Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования дизайнерского подхода у школьников в условиях дополнительного образования'

Теоретические основы формирования дизайнерского подхода у школьников в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Е. К., Лагунова М. В.

В статье авторы исследуют социально-культурный, гуманистический потенциал дизайна, уточняют сущность и структуру, развивающий потенциал дизайнерского подхода к предметному миру у школьников, социально-педагогические предпосылки формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира в условиях дополнительного образования и основные подходы к моделированию процесса в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования дизайнерского подхода у школьников в условиях дополнительного образования»

УДК 371.398

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. К. Зимина 1 М. В. Лагунова 2

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Нижегородский государственный педагогический университет

e-mail:

zimina-evg@bk.ru mvlnn@rambler.ru

В статье авторы исследуют социально-культурный, гуманистический потенциал дизайна, уточняют сущность и структуру, развивающий потенциал дизайнерского подхода к предметному миру у школьников, социально-педагогические предпосылки формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира в условиях дополнительного образования и основные подходы к моделированию процесса в образовательной практике.

Ключевые слова: дополнительное образование школьников, сущность и структура дизайнерского подхода.

В новых социально-экономических условиях востребована личность, способная к самореализации в различных сторонах жизнедеятельности: предметно-преобразующей, коммуникативной, познавательной. Растет тенденция к эстетизации как материально-экономической, так и духовно-нравственной стороны жизни общества. Эстетический путь освоения и преобразования действительности личностью связан с осмыслением и освоением материально-экономического, социально-культурного, гуманистического потенциала дизайна. Дизайн, как явление общественной жизни, связывает все сферы человеческого творчества, перерастая сегодня в еще более общую категорию — «проектная культура». Сегодня очевидно, что вне использования принципов и результатов дизайнерской деятельности в интересах личности и всеобщей гумманизации образа жизни невозможно социально-экономическое развитие.

В контексте названных проблем очевидна задача развития дизайн-образования школьников, концентрировано реализующего социокульурные, антропологические функции дизайна. Постижение основ современного дизайна, его художественно-эстетических концепций, проектных методик, представляет особую актуальность в школьном возрасте, поскольку по общему признанию психологов и педагогов в силу гибкости и пластичности психических процессов этот период наиболее благоприятен для развития чувственной сферы, для установления взаимодействия между чувственным и рациональным познанием (Н. А. Ветлугина, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и др.).

Дизайн-образование школьников на практике связывают с образовательной областью «Искусство». Современная система непрерывного, преемственного художественного образования в России позволяет констатировать факт сложившейся научной школы, представлена федеральными учебными пособиями для школы: учебно-методическим комплектом «Изобразительное искусство и художественный труд (1-4 класс)» (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова, Е. В. Алексеенко), библиотекой учителя начальной школы «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» (Л. В. Неретина), программно-методическим комплектом «Изобразительное искусство (5 - 9 класс)» (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская), «Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств» (Л. Г. Савенкова) и др. Однако общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможности познава-

тельного выбора и не может обеспечить достаточного опыта гармонизации эмоционально-чувственной и рациональной стороны освоения и преобразования предметного мира школьником. Система дополнительного образования значительно расширяя и углубляя основные стандарты образования представляет новые возможности для формирования дизайнерского подхода к предметному миру у школьников.

Педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах приобщения школьников к различным видам проектно-художественной деятельности, что обеспечивает основу для дальнейших педагогических исследований в области формирования дизайнерского подхода к предметному миру. Проблемы организации творческой деятельности и развития личности нашли отражение в работах В. А. Сластенина, С. Д. Смирнова, И. С. Якиманской. Исследование различных аспектов ранней подготовки к дизайнерской деятельности, проведенные О. В. Сабелевой, О. П Медведевой, В. П. Иванова, Н. В. Недоумовой, Е. В. Ладыгина, Г. В. Тереховой, Ю. А. Фильчаковой, Д. В. Томбу и др., показали, что умения и навыки творческого подхода к познанию действительности в художественно-проектной деятельности, легко переносятся на другие виды деятельности, становятся характерными особенностями личности. Условия включения обучающихся в техническое конструирование рассматриваются в работах А. А. Карачева, Г. И. Кругликова, Н. В. Матяш, Е. В. Романова, В. Д. Симоненко и др. Особое значение для нашего исследования имеют работы В. Л. Глазычева, В. Т. Шимко, В. Т. Минервина, С. М. Михайлова, Н. В. Воронова, Н. Ф. Рунге, М. С. Каган, Л. А. Зеленова, дающие обоснование возникновению художественно-проектной деятельности, как синтезу технического конструирования и художественного моделирования.

