Научная статья на тему 'Ресурсы и организационный механизм промышленного эргодизайна'

Ресурсы и организационный механизм промышленного эргодизайна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Владимир

В статье рассматриваются особенности управленческой деятельности в области эргономики и промышленного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources and institutional mechanisms of the industrial ergodesign

The article deals with the peculiarities of managing activities in the field of ergonomics and industrial design. In his paper, the author formulates the essence of the priority areas of ergonomic design assurance.

Текст научной работы на тему «Ресурсы и организационный механизм промышленного эргодизайна»

АНАЛИЗ

Ресурсы и организационный механизм промышленного эргодизайна

Окончание. Начало в №7

В странах бывшего СССР и дальнего зарубежья накоплен значительный опыт в области классификации потребительских свойств и процедур проведения художе-ственно-кунструкторской экспертизы различных видов промышленной продукции как на стадии формирования концепции и разработки проекта, так и непосредственно при оценке эргономических и эстетических качеств. В основу указанных классификаций положены, как правило, целевые критерии, отражающие прежде всего полезный эффект изделия, а также некоторые субъективно воспринимаемые моменты, связанные с психологическим воздействием на покупателя.

Так, в работе американского исследователя К. Ульриха [1] рассмотрены следующие пять категорий оценки потребительских свойств изделий, примерно соответствующих пяти основным целям дизайна, сформулированным американским промышленным дизайнером Генри Дрейфусом.

Первая - качество интерфейсов пользователя - показатель того, насколько продукция удобна и безопасна в использовании, несут ли детали изделия информацию о своем предназначении. Вторая - эмоциональная привлекательность - характеризуется тем, в какой мере внешний вид отражает качество, вызывает восхищение у потребителя, а также чувство гордости у его владельцев, изготовителей и продавцов. Третья - удобство

Владимир Гончаров,

доцент кафедры технологии важнейших отраслей промышленности БГЭУ

обслуживания и ремонта - определяется легкостью понимания того, каким образом производится разборка и сборка изделия, насколько очевиден способ обслуживания для потребителя. Четвертая - рациональное использование ресурсов - оценивает целесообразность расходования (с точки зрения стоимости и качества) средств на изготовление, функциональность продукции, материалоемкость и учитывает факторы, касающиеся экологии и взаимодействия с окружающей средой. И наконец, пятая - дифференциация продукции - это показатель ее уникальности, соответствия фирменному стилю, узнаваемости в магазине, запоминание после увиденной рекламы.

Как видно, предпочтение потребителя - один из ведущих критериев в зарубежной практике оценки качества промышленной продукции. Более комплексный подход характерен для экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой ранее в СССР, а в настоящее время - в Республике Беларусь и некоторых других странах СНГ, где в основу оценки потребительских качеств товара положены социальные, функционально-технические, эргономические, эстетические показатели [2].

Социальные свойства характеризуют соответствие изделия общественно необходимой потребности в нем, обусловливающей целесообразность его производства и сбыта. Они определяют социальную

ориентацию продукта на конкретную группу покупателей, предъявляющих специфические требования к назначению, соответствию структуре общественного потребления. В основе функционально-технических показателей - рациональность технического решения, обеспечивающего выполнение основной и ряда дополнительных функций изделия, возможность эффективно осуществлять необходимые операции по его управлению и обслуживанию. Эргономические свойства напрямую связны с соответствием товара антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям человека, обеспечивают удобство и безопасность эксплуатации, характеризуют физическую и психическую нагрузку, связанную с получением полезного эффекта. Эстетические свойства существуют и проявляются в материальной структуре изделия, доступной чувственному восприятию. Они определяют эстетическую ценность продукции, взаимосвязь содержания и формы, ее целостность и совершенство. Оценка этих качеств - одна из сложных и дискуссионных проблем квалиметрии, поскольку определение подлинных достоинств вещи лишь по ее внешнему виду часто затруднительно даже для опытного эксперта: нередко под красивой оболочкой скрывается техническое несовершенство или неудобство в эксплуатации. Поэтому при оценке эстетических свойств специалисты руководствуются как субъективными, так и некоторыми объективными показателями. При этом речь идет не об использовании некоего алгоритма для моделирования эстетической привлекательности на основе ее измеренных параметров, а о вычленении некоторых отдельных свойств, по которым возможны количественные методы оценки. Типичным примером такого подхода могут служить методические

ИННОВАЦИИ

материалы ВНИИТЭ, в основу которых положен алгоритм оценки, включающий:

■ определение номенклатуры оцениваемых показателей качества;

■ установление коэффициентов их важности в общем комплексе свойств;

■ выбор базовых значений, относительно которых должна производиться оценка;

■ измерение или количественный экспертный анализ;

■ перевод измеренных значений в систему балльных оценок;

■ обобщение показателя уровня потребительских свойств [3].

