Научная статья на тему 'Эргодизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-исследований'

Эргодизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-исследований Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1326
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMAN-COMPUTER INTERACTION / USER INTERFACE / ERGONOMICS / USABILITY / ERGODESIGN / EYE-TRACKING / ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / ЭРГОНОМИЧНОСТЬ / ЮЗАБИЛИТИ / ЭРГОДИЗАЙН / АЙТРЕКИНГ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Компаниец В. С., Лызь А. Е.

Статья посвящена анализу тенденций в сфере человеко-компьютерного взаимодействия и перспективных методов юзабилити-исследований. Впервые эргодизайн представлен как новое направление научно-проектной деятельности в сфере проектирования пользовательских интерфейсов. Рассмотрены методы юзабилити-исследований, особое внимание уделено методу окулографии (айтрекингу). Посредством специального исследования показана перспективность применения метода айтрекинга в дополнение к традиционным методам юзабилити-исследований в эргодизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

User Interface Ergodesign: Methods of usability research

The article is devoted to the analysis of trends in the field of human-computer interaction and promising methods of usability research. For the first time ergodesign is presented as a new direction of human-oriented scientific and project activity in the field of user interfaces designing. To assess the ergodesign interface, it is necessary to analyze at least four criteria that together characterize the external interface of the product and the interaction with the user: effectiveness, efficiency, satisfaction and aesthetic appeal. The methods of usability studies are considered, special attention is paid to the method of oculography (eye-tracking). The prospects of using the tracking method in addition to the traditional methods of usability research in ergodesign are shown by means of a special study.

Текст научной работы на тему «Эргодизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-исследований»

Эрго дизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-

исследований

В.С. Компаниец, А.Е. Лызь Южный федеральный университет, Таганрог

Аннотация: Статья посвящена анализу тенденций в сфере человеко-компьютерного взаимодействия и перспективных методов юзабилити-исследований. Впервые эргодизайн представлен как новое направление научно-проектной деятельности в сфере проектирования пользовательских интерфейсов. Рассмотрены методы юзабилити-исследований, особое внимание уделено методу окулографии (айтрекингу). Посредством специального исследования показана перспективность применения метода айтрекинга в дополнение к традиционным методам юзабилити-исследований в эргодизайне. Ключевые слова: человеко-компьютерное взаимодействие, пользовательский интерфейс, эргономичность, юзабилити, эргодизайн, айтрекинг.

Развитие современного общества во многом связано с распространением информационно-коммуникационных технологий. Как указывает специалист по технической политике Microsoft Russia Камилл Ахметов, «углублённый анализ эффектов технологического развития дает основание полагать, что ключевую роль в формирующейся экосистеме тотального пользования компьютерами будут играть в первую очередь новые средства взаимодействия человека и компьютера» [1, с. 58].

Человеко-компьютерное взаимодействие (human-computer interaction) -это область компьютерных наук, дисциплина, занимающаяся проектированием и оценкой интерактивных вычислительных систем для использования человеком, а также изучением происходящих процессов. Изначально ориентируясь на оптимизацию когнитивных и физических действий оператора при взаимодействии с вычислительными и управляющими средствами, эта наука существенно расширила свои границы, поставив во главу угла удобство пользователя компьютера (имеющего в отличие от оператора более обширное поле деятельности и не всегда предсказуемые задачи) и дружественность пользовательского интерфейса.

В дальнейшем в связи с ростом популярности компьютерных сетей акценты исследований сместились на эффективное взаимодействие людей посредством компьютера, в фокусе оказались не только когнитивные процессы, но и более сложные социальные модели. Пришло осознание того, что, проектируя различные способы взаимодействий человека и компьютера, следует выйти за рамки чисто технических аспектов в гуманитарную сферу и привлечь дизайнеров, психологов, философов. В результате человеко-компьютерное взаимодействие становится интегральной частью многих разработок, динамично развивающейся междисциплинарной областью, которая переходит на новый уровень [1].

