Научная статья на тему 'Сущность дизайнерского подхода к проектированию предметного мира'

Сущность дизайнерского подхода к проектированию предметного мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1395
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПОДХОД / DESIGNER''S APPROACH / СУЩНОСТЬ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА / ESSENCE OF DESIGNER''S APPROACH / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Лагунова Марина Викторовна

В статье авторы исследуют сущность дизайнерского подхода, социально-экономические и социально-педагогические предпосылки раннего формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Лагунова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

В статье авторы исследуют сущность дизайнерского подхода, социально-экономические и социально-педагогические предпосылки раннего формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира.

Текст научной работы на тему «Сущность дизайнерского подхода к проектированию предметного мира»

УДК 745

Зимина Евгения Константиновна, Лагунова Марина Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

[email protected], [email protected]

СУЩНОСТЬ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО МИРА

В статье авторы исследуют сущность дизайнерского подхода, социально-экономические и социально-педагогические предпосылки раннего формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира. Ключевые слова: дизайн, дизайнерский подход, сущность дизайнерского подхода.

Осмысление социально-культурного, гуманистического, потенциала дизайна, разработка его концепций и научных основ является актуальным, поскольку в современном мире дизайн стал элементом мировой экономики. Изучение научных основ дизайнерского творчества, уточнение природы и специфики дизайнерской деятельности, выявление сущности дизайнерского подхода к проектированию предметного мира побуждают проанализировать современные проблемы терминологии в рассматриваемой области теории и практики.

Исторически слово «дизайн» широко употреблялось по отношению к ремесленному творчеству, декоративно-прикладному искусству, искусству графики, означая «рисунок», «узор», «эскиз», «композицию». Значение термина «дизайн» в Оксфордском словаре 1593 г. это замысел, или «план в уме того, что будет сделано». В 1919 г. новая область художественного предметного творчества, ориентированная на промышленность была определена английским художником Д. Синелом словосочетанием «industrial design». В 1959 г. на первом конгрессе ИКСИД (International Counsil of Societies of Industrial Design) в Стокгольме термин «industrial design» был введен для обозначения новой сферы художественного творчества, его метода, результата (дизайн-продукта) и системы теоретических положений, связанных с этой творческой деятельностью.

Первая официально признанная дефиниция принадлежит теоретику дизайна Т. Мальдонадо, преподававшему в Высшей школе дизайна в г. Ульме (ФРГ) и возглавившему это известное в Европе учебное заведение в 1964 г.: «Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [9, с. 20].

Ведущий теоретик отечественного дизайна периода 1960-1970-х гг., Г.Б. Минервин уточняет дан-

ное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» [9, с. 6].

Уточнения и пояснения к дифиниции «дизайн» способствуют не только выявлению специфики дизайнерской деятельности, но и сущности дизайнерского подхода к проектированию предметного мира в современных условиях. Мы нуждаемся в дизайне, когда становятся неэффективными стандартные действия, именно «дизайн позволяет подойти к истинному решению «одновременно с разных сторон», утверждает Эдвард де Боне, ведущий авторитет в области обучения творческому мышлению [2, с. 95].

Сегодня дизайн становится важнейшим стратегическим ресурсом бизнеса, президент Design Council Великобритании делает ежегодные доклады премьер-министру о дизайне как об инструменте конкурентоспособности британской экономики [11].

Новой мировой экономике требуются новые кадры, которые умеют работать с информацией, не имеющей достаточно выраженной структуры, четких параметров, неоднозначно решаемой, и решаемой на уровне чувств и ощущений, что значительно отличается от действий по заранее созданному алгоритму. Профессиональный подход дизайнера не только способствует решению задач сегодняшнего дня, но и позволяет предвидеть вкусы и эстетические запросы будущего потребителя, ощущать повороты и направления, по которым идут эстетические веяния в различных областях человеческой деятельности.

Понимание сущности дизайнерского подхода к решению общественно значимых задач, ориентированных на достижение наиболее полного соответствия предметной среды многообразным развивающимся потребностям человека и общества,

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Зимина Е.К., Лагунова М.В., 2012

гармонизируемых методами и средствами дизайна, позволит разработать эффективные пути его формирования у специалистов, отвечающим требованиям новой социально-экономической ситуации.

Для эффективного формирования дизайнерского подхода к проектированию предметной среды необходимо уточнить сущность и содержательное наполнение дизайнерского подхода к предметной среде.

«Подход» - совокупность, способов и приемов (в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь) [12]. С позиции методологии деятельности по О.С. Анисимову, «подход» является нормой, оформляющей процесс проектирования деятельности [1]. Под «подходом» понимается некоторое основание, полагаемое в начале проектирования деятельности, из которого исходит проектировщик и которое рассчитывает сохранять в ходе осуществления проекта. Подход является своеобразным инвариантом высокого уровня абстракции, задающим начало проектирования и «оформляющим» движение от начального состояния к конечному, осуществляемым с помощью некоторого метода, конкретизированного (через стадии методики и технологии) до проекта. Подход удерживается на протяжении всей деятельности и принимается во внимание при ее перепроектировании.