Следует отметить, что с начала 90-х гг. в странах СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, перестали функционировать многие отраслевые и ведомственные художественно-технические советы, осуществлявшие экспертно-аналитическую деятельность, связанную с оценкой эргономических и эстетических качеств промышленной продукции. Фактически отсутствует практика добровольной предварительной дизайнерской экспертизы, незначительно число обращений за оценкой готовых произведений дизайна. Все это, по мнению экспертов Союза дизайнеров России, привело к общему снижению художественного уровня передаваемых заказчикам проектов и законченных работ, хотя и упростило процедуру их согласования [4].

Анализ состояния и основных тенденций совершенствования промышленного эргодизайна в экономически развитых странах выделяет проблемы, требующие оперативного решения. Не касаясь тех мер, для реализации которых необходимо значительное субсидирование из бюджета, отметим основные трудности. На первый план выходит проблема кадров: количество дизайнеров не соответствует объективной потребности; лишь незначительная часть из них работает в сфере промышленного производства. В этой связи крайне важными являются концентрация усилий дизайнеров на приоритетных направлениях, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, привлечение специалистов независимых фирм, применение конкурсных принципов при выполнении дизайнерских разработок. Для дизайнеров, работающих

на производсвенных предприятиях, актуальным является повышение профессиональных навыков на курсах и семинарах, функционирующих при вузах, имеющих кафедры дизайна.

Вторая важная проблема - неблагополучное положение дизайнера на производстве. В определенной мере эта профессия девальвирована. Не случайно многие специалисты с дипломом художника-конструктора уходят в другие области художественной деятельности (графику, живопись, декоративно-прикладное искусство и т.д.), а это еще более обостряет дефицит таких кадров в промышленности. Среди основных причин - несоответствие выполняемой работы профессиональной специализации, сложности с внедрением проектов, чрезмерная или, наоборот, слишком слабая загрузка, отсутствие прямой зависимости оплаты от результатов труда. Создать соответствующие условия можно, лишь утвердив официально статус дизайнера, определив не только его обязанности, но и права, признав его труд творческим. Повышение материальной заинтересованности специалистов, работающих в промышленности, может осуществляться, на наш взгляд, путем премирования за экономию сметной стоимости работ, получение свидетельства на промышленный образец, его внедрение и, наконец, коммерческий успех изделия. Этот последний источник, по существу, должен быть главным. Для многих видов продукции дизайн может определять значительную часть прибыли, но в том случае, если вклад дизайнеров будет полноценным, а не останется на уровне частных усовершенствований. Для этого надо прежде всего менять организацию труда специалистов, увеличивать их штат, добиваться слияния работы с конструкторами и эргономистами.

Третья проблема - крайне слабое продвижение эргономики в промышленность, серьезные упущения в вопросах учета человеческого фактора при создании новой продукции и организации работ. В технические задания часто не включаются требования эргономики, не проводится эргономическая экспертиза, не учитываются эргономические показатели при оценке уровня качества изделия, не раз-

рабатываются одновременно с созданием техники методы и средства ее освоения. Решение этих вопросов возможно только путем создания и внедрения единой системы обязательного эргономического обеспечения создаваемой и модернизируемой продукции. Причем это должно касаться не только сложных, уникальных машин и производственных комплексов, но и товаров, предназначенных для массового потребителя. Целесообразной представляется разработка методики комплексной эргономической оценки промышленной продукции как на стадии проектирования, так и готового изделия.

Существенным тормозом развития эргономики и особенно внедрения ее рекомендаций в практику является отсутствие кадров. По мнению авторитетных ученых-эргономистов В.М. Мунипова, В.П. Зинченко и др., эта проблема может решаться в двух направлениях [2]. Во-первых, путем подготовки целевых эргономистов-системотехников, призванных осуществлять разработки теоретических и методологических основ эргономики, поиска новых способов и средств повышения эргономического уровня техники и производственной среды. Во-вторых, этого можно добиться с помощью переподготовки специалистов с высшим образованием, работающих непосредственно на предприятиях.

