Научная статья на тему 'Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «Геймеров»'

Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «Геймеров» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2109
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Логвинова М. И., Логвинова Т. И.

В статье раскрывается соотношение терминальных и инструментальных ценностей представителей молодежной субкультуры – «геймеров», а также показаны особенности структур ценностей этой субкультуры в сравнении с ценностями представителей традиционной молодежной культуры. Кроме того, специально рассмотрены особенности отношения студентов-«геймеров» к патриотизму как ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «Геймеров»»

УДК 159. 9: 316. 35

СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ГЕЙМЕРОВ»*

© 2013 И. Н. Логвинов1, С. В. Сарычев2, М. И. Логвинова3, Т. И. Логвинова3

1 доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail ewredika67@yandex.ru 2профессор каф. психологии, докт. психол. наук, доцент e-mail kursk-psychol@narod.ru 3-4студентка факультета педагогики и психологии

Курский государственный университет

В статье раскрывается соотношение терминальных и инструментальных ценностей представителей молодежной субкультуры - «геймеров», а также показаны особенности структур ценностей этой субкультуры в сравнении с ценностями представителей традиционной молодежной культуры. Кроме того, специально рассмотрены особенности отношения студентов-« геймеров» к патриотизму как ценности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, патриотизм, молодежная субкультура, традиционная культура.

Проблема. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение имеет связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, других людей, себя, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Именно сформированные в подростковом и юношеском возрасте ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

В контексте изучаемой проблемы следует более подробно рассмотреть понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Как пишет Н.А. Журавлева, ценности понимаются как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности [Журавлева 2006].

В зависимости от преобладания в сознании и поведении личности определенного типа жизненных ориентаций и стремлений ценности подразделяются на материальные и духовные (нематериальные).

Доминирующая в обществе система ценностей формируется под непосредственным влиянием общественной жизни. Например, она воздействует на формирование отношения к патриотизму. Атрибутами духовной атмосферы общества являются определенные взгляды, чувства, мнения, мотивационные образования, специфические психологические отношения, влияющие на стиль жизни отдельных групп и общества в целом. Бесспорно, что формирование и содержание доминирующей в обществе системы ценностей детерминировано культурными достижениями общества. Таким образом, между историко-культурным состоянием общества на определенном этапе его развития и господствующими в нем ценностями существует

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 13-16-46002а/р

причинно-следственная связь.

Ценностные ориентации активно исследуются современными отечественными психологами (Н.А. Журавлева, А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, И.Н. Логвинов, Ю.Л. Лобков, Д.В. Беспалов). Акцент при этом чаще всего ставится на динамике ценностных ориентаций в эпоху революционных социально-экономических перемен, произошедших в России на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Работы указанных выше психологов объединяет один общий признак: в качестве базы исследования у них выступают представители традиционной культуры. Что же касается ценностных ориентиров представителей субкультур, особенно молодежных, то им, согласно нашему мнению, уделяется недостаточно внимания.

Современный этап развития российского общества характеризуется тем, что всё большую распространенность приобретают молодёжные субкультуры, поэтому возникает необходимость изучения ценностных ориентаций представителей тех или иных молодёжных объединений. Согласно общепринятому определению, субкультура — это объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а, наоборот, дополняют её.

Не случайно мы говорим именно о молодежных субкультурах, так как, согласно ряду исследований, в большинстве своем люди вступают в субкультуры в подростковом возрасте. Психолог Л.В. Шабанов объясняет это тем, что подросток располагается посередине между детством и взрослостью и эта промежуточность положения определяет многие свойства его психологии, включая и самосознание. Начиная с 12-13 лет подросток позиционирует себя как взрослый. При этом в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Так возникает стремление к субкультуре как возможности проявления своей самостоятельности, независимости и индивидуальности [Шабанов 2005].

В настоящее время среди подростков и юношей наиболее популярны такие субкультуры, как готы, панки, эмо, металлисты, скинхеды, хиппи, неформалы, футбольные фанаты, байкеры, трейсеры, геймеры. Нужно отметить, что структура ценностных ориентаций популярных ныне в России субкультур мало изучена и требует внимания со стороны психологов и социологов.

