Научная статья на тему 'Влияние дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности на дальнейшую самореализацию школьника'

Влияние дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности на дальнейшую самореализацию школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА / ДИЗАЙН / ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Е. К., Копий А. Г.

В статье на основе исследования дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности определена структура действий школьника относительно создаваемого предмета. Выявлено, что дизайнерский подход к предметно-преобразовательной деятельности является отправной точкой для дальнейшей эффективной самореализации личности при профессиональном взаимодействии с предметным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности на дальнейшую самореализацию школьника»

УДК 374.1

ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА

К ПРЕДМЕТНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ШКОЛЬНИКА

© 2018 Е. К. Зимина1, А. Г. Копий2

'канд. пед. наук,

доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна,

e-mail:zimina-evg@bk. ru 2доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна

e-mail: [email protected]

Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина

В статье на основе исследования дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности определена структура действий школьника относительно создаваемого предмета. Выявлено, что дизайнерский подход к предметно-преобразовательной деятельности является отправной точкой для дальнейшей эффективной самореализации личности при профессиональном взаимодействии с предметным миром.

Ключевые слова: дизайнерский подход, предметно-преобразовательная деятельность, самореализация школьника, дизайн, предметный мир

В современном мире стремительно развивающихся технологий, всё более усложняющихся процессов деятельности востребованы личности способные быстро социально адаптироваться. Н.В. Рубцова отмечает в своих работах, что становится более востребована «вторая сторона социализации личности - самореализация личностью своих потенций и творческих способностей», что требует от личности быть творчески активной, обладать способностью эффективно и нестандартно мыслить, находить способы решения проблем, быстро реагировать на перемены, быть готовым к работе на стыке разных направлений деятельности, уметь формировать собственную позицию, то есть обладать качествами, «которые способствуют «самоутверждению личности в конкурентно обусловленной среде» [Рубцова 2014: 19].

С точки зрения педагогики мощным фактором социализации личности, дающим значимые эстетические аксиомы в мировосприятие человека, способствующим приобретению социального опыта, а следовательно, и самореализации личности является взаимодействие с окружающим предметным миром. От образования требуется концентрация внимания на стратегии развития творческого потенциала будущего члена общества, для этого необходимо усовершенствование всей познавательной системы учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей [Неменский 1992; Переверзев 1994].

Образование - это начальная ступень самореализации личности, её профессиональной ориентации по освоению предметно-преобразовательной деятельности, поэтому «особенно важным становится применение таких принципов обучения, которые позволяли бы более эффективно осваивать картину мира» [Рубцова 2014: 19].

Для развития и самореализации личности, овладения социальным опытом в предметно-преобразовательной деятельности необходимо не только приобрести

и усвоить знания, навыки, методы, но и владеть направленностью действий относительно создаваемого предмета, то есть отправной точкой или подходом к преобразованию предметного мира, результатом которого этот опыт будет являться.

Целью статьи является выявление влияния дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности на дальнейшую профессиональную самореализацию школьника.

Предметно-преобразовательная деятельность является способом существования человека, в основе этой деятельности неудовлетворенность в предмете, в его несоответствии потребностям, что требует поиска преобразования. Предмет - это то, на что направлено внимание обучающегося, что он может познать, проанализировать, изменить, создать и преобразовать. Предметный мир - это совокупность материальных предметов, его можно изменять и строить новый.

«Деятельность» в словарном толковании - форма отношения к предметному миру, направленная на целесообразное изменение и преобразование в интересах существования общества, в интересах людей.

Можно выделить два направления деятельности: изготовление изделий по существующему образцу или предложение новых, мысленно задуманных, сравнительный выбор которых происходит в зависимости от поставленных требований и эстетических предпочтений, на основании выбора происходит их материальное воплощение.

Исследования философов и психологов определили следующую закономерность: предметно-преобразовательная деятельность включает два направления социальной сущности деятельности: с одной стороны, приобретение знаний, умений, навыков посредством изучения и изготовления предмета, с другой стороны, усвоение норм взаимоотношений, с учетом возрастных особенностей, при включении в систему этих отношений. Именно в предметно-преобразовательной деятельности происходит слияние идеального и материального созидания.

Предметно-преобразовательная деятельность позволяет человеку не только адаптироваться к миру природы, но и создавать предметный мир для своего существования, в соответствии со своими интересами, целями и задачами; она ориентирована на изучение исходной ситуации, выявление цели, результатов, которые получены, а также на дискуссию участников преобразовательной деятельности.

Для формирования личности необходимы регуляторы, которыми являются ценностные нормы деятельности. Нормы деятельности, в зависимости от поставленных проблемных задач, имеют объективный состав и структуру, направленную на их решение. С.М. Маркова в своих исследованиях отмечает, что профессиональные ценности, которые необходимы для самореализации в профессии, - это: «организационно-производственные действия, коммуникативные и социально-воздейственные умения, информационно-преобразовательные умения, профессиональная специфика внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления и воображения, профессиональная специфика психофизических свойств» [Маркова 2013: 13].