Следует отметить, что обучение эргономистов Беларуси в отличие от многих зарубежных стран осуществляется в очень ограниченных количествах (только в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники). В условиях, когда знания, получаемые студентами в технических вузах, недостаточны для серьезного учета человеческого фактора при создании новой техники, целесообразным может являться включение в учебные планы и программы инженерных специальностей соответствующих предметов. Кроме того, назрел вопрос об организации специализированных курсов повышения квалификации.

Еще одна актуальная проблема -пропагандистская деятельность. Для популяризации эргодизайна, учитывая его роль в социально-культурном развитии общества, должны быть привлечены все средства - массовая печать, радио,

38 НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(114) Август 2012

ОПЫТ

телевидение, выставочная деятельность, творческие конкурсы различного уровня и масштаба. Нельзя не обратить внимание на то, что на ежегодных выставках «Дизайн-формат», проводимых Национальным выставочным центром совместно с Союзом дизайнеров Республики Беларусь, в последние годы промышленный дизайн практически не представлен, несмотря на то, что некоторые достижения талантливых дизайнеров уже внедрены. Не отрицая значимости выставляемых экспонатов, при формировании экспозиции необходимо, на наш взгляд, отдавать предпочтение разработкам, имеющим приоритетное значение для экономики страны. Указанная выставка, а также организуемый во время ее проведения симпозиум по вопросам промышленного эргодизайна могли бы являться своего рода школой для дизайнеров, эргономистов, маркетологов, производственников. Следует также рассмотреть вопрос об организации выпуска научно-практического журнала «Эргодизайн в промышленности», в котором бы печатались концептуальные и программные материалы о том, что происходит в дизайне и смежных областях.

Сейчас, когда промышленность Беларуси стоит на пороге всеобъемлющей модернизации, ее перевооружение, кардинальное повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции невозможны на прежних технократических позициях и требуют организационных и технических решений, основанных на повсеместном использовании научного и практического потенциала эргодизайна. i

Литература

1. Ульрих Карл. Промышленный дизайн: создание и производство продукта. - М., 2007.

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. - М., 2001.

3. Федоров М.В., Задесенец Е.В. О специфике потребительских свойств промышленных изделий / Экспертиза потребительских свойств изделий // Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», вып. 16. - М., 1977.

4. Щаренский В.М. Особенности оценки изделий народного потребления // Стандарты и качество. №2, 1975.

Новое -

хорошо забытое

Не секрет, что развитие часто обладает определенной цикличностью -инновационные решения по своим чертам и характеру могут напоминать подходы, которые успешно применялись много лет назад. Одним из примеров, подтверждающих это правило, могут стать первые в строительной отрасли организационные преобразования Бобруйского завода крупнопанельного домостроения, опыт которых может быть вновь применен - уже в условиях инновационного преобразования экономики страны. Об инновации рассказывает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь первого и второго созывов (1996-2004 гг.) Мария ВИНОКУРОВА.

- Что в те годы обусловило необходимость столь радикальной организационной перестройки завода?

- На мой взгляд, как это ни удивительно, эффективной перестройке во многом помог кризис 90-х гг., который в одночасье обрушил социальную сферу, надежды людей на получение бесплатного жилья. Из-за неподъемно высокой энергоемкости закрывались заводы крупнопанельного домостроения, а домостроительные комбинаты вынужденно переходили на любые строительные подрядные работы. Именно в это время нашему заводу пришлось сменить свой профиль -через диверсификацию, реструктуризацию существующих производств подойти

к собственным строительно-монтажным работам. При этом, имея нулевой рас-

четный счет, промышленное предприятие принимало прорабов, мастеров, рабочих всех строительных профессий, активно переобучало персонал. Главной целью стал выпуск нового продукта - жилого дома «под ключ», в основу которого легла невостребованная тогда товарная продукция - отдельные комплектующие крупнопанельного домостроения. Преобразования позволили устранить перевозку изделий в домостроительные комбинаты, снизить издержки. Аналога реорганизации убыточных заводов крупнопанельного домостроения в высокоэффективные предприятия строительной отрасли не существует как в нашей стране, так и за ее пределами. Отмечу, что себестоимость готовой строительной продукции по официальным социально-экономическим по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.