Научная статья на тему 'Социально-управленческие механизмы формирования бизнес-сообщества в России'

Социально-управленческие механизмы формирования бизнес-сообщества в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / BUSINESS COMMUNITY / БИЗНЕС УПРАВЛЕНИЕ / BUSINESS MANAGEMENT / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / SUBJECT OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Внуковский Максим Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия бизнес-сообщества и социума. Раскрываются основные направления формирования бизнес-сообщества как субъекта социально-ориентированного управления. В качестве основного механизма достижения социальной солидарности и мирного социального взаимодействия рассматривается социальное партнерство, которое основывается на формировании ответственности бизнес-структур за проводимую корпоративную политику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-ADMINISTRATIVE MECHANISMS OF FORMING BUSINESS COMMUNITY IN RUSSIA

The article considers some issues of business-community and social interaction. The major trends of forming business-community as the subject of socially-oriented management are considered. Social partnership is regarded as one of the main mechanisms of establishing social solidarity and peaceful social interaction. Social partnership is based on the formation of business structures responsibilities for corporate policy

Текст научной работы на тему «Социально-управленческие механизмы формирования бизнес-сообщества в России»

4. Публиковать сводные статистические данные о численности новорожденных, оставленных в учреждениях здравоохранения.

Итак, решение проблемы отказов от новорожденных должно включать комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. На наш взгляд, особо значимой является работа с населением по формированию ответственного родительства.

Для женщин, находящихся в кризисной ситуации, грозящей отказом от своего ребенка, необходим индивидуальный грамотный подход в каждом конкретном случае, поскольку в формировании этого решения (оставить ребенка в родильном доме) участвует не один, а целый комплекс социальных, экономических, психологических и других факторов. В каждом конкретном случае их вклад в формирование кризиса различен. Поэтому основной принцип, который должен быть положен в основу профилактических и реабилитационных программ, - это принцип многообразия и соответствия методов и форм социальной ситуации и психологического состояния женщины и подключение к оказанию помощи различных специалистов и организаций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильченко Г. С. Общая сексопатология. М.,1997.

2. Исаев Д. Н., Коган В. С. Половое воспитание и психология пола у детей. Л., 1979.

3. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М.: Мысль, 1989.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

5. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

6. Аристова Н. Г. Социальное сиротство и возможности его компенсации // Планирование семьи и национальные традиции: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Тбилиси, 28-30 ноября 1988). Вып. II. Социологические проблемы семьи и рождаемость. М., 1988.

7. Брутман В. И. [и др.] Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.,1994.

8. Исупова О. Материнский отказ от новорожденного: как и почему. СПб., 2003.

9. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М., 1997.

10. Тарченко В. С. Мотивация женщин, отказывающихся от новорожденных (на материале РСО-Алания) // Материалы межвузовской конференции по социологии и социологии управления: сб. науч. тр. М.: Спутник+, 2009.

11. Тарченко В. С. Проблемы профилактики отказов от новорожденных в России // Социология управления и социология образования: материалы межвуз. конф. М.: МПГУ, 2008.

12. Анализ достижений в области деинституциона-лизации детей и развития семейных форм их жизнеустройства в Российской Федерации. М., 2008 [Электронный документ]. URL: http:// www.ombudsman.mos.ru/upload/doc/20412.pdf (дата обращения 19.01.2012).

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В РОССИИ

SOCIALLY-ADMINISTRATIVE MECHANISMS OF FORMING BUSINESS COMMUNITY IN RUSSIA

М. В. Внуковский

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия бизнес-сообщества и социума. Раскрываются основные направления формирования бизнес-сообщества как субъекта социально-ориентированного управления. В качестве основного механизма достижения социальной солидарности и мирного социального взаимодействия рассматривается социальное партнерство, которое основывается на формировании ответственности бизнес-структур за проводимую корпоративную политику.

M. V. Vnukovskiy

The article considers some issues of business-community and social interaction. The major trends of forming business-community as the subject of socially-oriented management are considered. Social partnership is regarded as one of the main mechanisms of establishing social solidarity and peaceful social interaction. Social partnership is based on the formation of business structures' responsibilities for corporate policy.

Ключевые слова: бизнес-сообщество, бизнес управление, социальная политика, социальная ответственность, социальное партнерство, субъект управления.

Keywords: business community, business management, social policy, social responsibility, social partnership, the subject of management.