Сравнивая подходы к проектированию человеко-компьютерного взаимодействия, можно сказать, что в отечественной и зарубежной науке за основу берется специфика деятельности пользователя, при этом наши исследователи ставят целью придание интерфейсу эргономичности, а зарубежные - ориентируются на создание «дружественного» интерфейса посредством постоянного взаимодействия с пользователями и проведения юзабилити-оценивания с первых этапов проектирования интерфейса [2].

К показателям, характеризующим эргономичность и дружественность пользовательского интерфейса, относятся [2, 3, 4]: показатели решения задач (скорость работы пользователя, количество человеческих ошибок); нервно-эмоциональное напряжение пользователя; субъективная удовлетворённость; скорость обучения навыкам оперирования интерфейсом; степень сохранения и возможность переноса навыков работы с пользовательским интерфейсом.

Ориентация на эстетические потребности человека, привела к бурному развитию технологий строительного дизайна, к которому относятся дизайн интерьера, архитектурный, городской и ландшафтный дизайн [5], а также к созданию целого направления человеко-ориентированной научно-проектной деятельности - эргодизайна, в котором за счет интеграции средств дизайна и

J

эргономики создаются эстетически и эргономически полноценные объекты и предметно-пространственная среда [6].

Частью этого направления является эргодизайн пользовательских интерфейсов. Программный продукт с «эргодизайнерским» интерфейсом должен отвечать расширенным требованиям, как по форме (внешний вид, дизайн интерфейса, обеспечивающий доверие и вовлеченность пользователя), так и по эргономичному содержанию [7]. Для оценки качества такого продукта необходимо анализировать четыре критерия, характеризующие внешний интерфейс продукта и взаимодействие с ним пользователя (рис. 1): результативность (степень, в которой пользователь достигает своих целей при использовании продукта); продуктивность (временные и психические ресурсы, затрачиваемые пользователем при выполнении задач); удовлетворённость (эмоциональную реакцию при использовании продукта); эстетическую привлекательность.

Рис. 1. - Трактовка понятия «Эргодизайн» Поскольку эргодизайн ориентирован на человека, полную модель которого невозможно создать, в эргодизайнерском проектировании пользовательских интерфейсов необходимо использовать методы юзабилити-исследований, включая анализ пользовательского опыта. Юзабилити характеризует удобство использования продукта для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью (International Standard ISO DIS 9241-11. Part 11:

Guidance on Usability. 1994). К методам юзабилити-исследования относятся [8, 9]: опросы субъективного мнения пользователей (стандартизированные и свободные), беседы, включённое наблюдение за работой пользователей, оценка предыдущей версии сайта/программы или аналогичной системы, тестирование производительности и анализ журналов деятельности, фокус-группы (неформальное собрание пользователей, у которых спрашивают мнение по определённой проблеме) и др. На конечных этапах создания продукта юзабилити-тестирование представляет собой эксперимент [8].

Большинство используемых методов относится к субъективным, а поэтому при малых объемах выборки экспертов (традиционно это 5-10 человек) не дают надежных результатов. В этой связи весьма перспективным представляется использование метода окулографии (eye tracking), позволяющего отслеживать взгляд. Среди способов айтрекинга наиболее распространены бесконтактные оптические методы регистрации движения глаз, где используется инфракрасная подсветка, отражаемая зрачком и регистрируемая оптическим сенсором. Айтрекинг может быть использован для оценки привлекательности фрагментов интерфейса, эффективности поиска, удобства перехода между страницами и других аспектов веб-дизайна, эффективности общего дизайна интерфейса программного продукта [10].

Для оценки возможностей данного метода нами проведено специальное исследование с использованием прибора Eye Tracker модели Eye Tribe. В качестве пользователей-экспертов участвовали 14 человек. Процедура исследования заключалась в том, что пользователям предъявлялся один и тот же визуальный стимул (веб-сайт), давалась задача поиска информации и отслеживались движения глаз. Порядок подготовки и проведения процедуры: запуск приложения OGAMA; калибровка прибора с учётом индивидуальных особенностей пользователя; запуск записи отслеживания движения глаз; решение пользователем задачи поиска информации; завершение записи.