Самореализация школьника в предметно-преобразовательной деятельности будет более эффективной при условии более раннего приобретения ценностных норм данной деятельности. Для определения профессиональных ценностей, необходимых в предметно-преобразовательной деятельности на основе дизайнерского подхода, необходимо раскрыть содержание понятий «дизайнерский подход» и «предметно-преобразовательная деятельность».

Анализ научных трудов по проблеме предметно-преобразовательной деятельности в контексте эффективности самореализации школьника посредством освоения дизайнерского подхода позволяет сделать вывод, что основным критерием

предметно-преобразовательной деятельности является степень удовлетворения конечных потребностей как самого человека, так и требований предъявляемых к создаваемому им предмету.

Основной сферой предметно-преобразовательной деятельности в XX в. стал дизайн, который постепенно в своем развитии стал действенным средством формирования ценностных отношений, ответственным за гармонию взаимодействия человека с миром вещей, которые могут приобретать как гуманистическое, так и антигуманное направление действенности.

В первой общепризнанной дефиниции дизайна Т. Мальдонадо определяет дизайн как вид творческой деятельности, цель которой «определение формальных качеств промышленных изделий», то есть внешний вид изделия, а также «структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [Михайлов 2008: 20].

Г. Б. Минервин уточнил это определение, подчеркнув, что это особый вид творческой деятельности, которая направлена на создание гармоничной предметной среды, способной наиболее полно удовлетворять как материальные, так и духовные потребности человека [Минервин 1975].

Следовательно, дизайн - деятельность, направленная на достижение гармонии с окружающей средой. Она включает следующие основные компоненты: эстетический, определяющий содержание, и технологический, определяющий форму деятельности.

Осмысление понятия «дизайнерский подход к предметно-преобразовательной деятельности» требует понимания значения слова «подход», в словарном определении это способы и приёмы воздействия на кого-нибудь и чего-нибудь.

Е.В. Ушаков даёт следующую характеристику подхода, определяя, что подход состоит из концептуальной теоретической части и технологической части, которая предлагает способ её реализации [Ушаков 2005]. Г.Б. Минервин определяет сущность дизайнерского подхода в уточнении формальных качеств предмета и структурных связей, лежащих в основе функционального и композиционного единства [Минервин 1975].

С точки зрения С.М. Кожуховской, дизайнерский подход это вид проектирования, цель — проектирование предмета с учетом красоты, психофизических удобств, увеличения функций, социальной или целевой ориентации [Кожуховская 2011].

Е. А. Климов считает одной из стратегических задач воспитания «вооружать человека некоторой схемой для рассмотрения мысленно представляемого результата труда» [Климов 1986: 29].

Дизайнерский подход к предметно-преобразовательной деятельности наиболее отражает закономерность деятельности и отражает её социальную сущность: проекции на мир предметов и мир людей [Зеленов 2008].

Деятельность дизайнера основана на учёте меры предмета и меры человека при создании дизайнерского продукта, где их объединение происходит на основе эстетических требований. В результате проведенного анализа теоретических и методологических исследований алгоритмов дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности можно сделать вывод, что каждую стадию по поиску дизайнерского решения в предметно-преобразовательной деятельности необходимо проводить с учётом меры предмета и меры человека, что получило отражение в структуре дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности, которая определяет функциональные связи между предметной средой и человеком (рис.).

Как видно из структуры дизайнерского подхода, при возникновении проблемы несоответствия деятельности человека и предметной среды возникает замысел,

который требует следующих познавательно-моделирующих направлений действия: для выяснения меры предмета - проведения технического анализа предмета, выявления экологического компонента; для выяснения меры человека - уточнения потребности и экономической целесообразности, определения эргономических параметров соответствия создаваемого образа с ориентацией на человека и, посредством художественно-образных решений, достижения эстетического совершенства с дальнейшим воплощением в проектном образе.

Структура дизайнерского подхода подтверждает объемность действий, которые необходимо провести для создания проектного образа, что, несомненно, требует от школьника знаний в различных направлениях деятельности.

Предметная среда Деятельность человека

Структура дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности

Как отмечает Д.В. Томбу, введение основ дизайна в процесс обучения школьников будет способствовать расширению «пространства мышления», что будет формировать у обучающихся умения постигать ситуации и решать проблемы, которые не поддаются методам точных и гуманитарных наук.

Дизайн формирует «конструктивный тип мышления», то есть умение переводить создаваемые образы в материальные проекты, конструктивно-технологические решения создаваемых объектов, находя новации, не поддающиеся точному определению на языке точных и гуманитарных наук [Томбу 2002]. Таким образом, когда стандартные действия не дают эффективного результата, только дизайнерский подход позволяет рассмотреть проблему с разных сторон и найти истинное решение.

Реализацию дизайнерского подхода С.М. Михайлов определяет следующими стадиями проектирования предмета: предпроектное исследование, концептуальное решение (форэскиз), эскизное проектирование, рабочий проект [Михайлов 2008].

И.Г. Елинер так определяет этапы реализации дизайнерского подхода: по мере

подготовки - сбор и анализ информации; по мере созревания - процесс обдумывания; по мере озарения - этап принятия решения; по мере проверки - завершающий этап процесса на основе согласований по ходу реализации проекта [Елинер 2001] .

