Анатолий КИРСАНОВ, Анна ЛИТВИНОВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
В статье раскрываются теоретические основания изучения социокультурных детерминант для понимания их вклада в ориентацию молодежи на субкультуры и доминирующую культуру и формирования конструктивных стратегий межкультурного взаимодействия.
The article reveals theoretical bases of studying the social and cultural determinants for understanding their contribution into orientation of youth to subcultures and to the dominant culture and for formation of constructive strategies of cross-cultural interaction.
Ключевые слова:
социокультурные детерминанты, молодежные субкультуры, доминирующая культура, межкультурное взаимодействие; social and cultural determinants, youth subcultures, dominating culture, cross-cultural interaction.
Современная социокультурная ситуация в России харак -теризуется наличием разнообразных социальных групп и обществ, имеющих отличные друг от друга системы ценно -стей, мировоззрение, социальные установки, что усложняет формы взаимодействия между представителями различных культур. В настоящее время разрабатываются стратегии межкультурного взаи -модействия, направленные не только на активизацию этнокультур -ной специфики социальных групп общества, субъектного статуса участников взаимодействия, но и на формирование их готовности к адекватному пониманию друг друга, активному взаимодействию, ориентированному на разные уровни организации культуры1.
Каждому обществу свойственна определенная совокупность цен -ностей, верований, традиций и обычаев, которые принимаются большинством людей, ориентированных на доминирующую куль -туру. В то же время общество включает группы людей, которые отличаются собственной системой ценностей, установками, нор -мами, лексикой, атрибутикой, свойственной той или иной субкуль -туре. Субкультуры являются динамичными структурными элемен -тами культуры и развиваются в противоречивых, напряженных и сложных отношениях с доминирующей культурой2.
По мнению отечественных исследователей, таких как А.Б. Гофман, И.М. Ильинский, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, М.Н. Топалов, В.А. Ядов и др., молодежные субкультуры — явление, обусловлен -
1 Подробнее см.: Татарко А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия : дис. ... к.псих. н.
— М., 2004; Карпиленя С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества : автореф. дис. ... к.соц.н. — Ростов н/Д, 2009; Шабельников В.К. Функциональная психология.
- М., 2004.
2 Борзова Т.А. Культурно - антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры: на примере современной российской моло дежной субкультуры : дис. ... к.культ. — Владивосток, 2006; Аниканова А.А. Психологические факторы изменения социальных установок молодежи в соци альных движениях : дис. ... к.псих.н. — М., 2010; Петраш Е.А. Субкультура молодежных объединений: вызов современности или поиск смыслов // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Сер. Социально гуманитарные и психолого-педагогические науки, 2008, № 5, с. 134—144; Райхштат А.О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики : дис. ... к.соц.н. — Казань, 2006.
КИРСАНОВ
Анатолий
Иванович —
д.полит.н.,
руководитель
Межведомственного
ресурсного центра
мониторинга
и экспертизы
безопасности
образовательной
среды МГППУ
Kirsаnov_mgppu@
mail.ru
ЛИТВИНОВА Анна Викторовна — к.псих.н, заведующий лабораторией социальнопсихологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ annaviktorovna@ mail.ru
ное социально- историческими пред -посылками. Причины возникновения молодежных субкультур в России свя -заны, во - первых, со сменой социальных ориентиров, переоценкой традиционных ценностей, конкуренцией национальных и «западных» ценностей. Во - вторых, с кризисным состоянием современной рос сийской культуры, недоступностью соци -альных лифтов для определенной катего -рии молодежи. В -третьих, с возрастными особенностями молодежи. Подростковый возраст отличают такие черты, как поры вистость, неустойчивость желаний, нетер пимость, категоричность. Именно эта специфика приводит подростков в группы сверстников, которые удовлетворяют по требности друг друга в стиле поведения, моде, способе досуга, межличностном общении.
Поскольку молодежные субкультуры в нашей стране сформировались в процессе отчуждения молодежи от многих форм, стереотипов и образа жизни «взрослых», методологическую основу исследований должны составлять:
— социокультурный подход, раскрываю -щий механизмы социальных взаимодей -ствий общества, культуры и личности;
— системный подход, направленный на понимание целостности субкультуры при многообразии ее элементов;
— функциональный подход, ориентирую -щий на анализ многообразных связей суб культуры с детерминирующей системой.
