ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТРЕЛА СОТРУДНИКОМ ПОЛИЦИИ
THEORETICAL BASIS FOR THE FORMATION PROCESS OF A COMMON FUNCTIONAL SYSTEM OF FIRING A SHOT POLICE OFFICER
Гордеев Игорь Викторович
слушатель
кафедра организации огневой и физической подготовки Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
г. Москва, Россия Gordeev Igor Viktorovich listener
department of organization of fire and physical training Academy of Management of the Interior Ministry of the Russian Federation
Moscow, Russia
Аннотация. В настоящее время актуальной проблемой является процесс формирования единой функциональной системы реализации выстрела сотрудником полиции. Необходимость изучения данного вопроса заключается в том, что сотрудник полиции наделен правом применить огнестрельное оружие при определенных обстоятельствах и, тем самым, имеет возможность причинить законный вред. Однако при плохой подготовке в области применения огнестрельного оружия полицейский сам представляет угрозу обществу и себе. В статье раскрываются теоретические основы подготовки сотрудников полиции в области применения стрелкового оружия. В исследовании были применены такие методы, как теоретический анализ и обобщение литературных данных. Итоги анализа помогут сформировать совокупность теоретических знаний, являющихся фундаментом по дисциплине «огневая подготовка». Статья является частью диссертационного исследования на тему: «Управленческие особенности формирования единой функциональной системы реализации выстрела сотрудником полиции».
Abstract. The formation process of a common functional system of firing a shot by a police officer is a current problem. The need to examine this question is that a police officer may use firearms under certain circumstances and thereby legitimately cause harm. However, a policeman can be a threat to himself or to society if his marksmanship training is poor. What this article deals with is theoretical basis for small arms training of police officers. The research includes such methods as a theoretical analysis and collation of literature data. The results of the analysis will help to develop the theoretical knowledge base for the discipline «Rear D mark -smanship». The article belongs to the dissertation: «Managerial considerations of the formation of a common functional system of firing a shot by a police officer».
Ключевые слова: теоретические основы, сотрудник полиции, огневая подготовка, реализация выстрела.
Keywords: theoretical basis, a police officer, marksmanship training, firing a shot.
В Российской Федерации, как и в любом правовом государстве, на полицию возложено множество задач. Для их достижения полицейские имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Последнее,
безусловно, может причинить наибольший вред в результате применения. Производство выстрела представляет собой определенную единую функциональную систему, формирование которой является основополагающим компонентом обучения полицейских.
Сотрудник полиции обязан пройти специальную подготовку, а также периодически проходить проверку на профессиональную пригодность в рамках применения мер государственного принуждения. Профессиональное обучение сотрудников полиции осуществляется в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел (далее - МВД) России по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» в целях приобретения основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Одним из ведущих разделов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является огневая подготовка [1]. В ходе изучения данной дисциплины сотрудник полиции должен приобрести навыки умелого владения табельным оружием, ведению меткого огня в различной обстановке, обеспечить выполнение задач, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия.
Формирование единой функциональной системы реализации выстрела сотрудником полиции состоит из двух основных этапов:
1. Получение теоретических знаний обучающихся по основам применения огнестрельного оружия.
2. Закрепление полученных знаний и приобретение профессиональных навыков использования огнестрельного оружия в рамках проведения практических занятий.
Порядок обучения сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия регламентирован приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Совокупность теори-тических знаний в области применения огнестрельного оружия можно разделить на следующие части:
1. Правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника. Статьи 18-19 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции» устанавливают право и порядок применения по-
а-« «_»
лицией огнестрельного оружия. В этих статьях законодательно установлены действия полицейского до, в момент и после применения огнестрельного оружия. Перечень состоящих на вооружении полиции огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 23 Федерального закона «О полиции» закрепляет основания и запреты применения огнестрельного оружия сотрудником полиции [2]. В первой части регламентированы основания применения огнестрельного оружия против граждан, которые совершают или совершили определенные противоправные действия. В третьей части раскрыты иные основания (применение оружия в целях остановки транспорта, против опасных животных, для разрушения запирающих устройств и механизмов, предупреди-
тельного выстрела и подачи сигнала тревоги, для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве). Статья 24 устанавливает обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью сотрудника полиции, при которых он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность. Стоит заметить, что правовые основы применения огнестрельного оружия являются основой в теоретической подготовке сотрудников полиции, так как без данных знаний невозможно его фактического правомерного применения. Халатное отношение в области правовой подготовки может привести к неправомерному применению огнестрельного оружию и, как следствие, привлечению к уголовной ответственности сотрудника полиции (например ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»; ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности»; ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»).