Расхождения в понимании и неоднозначности толкования понятия «дизайнерский подход» в большой мере обусловлены многозначностью термина «дизайн», обозначающим собственно проект, художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность, процесс проектирования и его результат - осуществленный проект. Анализируя спектр значений термина «дизайн» с деятельностной позиции, можно утверждать, что этот термин закрепился за художественно-конструкторским видом проектно-творческой деятельности.

О системном подходе к проектно-творческой деятельности дизайнера говорили теоретики дизайна В. Сидоренко, А. Иконников, Л. Переверзнев, Ю. Соловьев и др. Дизайнерский подход к созданию предметной среды это проектно-творческая деятельность на стыке разных научных направлений, технологий, это структурирование разрозненной информации и умение создавать, синтезировать на ее основе новые решения. Е.А. Кирьянко и Е.Н. Сухарев [5], подчеркивая системный характер проектно-творческой деятельности дизайнера, видят сущность деятельности в рассмотрении сложного разветвленного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социокультурных элементов, которая требует установления четких функциональных связей между средой, ее элементами и процессами, протекающими в ней с участием человека.

Определяя сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе

и художественное, и техническое начала, можно говорить об инварианте, ориентирующим ход деятельности на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов предметной среды утилитарным и эстетическим потребностям человека, с помощью соответствующих методов, конкретизированных через способы и приемы проектной творческой деятельности.

Теоретической основой художественно-технического творчества в промышленности является техническая эстетика, которая изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технико-технологические аспекты формирования предметной среды в разных сферах жизнедеятельности людей и создает научно-методические основы дизайна.

Совокупность способов и приемов проектной творческой деятельности сопоставима с художественным конструированием, означающим метод и процесс деятельности дизайнера как художника и конструктора. Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство предметного мира.

Специфика дизайнерского подхода как одного из видов проектно-творческой деятельности может быть выявлена при сопоставлении инженерного проектирования и художественного творчества.

Инженерное проектирование не ставит задачи достижения эстетического совершенства объекта, оно имеет целью техническую реализацию рабочей функции объекта с учетом конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления, как правило, в промышленном производстве.

Художественное творчество, в отличие от инженерного ориентировано на эстетическое восприятие, выявление смыслового содержания создаваемого объекта. В этом виде деятельности характерно превалирование эстетической ценности, выражение в форме объектов приоритета художественной значимости при вторичности практической полезности.

На каждой стадии проектирования предмета направление проектно-исследовательского маршрута необходимо определять с учетом принципов дизайна, научные основы которого были предложены и разработаны нижегородским ученым, доктором философских наук, профессором Л.А. Зелено-вым [4, с. 415-433]: учет меры предмета в творчестве дизайнера приводит к формированию инженерного и экологического принципов дизайна, а учет меры человека - формированию социологического, эргономического и экономического принципов.

Социологический принцип учитывает основные особенности структуры и динамики общественных

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

137

потребностей с целью создания полезных продуктов. Инженерный - основные особенности технических, конструктивных и технологических закономерностей с целью создания функционально совершенных изделий. Экологический - основные особенности абиотических и биотических систем с целью создания экологически чистых, природоохранных изделий. Эргономический - основные особенности анатомических, физиологических и психологических характеристик человека с целью создания удобных изделий. Экономический - основные затраты живого и овеществленного труда с целью создания рентабельных, экономически целесообразных изделий. Эстетический - основные композиционные закономерности с целью создания прекрасных, эстетически выразительных изделий.

Интеграция принципов осуществляется за счет эстетического принципа, который является показателем качества в дизайне. Дизайнер, прежде всего в своей деятельности ориентируется на решение эстетической задачи, но эстетическая выразительность, эстетическое совершенство промышленного изделия могут быть достигнуты только при условии выявления в нем гармонического единства меры предмета и меры человека.

Анализ исследований по выявлению сущности понятий «подход», «дизайн», «проектно-творческая деятельность», позволяет предложить определение: дизайнерский подход - это системный подход к художественно-техническому проектированию предмета, как сложного объекта, разветвленного по мере предмета и мере человека на основе эстетического принципа, и направленный на достижение наиболее полного соответствия объекта потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим.

Социально значимой целью формирования дизайнерского подхода к проектированию предметного мира «являются не столько сами вещи (красивые, удобные, современные, прекрасно функционирующие и делающие жизнь человека достойной его человеческой сущности), сколько люди, для которых и создаются эти вещи, с их образом и стилем жизни, отношениями, вкусами, идеалами, устремлениями, культурой, формирующей из индивида личность на благо самой личности и общества» [6, с. 69]. О том, что развитие способности к дизайнерскому подходу должно начинаться как можно раньше, говорил известный историк и теоретик искусства и дизайна Н.В. Воронов, в результате «воспиталось бы поколение не только дизай-нерски мыслящих личностей, но, понимая проблему более широко, - поколение личностей, интеллектуалов, способных поднять на новую ступень не одну лишь промышленность или государственную машину, но и всю культуру нации. Тогда путь прогресса во всех областях стал бы неостановим и непрерыва-ем, а застой и регресс невозможным» [3, с. 75].

