savenkov A.I. Odarennye deti v detskom sadu ishkole. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 27.09.20

УДК 378

Gulyakin D.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: dvggti@yandex.ru

Sorokina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

E-mail: karpanina.elena@yandex.ru

THEORETICAL BASIS AND PRACTICAL BACKGROUND OF EDUCATION OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY. The article analyzes problematic tendencies of education of students of a technical university at the present stage, reflects their historical aspects. The goals are actualized, the tasks that the technical university sets itself today in the issue of education are formulated, including the development of personal self-awareness, the upbringing of professional and political and legal culture, the formation and development of the skills of a socially active, professional, personal and civic position of students. The solutions are presented that make it possible to implement the mechanisms of the student's personal development, moving along the path of intellectual, cultural and moral upsurge and improvement, gaining in the university the main socializing experience of becoming a professional and as a person. The authors conclude that the main condition for development was and remains the education of citizens of the legal, democratic state, professionals capable of socialization, respect for the rights and freedoms of the individual, who have high morality, show national tolerance, respect for the languages, traditions and culture of other peoples.

Key words: education, educational system, educational work, technical university, students, personality, development, self-awareness.

Д.В. Гулякин, д-р пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: dvggti@yandex.ru

Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

E-mail: karpanina.elena@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье анализируются проблемные тенденции воспитания студентов технического вуза на современном этапе, отражаются их исторические аспекты. Актуализируются цели, формулируются задачи, которые технический университет ставит перед собой сегодня в вопросе воспитания, включая развитие самосознания личности, формирование и развитие профессиональной и политически-правовой культуры, навыков социально активной, профессионально-личностной и гражданской позиции студентов. Представлены решения, позволяющие реализовать механизмы личностного развития студента, движущегося по пути интеллектуального, культурно-нравственного подъема и совершенствования, получающего в условиях университета основной социализирующий опыт становления как профессионала и как личности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, воспитательная работа, технический университет, студенты, личность, развитие, самосознание.

Анализируя и подводя итоги результатов исследований в области педагогической науки и социологии за последние годы, можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день в среде студенчества не виден ориентирующий вектор, выделяющий образованного человека, характеризующий личность с позиции истинной духовности: «проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в стране, способность к сопереживанию и заинтересованному диалогу» [5]. В основном современное общение и проявление интересов молодого поколения представлено упрощенными моделями поведения, и без того ограниченными приземленными целевыми установками, основанными на обычной прагматике.

Современный технический вуз актуализирует сегодня постановку целей и активизирует решение вытекающих из них задач, позволяющих реализовать механизмы личностного развития каждого конкретного студента на пути интеллектуального, культурного и нравственного подъема и совершенствования, ведь исключительно в этих стенах будущие инженеры-профессионалы получают серьезный социализирующий опыт становления как профессионала и как личности. Двигаясь по этому пути, студент непременно осознает, отвергает или принимает ценности, особенно нужные и важные для данного общества [1 - 9].

Значимым проблемным аспектом воспитания студентов, особенно вуза технического, становится не присутствие единых подходов к организации воспитания, базовых технологических и методологических механизмов воспитательной работы, установок психолого-педагогической направленности, отражающих актуальные условия общественного развития в плане социальном, экономическом, образовательном и духовном, а остро стоит вопрос о том, как правильно и разумно распределить внеаудиторную занятость студентов в позитивном воспитательном формате и культурно-развивающих условиях. Большинство студентов данное время используют как рабочее.

Насущная потребность пересмотреть и кардинально изменить цели, принципы, направления, идеологию, составляющие платформу воспитания студентов, определена, прежде всего, тем, что технический университет должен и может оказать помощь будущим инженерам в борьбе с неуверенностью и социальной неустойчивостью.

Цель воспитания отечественной педагогической науки на современном этапе заключается в подготовке молодежи, в том числе и студенческой, к активной жизнедеятельности в государственном, общественно-правовом и демократическом поле [2].

Определение содержательной структуры воспитания зависит от его цели, которая обусловливается уровнем и динамичностью общественного развития, а также его особенностями. Важным для данного вопроса является и состояние социально-экономической, духовной и политической сфер жизни общества, включая характерные проблемы глобального масштаба.