Большой вклад в процесс теоретического осмысления и практической реализации идеи дополнительного образования, способствующего развитию способностей школьников внесли исследования А. Г. Асмолова, А. К. Бруднова, В. А. Горского, О. Е. Лебедева и др. Исследованы возможности дополнительного образования как средства творческого развития ребенка (В. А. Горский, А. Я. Журкина, В. А. Березина, Н. Б. Дворцова, Л. Ю. Круглова и др.), обоснованы организационно-деятельностные аспекты (Е. В. Козлова, Л. Н. Папенина, И. А. Смотрова, Ф. Н. Страчкова) и рациональные подходы к содержанию дополнительного образования школьников (В. И. Аксельрод, А. В. Золотарева, В. В. Комарова, Л. В. Цветкова).

Однако специальных исследований, посвященных подготовке школьников в области дизайна, обеспечивающей условия для раннего экспериментирования и апробирования дизайнерского подхода к решению проектно-художественных задач, не выявлено. Результативность раннего формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира у школьников требует уточнения сущности, структуры, а также содержательного наполнения процесса формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявившихся в образовательном пространстве между:

- современными требованиями, предъявляемыми обществом к личности способной к самореализации в предметно-преобразующей деятельности и недостаточной разработанностью научно-педагогических оснований решения этой задачи в условиях дополнительного дизайн-образования;

- потребностями системы дополнительного образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования дизайнерского подхода к предметному миру у школьников и отсутствием соответствующего программно-методического обеспечения.

Эффективное разрешение названных противоречий невозможно на основе существующих моделей, в основном сложившихся на эмпирической основе. Вышесказанное определило проблему исследования: какова модель эффективного формиро-

вания у школьников дизайнерского подхода к предметному миру в учреждении дополнительного образования.

Социально-педагогический взгляд на дизайн как целостное явление культуры позволяет считать его не только механизмом, содействующим совершенствованию социально-культурных отношений в обществе и повышению качества жизни путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей, но и механизмом активизации развития личности. Одной из востребованных компетенций школьника сегодня является обработка информации, не имеющей достаточно выраженной структуры, четких параметров, неоднозначно решаемой, и решаемой на уровне чувств, ощущений, интуиции, что значительно отличается от действий по алгоритму и востребует творческие способности. Усвоение информации не исчерпывается рациональным познанием, значительное место занимает образно-символическое постижение реальности, в которой имеют место системные связи познавательно-моделирующего аспекта [10]. Гармонизация эмоционально-чувственной и рациональной стороны освоения и преобразования предметного мира школьником в ходе освоения принципов дизайна позволит реализовать социально-культурный, гуманистический, педагогический потенциал дизайнерского подхода с новых аксиологических позиций.

Изучение научных основ дизайнерского творчества, уточнение природы и специфики дизайнерской деятельности позволили уточнить сущность, структуру и содержательное наполнение дизайнерского подхода к предметному миру. Анализируя весь спектр значений слова «design», можно утверждать, что этот термин закрепился за художественно-конструкторским видом проектно-творческой деятельности. В нем отражен реальный синтез науки и практики, техники и искусств.

На каждой стадии освоения и преобразования предметного мира направление проектно-исследовательского маршрута необходимо определять с учетом принципов дизайна [1]. Дизайнерский подход предполагает учет меры предмета, что формируется инженерным и экологическим принципом дизайна, а учет меры человека - регулируется социологическим, эргономическим и экономическим принципом - интеграция их осуществляется за счет эстетического принципа.

Анализ исследований по выявлению сущности категорий подход, дизайн, про-ектно-творческая деятельность, позволил предложить определение: дизайнерский подход - это системный подход к художественно-техническому проектированию предмета на основе эстетического принципа, как сложного объекта, разветвленного по мере предмета и мере человека, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим.

