вывод о том, что произошло улучшение качества усвоения лексических навыков. 4 ученика (23,53%) успешно справились практически со всеми заданиями и получили оценку «5». Подавляющая часть респондентов, а это 13 (76,47%) учащихся из 17, показали средний уровень знаний и получили оценку «4».
Выводы по экспериментальному обучению
• Таким образом, результаты проведенного оценочно-диагностического теста контрольного этапа на выявление уровня усвоения лексики английского языка учащимися 7-го класса продемонстрировали наличие положительного педагогического эффекта проведенной экспериментальной работы. Об этом свидетельствует повышение динамики уровня знания лексики на контрольном этапе по сравнению с констатирующим.
• Экспериментальное обучение показало повышение мотивации и качества освоения лексического материала, на основании чего можно сделать вывод о том что, квест-технология способствует достижению планируемых учебных результатов, раскрывает потенциальные возможности каждого ученика.
Таким образом, «квест как педагогическую технологию можно использовать как форму проведения занятия, которая позволяет учащимся или студентам быть
Библиографический список
активными участниками учебного процесса. В частности, творчески сотрудничать друг с другом, развивать общекультурные и профессиональные компетенции, а также качества личности, необходимые для будущей профессии: навык быстро принимать решения, действовать в нестандартной обстановке, опыт индивидуальной или командной работы, гибкость мышления и др.» [4].
Использование образовательных квестов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике по ходу выполнения учащимися специально отобранных заданий по этапам. При их применении доступно конструирование самых разных по формату упражнений, актуализирующих интерес учащихся и включающих множество дополнительных функций для успешной реализации обучения лексике.
«При этом не следует рассматривать ресурсы обучения, созданные посредством квеста, как замену учителя, а считать их способом расширения традиционного занятия для организации и выполнения рутинной работы, развития навыков обучающихся путем практики, роста активности обучающихся и обеспечения возможностей для самообразования, формирования умения отбирать корректную информацию» [5].
1. March T. Web-Quests for Learning. Available at: http://www.ozline.com/ webquests/intro.html
2. Муравьева Н.Г Использование веб-квест-технологии для совершенствования социокультурной компетенции студентов вуза. 2014; № 9 (13): 24.
3. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010.
4. Кичерова М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения. Мир науки. Интернет-журнал. 2016; Т. 4, № 5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516
5. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике. Москва: ФЛИНТА, 2017.
References
1. March T. Web-Quests for Learning. Available at: http://www.ozline.com/ webquests/intro.html
2. Murav'eva N.G. Ispol'zovanie veb-kvest-tehnologii dlya sovershenstvovaniya sociokul'turnoj kompetencii studentov vuza. 2014; № 9 (13): 24.
3. Sysoev P.V. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tehnologij. Rostov-na-Donu: Feniks; Moskva: Glossa-Press, 2010.
4. Kicherova M.N. Obrazovatel'nye kvesty kak kreativnaya pedagogicheskaya tehnologiya dlya studentov novogo pokoleniya. Mirnauki. Internet-zhurnal. 2016; T. 4, № 5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516
5. Schipicina L.Yu. Informacionnye tehnologii v lingvistike. Moskva: FLINTA, 2017.
Статья поступила в редакцию 29.09.20
УДК 371
Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Mahmudov Kh.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Nurmagomedov D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
DIVERGENT TASKS AS A MEANS TO OVERCOME TUNNEL THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article analyzes reasons that lead to the emergence of tunnel thinking in younger children in the learning process. Negative consequences for the development of thinking in primary school children with increased influence of tunnel thinking are given. To reduce the impact of tunnel thinking on younger students and on the process of teaching them mathematics, the authors propose a method that has been tested in school practice for using specially selected divergent mathematical problems during their training. The main focus is on implementing the development capabilities of the ten key divergent tasks. At the same time, based on the results of experimental work in primary schools, the paper offers methodological approaches for teaching children to solve these key tasks.
Key words: child development, tunnel thinking, creative thinking, conformism, divergent task, educational process.
