$
ной работы находилось общее решение проблемы, а школьники усваивали ряд принципов и правил, которые затем претворялись в жизнь.
Во многом благодаря использованию данной методики в первой половине ХХ в., после войны нравственное воспитание школьников в Японии достигло своего наивысшего уровня.
Период правления милитаристов оставил яркий след в истории японского государства. Ведь за короткий срок Япония стала военной и сверхагрессивной державой. Изменения во внешней и внутренней политике государства самым непосредственным образом затронули и воспитание школьников. Проведя анализ особенностей воспитания школьников в первой половине ХХ в., можно четко проследить путь, которому следовала Япония в данном направлении. Если в начале века главными принципами воспитания были конфуцианские идеи и вопросы индивидуальной морали, то к 1940-м гг. на смену данным идеям пришло националистическое воспитание «субъектов» в духе милитаризма. Все воспитание было подчинено провозглашению идей о «Великой Японии» и служению императору. В целом можно признать, что власти добились своей цели: молодые японцы свято верили в превосходство своей нации и были готовы отдать свою жизнь ради страны и императора.
Япония уже давно признала ошибочность той политики, школьников учат жить в мире и сотрудничестве с другими народами, и хочется верить, что события первой половины ХХ в. больше никогда не повторятся. Но
предпринимаемые попытки пересмотра итогов Второй мировой войны и поднимаемая Японией проблема спорных территорий заставляют нас снова обратиться к данной проблеме.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиева Е. А. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. Ростов-н/Д., 2006.
2. Лим С. Ч. Формирование системы начального образования в период развития капитализма в Японии (вторая половина XIX в. - начало ХХ в.) и политическая борьба по ее демократизации: моногр. М., 1999.
3. ЖШШ- Л1Й*Йо ШЖ2 0 0 4^ (Эндо Кацуя. До:току кё:ику-о манабу [Изучение нравственного воспитания]. Токио: Кавасима сё-тэн, 2004. 157 с.)
4. Салимова К. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность. Токио, 1993.
5. Давыдов Н. И. Образование в Японии // Соци-ал.-полит. журн. 1997. № 2.
6. шш- щ&пШо
Ж^2 0 0 9^ (Сибада Ёсимацу. До:току-но сидо: [Моральное руководство]. Токио, 2009. 157 с.)
7. Овчинников В. А. Ветка сакуры, корни дуба. М., 1993.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL ORIENTED MANAGEMENT IN THE FACE OF UNCERTAINTY AND RISK
М. А. Буданова
В статье доказывается необходимость перехода к новой парадигме управления в условиях неопределенности и риска, а именно - к социально ориентированному управлению, направленному не только на удовлетворение нормативного уровня социально значимых потребностей уязвленных слоев населения, но и на качественное улучшение этого уровня. Рассматривается становление системы социально ориентированного управления в России, включающей государственные органы, бизнес-структуры и иные негосударственные организации (в том числе профсоюзы).
Ключевые слова: социально ориентированное управление, социальное государство, риск.
M. A. Boudanova
The paper proves the need to move to a new paradigm of governance in the face of uncertainty and risk - to the social oriented management, aiming not only to meet the standard level of social significant needs of wounded population, but also on qualitative improvement of the level. We consider the formation of socially oriented governance in Russia, including government agencies, business-structures and other non-governmental organizations (including unions).
Keywords: social oriented management, social state, the risk.
#
В декабре 1993 г. Россия сделала выбор - стать правовым, демократическим, социальным государством. Эти позиции были закреплены в ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которой политика нашей страны как социального государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Движение к социальному государству в России только начинается.
В начале 1990-х гг. властвующей элитой Росси был сделан выбор в пользу либерализма, за основу социальной политики государства были взяты принципы самоответственности и самообеспечения граждан, что, во-первых, противоречило конституционному положению о России как социальном государстве, а во-вторых, не отвечало ожиданиям людей, привыкших к патернализму социалистического государства. Либеральный проект у нас не реализован по многим причинам, в частности, из-за слабости институтов гражданского общества, неспособности российского социума к самоорганизации, из-за высокого уровня ожиданий россиян в отношении выполнения государством роли в перераспределении выгод от рыночной экономики и т. п.