Структура дизайнерского подхода к проектированию предметной среды представлена на рисунке. С учетом меры предмета и меры человека на основе эстетического принципа, происходит установление функциональных связей между элементами предметного мира и процессами с участием человека, что приводит к выявлению проектного образа предмета. В ходе художественно-технического проектирования познавательно-моделирующие действия способствуют гармонизации, эмоционально-чувственной и рациональной обработке разнородной информации, имеют неоднозначное решение, требуют участия интуиции, востребует и активизирует творческие способности.

Рис. Структура дизайнерского подхода к проектированию предметного мира

Дизайнерской подход представляет интегрированный системный феномен, выражающий мотивационно-ценностный (эстетическое отношение к предметному миру, гармонично сочетающему функциональные характеристики, преобладание эстетических ценностей в личностной мотивации, стремление к гармонизации действительности в соответствии с эстетическими ценностями); когнитивный (знания сущности, структуры, дизайнерского подхода к проектированию предметного мира, содержания соответствующих приемов деятельности); операционно-деятельностный компонент (умения и навыки активного творческого художественно-технического проектирования, способов эстетического самовыражения).

Понимание сущности дизайнерского подхода к решению общественно значимых задач, ориентированных на достижение наиболее полного соответствия предметной среды многообразным развивающимся потребностям человека и общества, гармонизируемых методами и средствами дизайна, позволил считать необходимость его формирования у школьников, отвечающей требованиям времени.

Ведущая роль в формировании дизайнерского подхода к предметному миру принадлежит системе образования, что актуализирует проблему разработки новых эффективных методов обучения школьников способам и приемам проектно-художественной творческой деятельности.

Многие исследователи отмечают, что образовательный процесс в школе базируется на строгой регламентации, что уменьшает подготовленность к самостоятельному творческому труду. Цель общего образования - дать базовое, регламентированное образование для последующей профессионализации в любой сфере деятельности, в то время как цель дополнительного образования - расширение пространства личностного развития в конкретной сфере деятельности, развитие мотивации школьников к по-

знанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе.

В отличие от основного образования, определяемого государственным стандартом, дополнительное образование не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на индивидуально-групповые образовательные потребности, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Его содержание может: дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, т. е. иметь практическую направленность; может восполнять имеющиеся, с точки зрения потребностей повседневной жизни, «пробелы» в содержании основного образования - утилитарная направленность; может иметь междисциплинарный, синтетический характер.

Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется, как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительное образование, в отличие от основного, не является обязательным, оно интегративно по отношению к общему образованию. Специализируясь на изучении особых объектов, учащийся в первую очередь, осваивает наблюдение и эксперимент, как способы познания, понятия, объясняющие окружающую действительность. У него формируется осознанное представление о роли дизайна в формировании предметного мира. Вместе с тем, такие занятия позволяют ему осуществить пробы, ориентирующие на выбор будущего способа деятельности, взаимодействия с миром.

Дополнительное образование даёт школьнику реальную возможность выбора своего индивидуального пути, даёт иной способ существования - безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.

Дополнительное образование является мощным средством гумманизации системы образования в целом. Вместе с базовым образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке.

Дополнительное образование обеспечивает образовательный процесс группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями, индивидуальными интересами и возможностями.

Уточнение сущности и структуры дизайнерского подхода позволило определить ведущие методологические подходы, лежащие в основе процесса раннего формирования дизайнерского подхода к предметному миру: аксиологический, личностно-деятельностный.

Аксиологический или ценностный подход, отвечая идее гумманизации рассматривая человека как наивысшую ценность, обеспечивает направленность обучения на развитие ценностных ориентаций личности.

Личностно-деятельностный подход обеспечивает направленность процесса обучения учащегося на развитие личностных качеств, способностей к активной творческой деятельности, осознание себя субъектом дизайнерского подхода к проектированию в новых социально-экономических и социокультурных условиях.

