кие результаты деятельности государственного служащего за счет инновационной мотиваи и специальных креативных аутопсихологических способностей.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности?// Психология. Ж нал Высшей школы экономики. Том 1. 2004. №2. С.54-66.
2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Пе гогика. 1999. №3. С.37-43.
3. Гусева А. С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Метод| технологии. М., 2000.
4. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. 2001.
5. Деркач А.А., Селезнева Е.А. Акмеологическая культура личности: содержание, законом ности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.
6. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучи и развития рефлексивной культуры госслужащего. М., 1998.
7. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутонсихологической компетентности государств ного служащего. М., 2003.
О Сорокина И.О., 2007
Е.Е. Задесенец, Л.Д. Чайнова, Е.А. Яблоко
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭРГОДИЗАЙНА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переход отечественной экономики к рыночным отношениям требует коренн изменения системы подготовки кадров специалистов с высшим образованием, в числе и в области дизайна. Одной из важнейших характеристик качества э специалистов должна быть их конкурентоспособность. Конкурентоспособность озна1 прежде всего способность специалистов грудо-устроиться без каких-либо затруднени! включиться в работу по специальности, выполняя при этом в полном объеме те требова! которые предъявляет к нему данная профессиональная деятельность. Чтобы обладать таю качествами, специ-алист должен иметь высокий уровень профессионализма.
Действенным способом повышения уровня профессионализма является создание со1 менной эффективной системы непрерывного образования. Эта система должна быть гибке более чувствительной к нуждам развивающегося общества, а также отдельного человека, кая система позволяет поднять конкурентоспособность специалиста за счет развития у к потребности в углублении своих профессиональных знаний и расширения спектра своих г фессиональных возможностей.
Важным звеном системы непрерывного образования является дополнительное образ< ние, нацеленное на периодическое обновление профессиональных знаний, совершенствова профессионального мастерства специалистов, их личностное развитие, повышение возмои сти карьерного роста. Непрерывность образования в сочетании с дополнительным образовг ем расценивается нами как фундаментальные принципы системы образования, обусловлен особенностями развития современного общества, где присутствует рыночная экономика, I
курентоспособность, научно-технический прогресс, ВЫСОКИЙ темп жизни и, как следствие, быстрое устаревание знаний, которые нуждаются в частом обновлении.
Изменения, наметившиеся в настоящее время в системе образования в целом, не могут не коснуться и дизайнерского образования. Дизайнерское образование в современных условиях должно быть направлено на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специа-листов-дизайнеров новой формации.
По существующему в настоящее время определению, дизайн как сфера проектной художественно-технической деятельности является одновременно и областью материальной культуры, и видом художественной деятельности, а дизайнер - это проектировщик, использующий в своей работе как научные, так и художественные средства. При этом в центре его внимания оказывается не только вещь или комплекс вещей, но и процесс человеческой деятельности, протекающей в предметной среде [5].
Выдающийся деятель дизайнерского образования Миша Блэк (Великобритания) считает, что дизайнер должен обладать пятью аристотелевыми добродетелями: знать искусство, науки, право, быть мудрым, благоразумным и рассудительным [цит. по: 3].
Совместная работа ученых ВНИИТЭ и РАГС, направленная на разработку системы дополнительного дизайнерского образования, позволяет определить требуемые профессионально-значимые качества специалистов-дизайиеров нового поколения. К ним относятся:
• способность участвовать в создании высококачественной наукоемкой продукции, обеспечивать продвижение научно-технических достижений в производство и на рынки сбыта;
• готовность ориентироваться на происходящие в стране социально-экономические изменения;
• понимание своей роли и места в обществе как созидателей, проектантов наиболее совершенного, с точки зрения человеческих запросов, предметного окружения;
• умение успешно использовать в своей деятельности научно-технические достижения (как отечественные, так и зарубежные);
• владение знаниями в области информационных и человекоориентированных технологий, способность их применения в своей практике;
• заинтересованность в профессиональном росте;
• знание функций менеджмента и умение их реализовать при организационном проектировании и управлении инновационным процессом;
• владение функциями маркетолога и возможность их применения при проектном моделировании инновационного процесса как рыночной операции.
К изложенному выше следует добавить, что использование в полной мере современных информационных систем дает возможность дизайнерам при условии знания основных принципов разработки того или иного объекта в кратчайшие сроки не только постигать и менять существующие технологии, но и создавать принципиально новые технологии, отвечающие современным социально-экономическим требованиям.