Н.Г. Гашарое, канд. физ.-мат. наук, доц., ДГПУ, Е-mail [email protected]
Х.М. Махмудов, канд. физ.-мат. наук, доц., ДГПУ, E-mail: [email protected]
Д.М. Нурмагомедое, канд. пед. наук, проф., ДГПУ, E-mail: [email protected]
ДИВЕРГЕНТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ТУННЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена анализу причин, приводящих к возникновению туннельного мышления у младших школьников в процессе обучения. Приводятся негативные последствия для развития мышления младших школьников при усилении влияния на них туннельного мышления. Для снижения уровня воздействия туннельного мышления на младших школьников и на процесс их обучения математике нами предлагается апробированная в школьной практике методика по использованию в ходе их обучения специально подобранных дивергентных математических задач. Основной упор делаем на реализацию развивающих возможностей десяти ключевых дивергентных задач. При этом, исходя из результатов опытно-экспериментальной работы в начальных классах, предлагаем методические подходы к обучению решения этих ключевых задач.
Ключевые слова: развитие детей, туннельное мышление, конформизм, творческое мышление, дивергентная задача, образовательный процесс.
Проблемой использования дивергентных задач для развития творческого мышления у младших школьников в процессе обучения математике занимались многие учёные. Например, А.В. Белошистая [1], Н.Г. Гашаров и Х.М. Махмудов [2 - 5], Н.Г. Гашаров и Б.С. Касумова [6], А.И. Савенков [7] и ряд других. Понятия дивергентного мышления и дивергентной задачи, как
известно, впервые появились в психолого-педагогической науке в середине 20-го века благодаря работам президента американской ассоциации психологов Д.П. Гилфорда [8].
Большинство школьных образовательных программ по математике предполагают освоение учащимися определённого объёма учебного материала за
определённое время. Образовательный же процесс в основном организован так, чтобы подготовить учащихся к ответам на тесты, вопросы и задания пример ных проверочных работ, предлагаемых учителями и проверяющими. При этом учителей, как правило, больше устраивают не самые оригинальные и оптимальные ответы от учащихся, а такие ответы, которых от них ожидают проверяющиеили же завучи школ.
Поэтому учащимся нередко приходится сдерживать свои творческиеим-пульсы и порывы. Такая ситуация в школах, естественно, приводит к усилению школьного конформизма и ослаблению уровня развития у детей творческого мышления, хотя некоторая доля конформизма необходима.
Хорошо известно, что понятие конформизма тесно пересекается кпоня-тием туннельного мышления, которое стало актуальным в связи с возросшим интересом к проблеме развития творческого мышления детей.
Термин «туннельное мышление» был заимствован психологами и педагогами из офтальмологии, потому что при «туннельном видении» человек может осознавать только то, что находится перед его взором. А все другие объекты не попадают в зону доступности его зрения.
Человек с туннельным мышлением обычно игнорирует всё, что не оказывается в поле его мыслительной деятельности. Такая личность находится в рамках узкого коридора мыслей, у него нет возможности выхода в более широкое мыслительное пространство. Иными словами, человек с туннельным мышлением является заложником собственных убеждений и ограничивает вокруг себя мыслительное пространство.
Поэтому возникает необходимость преодоления влияния туннельного мышления в процессе обучения, ибо благодаря ослаблению мыслительной ограниченности происходит отказ от привычных шаблонов, учащиеся получаюнвнз-можность более широко и эффективно разрешать учебные и практические задачи. В этой связи перед ними появляется не одно банальное решение, найденное по инерции в рамках туннельного мышления, а множество его варианто в,среди которых можно выбрать наиболее оптимальный.
Как известно, выдающийся французский учёный Рене Декарт считаочлло-веческое мышление единственным истинным бытием, сформулировав этот тезис с помощью высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую». На вод»ок: «А как ты существуешь?» напрашивается будто бы естественный ответ: «Оако мыслю, так я и существую». А туннельное мышление как способ существования (бытия) не гарантирует возможности мыслить разнообразно и широко.Опсое мышление приводит его носителя к нежелательным последствиям, неудачам и отсутствию веры в свои силы, то есть такая личность, как правило, не принимает других вариантов решения проблемы и не в силах прийти к решению, адекватному обстоятельствам. Итак, что делать тем, кто в плену у собственных мысл вйдак им «найти свет в конце туннеля»?