Следует отметить, что западные социальные государства формировали свои системы социального обеспечения именно как механизмы перераспределения общественных благ, основываясь на том, что государство регулирует социальные взаимодействия не только с позиции интересов господствующего класса, но и с учетом интересов других социальных групп, имея целью сохранить целостность и устойчивость общественной системы.
Сущностью социального государства является осуществление социальных функций. Это означает, что государство берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Становление и развитие социальной ответственности должно быть основным направлением социальной политики российского государства как социального. К области социальной ответственности государства можно также отнести: разработку социально ориентированного законодательства; своевременный и полный контроль за выполнением законов и обеспечение доступности декларируемых прав и гарантий, формирование благоприятной среды для стимулирования экономического роста и предпринимательской активности.
1
На Западе постепенно сформировалась идеология социального государства, в корне отличная как от либеральных, так и от патерналистских представлений. Общество рассматривается как такая форма социального порядка, при которой защита интересов его членов осуществляется на основе внутренней автономии каждого. Последовательное утверждение идеи уважения личного достоинства человека привело к признанию необходимости поддержки обществом и государством тех, кто оказался на периферии общественной жизни.
Защита прав, свобод и интересов граждан на основе внутренней автономии каждого означала взаимную ответственность государства и граждан, соблюдение не только их прав, но и выполнение ими обязанностей. Такой подход апеллирует к внутреннему потенциалу человека, нацеливает на партнерство и сотрудничество между теми, кто оказывает и получает помощь. Тем самым человек превращается не только в объект, но и в субъект социальной политики, реализуется субъект-субъектное взаимодействие государства и личности.
С начала 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по реформированию системы социального обеспечения:
- были созданы новые организационные структуры, основанные на страховании;
- сформирована система социальной помощи для малообеспеченной части населения;
- разрабатывались современные программы поддержки безработных, мигрантов, детей и подростков, семей с детьми;
- реформирована пенсионная система и т. п.
Однако существует противоречие между декларируемым характером российского государства как социального и минимизацией его роли в решении социальных вопросов. В настоящее время государственное бюджетное финансирование социальных программ осуществляется по остаточному принципу, что часто не соответствует социально значимым потребностям индивидов, испытывающих затруднения в социальном функционировании и развитии.
Так, по мнению директора Всемирного банка по России Клауса Роланда, средств на социальную поддержку граждан в условиях кризиса Россия тратит меньше, чем другие страны. И что существеннее - меньше, чем позволяет российский бюджет. Всемирный банк предлагает России увеличить социальный пакет за счет увеличения детских пособий в 2,5 раза, повышения оптимальных минимальных пенсий на 20%, пособий по безработице на 70% [1].
В современных нестабильных условиях кризисного этапа развития российского общества повышаются требования к проводимой государством социальной политике, поскольку резко обостряются социальные проблемы, что вызывает необходимость усиленной социальной защиты нуждающихся слоев населения. Рост социальной неопределенности в условиях трансформирующегося социума, отягощенных кризисными явлениями, создает благоприятную почву для формирования социальных рисков.
Ф
$
В самом широком смысле под социальными рисками понимается мера ожидаемого социального последствия либо определенные изменения, наступление которых содержит вероятность потери или ограничения самостоятельности и безопасности социальной системы.
Социальные риски отражаются прежде всего на жизнедеятельности человека, могут проявляться в утрате трудоспособности, смерти кормильца, утрате места работы, необходимости лечения, реабилитации, профессиональной переподготовки, снижения уровня жизни, социального статуса, повышении социальной напряженности, социально-экономической нестабильности и т. д. [2, с. 248].