Проблема межкультурных взаимодей -ствий разрабатывалась в философии, социологии, кросскультурной психоло -гии, социальной и культурной антропо логии, этнопсихологии. В современной психологии подчеркивается необходимость исследования феномена куль туры (Ф.Е. Василюк, М.С. Гусельцева, В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко,
A.В. Петровский, В.А. Петровский,
B.К. Шабельников, Ю.М. Шилков и др.). По мнению В.К. Шабельникова, совре -менная культура — это «дерево культур» разного уровня, разнообразие уровней культуры определяют разные пути разви тия личности. Есть пути, которые проводят личность по многим уровням, при этом переход от одного типа культуры к другому сопровождается переживанием кризисов, а также есть пути развития, завершающи еся на одном из исторически ранних уров -ней культуры. В.К. Шабельников считает,
что общество, построенное на борьбе групп, конфронтации мифов и ценностей культуры, рождает личность, которая спо -собна жить в стремительно изменяющемся противоречивом мире1.
Вхождение в субкультуру есть один из путей становления личности. Российские молодежные субкультуры имеют ряд особенностей: это связь с криминаль -ными субкультурами; влияние западной молодежной культуры; романтическая компенсация повседневной рутины; вос производство отдельных черт советского прошлого. Специфика молодежных суб -культур носит как региональный, так и локальный характер, проявляющийся в особенностях объединений молодежи в разных городских и районных социумах2. Как подчеркивает В.А. Луков, «в россий -ской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности ком сомола. Утеря этого института социали -зации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определен ную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности»3. Иными словами, принадлежность молодых людей к той или иной субкультуре тесно связана с процессом их социализации. По мнению многих исследователей4, важная роль в социализации подростков принадлежит «группе сверстников». Функция молодежных субкультур заключается в социа лизации молодого человека в обществе и
1 Шабельников В.К. Функциональная психоло гия. — М., 2004.
2 Топилина Е.С. Особенности и специфи ка молодежных субкультур в России порефор менного периода ХХ—ХХ1 вв. : автореф. дис. ... к.филос.н. — Ростов н/Д, 2008; Варфоломеева Е.А. Связь молодежной субкультуры и адаптации детей мигрантов к новым социокультурным условиям : дис. ... к.псих.н. — Астрахань, 2007.
3 Луков В.А. Молодежные субкультуры в совре -менной России // http://psyfactor.org/lib/subkult. Ыт (дата обращения 16.10.2013).
4 К проблеме социализации личности в логике доминирующей культуры обращались многие отечественные и зарубежные фило софы, такие как Ж.- П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М.К. Мамардашвили, В.Н. Шевелев и др., социологи, такие как У. Бронфенбреннер,
Э.А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Б. Уолмен), психологи, такие как Г.М. Андреева, А.А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт,
A.В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс,
B.К. Шабельников, В.Т. Шибутани.
становлении его в качестве профессио нала и зрелой личности. Вследствие этого молодежные субкультуры — это один из этапов на пути к индивидуализации и становлению молодого человека как члена общества. Ученые едины в понима нии того, что процесс социализации лич ности осуществляется:
а) на макроуровне детерминации (миро вое сообщество, страна, общество, го сударство), где целенаправленно зада ются базовые ориентиры (материальные, духовные, организационные) социализа ции личности;
б) мезоуровне (этнокультурные, регио нальные условия, СМИ), на котором со -здаются условия для взаимодействия молодого человека с различными орга низациями, созданными для его социа лизации или реализующими социализи рующие функции параллельно со своими основными;
в) микроуровне детерминации, когда агенты названных выше уровней влияют опосредованно — через семью, группы сверстников и субкультуры.
Институтами социализации являются и образовательные организации — в них создаются условия, способствующие раскрытию актуального и перспектив ного потенциала личности подростков. Образовательные организации приори -тетно транслируют целенаправленное воздействие доминирующей культуры на формирование личности, но в то же время стоят перед необходимостью признания представителей молодежных субкультур влиятельным субъектом образовательного процесса. Проблема создания условий для развития личности подростков в образо вательных организациях разного уровня (школа, колледж) не может быть решена без учета их ориентированности как на доминирующую культуру, так и на суб культуру.
В связи с этим мы полагаем, что в насто ящее время назрела крайняя необходи мость изучения особенностей межкультур ного взаимодействия обучающихся, чтобы выяснить социокультурные детерминанты их становления. Одним из направлений развития психологии межкультурных взаимодействий должна быть разработка проблемы их социокультурной обуслов -ленности, поскольку стратегии и способы взаимодействия усваиваются человеком из коллективной ментальности социаль
ной общности, к которой он принадлежит. Функциональный подход к исследованию межкультурного взаимодействия личности предполагает его изучение в различных общественно исторических и социально психологических условиях (Г. Гегель, Л.С. Выготский, В.К. Шабельников и др.), т.к. взаимодействие личности и общества всегда происходит достаточно сложно и противоречиво.