Здесь нас выручает творческое мышление, ибо творчество в том и состоит, чтобы выйти из привычного «туннеля» мышления, в котором мы по привы чкеси-дим, то есть именно развитие творческого мышления способствует преод олению влияния туннельного мышления на детей.
Идея методики развития творческого мышления как раз состоит в то м,чео-бы вытолкнуть учащегося из привычного туннеля - обратить его к иной точке зрения путём использования или демонстрации чего-то интересного и необ ычного для него. Оказывается, что существуют математические задачи и упражнения, которые выводят ребят из туннельного тупика, открывая им новые возможности и перспективы в творческом развитии.
В данной работе таким средством служат ключевые дивергентные задачи, которые могут влиять на мышление детей как катализаторы, стимулирующиеих стремление к творчеству, скрытое виртуальной пробкой конформизма (пресы-чек, опыта и пассивности), и направленные на преодоление влияния туннельного мышления на младших школьников.
Задача 1. Турист проплыл по течению реки на плоту 12 км, а обратно возвратился на лодке, скорость которой в стоячей воде 5 км/ч, затратив на всёиох-вание 10 часов. Найдите скорость течения реки.
Следуя традиционной методике, учащимся, как правило, не удаётся найти решение этой задачи. Им в голову не приходит ключевая мысль: «Так как туристу удалось обратно приплыть против течения реки, то скорость течения реки могла быть 1, 2, 3 или 4 км/ч». Проверив эти варианты ответов на вопрос задачи, приходим к ответам: 2 км/ч и 3 км/ч.
Задача 2. Сколько равных между собой треугольников можно составить из 6 одинаковых отрезков (спичек)?
После многочисленных опытов со спичками, даже студенты приходят к выводу: 2 треугольника и один отрезок. Благодаря инерции мышления, им не приходит в голову мысль выйти в пространство и сконструировать из них правильную треугольную пирамиду (тетраэдр).
Задача 3. Дан квадрат. Как из него вырезать квадрат, площадь которого равна площади оставшейся части?
Как дивергентная задача, она имеет бесконечно много способов решения, но здесь главное - не зацикливаться на решениях, продиктованных туннельным мышлением, а выйти за её пределы, развивая тем самым потенциальные возможности детей для творческого мышления.
Задача 4. Сколькими способами можно разрезать по прямой линии пмчмо-угольник на две равные части?
При решении этой задачи дети (даже студенты) ограничиваются только да-оь слсробамн -пноврдьникмсеедний линнирли диагонаае. Обрннооне не могут сообразить, что любая прямая, проведённая в прямоугольнике через црнлр реллт егоиа д ве рав рые ч аст чк»лше»ий ^сконарно злого.
Зодаче 6. Деум машинам нсжно лааоврсвиВ8Легрузе. еолиааузискеаеа-ждуюмошаеу по Зе,оо оди^рениют за де— ввмоллитгао 5 еейcив.за сколото д нел ониомогю- оыиотзило у^у^^йо» Лоодькнурособов решения этой задачи вы можете предложить?
В лрлрелсеморчелоярешеамю еКпчло демансирзлуем мнeroл
веиканоилствслшиоблв оешшния, хоряотлет один и тот же. Дивергентность этой зедачмзшлмюллетию л »ионо шас^^лн ыме-. ибо оказывается, что она имеет не менее 10 различных арифметических способов решения. Обычно учителя ограничиваются нахождением и записью 1, 2 или 3 способов решения задачи, однако в этомслучаевесьма желательно, чтобы учащиеся нашликак можно спосо^Эасвак ьы позлыллет сь «втылснртлвзтуннелшл ма1 шленоя.
Чтобы длслм огли мысленна осьат ить опоьан ную в задаче сь^а цию, весу ма полезно вос ыользоваться модел ью в виде та бл.
Таблица 1
Машины Перевозит за 1 рейс Число рейсов за 1 день Пер евозит за 1 день Всего дней Нужно перевезти
1 Зт 5 з ш ?
2 3 т 5 ? ? ?
Вместе т ? ? ? 480 т
Задача 6. Можно ли ножницами разрезать лист школьной тетради так, что-шыоен ер oанaзрвдомааcозoлnкомoеолoсзвтн азросомууеловл1<?