Смена общественной идеологии внесла существенные изменения в подходы, направленные на формирование личностных качеств. Акцентируется общественная активность, ответственность и долг перед своей страной и народом, неравнодушное отношение к происходящему в стране и мире в настоящем и будущем, бескорыстие в защите интересов общества. Просматривается непосредственная связь данных качественных характеристик и нравственных категорий, которыми являются честность, гуманизм, коллективизм, патриотизм. Для личности и общества воспитание перечисленных качеств в равной степени важно, поскольку они делают человеческую жизнь более содержательно наполненной и полноценной [2; 3].

Предельно значимо воспитание студенческой молодежи и для прогрессивного движения общества, особенно на это нацелены такие качества, как инициативность, убежденность, профессионализм и др. Что касается нашей функции, то для проводимого исследования необходимо выявить и внести уточнения в признаки и критерии-ориентиры, которые позволят в дальнейшем избегать крайних точек и не допускать прошлых ошибок: воспитать не просто достойного человека, соблюдающего законы общества, а, прежде всего, личность, которая является самостоятельной и способной осознавать свою роль и предназначение в этом обществе.

Для воспитания в современных условиях основная задача сводится к тому, чтобы не в ущерб личным интересам и потребностям «интересы и цели общества стали составной частью собственных убеждений каждого человека».

Опираясь на вышесказанное, можно говорить о том, что технический университет сегодня в вопросе воспитания студентов формулирует перед собой следующие актуальные задачи: развивать самосознание личности студента; воспитывать профессиональную и политически-правовую культуру студента; формировать и развивать навыки социально активной, профессионально-личностной и гражданской позиции студентов.

Общая система воспитания выделяет как обособленное направление воспитание студентов в условиях современного технического университета. Молодые специалисты, будущие инженеры должны быть качественно подготовлены к деятельности в жизни и профессии, синтезируя связь полученных знаний и долга гражданина, личных интересов, интересов общества и профессии, при этом прохождение пути личностно-групповой идентификации осуществляется опосредованно через уважительное отношение и привязанность к своей стране и профессиональному делу.

Немаловажную значимость для технического вуза представляет в его условиях и трудовое воспитание. Это составляющий элемент воспитания студентов,

ввиду того, что приоритет трудовой деятельности по-прежнему есть неотъемлемое и достаточное средство, непосредственно способствующее психическому и нравственному личностному развитию.

Тем не менее, практика исследований недавнего периода времени свидетельствует о стремительном падении важности труда и трудовой деятельности для молодого поколения (это касается и работы по профессии), а также об отсутствии проявления должного внимания к будущим трудовым перспективам. Наблюдается возрастающая динамика роли материальных и бытовых ценностей, а также узкая заинтересованность собственным благосостоянием. Однозначно преобладает исключительно экономические цели и личная мотивация.

В процессе структурирования ценностных ориентиров будущих инженеров в период обучения в техническом вузе было обнаружено, что на данном этапе в приоритете у студентов находятся ценности-средства, практически исключающие ценности-цели. Характеризуя создавшуюся ситуацию, можно сказать, что налицо перекраивание ценностных и мотивационных оснований труда. Проявляется пониженная внутренняя готовность к деятельности трудовой и производственной. Конкретно труд, связанная с ним трудовая деятельность, интерес к работе не выступает среди молодого поколения в качестве индикатора успешности в жизни. Определенная доля молодежи это не считает качественным показателем личной жизни, а, следовательно, перестает быть важной аксиологической характеристикой жизни в обобщенной иерархии их ценностных ориентиров.

Второстепенную значимость приобретают при оценивании успешности в жизни любовь к труду, возможности в профессиональном деле, при этом предпочтение отдается отношению и пониманию целевых и смысловых жизненных установок в облегченном и поверхностном варианте. Определенная часть молодежи осознает труд и сопровождающую его деятельность не как любимое дело или личностное развитие и совершенствование, а связывает это, прежде всего, с возможностью улучшить материальное положение, обеспечить стабильный денежный доход. Соприкосновение молодых людей с отношением к профессии, профессиональной деятельности, наконец, к труду как духовно-нравственному служению формирует и составляет весомую альтернативу культам «общества потребления», позволяет вырабатывать такие ценные качества, как активное стремление реализоваться в производительном труде для саморазвития личности, а также, что не менее важно, и на благо развития социума в целом [3].

В современных условиях кризиса и сложных социально-экономических отношений знание принципов, на которых строятся общественные взаимоотношения, в состоянии позитивно сказываться на воспитании развитии будущих специалистов, профессионалов, стимулируя и улучшая психологический климат в студенческих коллективах.