Продолжающиеся процессы глобализации экономики, стремительного развития социально-трудовых отношений диктуют необходимость инновационного подхода к организационному строению бизнеса как субъекта социального управления и внедрению эффективных механизмов корпоративного управления. Бизнес-сообщество сегодня решает ряд социальных задач, формирует долгосрочные стратегии развития бизнеса на основе соблюдения баланса требований и ожиданий заинтересованных сторон, с учетом потребностей и ценностей общества. Деятельность бизнес-сообщества в ряде случаев направлена на преодоление социальной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие трудовых ресурсов, повышение качества продукции при одновременном улучшении уровня жизни сотрудников, соблюдении экологической безопасности. Управление многочисленными взаимосвязанными видами деятельности, использующей ресурсы и формирующей социальные программы, может рассматриваться как устойчивый процесс, в который включается бизнес-сообщество.

Среди функций бизнес-сообщества как субъекта социального управления отдельно можно выделить: поддержание устойчивых форм общественных отношений, упорядочивание и приведение деятельности бизнес-структур, участвующих в процессе реализации социальных программ, к прогнозируемым социальным результатам. Управление социально ориентированной деятельностью представляет процесс операционного овладения набором программ, действий и поведения, характерным для культуры бизнеса на территории присутствия, а также формирования цивилизованных форм взаимодействия.

Эффективность функционирования бизнес-структур во многом обусловливается интересами различных групп населения, а также особенностями взаимодействия с социальными партнерами. При этом задача оптимального бизнес-управления решается в рамках обеспечения эффективного социального управления и позволяет дать ответы на вопросы, связанные с составом, структурой, ограничениями и нормами деятельности, информацией, мотивациями его участников.

Заметим, что бизнес-сообщество не замыкается на свои корпоративные интересы, а вынуждено действовать в условиях внешней, социально значимой среды. При этом эта среда определяется совокупностью всех объектов и субъектов, непосредственно не входящих в бизнес-объединение. При этом изменение их свойств и/или поведения влияет на изучаемую систему. Кроме того, внешнюю среду формируют и те акторы, чьи свойства и/или поведение меняются в зависимости от поведения системы.

Внешняя среда задает требования, нормы, принципы осуществляемой деятельности, критерии оценки соответствия результата цели, условия деятельности бизнес-сообщества, в том числе и бизнес-структур. В самом первом приближении условия можно разделить на институциональные и ресурсные. Эти условия имеют свою специфику и зависят от особенностей выполняемой бизнес-структурами деятельности, проводимой государством социально-экономической политики, складывающихся социальных отношений. Призна-

ние возможностей, а также препятствий и угроз со стороны внешнего окружения жизненно необходимо для успешного развития бизнес-структур. Насколько эффективно бизнес-структуры собирают, перерабатывают и интегрируют внешнюю информацию во внутренние процессы принятия решений, настолько результативной будет выполняемая ими деятельность, включенность в социальные процессы.

Одним из приоритетов бизнес-управления в контексте новых социально-экономических условий является социальная ответственность бизнеса, которая во многом осуществляется на принципах социального партнерства. Практика развития системы социального партнерства позволяет констатировать, что ответственность за реализацию социальной политики несут как бизнес, так и государство, отдельные работники, трудовые коллективы [1].

Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена тем, что основные субъекты -представители бизнеса и наемные работники - объективно представляют разные социальные позиции и не могут реализовать свои интересы без совместного взаимодействия. То есть не смогут получить: одни - прибыль, а другие - средства для жизни, если не объединятся в рамках складывающихся социально-трудовых отношений. Поэтому возникает необходимость осознания и обеспечения оптимального баланса интересов участников социального партнерства.

Социальная ответственность не может быть прерогативой только одного субъекта. Поэтому когда ставится вопрос о социальной ответственности бизнеса, важно понимание, что государство и работники также несут ответственность по отношению к бизнесу и предпринимателям.

Формируемые бизнес-сообществом цели социальной ответственности обуславливается задачами, которые бизнес должен решать в контексте развития персонала, реализации социально-трудовых прав и интересов работников. Эта ответственность заключается в обеспечении права работников на труд, его нормальные условия и достойную оплату труда, внесении существенного вклада в повышение общественного благосостояния. Одним из направлений работы являются реализуемые компаниями социальные программы.

Анализ реализуемых бизнес-сообществом социальных программ показывает, что это добровольно осуществляемая деятельность в социально-экономической сфере, которая носит системный характер, связана с миссией и стратегией развития бизнеса и направлена на удовлетворение запросов заинтересованных в ней сторон.

Вместе с тем социальная ответственность требует дальнейшего совершенствования законодательного и нормативно-правового обеспечения системы регулирования социально-трудовых отношений, безусловного выполнения принятых обязательств, соблюдения норм международного права в части поощрения и регулирования условий труда в рамках колдоговорного процесса.