Ориентация на данные методологические подходы позволяет наметить следующие направления формирования дизайнерского подхода к предметному миру в обучении школьников:

- обоснование принципов и методологии построения целостной модели поэтапного формирования дизайнерского подхода к предметному миру;

- создание системы параметров оценивания качества, уровня сформированно-сти дизайнерского подхода;

- определение основных этапов формирования дизайнерского подхода к предметному миру;

- определение типологии заданий, обеспечивающих формировании дизайнерского подхода к предметному миру.

В связи с этим, при проектировании модели формирования дизайнерского подхода к предметному миру предлагается следующая концептуальная позиция: дополнительное дизайн-образование выступает той системой, которая призвана обеспечить школьнику дополнительные возможности для творческого развития.

Педагогические предпосылки разработки модели формирования дизайнерского подхода к предметному миру:

Необходимо обеспечить интеллектуальное, эстетическое развитие школьников, способствовать осуществлению творческих потребностей, стремлению к самовыражению, познанию и преобразованию предметного мира, через создание ситуаций, где имеет место неполнота информации, образ, предполагающий множество интерпретаций, что требует создания особой творческой атмосферы.

Необходимы условия для формирования субъектного опыта дизайнерской деятельности школьника, построенного в соответствии с разработанными этапами: определение проблемы несоответствия деятельности человека и предметной среды; установление функциональных связей между средой ее элементами и процессами с участием человека; создание проектного образа предмета с учетом меры предмета и меры человека на основе эстетического принципа, гармонизация деятельности человека и предметной среды через создание новых предметов.

Список литературы

1. Зеленов Л. А. История и философия науки: учеб.пособие - М.: Флинта: наука, 2008. - 472 с.

2. Зимина Е. К. Раннее формирование дизайнерского подхода к преобразованию предметной среды // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы X Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (9 апреля 2009 г.) - Т.1. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. - С. 228 - 230.

3. Зимина Е. К. Начальный дизайн, как способ формирования системы ценностных ориентаций и ранней социализации личности ребенка // Вестник Учебно-методического совета Самарского государственного университета. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ. - Сборник научных трудов 20 февраля 2009.-Самара: «Универс-групп», 2009. - С. 231 - 233

4. Зимина Е. К. Детская студия дизайна как фактор развития креативности. // Наука и молодежь.Материалы X Всероссийской научно-практической конференция студентов и аспирантов (28 мая 2009) Т.3. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2009.

5. Зимина Е. К. Детская дизайн-студия как инструмент расширения поля образования будущего дизайнера. // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы XI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (22 апреля 2010 г.) - Т.1. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. - С. 200 - 202.

6. Зимина Е. К. Дополнительное образование детей - платформа профессионального становления и самоопределения будущего дизайнера. // Актуальные проблемы современной науки и образования: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Т^П. Ч.» - Уфа:РИЦ Баш ГУ, 2010. - С. 137 - 139.

7. Зимина Е. К. Проблемные методы обучения в процессе подготовки будущего дизайнера. // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Сборник статей по материалам XII Международной научно-методической конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов: (7 апреля 2011г.) - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - С. 134 - 136.

8. Зимина Е. К. Формирование дизайнерского подхода к предметному миру на примере творческих заданий в детской дизайн студии. //Дизайн в пространстве национальной культуры: инновации и традиции: материалы международной научно- практической конференции ( Оренбург, 5-7 июня 2011г.) - Оренбург: ИПК ОГУ, 2011. - С. 257 - 260.

9. Зимина Е. К. Понимание сущности с структуры дизайнерского подхода для становления будущего дизайнера // Искусство и технологии в современном социокультурном про-странстве:материалы международной научно-практической конференции- Благовещенск

10. Лотман Ю. М. Семиосфера - С.-Петербург: Искусство - СПБ, 2000. - 704 с.

THEORETICAL BASIS OF FORMATION OF DESIGN APPROACH OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

National Novgorod State Architectural University

E. K. Zimina1 M. V. Lagunova2

2

In this article authors investigate the socio-cultural, humanistic potential of design, they specify the nature and structure, developing potential of design approach to objective world in schoolchildren, social and pedagogical preconditions of formation of a design approach to design of the objective world in conditions of additional education and basic approaches to modeling process in the educational practice.

National Novgorod State Pedagogical University

Key words: additional education of schoolchildren, the nature and structure of the of design approach.

e-mail:

mvlnn@rambler.ru zimina-evg@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.