В условиях кризиса и нестабильности система государственного социального управления, состоящая из институтов социальной защиты, социальной помощи, социального страхования и др., должна приобретать функцию снижения негативных последствий социальных рисков для людей, испытывающих затруднения в социальном функционировании и развитии. В нашей стране к группам риска относят детей, учащуюся молодежь, инвалидов, пенсионеров, безработных и т. п. Для реализации этой функции необходимо создавать систему управления социальными рисками, которая является составной частью социального государства и механизмов реализации социальной политики. Под воздействием риск-факторов должна происходить корректировка социальной политики -основного направления государственного социального управления - в сторону усиления социально ориентированной ее составляющей.
В 1980-1990-е гг. в западных странах на смену «авторитарно-технократической» модели социального управления приходит социально ориентированное управление, которое включает в состав управленческого цикла обратную коммуникативную связь с объектом управления, признает наличие механизмов самоорганизации и саморегулирования в различных социальных общностях, выдвигает принцип партнерства и социального участия.
В условиях трансформации российского общества, попытки перехода к цивилизованным рыночным отношениям, роста неопределенности и социальных рисков российские социологи обращаются к социально ориентированному управлению, которое выступает в качестве нового подхода в современной управления.
В широком смысле слова социальное управление понимается как целенаправленное воздействие на все общественное процессы. В узком смысле слова социальное управление есть целенаправленное воздействие на процессы, протекающие в социальной сфере общества. Предметом социологического изучения социальной сферы являются условия жизнедеятельности людей, социальные отношения и связи между ними, социальные институты и организации. Социальное управление ставит целью достижения нормативно установленного на данный момент уровня социально значимых потребностей людей.
Социально ориентированное управление - это целенаправленное воздействие управленческой системы, направленное не только на удовлетворение нормативного
уровня социально значимых потребностей, но и на качественное улучшение этого уровня.
В условиях увеличения рискогенных факторов стратегическим направлением социальной политики должно быть именно социально ориентированное управление, основным субъектом которого выступает государство. В свою очередь, профилактика и диагностика причин возникновения социальных рисков, их регулирование являются важнейшими задачами государства и его органов. Ключевое место в управлении социальными рисками на уровне государства отводится институтам социального управления рисками, которые можно подразделить на профильные и непрофильные. К профильным относятся так называемые ведомства социального блока: институты социальной защиты, социального страхования и социального обеспечения. К непрофильным -государственные структуры, создающие условия для риск-управления: институты здравоохранения, образования, культуры, спорта, ведомства финансового и правового блока.
Вместе с тем управление социальными рисками строится на деятельности не только государственных, но и негосударственных органов и организаций, прежде всего, бизнес-структур и профсоюзов. Между этими субъектами реализуется социально-партнерское взаимодействие, базирующееся на принципе взаимной социальной ответственности. В этой связи в контексте управления социальными рисками можно выделить социальную ответственность государства, работодателей, самих граждан, неправительственных (негосударственных) структур.
Из-за нехватки бюджетных средств на различные проекты вытекает актуальность социальной ответственности бизнеса.
Постепенно в России появляются социально ориентированные компании, когда ответственность за человеческие ресурсы выступает их основополагающим принципом жизнедеятельности. В этом случае социально ориентированное, социально ответственное управление имеет внешний и внутренний профили. Внешнюю социальную ответственность характеризуют следующие направления деятельности организации: выплата налогов -пополнение бюджета, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика, ответственность перед потребителями товаров и услуг.
Несмотря на многообразие форм проявления внешней социальной ответственности, можно выделить два направления социальных программ, которые присутствуют в деятельности практически всех компаний. К ним относятся программы, направленные на поддержку развития регионов, и программы по защите окружающей среды. Они связаны с достижением стратегических целей:
- создание положительного имиджа компании у населения региона;
- создание надежного резерва трудовых ресурсов из числа местного населения;
- снижение уровня социальной напряженности в регионе.
На внешнюю политику компании тратят до 25% своих средств [3, с. 113].