Современные прогностические исследования в области философии культуры и педагогики художественного творчества (Б. Анчер, М.С. Каган, Л.Б. Переверзнев, В.Ф. Сидоренко, А.Г Устинов, В.С. Шкляров и др.), отмечают, что новое образование должно сконцентрировать свое внимание наряду с профессиональной подготовкой на развитии личности. Нужен не просто специалист, обладающий большим объемом профессиональных знаний, а «целостно-духовная личность, сопрягающая недоступную «умным» машинам познавательную мощь разума с отвечающей уровню общественного бытия в новом тысячелетии системой ценностей, способной радикально изменить отношение человека к природе, отношение человека к человеку, отношение человека к самому себе» [10, с. 130]. Формирование такого специалиста возможно путем освоения дизайнерского подхода как совокупности способов и приемов проектной творческой деятельности по мере предмета и мере человека на основе эстетического принципа, поскольку этот подход может рассматриваться в единстве всех сторон человеческой деятельности (предметно-преоб-разующей, коммуникативной, аксиологической, познавательной), как сложный синтез процесса деятельности и ее результата, художественно-эстетических концепций, проектных методик и предметов повседневного быта. Такой подход позволяет расширить область дизайн-проектирования до всего пространства социокультурного существования человека, считает И.Е. Никитина [9, с. 4]. Подтверждением тому служит понимание Н.В. Вороновым дизайнерского подхода, как метода оптимизации взаимодействия проектируемых материальных объектов и жизненных субстанций с человеком и обществом. «Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе и в формировании личности» [3, с. 31].

Ведущая роль в формировании дизайнерского подхода к предметному миру с целью оптимизации взаимодействия проектируемых материальных объектов с человеком и обществом принадлежит системе образования, что актуализирует проблему разработки новых эффективных методов обучения школьников и студентов способам и приемам проектной творческой деятельности по мере предмета и мере человека на основе эстетического принципа.

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Основы методологии: Учеб. пособие. Т. 1. - М.: РАМБ, 1994. - 306 с.

2. Боне Э. Серьёзное творческое мышление. -Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 416 с.

3. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. - Тюмень, 2005. - 224 с.

4. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 472 с.

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

5. Кирьянко Е.А., Сухарев Е.Н. Системный подход к проектированию дизайна интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/ 2009-07-01-10-21-16/908-2012-01-29-06-48-35

6. Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие. - СПб.: СПГУТД, 2004. - 108 с.

7. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения (техническая эстетика). - М., 1975. - 41 с.

8. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Основы дизайна: Учеб. для вузов. - Казань: «Дизайн-квартал», 2008. - 288 с.

9. Никитина И.Е. Специфика дизайна как со-

временного средства проектирования социокультурного пространства: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 11 с.

10. Шкляров В.С. Дизайнерское творчество в эстетическом развитии учащихся общеобразовательной школы // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы: сб. науч. тр. / науч. ред. Е.Н. Зуйкова - М.; Арзамас: АГПИ, 2002. - 213 с.

11. Храмкова Е. Разработка инновационного продукта: семь поводов задуматься о будущем еще раз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www.e-xecutive.ru/community/articles/836102/

12. Ожегов C.И. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alldict.ru/ index.php?action.

УДК 354, 31 (470)

Коблов Феликс Черменович

Центр профессиональной подготовки Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ

[email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕНТРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

В результате проведенного эксперимента автор пришёл к ряду выводов, имеющих практическую значимость для совершенствования условий подготовки сотрудников органов внутренних дел. В частности оказалось, что 3-х летний стаж практической работы преподавателей в органах внутренних дел, на должностях среднего и старшего начальствующего состава является недостаточным для приобретения практического опыта, необходимого для обучения сотрудников различных служб тонкостям полицейской службы. Кроме того, необходимо учитывать и уровень сформированности у них ряда профессионально-значимых качеств и способностей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, высокопрофессиональный кадровый состав, коммуникативные способности, академические способности, речевые способности, дидактические способности, организаторские способности и умения; инновационные, активные формы обучения, основные цели адаптации.

В современных социально-экономических преобразованиях в стране остро вырисовывается проблема профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов, их адаптации к новым экономическим и политическим условиям жизни общества.

Органы внутренних дел сегодня как никогда нуждаются в высокопрофессиональном кадровом составе, обладающим надежными теоретическими знаниями и практическими навыками исполнения своих обязанностей в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах, что достигается посредством профессиональной подготовки личного состава на всех его этапах, включающих:

- раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органы внутренних дел (суворовские военные училища МВД РФ, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

- специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки);

- подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием;

- повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

- послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры, докторантуры);

- обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Профессиональная подготовка, грамотно осуществляемое обучение сотрудников полиции является одной из важнейших проблем и одним из приоритетных направлений деятельности полиции на сегодняшний день. Изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества, требуют новых профессиональных знаний и умений, что диктует разработку новых подходов содержательной части учебного процесса, организации форм и методов обучения. От того насколько преподаватель обладает профессионально-значимыми качествами напрямую зависит успеваемость слушателей, умение донести до аудитории учебный материал.

© Коблов Ф.Ч., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.