Образовательные организации как институты социализации транслируют целенаправленное воздействие доми -нирующей культуры на формирование личности обучающихся. Однако многие из них не обладают достаточным соци альным опытом в межкультурном взаи -модействии1, что может проявиться в проблеме их адаптации в процессе обуче ния, выразиться в необходимости решать затруднительные ситуации во взаимодей ствии с окружающими2. Формирующиеся при этом напряженность отношений, попытки избежать неприятностей, откры тая агрессия оказывают существенное влияние на личностное и профессиональ ное становление будущих специалистов. Отсюда следует, что совершенствование межкультурных взаимодействий обучаю -щихся связано с уровнем образовательных организаций, в которых осуществляется их обучение. Этот уровень предъявляет разные требования и выдвигает опреде -ленные категории оценки норм и правил организации межкультурного взаимодей -ствия обучающихся. Ведущая роль в осу ществлении этого процесса должна при надлежать специалистам психологической службы, социальным педагогам, клас сным руководителям, но, к сожалению, их работа не опирается на достоверные данные и не носит системный характер. В связи с этим становление межкультурного взаимодействия обучающихся происходит спонтанно, приводит к межличностным и внутригрупповым конфликтным ситуа циям.
В условиях развития информацион -ного общества и новых компьютерных технологий возникают новые субкуль -
1 Кондратьев С.Л. Модель процесса воспита ния у учащихся общеобразовательного колледжа субъектного опыта взаимодействия // Аспирант и соискатель, 2010, № 6.
2 Гогуева М.М. Специфика негативного влия ния субкультуры на развитие личности подростка // Вестник Томского государственного универси тета, 2010, вып. 5, с. 153—159.
турные явления. Одним из таких явле -ний выступает субкультура геймеров1, основу которой составляет «виртуальная реальность», выступающая альтернати вой реальному миру, созданная челове -ком с помощью современных технологий компьютерных игр. Альтернативный мир притягателен для геймеров именно своей «виртуальностью». Исследования показы вают, что компьютерные игры помогают приобретать новые знания, тренируют память и реакцию, являются релаксирую щими и компенсаторными средствами. Виртуальность позволяет человеку создать собственный мир, реализовать свои фан тазии, с помощью современных нейро сенсорных технологий (шлем, перчатки) «пожить» жизнью виртуального героя.
Сообщество геймеров представляет собой сложную структуру, состоящую из иерархии статусов, кланового деления и т.д. Представители субкультуры явля ются носителями особого субкультурного сознания и имеют ряд специфических социально психологических и системных (игровых) особенностей. Увлечение ком пьютерной игрой может стать профес сиональным призванием (не случайно в последнее время активно развивается оте чественный киберспорт). Однако «жизнь» в виртуальном мире приводит к целому ряду негативных последствий, в т.ч. воз -никает пагубная зависимость от игры, нередко влекущая за собой нервные рас стройства2.
В начале 90 -х гг. XX в. в рамках массовой культуры возникла и распространилась во всем мире молодежная субкультура поклонников аниме. Мнения исследо вателей в отношении субкультуры аниме полярно различаются: одни считают, что это самая безобидная из всех молодежных субкультур, другие рассматривают ее как
1 Степанцева О.А. «Социальный портрет» геймера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007, т. 6, № 24, с. 80—83.
2 Попель Н.В., Плешакова Д.Р. Психологические
особенности старшеклассников, склонных к игровой зависимости // Вестник Ивановского го сударственного университета. Сер. Естественные, общественные науки, 2012, № 1, с. 54—59.
навязывание чуждых культурных образцов и ценностей. В частности, отмечается, что выделение частью российской молодежи японской культуры как некоего образца ведет к тому, что молодые люди начинают слушать японскую музыку, носить одежду в японском стиле, смотреть анимацион -ные сериалы японского производства, даже проводить праздники и целые фести вали аниме и т.д., что в значительной мере способствует их отдалению от собствен ных культурных корней3.
В исследовании Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экс пертизы безопасности образователь -ной среды Московского городского психолого педагогического университета, проведенном в 2013 г., были проанализи -рованы социокультурные детерминанты, определяющие становление молодежных субкультур на уровне общества (экономи ческие, политические, социальные, духов ные), малой группы (отношение к «типич -ному» однокласснику, «типичному» пред ставителю субкультур) и на уровне лич ности (отношение к себе). Проведенный анализ показывает, что в образовательных организациях (школах, колледжах) влия ние социокультурных детерминант на способы межкультурного взаимодействия подростков, ориентированных на домини -рующую культуру и субкультуру, не только остается нераскрытым, но и недооценива ется педагогическим коллективом.
Межкультурное взаимодействие должно рассматривается в аспектах специфики межличностных отношений, социальной дистанции, этнонациональных установок и способов совладающего поведения, пре -допределяющих приверженность обучаю -щихся той или иной субкультуре и ее соот ношение с культурой доминирующей.
3 Леонов В.Ю. Становление аниме, его отличительные стилевые особенности, различия с манга и художественно технологические этапы созда ния. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искус ствоведение // Вопросы теории и практики, 2012,
ч. III, № 12(26), с. 99—103.