Сфера дизайнерского образования в существующем ныне варианте пока не может обеспечить такого уровня подготовки специалистов. Вместе с тем, известно, что именно дизайн стал одним из рычагов, позволивших вывести экономику США из жестокого экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия. Великобритания, испытавшая большие трудности с экспортом своей промышленной продукции в 70-80-е годы XX века, сделав в промышленной политике ставку на дизайн, вышла в 1994 году на первое место в мире по объему экспорта продукции надушу населения.
Дизайн в развитых странах является объектом постоянной целенаправленной государственной политики, которая предусматривает как совершенствование самого дизайна, так и его использование для улучшения качества жизни населения и обеспечения конкурентоспособности национальной промышленности. Правительства этих стран в рамках государственных программ по дизайну поддерживают науку, образование, включают дизайн в приоритетные программы технического, научного, социального характера. Так, в Великобритании программа развития дизайна на государственном уровне стимулирует решение вопросов научного обеспечения дизайна, реорганизации системы образования, где большое место занимают специальные семинары для руководителей высшего звена в промышленности. В этой программе
предусмотрен специальный фонд, обеспечивающий экономическое стимулирование промышленности по использованию дизайна тех направлениях, которые государство считает для себя приоритетными. Система английского дизайнерского образования охватывает сегодня более тысячи курсов по различным аспектам и отраслям дизайна, которые ведутся в 188 учебных заведениях [7]. •
Существующее в настоящее время у нас в стране базовое дизайнерское образование не может в должной степени удовлетворять новые требования, которые предъявляет обществу рыночная экономика. Учебные программы отличаются мозаичностью и фрагментарностью, в них не уделяется должного внимания наукам о человеке, отсутствует человеческая составляющая дизайнерской деятельности. В процессе обучения не освещаются проблемы личностно-профессионального развития, формирования положительной мотивации к труду, задача формирования способности к саморазвитию. Восполнить этот пробел может эргономика - научная и проектная дисциплина, комплексно изучающая антропометрические, биомеханические, психофизические и психологические особенности взаимодействия человека с техническими средствами, предметами труда и быта, целостной средой жизнедеятельнос ти. Разработки в области эргономики могут способствовать повышению эффективности функционирования и качества деятельности человека в системе «человек - машина - предмет деятельности -среда» при условии сохранения здоровья человека и создания предпосылок для развития его как личности и субъекта деятельности.
Проектная деятельность дизайнера, ориентированная на человека, его интересы, культуру саморазвития и самореализации предполагает не только синтез эргономики и дизайна, но требует широкого использования возможностей акмеологической науки, исследующей закономерности и механизмы достижения человеком профессионального и личностного «акме», становления его как активного творческого субъекта социальной практики и собственной судьбы, рассматривающей личностную и профессиональную зрелость как высшие формы социализации человека [11].
Процесс модернизации образования предполагает освоение новейших образовательных концепций и технологий [10]. Акмеологический аспект в системе дополнительного дизайнерского образования в соединении с концепцией эргодизайна как инновационной человекоориентированной технологией, на наш взгляд, может стать тем прогрессивным средством, которое способно позитивно влиять на процесс модернизации дополнительного образования дизайнеров. К этому стоит добавить и тот факт, что объединение указанных новых научных направлений - акмеологического и эргодизайнерского - в единую технологию создает условия для реализации принципа интеграции науки и образования во имя решения задач практики.
Обращаясь к рассмотрению значимости феномена «эргодизайн» и причин обусловленности его появления, отметим, в первую очередь, обострившуюся актуализацию этого явления в настоящее время. История показывает, что в условиях командно-администативной, а в дальнейшем — рыночной форм хозяйствования действовали как дизайнерские, так и эргономические технологии, только степень их включенности в проектный процесс была различной. При первой форме хозяйствования дизайнер действовал, как правило, самостоятельно и независимо и обращался к эргономистам в случае каких-либо изъянов, касающихся недоучета эргономических требований, и то, в основном, только тогда, когда изделие было уже готово и недостатки обнаруживались при его эксплуатации человеком. В этой ситуации требовалось вмешательство эргономиста, который давал рекомендации по устранению выявленных недостатков. Такое направление в эргономической науке того времени получило название «коррективной эргономики-».
При переходной экономике действие рыночных механизмов потребовало иного подхода к проектированию промышленной продукции. Как показывает диссертационное исследование В.И. Даниляка (2004), прежний опыт, выражающийся либо в «директивном» внедрении результатов эргономических исследований и разработок без должного анализа всех компонентов процесса проектирования, либо в обращении к данным эргономических исследований только на этапе эксплуатации продукции, не «работает» в новых условиях хозяйствования, связанных с дебюрократизацией и уменьшением административного присутствия государства в экономических процессах. Стало очевидным, что в рыночной экономике, при отсутствии дефицита
промыш. соответс чить уда ции.