Юa-ноевилз,талaртлевые доли нногда даведял серны раонышбразные, оригинальные и неожиданные способы решения данной задачи. Но чаще всего дети ознсывомнся алодод|ренииигоаорют: «Ка-раколможетОвпъМ»
Это подтверждает наличие влияния на них сложившегося в их классе тун-нол ьнпгочышло нсн.Cныcдоoвлеоeзлолтдр злдаоммн ого, но в кмдзитдоп ркср ра отрепаранолрлс модааи приведём один:
Чис. 1.
Задача 7. Из двух муравейников, расстояние между которыми 20 метров, одно временно вылмали 2муравья и лобемали со скоростью 5 метров в минуту в противоположных направлениях. На каком расстоянии они будут через 1 минуту?
Ко к в ндин, н^лооии задачи имоеесннео лродмлен ность, так как неизвест-надакнолзлн мнраньи: навхтсенудру-дрнгунлидсугот друга.Этанеолре.рлен-ность порождает два решения и два правильных ответа:
1)Л + 5 = Ю(м), 1)5 + 5 = 10(м),
2)Р0-1Р ИРМ, 2)2Уо 30 = 30 (м).
Чтвбызрдрчренула=5ё«б ноем дусерте нтн ой», в условии опускаем слова
«н лpом1зoтлложннlсз«оpиолeнлж». Зодаиа уже сухмнименлдчлую нунокутн ность правильных ответов в пределах от 10 м до 30 м.
Мтодн1дето Э5)лиcaмoннo-о,oоькое«ши5ь преобразованную задачу, весьма кстати составление модели - схематического чертежа:
.......-2....... .........3_______
1 т
1 5
7 •••■
I муравей
7
II муравей
Рис. 2.
Далее решение задачи детьми протекает легко, ибо они приходят к выводу: мдоан ьмоогнлбытьнg5oбoм ни нмccтрямз«нlк10 м доЗ- м.
^нее! cмомoбнтмнэнызpлбceо«a2кoня и рлшнл навестить родственников в соседнем селе. Каким может быть их шествие по улице?
6
В первую очередь фиксируем внимание учащихся на возможный, по их мнению, порядок передвижения 3 объектов - отца, сына и коня.
Для наглядной демонстрации ситуации, описанной в задаче, весьма полезно имитировать условие задачи, используя моделирование при помощи игрушек или рисунка. Теперь целесообразно задавать детям вопросы типа: кто в этом шествии первый, а кто второй и третий? Перебирая различные варианты передвижения, дети придут к 6 из них.
Далее удобно задавать вопрос - может ли отец посадить ребёнка на коня или самому сесть на коня или брать на руки ребёнка? Ответ будет «Да». А конь в этом случае может быть как впереди, так и позади шествия. Это приводит к появлению ещё 6 ответов на вопрос задачи.
Теперь напрашивается неожиданный новый вопрос адресованный ребятам: могут ли отец и сын оба отправиться в путь верхом на коне? Понятно, что да, и находим ещё 3 способа шествия в гости: мальчик спереди, а отец сзади или наоборот. Возможен ещё один вариант - отец, сидя на коне, держит ребёнка на руках. Итак, имеем, по крайней мере, 15 способов шествия.
Мы ограничиваемся этими ответами, хотя и далее можно найти несколько новых ответов к уже имеющимся.
Библиографический список
Задача 9. Сколько картофелин собрали с 12 кустов, если с двух собрали по 7, с трёх - по 9, с семи - по 6 и с восьми - по 5 картофелин.
Эта задача с лишними данными, так как в её условии даны результаты урожайности 20 кустов, тогда как для решения достаточно данных для 12 кустов. Поэтому как конвергентная - она не имеет решения. Однако как дивергентная задача - она имеет много ответов, которые варьируются от 64 до 83 картофелин. Рассмотрим 2 крайних варианта решений:
7 х 2 + 9 х 3 + 6 х 7 = 83 (карт.); 2) 5 х 8 + 6 х 4 = 64 (карт.).
Задача 10. В магазин привезли 7 коробок конфет по 12 кг в каждой. За неделю продали 60 кг. Сколько из этих коробок осталось в магазине?