Закономерна и известная фраза Н.И. Пирогова, говорящая о том, что «все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми». Неслучайно также российское отражение «идеи университета» максимально тонко и отчетливо прописано в известной работе Н.И. Пирогова (1810 - 1881) «Университетский вопрос», где автор считает университет «лучшим барометром общества», он определяет, что «прямое назначение наших университетов - это быть маяками, разливать свет на большие пространства и потому стоять высоко и светить». Необходимо учесть и тот факт, что университеты России в XIX в. в условиях социально-политической борьбы оказались практически на ее вершине [6, с. 346].

Классик отечественной педагогики отдает приоритет воспитанию нравственности: «Вся наша нравственность, правда, добро, свет - все учение. И учить, не воспитывая, не образуя, значило бы не учить, а делать что-то другое». Учить - значит по преимуществу «учить добру» [6, с. 372].

Исключительно связь коллегии профессоров со студенчеством определяет воспитательное значение университета. Профессорский долг - «воспитать свою аудиторию» [6, с. 348] и, самое главное, научить ее мыслить: «...нельзя отвергать у мыслящей аудитории права на мнение». Согласно Н.И. Пирогову, «немыслим академический университет без общественного мнения учащихся» [6, с. 347]. Таким образом, воспитание личности, способной оказывать позитивное влияние на развитие общества, является неотъемлемым долгом университета.

Понимание единства и целостности мира находит свои проявления, прежде всего, в рационально-щадящем отношении к среде, которая окружает, искреннем желании оберегать, благоустраивать, поддерживать природную и пространственную среду. Единое мнение, общий взгляд на базовую основу принципов мировоззренческой и этической направленности практически не присутствует в отечественном социуме на современном этапе, что существенно усложняет и осложняет реализации проблем, задач и функций воспитания молодого поколения, особенно студенчества.

Обрушение стандартного проявления тоталитарного мышления, образованного и установившегося в более ранний временной этап истории, влечет за собой необходимость в содержательной части воспитания студентов технического университета воссоздать преемственность культурно-историческую, сохраняя все ценности, заложенные предшествующим поколением в духовном, нравственном и культурном наследии. Выпускнику технического университета как гражданину современной России необходимо и важно твердо ощущать единую связь поколений «на протяжении более чем тысячелетней истории русской общественности и государственности» [3].

Таким образом, можно сказать, что сущностное содержание требуемых и важнейших качеств личности студента, будущего молодого специалиста, несомненно, определено отечественным культурным влиянием с опорой на традиции, дух идеалов которых в отношениях к людям и окружающему миру стремится к бескорыстию, добру, истине и красоте.

Вдохновленный такими идеалами, человек не может поддерживать разрушительные действия и участвовать в них, а также разделять идеи, с ними связанные, поскольку в межличностных и социальных отношениях реальной жизни он вполне способен им противостоять.

Молодое поколение абсолютно любого субъекта нашей страны является основным и важнейшим в своем роде социальным государственным ресурсом.

Библиографический список

Конкретное государственное и общественное отношение к молодежи, особенно студенческой, определяет перспективы государственного и общественного развития в будущем. Это позволяет сделать вывод о том, что основным условием развития было и остается воспитание граждан правового демократического государства, профессионалов, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов [4].

Хотелось бы ещё добавить, что эффективное воспитание студенческой молодёжи возможно только тогда, когда педагоги обладают педагогической этикой [9] и высоким уровнем общей и психолого-педагогической культуры.

1. Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования. СГЗ. 2011; № 3: 150 - 156.

2. Андреева ГМ. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2008.

3. Карпанина Е.Н., Ронь И.Н. Структурно-функциональная характеристика вузовской системы воспитания. Перспективы науки. 2017; № 5 (92): 84 - 87.

4. Kharchenko L., Panova I., Babaeva E., Magomedova R., Gulyakin D., Pashtaev B. Russian syndromes, impeding the development of the innovation processes in education. Life Sci J 2014; № 11 (9s):184 - 187, USA. Available at: http://www.lifesciencesite.com. 35

5. Карпанина Е.Н., Кузнецова М.Ф. Архитектурное проектирование как средство обучения и воспитания студентов гуманитарных вузов: учебное пособие: в 2 ч. Ставрополь, 2007; Ч. 2: 25 - 37.

