Научная статья на тему 'Теоретические основания развития готовности студента технического вуза к формированию имиджа в процессе профессиональной подготовки'

Теоретические основания развития готовности студента технического вуза к формированию имиджа в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / СПЕЦИАЛИСТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасаненко Е.А., Савва Л.И.

В данной статье рассматриваются теоретические основания необходимости развития готовности студентов технических направлений к формированию профессионального имиджа. Рассматривается определение имиджа, его компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасаненко Е.А., Савва Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания развития готовности студента технического вуза к формированию имиджа в процессе профессиональной подготовки»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Гасаненко Е.А.* *, Савва Л.И.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В данной статье рассматриваются теоретические основания необходимости развития готовности студентов технических направлений к формированию профессионального имиджа. Рассматривается определение имиджа, его компоненты.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, специалист технических направлений, высшее профессиональное образование.

Социальная позиция России на данном этапе развития, выражена в гуманизации и демократизации современного общества, где ценится личность, индивидуальность. Возросла потребность в индивидуальном подходе к каждому человеку в российском обществе. Больше внимания стало уделяться проблемам трудоустройства, конкуренции среди работников, продвижению по карьерной лестнице, что в свою очередь привлекло интерес индивида к такому явлению как профессиональный имидж специалиста, его отдельным характеристикам и основным компонентам. Особенно актуальным стало формирование положительного профессионального имиджа технического специалиста в новых условиях рыночных отношений, когда презентация внешних характеристик специалиста является средством повышения его профессиональной значимости в обществе. Необходимость развития готовности студентов технического вуза к формированию профессионального имиджа, является важным условием существования специалиста в современных рыночных условиях. Наличие правильно сформированного позволит будущему специалисту технического направления с успехом осуществлять профессиональную деятельность, стать полноправным участником коммуникативного процесса в различных сферах общества.

Высшее профессиональное образование страны ставит своей целью не только подготовить квалифицированного, конкурентоспособного, специалиста технического направления, но и сформировать гармонично развитую личность, обладающую полным объемом знаний в профессиональной сфере, обладающего культурологическими компетенциями, широким кругозо-

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков по техническим направлениям.

* Профессор кафедры Педагогики профессионального образования, доктор педагогических наук.

36

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ром, сформированным мировоззрением, имеющего представление о профессиональном имидже.

Понятие имидж, его компоненты и основные характеристики рассматриваются такими зарубежными исследователями как С. Блэк, Т. Д Сван, П. Берд и др. Среди российских авторов необходимо отметить работы таких исследователей как В.М. Шепель, Е.Н. Богданов, А.В. Гармонова и др., Ученые рассматривают роль и значение имиджа в различных сферах социальной и профессиональной областях деятельности. Необходимо отметить тот факт, что в отечественной литературе данный аспект рассмотрен недостаточно полно. В результате проведенных исследований среди студентов технического вуза об осведомленности студентов в вопросе об имидже и профессиональном имидже, было выявлено, что студенты не имеют сформированного представления по данному вопросу.

На наш взгляд в системе высшего профессионального образования отсутствуют педагогические условия развития готовности студентов технического вуза к формированию профессионального имиджа в ходе профессионального обучения, что свидетельствует о том что, в образовательных программах не представлены теоретические и практические исследования, связанные с профессиональным имиджем будущего технического специалиста. Огсюда вытекает необходимость исследования такого явления как профессиональный имидж, поиска и научно-методического обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие готовности студентов технических направлений к формированию профессионального имиджа в вузе.

Проанализировав зарубежные и отечественные источники посвященные имиджу мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует принятого всеми исследователями однозначного определения имиджа. Однако самым распространенным является определение имиджа как сложившегося в массовом сознании и имеющего характер стереотипа эмоционально окрашенного образа кого-либо или чего-либо.

Согласно социологическому энциклопедическому словарю имидж определяется как создаваемый субъектом внешний образ, с целью вызвать определенное впечатление, это так же набор свойств, который приписывается пропагандой, рекламой, модой, объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему [3].

В менеджменте, имидж рассматривается как образ, представления, восприятие субъектом или средствами коммуникации. В данной сфере выделяются несколько видов имиджа. Первичный, вторичный и идеальный. Первичный имидж - это комплексное представление о человеке, личности, субъекте, отраженное в сознании людей по результатам первичного знакомства. Вторичный имидж базируется на первичном имидже и возникает в процессе трудовой, управленческой и иной деятельности, в лидерских, ор-

Педагогические науки

37

ганизаторских, коммуникативных качествах человека. Идеальный имидж является совокупностью первичного и вторичного имиджей.

В психологии и менеджменте исследователи вычленяют одни и те же базовые характеристики имиджа. Такие как: целостность и непротиворечивость, прагматичность, неизмеримость, вариабельность, неустойчивость, простота и ограниченность, нацеленность [1].

В психологии имидж рассматривается как психологическая когниция. По мнению А.В. Васищевой термин «имидж» впервые упоминается в исследованиях З. Фрейда. Фрейд З. считал, что имидж - это не столько реальный образ человека или предмета (Ego), сколько идеальный образ (Super Ego), который значительно отличается от реального [1].