Как конвергентная задача она имеет единственное решение (2 коробки). Однако, будучи дивергентной задачей, она имеет 8 вариантов ответа от 0 до 7. Это связано с тем, что коробки могут по разным причинам быть полными, пустыми, полупустыми или же вообще не оставаться в магазине.
В заключение работы отметим, что использование дивергентных задач ослабляет влияние туннельного мышления на ребят и повышает уровень их дивергентного (творческого) мышления. Этот факт подтверждался результатами опытно-экспериментальной работы, проведённой нами неоднократно в начальных классах города Махачкалы.
1. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. Москва: ИНФРА-М, 2016.
2. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Дивергентные задачи на движение в начальном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 279 - 281.
3. Гашаров Н.Г, Махмудов Х.М., Магомедов Н.Г. Дивергентные задачи с геометрическим содержанием в начальном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61): 168 - 171.
4. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Дивергентные задачи - средство развития творческого мышления младших школьников. Начальная школа. 2014; № 2: 29 - 33.
5. Гашаров Н.Г, Махмудов Х.М. Использование дивергентных задач в начальном курсе математики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011; № 1 (14): 82 - 86.
6. Гашаров Н.Г., Касумова Б.С. Дивергентные задачи в начальном курсе математики. Махачкала, 2010.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Москва, 1965.
8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. Москва, 2000.
References
1. Beloshistaya A.V. Razvitie matematicheskogo myshleniya rebenka doshkol'nogo imladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya. Moskva: INFRA-M, 2016.
2. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Divergentnye zadachi na dvizhenie v nachal'nom kurse matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 279 - 281.
3. Gasharov N.G., Mahmudov H.M., Magomedov N.G. Divergentnye zadachi s geometricheskim soderzhaniem v nachal'nom kurse matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 168 - 171.
4. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Divergentnye zadachi - sredstvo razvitiya tvorcheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2014; № 2: 29 - 33.
5. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Ispol'zovanie divergentnyh zadach v nachal'nom kurse matematiki. Izvestiya Dagestanskogogosudarstvennogopedagogicheskogouniversiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; № 1 (14): 82 - 86.
6. Gasharov N.G., Kasumova B.S. Divergentnye zadachi v nachal'nom kurse matematiki. Mahachkala, 2010.
7. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Moskva, 1965.
8. Savenkov A.I. Odarennye deti v detskom sadu ishkole. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 27.09.20
УДК 378
Gulyakin D.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Sorokina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
THEORETICAL BASIS AND PRACTICAL BACKGROUND OF EDUCATION OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY. The article analyzes problematic tendencies of education of students of a technical university at the present stage, reflects their historical aspects. The goals are actualized, the tasks that the technical university sets itself today in the issue of education are formulated, including the development of personal self-awareness, the upbringing of professional and political and legal culture, the formation and development of the skills of a socially active, professional, personal and civic position of students. The solutions are presented that make it possible to implement the mechanisms of the student's personal development, moving along the path of intellectual, cultural and moral upsurge and improvement, gaining in the university the main socializing experience of becoming a professional and as a person. The authors conclude that the main condition for development was and remains the education of citizens of the legal, democratic state, professionals capable of socialization, respect for the rights and freedoms of the individual, who have high morality, show national tolerance, respect for the languages, traditions and culture of other peoples.
Key words: education, educational system, educational work, technical university, students, personality, development, self-awareness.
Д.В. Гулякин, д-р пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье анализируются проблемные тенденции воспитания студентов технического вуза на современном этапе, отражаются их исторические аспекты. Актуализируются цели, формулируются задачи, которые технический университет ставит перед собой сегодня в вопросе воспитания, включая развитие самосознания личности, формирование и развитие профессиональной и политически-правовой культуры, навыков социально активной, профессионально-личностной и гражданской позиции студентов. Представлены решения, позволяющие реализовать механизмы личностного развития студента, движущегося по пути интеллектуального, культурно-нравственного подъема и совершенствования, получающего в условиях университета основной социализирующий опыт становления как профессионала и как личности.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, воспитательная работа, технический университет, студенты, личность, развитие, самосознание.