6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Составители А.Н. Алексюк, ГГ. Савенок. Москва, 1985.

7. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова П.Н., Алибекова З.Н. и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.

8. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

9. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н., Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4 (65): 159 - 160.

References

1. Aliev Sh.M. O sovershenstvovanii sovremennoj paradigmy obrazovaniya. SGZ. 2011; № 3: 150 - 156.

2. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2008.

3. Karpanina E.N., Ron' I.N. Strukturno-funkcional'naya harakteristika vuzovskoj sistemy vospitaniya. Perspektivy nauki. 2017; № 5 (92): 84 - 87.

4. Kharchenko L., Panova I., Babaeva E., Magomedova R., Gulyakin D., Pashtaev B. Russian syndromes, impeding the development of the innovation processes in education. Life Sci J 2014; № 11 (9s):184 - 187, USA. Available at: http://www.lifesciencesite.com. 35

5. Karpanina E.N., Kuznecova M.F. Arhitekiurnoe proektirovanie kaksredstvo obucheniya i vospitaniya studentov gumanitarnyh vuzov: uchebnoe posobie: v 2 ch. Stavropol', 2007; Ch. 2: 25 - 37.

6. Pirogov N.I. Izbrannyepedagogicheskie sochineniya. Sostaviteli A.N. Aleksyuk, G.G. Savenok. Moskva, 1985.

7. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova P.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie issledovaniya - rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

8. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

9. Dubovickij I.N., Uvarova N.N., Sorokopud Yu.V. Struktura i soderzhanie kodeksa professional'noj 'etiki pedagoga v kontekste prakticheskoj realizacii gumanisticheskih idej v obrazovatel'noj praktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 159 - 160.

Статья поступила в редакцию 26.09.20

УДК 378:004+65-05

Dobroselskiy V.V., teacher, Municipal Budgetary General Educational Institution "Nikita Secondary School" (Yalta, Russia), E-mail: VVDobroselskiy@yandex.ru

Peredery S.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Humanitarian and Pedagogical Academy Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal State

University (Yalta, Russia), E-mail: s-peredery@mail.ru

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru

PROSPECTS FOR THE USE OF INNOVATIVE OFFLINE TECHNOLOGIES IN DISTANCE TEACHING STUDENTS MAJORING IN MANAGEMENT. The presented research is an attempt to solve problems of modern higher education through the use of innovative distance learning technologies. The article brings to the fore the problem of widely used traditional methods and means of instruction used in the practice of higher education at the expense of the education quality and the decrease in graduates' competitiveness. Highlighted is the problem of the educational process's quality level at higher education institutions using traditional methods and forms of instruction. The resource problems of modern higher education, such as the problem of the lack of classrooms and the teaching staff's increased workload also attract the authors' attention. Through the analysis of a number of scientific publications, as well as through the actualization of the historical experience of distance learning, certain innovative forms of learning in the offline format have been defined. The article describes the study of the asynchrony of webinars in the mid-1990s in order to bring up to date the effectiveness of this phenomenon as a pedagogical one in the contemporary socio-economic environment.

Key words: innovations in lecture activities, webinar, offline mode of training, future managers' professional training, visibility, accessibility, history of pedagogy, distance learning, mathematical and statistical treatment of pedagogical phenomena.

B.В. Добросельский, учитель, МБОУ «Никитская СШ», г. Ялта, E-mail: VVDobroselskiy@yandex.ru

C.Н. Передерий, канд. филол. наук, ст. преп., Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, E-mail: s-peredery@mail.ru

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: irinagorbushina@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОФЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном исследовании осуществлена попытка решения проблем современной высшей школы посредством использования инновационных технологий дистанционного обучения. В статье актуализирована проблема широкого использования традиционных методов и средств обучения (которые применяются в практике высшей школы в ущерб качеству образования и снижения конкурентоспособности выпускаемых специалистов), снижения качества результатов образовательного процесса высшей школы (которые вызваны традиционными методами и формами обучения, а также ресурсными проблемами современной высшей школы), решения проблем с аудиторным фондом, а также с повышенной занятостью профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Посредством анализа ряда научных публикаций, а также при помощи актуализации исторического опыта дистанционного обучения определены инновационные формы осуществления обучения в офлайн-формате. В исследовании описано изучение асинхронности вебинаров середины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.