Все может б; собност» ном иста на самы: при Пр01 мышлеш сти, пол;
Эрге ность, П| эргоном! тирован! ектного•
вн>
вопросы чества и мышлен; а также: ческих < ориента1
Сеге темообр: альной с вационн! вания и| признап образом на в про точки зр специал! водства обернул)
В ж формащ товаров, продукц имеющи маркето. ее давни дается С1 экономн
Нам дизайна рованны тpeбoвa^ и в ново телями формирс нальной зывалоа
мыш-1 себя более :бных
ие не еству ью, в став-ност-адача - на-іиче-іиче-абот-зова-:ти -? его
туру
тре-
оно-
ста-
ьбы,
іиза-
ных
нер-
эри-
зрое
йне-
вле-
реа-
ІНО-\я в шь-іче-1ри ІСИ-
но-
ЮС-
ла-
:ов.
юй
а к ше ре-гов .ко ых
ІИ-
гта
промышленной продукции, современного пользователя привлечет только то изделие, которое соответствует его потребностям, запросам и ожиданиям. При этом пользователь может получить удовлетворение в случае эстетического совершенства изделия и удобства его эксплуатации.
Все больше утверждается новая форма использования знаний эргономики, при которой может быть обеспечен наибольший успех в реализации продукции за счет ее конкурентоспособности как на внутреннем, гак и внешнем рынках. И в этой ситуации вмешательство эргономиста в проектный дизайнерский процесс должно происходить как можно раньше, то есть на самых ранних стадиях проектирования, чтобы максимально учесть требования эргономики при проектировании различных объектов [8]. Именно такой подход к проектированию промышленных и других изделий привел к появлению нового вида научно-проектной деятельности, получившим название «эргодизайн».
Эргодизайн трактуется нами как человекоориентированная научно-проектная деятельность, при которой за счет интеграции средств дизайна и эргономики создаются эстетически и эргономически полноценные объекты и предметно-пространственная среда. Человекоориентированное проектирование осуществляется на всех этапах создания продукции - от ее проектного замысла до изготовления опытного образца.
ВНИИТЭ - единственный в стране Институт, который на государственном уровне решает вопросы координации сферы дизайна с задачами развития социальной сферы, повышения качества и конкурентоспособности российских товаров, реализации новых технологий в промышленных изделиях с целью непрерывного обновления и повышения качества жизни людей, а также задачами развития образования. Он обеспечивает разработку теоретических и методических основ дизайна как деятельности междисциплинарного типа, реализует социальную ориентацию научно-технического прогресса средствами дизайна и эргономики.
Сегодня все эти вопросы концентрируются вокруг- проблемы осознания и реализации системообразующих функций дизайна в инновационных процессах научно-технической и социальной сферы и, соответственно, в разработке и реализации адекватных этому моделей инновационного дизайн-образования. Продолжая рассматривать проблему дизайнерского образования и отдавая при этом должное сильным сторонам отечественного дизайна, следует все же признать необходимость пересмотра ряда его позиций, прежде всего тех, которые связаны с образом дизайнера, которого готовит высшая школа. Директивный характер вживления дизайна в промышленность в период плановой экономики определял подготовку исполнителей не с точки зрения проектной мысли, а с точки зрения мироощущения и самосознания молодого специалиста. Формальное отношение к профессии, отсутствие опыта проектирования и производства в новых экономических условиях, отягощенных резким промышленным спадом, обернулись невостребованностью профессии в ее прежних рамках.
В новой экономической ситуации необходимы профессионалы деловой, инновационной формации, способные обеспечивать потребительские и ценовые преимущества создаваемых товаров, учитывать фактор конъюнктуры, вести разработку от первичных идей до выведения продукции из сферы потребления и утилизации, сотрудничать со всеми специалистами, имеющими отношение к потребительскому рынку (технологами, финансистами, менеджерами, маркетологами, специалистами в области качества и др.). Отечественная дизайнерская школа с ее давними традициями гуманитарной культуры как основы дизайнерского образования нуждается сегодня в переходе к такой форме образования, которая основывается на современных экономических, производственных, технологических знаниях, проблемах и ситуациях.