Основополагающим принципом внутреннего (организационного) социально ориентированного управления выступает ответственность за человеческие ресурсы.
Сложившаяся практика внутриорганизационного корпоративного управления показывает, что к ключевым направлениям социально ответственной деятельности системы управления можно отнести:
- обеспечение безопасных условий труда;
- охрана труда;
- достойный уровень и своевременная выплата заработной платы;
- соблюдение законов;
- обеспечение рабочих мест;
- социально ориентированная мотивация работников, включающая, помимо вышеназванного, медицинское и социальное страхование работников, дополнительные социальные льготы и выплаты (социальные пакеты), помощь в решении социальных проблем сотрудников и их семей, профессиональная подготовка и обучение персонала;
- развитие карьеры сотрудников;
- развитие корпоративной культуры;
- формирование благоприятного социально-психологического климата;
- развитие творческих способностей работников, их потенциала, вовлечение людей в инновационную деятельность;
- включение персонала в процесс принятия решений.
В целом социально ориентированное управление
формирует у персонала удовлетворенность трудовой деятельностью, лояльность к компании, повышая тем самым ее социальную эффективность. Социально ориентированное управление в организациях - управление, сочетающее достижение цели получения прибыли с целью удовлетворения социальных потребностей работников. Это означает, что социально ориентированное управление представляет собой взаимную социальную ответственность руководителей и персонала, где руководители осуществляют социально ориентированную мотивацию сотрудников, а работники дисциплинированно и качественно трудятся. При этом важной составляющей социально ориентированного управления выступает соучастие работников в управлении организацией, формирование производственной демократии, субъект-субъектного взаимодействия руководителей и подчиненных.
Для оптимального учета и удовлетворения руководителями социально значимых потребностей работников необходимо знание этих потребностей. Вот почему сплоченность, солидарность, сотрудничество работников, осмысление ими своих интересов и их четкое позиционирование выступают важной составляющей социально ориентированного управления.
Важнейшим механизмом, формой производственной демократии, где происходит субъект-субъектное взаимодействие работников или их представителей (профсоюзов) и представителей работодателей по поводу принятия управленческих решений является система социального партнерства (в данном случае на локальном уровне), где происходят переговоры и подписывается коллективный договор, отражающий основные требования субъектов социального партнерства.
Формирование социальной ответственности бизнеса сегодня находится на начальном этапе. В крупных компаниях стали разрабатываться долгосрочные и среднесрочные программы социальной политики. Средний и малый бизнес участвует эпизодически. В свою очередь, государство довольно жестко рекомендует бизнесу быть социально ответственным.
Механизмом реализации социально ориентированного управления в России выступает система социального партнерства, в которой субъектами являются государство, работодатели, профсоюзы.
Российские профсоюзы, отстаивающие интересы работников, а также реализующие функцию социальной защиты по отношению к риск-группам, представляют собой относительно хорошо сформированную сторону социального диалога.
Вторая сторона - работодатели - сформирована гораздо хуже. Бизнесмены с трудом вступают в объединения работодателей для участия в коллективном регулировании социальных отношений. На сегодняшний день процесс формирования полноценной стороны социального партнерства - работодателей - далек от своего завершения.
Главной стороной, субъектом социального партнерства является государство, разрабатывающее социальную политику, законодательно ее оформляющее, а взаимодействие с негосударственными структурами (бизнесом и профсоюзами) содержит возможность ее совершенствования в контексте социально ориентированного управления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Польгуева Е. И. Сказки про Россию, в которые не верит Всемирный банк // Советская Россия. 2009. 2 апреля.
2. Уткин Э. А., Фролов Д. А. Управление рисками предприятий: учебно-практическое пособие. М.: ТЕИС, 2003. 247 с.
3. Косина О. И. Социальное государство и бизнес-сообщество: проблемы взаимоотношений и пути их разрешения в современной России // Борьба за социально-государственный компромисс и ее участники на современном этапе: сб. материалов междунар. кругл. стола. М.: АТиСО, 2008.