:

По данным, полученным от прибора, составлялась тепловая карта -пространственная характеристика движения глаз, отражающая плотность точек фиксации взгляда. Красный цвет отражает зоны, на которых внимание было сфокусировано дольше остальных (рис. 2). Анализировались тепловые карты, полученные от всех экспертов, и проводилась статистическая обработка результатов. Результаты исследования позволили оценить эффективность решения задачи поиска информации на сайте и выделить фрагменты веб-сайта, которым пользователь уделяет наибольшее внимание, а также фрагменты, не замечаемые пользователями. Исследование показало перспективность применения метода айтрекинга в дополнение к традиционным методам юзабилити-исследований в эргодизайне.

Рис. 2. - Представление данных, полученных методом айтрекинга В заключение необходимо отметить, что исследования в области человеко-компьютерного взаимодействия опираются на все более полную и сложную модель человека (оператор - пользователь - личность с уникальным опытом), а поэтому методы юзабилити-исследований будут совершенствоваться и представлять актуальный предмет исследований.

Литература

1. Ахметов К. Взаимодействие человека и компьютера: тенденции, исследования, будущее // Форсайт. 2013. Т. 7. № 2. С. 58-68.

2. Баканов А.С., Бессонова Ю.В., Обознов А.А., Пирогов М.А. Программный комплекс «Эргомастер» для эргономического сопровождения проектирования пользовательского интерфейса // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. С. 54-58.

3. Синиченко О.А. Особенности проведения онлайн мониторинга в образовании // Инженерный вестник Дона, 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1500

4. Shneiderman B., Plaisant C., Cohen M., Jacobs S. Elmqvist N., Diakopoulos N. Designing the User Interface: Strategies for Effective Human-Computer Interaction. 6th Edition. Pearson. 2017. 624 p.

5. Савельева Н.А. Оценка конкурентоспособности дизайн-проектов интерьера в сфере строительного дизайна // Инженерный вестник Дона, 2012, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/717

6. Чайнова Л.Д., Назарова К.А., Чайнов В.И. Концепция функционального комфорта работающего человека - теоретическая основа современного эргодизайна // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2015. № 1. С. 125-133.

7. Kompaniets V.S. New approach to the applied informatics master's educational program designing and implementing // Innovative technologies and didactics in teaching: collected papers. Berlin, 2017. Pp. 124-129.

8. Костин А.Н. Круглый стол «Юзабилити как новое направление исследований в инженерной психологии» // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 113-124.

9. Сергеев С.Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные методы юзабилити-тестирования // Образовательные технологии. 2013. № 3. С. 96-102.

10. Bojko A. Using Eye Tracking to Compare Web Page Designs: A Case Study. Journal of Usability Studies. 2006. Vol. 1, №. 3. Pp. 112-120.

References

1. Ahmetov K. Forsajt. 2013. Vol. 7. № 2. Pp. 58-68.

2. Bakanov A.S., Bessonova Ju.V., Oboznov A.A., Pirogov M.A. Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i jergonomiki. 2009. № 4. Pp. 54-58.

3. Sinichenko O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1500

4. Shneiderman B., Plaisant C., Cohen M., Jacobs S. Elmqvist N., Diakopoulos N. Designing the User Interface: Strategies for Effective Human-Computer Interaction. 6th Edition. Pearson. 2017. 624 p.

5. Savel'eva N.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/717

6. Chajnova L.D., Nazarova K.A., Chajnov V.I. Vestnik RGGU. Serija: Psihologija. Pedagogika. Obrazovanie. 2015. № 1. Pp. 125-133.

7. Kompaniets V.S. Innovative technologies and didactics in teaching: collected papers. Berlin. 2017. Pp. 124-129.

8. Kostin A.N. Psihologicheskij zhurnal. 2011. Vol. 32. № 4. Pp. 113-124.

9. Sergeev S.F. Obrazovatel'nye tehnologii. 2013. № 3. Pp. 96-102.

10. Bojko A. Journal of Usability Studies. 2006. Vol. 1, No. 3. Pp. 112-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.