Научная статья на тему 'Эргодизайн и инновационная педагогика в современной России'

Эргодизайн и инновационная педагогика в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эргодизайн и инновационная педагогика в современной России»

А. А. Колчин, А. В. Голубчикова Эргодизайн и инновационная педагогика в современной России

Эргодизайн - это прогрессивная технология, связанная с проектированием и производством высококачественной наукоемкой конкурентоспособной продукции. Эргодизайн представлен как новый вид проектной деятельности, отличной от традиционного эргономического и художественного дизайнерского проектирования. Цель эргодизайна, в наиболее широком понимании, состоит в обеспечении успеха и благополучия человека во многих сферах его деятельности, что достигается путем обеспечения единства трех аспектов проектирования: удобства, комфорта и эстетического совершенства средств и условий деятельности человека.

Среди специалистов в области исследования человеческого фактора эргодизайн трактуется как личностно ориентированная научно-проектная деятельность, при которой за счет интеграции средств дизайна и эргономики создаются эстетически и эргономически полноценные объекты и предметно-пространственная среда. По образному выражению дизайнера Д.А. Азрикана, эргономика должна «врастать» внутрь проектной акции дизайна. Близкая по смыслу точка зрения представлена в одной из достаточно недавних дизайнерских работ, посвященной аксиологическим аспектам дизайна. Так, в данном диссертационном исследовании Т.В. Балланд (2004) современный дизайн предлагается определять как «комплексную творческую деятельность, объединяющую в своей структуре ряд профессиональных дисциплин и научных знаний, на основе осмысления проблем человека». И хотя в этой работе специально на роль эргономики не указывается, однако проблема человеческого фактора в изучаемых аспектах дизайна присутствует.

Как, в принципе, и следовало предполагать, знания психологии оказываются востребованными дизайном. Ими успешно пользуются специалисты дизайнерского профиля. Учитывая, что психологические знания в эргономике являются основополагающими наряду со знаниями физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук, что свидетельствует о ее междисциплинарности при изучении человека в условиях его деятельности, логично признать безусловную значимость этих знаний в проектной деятельности дизайнеров.

По нашему мнению, качественно новым образом дизайн может себя проявить при взаимодействии с эргономикой в процессе эргодизайнерского проектирования. Специалисты утверждают, что со-

195

временный научный подход к проектированию промышленных изделий и предметной среды немыслим без использования знаний эргономики. Именно поэтому главный тезис одной из фундаментальных работ последних лет по человеческому фактору, авторами которой являются В.М. Мунипов и В.П. Зинченко, гласит: «Любое проектное творчество не может осуществляться вне связи с эргономикой». Данную точку зрения дополняет и тот факт, что качество продукции в XXI в., который ряд международных организаций объявил веком качества, не может быть достигнуто без учета требований, предъявляемых человеком к производимой продукции. В связи с этим любое конструирование для людей должно предусматривать реализацию широкого круга знаний о человеческом факторе.

В целом «эргодизайн ориентирован на улучшение качества жизни людей, включая и жизнь на работе», считает В.М. Мунипов. При этом автор дает весьма емкое определение данного понятия. Он отмечает, что «эргодизайн имеет отношение к тому, с чем взаимодействуют люди, и что их окружает в городе и сельской местности, дома и на работе, в административных помещениях и средствах транспорта, на отдыхе и при занятиях спортом, в ресторанах и кафе, в процессе учебы и лечения, в театрах и музеях». При таком определении эргодизайна можно считать, что в данном случае речь идет фактически обо всем предметном мире человека.

В связи с вышеизложенным генеральной целью дизайна является преобразование окружающего нас предметного мира, а если представить более широко, то материально-предметной среды его жизнедеятельности. Итак, человеческая деятельность, в широком понимании этого слова, осуществляется в предметном мире путем взаимодействия с элементами этого мира в целях удовлетворения растущих человеческих потребностей (в труде, отдыхе, спорте, образовании и т. п.). Это то связующее звено, то системообразующее начало, которое создает основу для взаимодействия дизайна и эргономики во имя совершенствования такого мира, с которым связана жизнедеятельность человека во всех сферах его пребывания.

Существующее в настоящее время у нас в стране базовое дизайнерское образование не может в должной степени соответствовать новым требованиям, которые предъявляет обществу глобализирующийся мир. Учебные программы отличаются фрагментарностью, в них не уделяется должного внимания наукам о человеке, отсутствует человеческая составляющая дизайнерской деятельности. В процессе обучения не освещаются проблемы личностно-профессионального развития, формирования положитель-

196

ной мотивации к труду, задача формирования способности к саморазвитию.

Действенным способом повышения уровня профессионализма является, на наш взгляд, создание современной эффективной системы непрерывного образования. Эта система должна быть гибкой и более чувствительной к нуждам развивающегося общества, а также отдельного человека. Такая система позволяет поднять конкурентоспособность специалиста за счет развития у него потребности в углублении своих профессиональных знаний и компетенций. И естественно, что процесс модернизации образования предполагает освоение новейших образовательных концепций и технологий.

Продолжая рассматривать проблему дизайнерского образования и отдавая при этом должное сильным сторонам отечественного дизайна, следует все же признать необходимость пересмотра ряда его позиций, прежде всего тех, которые связаны с образом дизайнера, которого готовит высшая школа. Инновационный подход к образованию в области эргодизайна предполагает не просто механическое соединение достижений в области эргономики и дизайна, но обеспечивает синтез, интеграцию полученных в каждой из этих наук результатов. Этот синтез имеет серьезную научную базу. Каждая из названных наук в той или иной форме разрабатывает феномен «творчества» применительно к различным сферам общественной практики и индивидуальной жизни человека. Организация этих сфер предполагает поиск путей оптимального сочетания общественного и индивидуального, человека и среды, гармонизацию предметного и духовного компонентов, в конечном счете - достижения достойного качества жизни человека и общества, одним из базовых оснований которого может и должна стать гуманистическая направленность каждой из сфер жизнедеятельности человека.

Достижение тех позиций, которые обозначены эргодизайном, в системе дизайн-образования представляется возможным с помощью педагогических инноваций. Педагогическая инновация представляет собой «нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом». Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития). Соединение интенсивного и экстенсивного путей

197

развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации».

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике применительно к дизайн-образованию, являются:

• разработка концепций и стратегий развития дизайнобразования и соответствующих образовательных учреждений;

• обновление содержания дизайн-образования через изменение и разработку новых образовательных технологий;

• совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

• улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;

• разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

• обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучаемых;

• разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях совершенствования дизайн-образования. При этом к высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

М. В. Моисеенко

Проектная культура дизайна как предмет философского осмысления

Проектная культура дизайна - многоуровневая система проектной деятельности открытого типа, в которой различные социальнокультурные функции реализуются синхронно и могут быть выделены только в процессе анализа. Имманентными признаками проектной культуры являются ее эстетическая, гуманистическая, коммуникативная, познавательная, воспитательная и многие другие функции, среди которых наиболее значимой является гуманистическая, поскольку она характеризуется жизнесберегающей, амортизирующей, духовно-охранительной ролью.

Термин «проектная культура» вошел в научное употребление в 70-е годы прошлого века под влиянием историко-культурного подхода к дизайну; появился ряд публикаций, в которых указанным термином обозначалась совокупность норм и средств, образующих профессиональную культуру проектной деятельности. В таком значении в 1974 г. его впервые употребил В. М. Розин.

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.