Нами разработана концепция качественного нового дополнительного образования в сфере дизайна и принципы его реализации [6, 9], которая ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных на рынке труда, отвечающих требованиям профессиональной дизайнерской деятельности в условиях рыночной экономики и в новой конкурен тной внутрипрофесснональной сфере. Она обеспечивает овладение слушателями современными знаниями *в области эргодизайна, смежных областей деятельности, формирование навыков использования полученных знаний непосредственно в профессиональной дизайнерской деятельности. Однако получение определенной суммы знаний, как указывалось выше, в настоящее время не гарантирует формирование профессионала высокого
класса, способног о к эффективной работе но специальности на уровне мировых стандартов. Предлагаемая концепция образования предполагает личностно-профессиональное развитие специалиста путем повышения уровня положительной мотивации к труду, формирование способностей к самообразованию, саморазвитию, повышению уровня самооценки и конкурентоспособности специалиста. Самореализующаяся креативная личность рассматривается в качестве опоры существования открытого общества. При этом узкому пониманию творчества только как творчества в искусстве сегодня приходит на смену видение его как неотъемлемого компонента всех сфер жизнедеятельности личности и общества: промышленного производства, управления, политики, социальной сферы и др.
Данная концепция ориентируется на модель дизайнера как специалиста с наивысшими профессиональными качествами. Новизна подхода состоит в раскрытии механизмов и закономерностей личностно-профессионального развития специаяиста-дизайнера. Инновационность предлагаемого научного подхода определяется двумя основными составляющими:
• введением в систему дизайнерского образования категории эргодизайна;
• рассмотрением и изучением профессиональной деятельности дизайнера с позиций ак-меологической науки [1,4].
Акмеологический аспект дополнительного образования, базирующийся на рассмотрении его как личностно развивающего, обеспечивается через создание благоприятных условий саморазвития человека. Управление этим образованием предполагает постановку перед обучающимися целей саморазвития и обеспечения условий для их достижения, обеспечение поступательного поэтапного личностного и профессионального роста; использования акмеоло-гических технологий, направленных на вовлечение, актуализацию самим человеком резервов своей психики для достижения высокого уровня личностного развития, открытость процесса движения личности к вершинам профессионального и личностного развития, восхождение к вершинам через разрешение противоречий с внешней средой и внутриличностных противоречий, преодоление «кризисов» развития; сближения мотивов учения и мотивов профессионапь-ной деятельности.
Все это, на наш взгляд, раскрывает основное содержание акмеологического подхода к подготовке специалистов в области эргодизайна через систему дополнительного образования.
В соответствии с представленной триединой целью личностно ориентированного образования складываются и критерии его эффективности: сформированное^ профессионального сознания и самосознания; способность решать профессиональные задачи с применением новейших достижений эргодизайнерской и акмеологической науки; повышение личностного потенциала специалиста, его мотивация к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Решив обозначенные задачи, мы сделаем первый шаг в концептуальном и методическом осмыслении акмеологического подхода в области эргодизайна через систему дополнительного образования.
Внедрение знаний акмеологии в дополнительное дизайнерское образование может считаться ответом науки на запросы отечественной промышленности в плане мобилизации психологических резервов и творческого потенциала дизайнеров. Мобилизация психологических ресурсов, может, например, проявиться в отношении профессионального мышления, профессиональных способностей, готовности к гибкой переориентации в рамках профессии, позитивной динамики мотивационной сферы, появлении новых мотивов, целей и т.д.
Инновационный подход к дополнительному образованию в области эргодизайна предполагает не просто механическое соединение достижений в области эргономики, дизайна и акмеологии, но обеспечивает синтез, интеграцию полученных в каждой из этих наук результатов. Этот синтез имеет серьезную научную базу. Каждая из названных наук в той или иной форме разрабатывает феномен «творчества» применительно к различным сферам общественной практики и индивидуальной жизни человека. Организация этих сфер предполагает поиск путей оптимального сочетания общественного и индивидуального, человека и среды, гармонизацию предметного и духовног о компонентов, в конечном счете - достижения достойного качества жизни человека и общества, одним из базовых оснований которого может и должна стать гуманистическая направленность каждой из сфер жизнедеятельности человека как индивида, личности, субъекта.