На основе анализа исследований была определена следующая последовательность реализации дизайнерского подхода, включающая: предпроектное исследование, стадию эвристического поиска концептуального решения, стадию творческой разработки проектного образа, заключительную стадию.

Стадия предпроектного исследования включает компоненты дизайнерского подхода:

- деятельность человека: определяются особенности деятельности человека, то есть выявление связи предметного мира и человека на основе их функций;

- мера предмета: проводится изучение мира предметов выполняющих заданную функцию;

- проблема: осознание актуальности возникшего несоответствия предмета и стоящих перед ним функций.

Стадия эвристического поиска концептуального решения имеет следующие компоненты:

- замысел: план деятельности по выявлении идеи создания предмета;

- гармонизация деятельности человека и предметного мира: действие по гармонизации происходит в процессе достижения эстетической выразительности предмета в соответствии с требованиями к предмету (мера предмета) и в зависимости от требований человека (мера человека). На этой стадии определяются и решаются инженерные, экологические, экономические, социологические, эргономические задачи в соответствии с эстетическими требованиями к создаваемому предмету.

Стадия творческой разработки проектного образа - воплощение образа предмета в проекте или макете.

Экспертно-рефлексивная стадия - презентация, оценка и анализ проектных действий для оптимизации дальнейшей деятельности по преобразованию предметного мира.

Рассматривая дизайнерский подход к предметно-преобразовательной деятельности как процесс проектирования и моделирования объекта предметного мира, предполагающий достижение наиболее целостного соответствия как потребностям человека, так и требованиям создаваемого предмета при условии наибольшего эстетического совершенства на основе единства художественного и технического в проектировании предмета, а также объединения научных, технических, художественно-образных и преобразовательных действий, можно сделать вывод о том, что освоение дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности способствует приобретению школьником начальных профессиональных ценностных норм предметно-преобразовательной деятельности:

- организационно-производственных - формирование личного отношения к предметному миру; умение объективно анализировать и оценивать восприятие создаваемого образа предмета; выявление способов и средств осуществления предметно-преобразовательной деятельности дизайнера;

- информационно-преобразовательных - определение комплекса знаний и выявление его смысла в процессе освоения дизайнерского подхода; осмысление и интеграция знаний для преобразовательной деятельности при создании проектного образа;

- профессиональной специфики - понимание ценностных ориентаций дизайнерского подхода; приобретение эмоционально-чувственного опыта; развитие художественного вкуса; определение собственной позиции; творческая активность;

способность эффективно и нестандартно мыслить, находить способы решения проблем, быстро реагировать на перемены, быть готовым к работе на стыке разных направлений деятельности;

— коммуникативных и социально-воздейственных умений — осознание значения и смысла дизайнерского подхода для социума; понимание своей позиции как дизайнера по отношению к коллективу, работающему над проектом, к своей деятельности, к проектированию предмета и к целевой аудитории, являющейся потребителем данного предмета.

В основе предметно-преобразовательной деятельности решается одна из важнейших задач: « умение вглядываться, рассматривать окружающий мир во всех его проявлениях», то есть происходит процесс понимания действительности [Сырова 2018]. В результате изменяется воспринимаемая школьником картина мира, появляется стремление и желание участвовать в его преобразовании, постижении наиболее оптимального пути поиска создания совершенного предметного мира.

Освоение дизайнерского подхода позволяет приобрести направленность действий в преобразовании предметного мира, и тем самым обретается социальный опыт, в основе которого лежит самореализация в предметно-преобразовательной деятельности. Приобретённые в процессе освоения дизайнерского подхода начальные ценностные нормы предметно-преобразовательной деятельности будут способствовать дальнейшей эффективной самореализации личности при взаимодействии на профессиональном уровне с преобразованием предметного мира.

Библиографический список

Елинер И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001. 32 с.

Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 472 с.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знамя, 1986. 80 с.

Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации. Нальчик: Изд-во Каб.-Балк. гос.ун-т, 2011. 411 с.

Маркова С.М.Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. №3 (3). С. 10

Михайлов С.М. Основы дизайна: учеб. для вузов. Казань: Дизайн - квартал, 2008.

288 с.

Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис. ... докт. искус. М., 1975. 41 с.

Неменский Б.М.Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: РОУ, 1992. 198 с

Переверзев Л.Б. Дизайнерское образование в условиях развивающейся // труды ВНИИТЭ. Дизайн в высшей школе. М., 1994. С.142.

Рубцова Н.В. К вопросу становления индивида: образование и педагог как «медиаторы» в процессе социализации личности // Вестник Мининского университета. 2014. №2. С. 19-19

Сырова Н.В. Чикишев В.Н. Визуальная коммуникация как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Мининского университета [Сайт]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754/645 (дата обращения: 18.09.2018).

Томбу Д. В. Дизайн как феномен культуры. Проблемы становления дизайн-образования в России: дис. ... канд. социол. наук. М.:, 2002. 151 с.

Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. М.: Экзамен, 2005. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.