В самом общем виде можно выделить несколько источников формирования социальной ответственности бизнес-сообщества. С одной стороны, феномен социальной ответственности возникает из партнерских отношений с ассоциированными на-

емными работниками в пределах отдельной организации - ущерб, наносимый протестными действиями, вынуждает предпринимателя к ответственному поведению в отношении работников [2]. В этом смысле первичным становится развитие профдвижения и его влияния на бизнес-структуры.

С другой стороны, социальная ответственность бизнеса проявляется как реакция на социально-экономическую политику государства: появление законодательно закрепленных требований к минимуму оплаты труда, процедурам найма и увольнения работников, созданию безопасных условий и режима труда, заключению коллективных договоров и обеспечению статуса профсоюзной организации, обеспечению необходимого уровня жизни населения. Эти требования обязательны, устанавливаются государством и контролируются профсоюзами. Задача анализа здесь видится в оценке степени выполнения задач социально-ответственной политики, в числе которых: воспроизводство субъекта социальных отношений, обеспечение преемственности в развитии культуры бизнеса, поддержание бесконфликтного существования общества как интегрированной системы.

Третий источник развития социальной ответственности бизнес-сообщества связан с возрастанием требований к квалификации работников. Это конкуренция между предпринимателями за привлечение и удержание квалифицированных кадров. В этих условиях конкурентными преимуществами выступают такие социальные факторы, как: рост уровня оплаты, создание комфортных условий труда, социально-психологический климат в организации, ее внешний и внутренний имидж и т. д. Конкуренция тем не менее порождает необходимость в согласованных действиях работодателей прежде всего в политике оплаты труда на местном, региональном и национальном уровнях. Это стимулирует создание и развитие ассоциаций работодателей.

Очевидно, что в современных условиях социальная ответственность бизнеса выходит за рамки отдельной организации. Ее источником становятся общие проблемы работодателей на рынке труда и в значимом для их деятельности социальном окружении: это рост образовательного уровня населения, культурные и межэтнические проблемы, развитие системы здравоохранения и рост продолжительности жизни, распространение здорового образа жизни, экологические проблемы и т. д. Многоуровневость проблем порождает иерархию социальной ответственности, реализуемую через многоступенчатую систему самоорганизации бизнес-сообщества и работодателей.

В наше время актуализация и приоритетность проблемы социально-ориентированного бизнес-управления обусловлены рядом обстоятельств, главное из которых - повышение значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала, социального сообщества.

Сегодня конкурентоспособность бизнеса, действующего на мировом рынке, в большей мере определяется факторами, лежащими на стороне качества, социальных сетей влияния, а не цены. Главной причиной к повышению внимания к реализации социальных функций бизнес-сообщества явился пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики с позиции расширения круга ее субъектов.

Многие эксперты в качестве еще одной причины активизации социальных функций бизнес-сообщества называют то, что оно должен стать равноправным партнером государства в реализации стратегии социального развития [3-4]. Еще одна причина необходимости разработки и институционализации концепции социальной ответственности бизнеса связана с глобализацией, усиливающей влияние крупных компаний на экономическое развитие. От того, насколько успешно бизнес как субъект социального управления сумеет объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будут зависеть конкурентоспособность и эффективность его деятельности.

Очевидно, что свободное общество нуждается в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять необходимые социально-экономические реформы. Важно формировать чувство сплоченности, создающее фундаментальные общие ценности. Гражданское общество предоставляет широкие возможности для развития демократических институтов, порождает атмосферу общественной солидарности [5]. Это сплоченность вокруг бескорыстной, добровольной, подлинно демократичной гражданской деятельности. В этой связи бизнес-сообщество позволяет решить ряд задач по социальной сплоченности, которая понимается как «факт взаимной зависимости», соединяющей между собой различные социальные группы, в силу общности потребностей и разделения труда. Стратегия социальной сплоченности, таким образом, имеет в качестве первоочередной цели укрепление долгосрочных систем социального обеспечения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буданова М. А., Гостенина В. И. Социальное партнерство в формирующейся рыночной экономике России (социально-управленческий аспект). М., 2004. С. 195.

2. Нещадин А. А. Бизнес и общество: выгодное партнерство. М., 2006. С. 122-123.

3. Промышленное развитие России: ключевые проблемы и решения: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 3 июня 2004 г.). М., 2004. С. 15-81.

4. Леонтьев Р. Г. [и др.] Отраслевые корпорации и региональный бизнес: интеграция интересов. М., 2009. С. 17.

5. Поговорим о гражданском обществе. М., 2001. С. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.