Маркин В.М. отмечает тот факт, что имидж не является маской, которая может меняться в зависимости от ситуации и не приукрашение профессионального облика специалиста. Следует отметить, что в реальной жизни иногда люди «надевают маски». По мнению В.М. Маркина имидж - это возможность передать через конкретные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) идеалах, устоях, планах, деяниях выражается. Но данный аспект в технологии имиджа не главное [2].

В большинстве исследований понятие имидж рассматривается как психологический образ индивида. Так В.М. Шепель, определяет имидж как визуальную привлекательность человека. Он считает, что человек обладающий привлекательным имиджем от Бога, может быть по настоящему счастлив, но такие качества не часто являются врожденными, они целенаправленно формируются в течение образовательной и профессиональной деятельности и многие обретают симпатию и уважение участников делового и иного общения благодаря искусству презентации [6].

Имидж это широкое понятие, которое может быть применено как к человеку, к предмету или явлению. Это образ, в котором наиболее ощутимо могут проявиться качества способствующие достижению эффекта персональной или личной привлекательности. Образ в психологии рассматривается как отражение в психике личности внешних и внутренних характеристик человека, предмета или явления, таким образом «имидж какого-либо объекта -это образ, возникший в психике человека в результате восприятия этим человеком тех или иных характеристик данного предмета или явления [1].

Имидж понятие многоуровневое и многокомпонентное. По мнению В.В. Бойко, одним из немаловажных компонентов имиджа, являются личностные атрибуты, подчеркивающие ее статус. Другим компонентом является личностный психологический образ, состоящий из таких качеств как активность, внимательность, доброжелательность, устойчивость, внутреннее спокойствие. С точки зрения М.В. Удальцовой структурными компонентами имиджа считаются такие свойства личности как: естественные и специально созданные, такие как компетентность, нравственная надежность, профес-

38

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

сионализм, гуманитарная образованность. Многокомпонентность понятия имидж охватывает и психологический аспект личности, связанный с «эмоциональным интеллектом» который так же как и высокий уровень умственных способностей и личностных характеристик специалиста являются важными составляющими профессионального имиджа. Эмоциональные способности личности выраженные в таких навыках и способностях как осознание собственного эмоционального состояния; управление своим эмоциональным состоянием; внутренняя положительная мотивация; способность контролировать свой эмоциональный импульс; навыки общения с людьми в различных коммуникативных ситуациях, способствуют развитию готовности человека к формированию его профессионального имиджа.

Необходимо отметить всю важность впечатления, которое остается у аудитории после общения со специалистом определенной профессиональной направленности. Специалист технического направления должен обладать не только профессиональными умениями и навыками, но и должен быть открытым, привлекательным и должен вызывать симпатию. Для любого профессионала, имидж имеет первостепенное значение. Во-первых, это определенное сообщение о личности профессионала окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании представления об уникальности собственной личности.

Профессиональный имидж рассматривается специалистами данной сферы как обобщенный, эмоционально окрашенный образ человека сложившийся в массовом сознании. Профессиональный имидж в свою очередь включает в себя такие особенности и качества личности, которые необходимы будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка студента технического вуза предполагает наличие у будущих специалистов технической области определенных профессиональных знаний и умений, а так же наличие определенного уровня развития имиджа, включающего в себя коммуникативные качества, содержащие ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов, которые позволяют специалисту технического направления осуществлять продуктивное взаимодействие с другими людьми в условиях своей профессиональной деятельности, формировать и развивать личностные качества. Процесс формирования профессионального имиджа как естественное социально обусловленное обретение индивидом качеств, необходимых для позитивного взаимодействия с социальным окружением, вызывает стойкую мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Список литературы:

1. Васищева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджео-логии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социально'-гуманитарные знания. -2005. - № 4. - С. 311-317.

Педагогические науки

39

2. Маркин В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. - М., 1996.

3. Осипов В. Социологический энциклопедический словарь. - И.: ИН-ФРА, М - НОРМА, 1998. - 488 с.

4. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с.

5. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. - М., 1996.

6. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обояния. - М., 1997. -С. 87.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

© Калинин Д.А.*

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

В последнее время все более популярным становится так называемое «удаленное» обучение, или обучение через интернет. Эго связано, прежде всего, с доступностью глобальной сети для учащихся и преподавателей, реализацией многими образовательными учреждениями своих услуг именно таким образом.

Ключевые слова: образовательный веб-сайт, дистанционное обучение, виртуальная образовательная среда.

Образовательный сайт или портал - это целостная, концептуально обоснованная и структурно выстроенная система, объединяющая в себе взаимосвязанные между собой веб-страницы, содержание которых подчинено общей идее и выражено в конкретных целях и задачах каждой из них. Выделяют 5 видов образовательных сайтов:

1. Сайты учебных заведений. Сайты учреждений высшего профессионального образования, с организацией дистанционных форм обучения, а так же сайты факультетов и кафедр вузов.

2. Сайты научных исследований. Сайты исследовательских работ учащихся, преподавателей, научных работников, а так же сайты научные лаборатории и сайты научно-исследовательских и учебных центров.

3. Сайты справочного характера. Различные электронные энциклопедии, сайты-словари, сайты-каталоги. Сайты, содержащие справоч-

Аспирант кафедры «Общая и социальная педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.