Группой ученых РАГС, МГУ и ВНИИТЭ сделана первая попытка по разработке программ для дополнительного образования в области дизайна и эргодизайна. Дисциплины и их программы отбирались по ряду критериев. Первый из них - запрос общественной практики на подготовку и переподготовку кадров, работающих в сфере дизайна или других областях, нуждающихся в его применении. Второй - необходимость освоения специалистами основ дизайна и эргодизайна, их базовых разработок. Третий - овладение знаниями и навыками инновационного дизайна, в том числе синтеза дизайна и эргодизайна, теории проектной культуры и методологии дизайн-проектирования с помощью компьютерных технологий. Четвертый - психологическое обеспечение профессиональной деятельности и личностного развития специалиста-дизайнера, учет человеческого фактора в управлении качеством, повышении конкурентоспособности производимой ими продукции. Пятый ориентация специалистов-дизайнеров в социальном контексте современного общества, и прежде всег о - его экономической основе, мак-ро- и микроэкономике, менеджменте и маркетинге. Этот комплекс дисциплин позволяет реализовать концепцию дополнительного образования, осуществить его в соответствии с принципами и методами переподготовки специалистов нового поколения, способных обеспечить качество и конкурентоспособность отечественной продукции, повышение творческого компонента дизайна как специфического вида деятельности, направленного не только на совершенствование мира вещей, предметной среды бытия человека, по и развитие его собственной культуры и культуры его отношений с другими людьми. Инновационный дизайн развивается сегодня на основе быстро изменяющейся социальной среды российского общества, учета человеческого фактора в дизайн-проекте и дизайн-продукте. Он строится на основе современного проектного языка, с использованием компьютерной графики для проектирования и моделирования предметной среды.
В программах но эргодизайну представлены основные направления человекоориентированного проектирования программных средств и предметной среды. Основная цель эргодизайна как нового вида проектной деятельности, отличной от традиционного эргономического и художественного дизайнерского проектирования, состоит в обеспечении единства трех аспектов проектирования - удобства, комфорта и эстетической ценности средств и условий жизнедеятельности человека.
Освоив основные дисциплины комплекса, слушатель:
• получает целостное представление о дизайне и современных методах компьютерного проектирования;
• изучает основные понятия и направления эргономики и ее место в проектировании, методах использования эргономических знаний в процессе создания предметной среды человека в разных видах деятельности;
• приобретает психологические и антропометрические знания, необходимые при проектировании предметного мира, окружающего человека, а также навыки профессионального общения и профессиональной этики;
• изучает проблемы управления качеством промышленных изделий и освоения новой продукции потребителями;
• осваивает экономические и правовые знания, необходимые в дизайнерской деятельности в условиях рыночных отношений.
Эргодизайн может стать областью реализации акмеологических принципов, ее методологии и теории, ее достижений в научных исследованиях, образовательных проектах и непосредственной практике. Эргодизайн в сочетании с акмеологией обеспечивают проведение следующих направлений теоретико-прикладных исследований: теоретические и методические основы формирования предметной среды; теоретические и методические основы эргономического обеспечения дизайнерской деятельности; формирование целостной предметно-пространственной среды как условие профессионального и личностного развития человека; развивающаяся среда личности: общеобразовательные и профессиональные методы и средства подготовки дизайнеров; разработка и внедрение дизайн-программ формирования предметной среды и ее оборудования для отдельных социальных групп и сфер деятельности; акмеологиче-ские аспекты проектирования среды госучреждений; эргодизайнерская подг отовка государст-
Акмеология, № 1, 2007
венных служащих как элемент формирования профессиональной культуры; акмеологича подготовка специалистов в области зргодизайна, создание акмеологической модели спеши ста-дизайнера.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
Акмеологический словарь. М., 2004.
Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.
Вопросы дизайн-образования и формообразования. М., 2004.
Деркач А.А. Управление развивающим образованием: психолого-педагогические и акм» логические основы. М., 2004.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М., 2004.
Качество жизни и образование. / 'Груды ВНИИТЭ, серия «Качество жизни», вып. 13. 2005.
Кулайкин В.И., Чайнова Л.Д., Сергеева Г.К. Вопросы развития инновационного дизайш ского образования в России. / Труды ВНИИТЭ, серия «Качество жизни», вып. 13. М 2005.
Оптимизация условий деятельности государственных служащих. (Эргодизайнерский поход)/ Под. ред. А.А. Деркача, Л.А. Кузьмичева. М., 2003.
Смирнов С.С., Чайнова Л.Д., Яблокова Е.А. Концепция и модель дополнительного образе* вания в области эргодизайна // Перспективы образования в области промышленного» зайна. М., 2003.
Суслова Е.А. Отечественные и зарубежные концепции обоснования проблем и задач» временного образования // Акмеология. 2003. №1.
Яблокова Е.А. Акме как феномен развития группы, общности // Акмеология. 2002. №1. I
О]
'Заседенец Е.Е., Чайнова Л.Д., Яблокова Е.А., 2007
нейше
налич
В
лью р сущес индив зи» [ 1! рода, I ствент П<
ние, н ми че; лее яр свобо; счете, В
«/7» и) за ско
ПОЛЬЗ)
реальн
источь
В
реннее
зульта
ления
внутре