2. Материальная часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Прежде чем использовать огнестрельное оружие и боеприпасы необходимо изучить что к ним относится, из каких частей они состоят, как оружие и боеприпасы функционируют, запомнить тактико-технические характеристики. Огнестрельное оружие -оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. Вышеуказанные постулаты закреплены в федеральном законодательстве и входят в систему понятийных знаний огневой подготовки. Материальная часть огнестрельного оружия представляет из себя систему знаний о конструкции различных видов оружия и боеприпасов. Под тактико-техническими характеристиками понимается совокупность качественных и количественных характеристик, которыми обладает конкретный вид огнестрельного оружия. При помощи тактико-технических характеристики раскрываются свойства, которыми обладает оружие. Основным стрелковым оружием, которым обладает сотрудник полиции в повседневной служебной деятельности, является пистолет Макарова [3]. Под мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами следует понимать определенный алгоритм действий сотрудника полиции, направленный на безопасное и целесообразное обращение с оружием и боеприпасами. Нарушение мер безопасности приводит к несчастным случаям во время проведения стрельб,в ходе проведения заряжения и разрежения боеприпасов в специально отведенных местах, при применении оружия в практической деятельности.
3. Задержки при стрельбе и способы их устранения. Задержки при стрельбе из огнестрельного оружия это комплекс технических причин, из-за которых невозможно произвести выстрел. Сотрудник полиции должен знать способы устранения задержек в целях быстрого предотвращения их причин. В случае задержки при стрельбе из огнестрельного оружия при пресечении противоправных действий, от представителей правоохранительных органов требуются незамедлительные действия по их устранению в целях защиты личности, общества и государства.
4. Основы баллистики. Под баллистикой следует понимать науку о движении тел, брошенных в пространство и осуществляющих свое движение на основе законов физики и математики. Знания в данной области дают возможность понять, каким образом происходит выстрел, как взаимодействуют между собой составные части стрелкового оружия, как происходит движение снарядов, пуль. Теоретическое понимание производства выстрела, функционирования оружия поможет полицейскому совершить результативное попадание в случае применения огнестрельного оружия.
5. Правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия, а также гранатометания. Перед проведением практических занятий по стрельбе из различных видов оружия, а также гранатометания следует освоить теоретические основы их осуществления. В рамках изучения правил выполнения упражнений стрельб, сотрудник полиции изучает основы выполнения меткого выстрела, технику стрельбы из стрелкового оружия, правила выполнения упражнений. Особой важностью обладают базовые (начальные) упражнения, на которых формируется изготовка стрелка, хват пистолета, управление дыханием в процессе производства выстрела [4], порядок и виды прицеливания, осуществление мягкого нажима на спусковой крючок. В начале занятия руководитель стрельб доводит информацию о порядке выполнения упражнений, методику осуществления правильной стрельбы. В ходе занятия необходимо указывать на ошибки, допускаемые стрелком в процессе пользования огнестрельным оружием. В целях обеспечения безопасности при проведении практических занятий сотрудникам необходимо знать и соблюдать действия по командам, подаваемых руководителем стрельб, запреты при проведении стрельб. Если сотрудник допускает нарушения мер безопасности, не знает меры безопасности, он не допускается к проведению стрельб.
6. Порядок и условия проведения стрельб и гранатометания. Преподаватель, инструктор по огневой подготовки обязаны разъяснить название, суть, цель проведения конкретного упражнения по стрельбе. В целях эффективного обучения сотрудников упражнения разделены на подготовительные (упражнения «А»; «Б»; «В») и основные (отличающиеся ограничением времени на выполнение, зоной поражения, совершением определенных дополнительных двигательных процессов). Результативное выполнение упражнений по стрельбе является основанием для присвоения сотруднику полиции квалификационного звания.
7. Вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами, психологическая подготовка. При поступлении на службу сотрудники полиции проходят профессиональный отбор, военно-врачебную комиссию, психологические тесты. Эти требования сопряжены с высоким уровнем давления, оказываемого на полицейского в служебной деятельности [5]. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, сотрудник полиции должен обладать психической устойчивостью, уравновешенностью. Но, несмотря на достаточно жесткий отбор, у представителей правоохранительных органов могут возникать проблемы обращения с оружием и боеприпасами в психологическом плане. Это может выражаться в боязни использования оружия, звука выстрела. Либо наоборот, сотрудники относятся несерьезно к оружию, что влечет
к негативным последствиям. Наряду с низким уровнем теоретической подготовки, эти причины могут лежать в основе гибели и ранений сотрудников полиции при обращении с оружием и боеприпасами. Очень важно разъяснить обучающимся ответственное отношение к оружию, выработать культуру обращения с оружием, проводить психологическую подготовку. Для предотвращения трагических случаев, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами, в правоохранительных органах ведется психологическая работа, которую осуществляют психологи.
8. Правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними. Порядок хранения оружия и боеприпасов регламентирован приказом МВД России от 12 января 2009 г. N 13 «Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации». Огнестрельное оружие храниться в специально отведенных для этого местах (камерах хранения оружия). Сотрудник полиции обязан следить за состоянием огнестрельного оружия, закрепленного за ним. В этой связи ему необходимо знать правила хранения, ухода за оружием. Эти правила позволяют поддерживать оружие в боевом состоянии и использовать его в практической деятельности.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод, что теоретическая подготовка сотрудников полиции по огневой подготовке является одной из составных частей формирования единой функциональной системы реализации выстрела сотрудником полиции. Теория не может быть без практики, как и практика без нее.
Литература
1. Калуцкий И. Н., Рабазанов С. М. Основные направления совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов // Человек : преступление и наказание. 2015. № 4. С. 147-150.
2. Гурылев В. И., Зубрилкин С. Д., Якимов С. С. Применение огнестрельного оружия сотрудником полиции //Эпоха науки. 2020. № 23. С. 40-42.
3. Благодатин А. Б., Коряковцев Д. А., Плешков А. В. Достоинства и недостатки пистолета Макарова//Эпоха науки. 2020. № 23. С. 37-38.
4. Смолев С. М., Коньякова И. Е. Контроль дыхания при стрельбе // Актуальные проблемы совершенствования огневой подготовки в уголовно-исполнительной системе : сборник материалов научно-практического семинара. Рязань : Академия ФСИН России. 2018. С. 38-39.
5. Гурылев В. И., Ураков Д. И., Коряковцев Д. А. Влияние эмоциональных и психологических качеств на стрельбу из пистолета Макарова // Эпоха науки. 2019. № 19. С. 18-21.
References
1. Kalutskiy I. N., Rabazanov S. M. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya og-nevoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Main areas of improvement of fire training law enforcement officers]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Human: crime and punishment, 2015, no.4, pp. 147-150.
2. Gurylev V. I., Zubrilkin S. D., Yakimov S. S. Primenenie ognestrel'nogo oruzhiya
sotrudnikom politsii [Use of fireware by police officer]. Epokha nauki - The age of science, 2020, no. 23, pp. 40-42.
3. Blagodatin A. B., Koryakovtsev D. A., Pleshkov A. V. Dostoinstva i nedostatki pistoleta -Makarova [Advantages and disadvantages of the Makarov pistol]. Epokha nauki - The age of science, 2020, no. 23, pp. 37-38.
4. Smolev S. M., Kon'yakova I. E. Kontrol' dykhaniya pri strel'be [Breath control when shooting]. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya ognevoy podgotovki v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme. Sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara [Current issues of improvement of fire training the penal system. Collection of materials scientific and practical seminar]. Ryazan, Academy of the FPS of Russia Publ., 2018, pp. 38-39.
5. Gurylev V. I., Urakov D. I., Koryakovtsev D. A. Vliyanie emotsional'nykh i psikho-logicheskikh kachestv na strel'bu iz pistoleta Makarova [Influence emotional and psychological qualities on Makarov pistol shooting]. Epokha nauki - The age of science, 2019, no. 19, pp. 1821.