В последнее время наблюдается особенный интерес со стороны общества к патриотизму как ценности. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, к его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества личности и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, молодому человеку необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край. В этом свете особый интерес представляет отношение к патриотизму среди различных субкультур, которые в последнее время становятся всё

более популярными в нашем обществе. Поэтому целью нашего исследования являлось изучение структуры ценностных ориентаций представителей молодежной субкультуры геймеров.

Объектом исследования выступили ценностные ориентации представителей молодежных субкультур.

Предметом исследования являются терминальные и инструментальные ценности, а также отношение к ценности патриотизм представителей молодежной субкультуры геймеров.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что структура ценностных ориентаций старшеклассников, относящих себя к традиционной культуре, отлична от ценностных ориентаций представителей молодежной субкультуры — геймеров.

Выборочную совокупность составили учащиеся 9, 10, 11 классов (возраст 14-17 лет) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 им. В.М. Бочарова». Всего в исследовании принимали участие 35 учащихся старших классов этой школы (15 из них являются представителями субкультуры аниме, а 20 - геймеры.). Кроме того, в исследовании приняло участие 77 студентов Курского государственного университета, среди которых 45 - представители доминирующей культуры и 32 - геймеры. Таким образом, объем выборки составил 112 представителей традиционной, геймерской и «анимешной» молодежных субкультур.

В методический блок исследования вошли методика Е.Б. Фанталовой (для выявления структуры ценностей), наблюдение, метод экспертных оценок и специально разработанная нами анкета (для изучения отношения представителей традиционной и молодежной субкультуры к патриотизму как ценности).

Результаты исследования. Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе на основе наблюдения и результатов экспертной оценки из всех участников исследования были выделены две условные группы. В первую группу вошли обучающиеся, которые были отнесены к представителям субкультуры аниме. Вторую группу образовали школьники, которые проводят много времени за компьютерными играми, - геймеры.

Проанализируем результаты исследования ценностных ориентаций представителей молодежных субкультур аниме и геймеров. Согласно полученным эмпирическим данным, очень значимыми ценностями геймеры назвали семью, здоровье, личные интересы. Такие ценности, как друзья, активная деятельная жизнь и любовь, оказались также значимыми, но менее предпочитаемыми.

Свобода, уверенность в себе, познание (в учебе) и материальная обеспеченность были отнесены респондентами к незначимым ценностям. В качестве отвергаемых выступили такие ценности, как творчество и красота.

К наиболее значимым ценностям школьники, увлекающиеся аниме, отнесли друзей, семью, любовь и творчество. Менее значимыми для представителей данной группы респондентов являются такие ценности, как свобода и здоровье.

В качестве нейтральных для себя школьники, увлекающиеся аниме, выделили такие ценности, как личные интересы, познание (в учебе), материальная обеспеченность. Респондентами были отвергнуты такие ценности, как красота, уверенность в себе, активная деятельная жизнь.

Сравнение иерархий ценностных ориентаций геймеров и представителей субкультуры аниме показало, что структура ценностных ориентаций геймеров и представителей субкультуры аниме имеет определенное сходство. Так, у представителей обеих изучаемых групп материальная обеспеченность относится к нейтральным ценностям. Таким же образом дело обстоит и с познанием. В обеих

группах красота является одной из отвергаемых ценностей, причем анимешники поставили ее несколько выше. Полученные результаты можно объяснить спецификой выборки - в ней в большей степени были представлены юноши, а также особенностями субкультуры, к которой принадлежал респондент. Для поклонников аниме эстетическая составляющая играет некоторую роль.

Еще одно сходство. В обеих группах семья выступает в качестве очень значимой ценности. Причем у геймеров она стоит на первом месте, а у анимешников - на втором. Это можно объяснить тем, что представители обеих субкультур, как правило, имеют довольно ограниченный круг общения, много времени проводят дома.

Пограничное положение между значимыми ценностями и нейтральными занимает любовь. У представителей субкультуры аниме любовь в структуре ценностей занимает несколько более высокое положение, чем у геймеров.

Но в структуре ценностных ориентаций представителей субкультуры геймеров и аниме имеются существенные различия. Так, активная деятельная жизнь для представителей субкультуры аниме - отвергаемая ценность, а для геймеров - значимая. Практически обратная ситуация наблюдается с ценностью «творчество». Для представителей субкультуры аниме - это очень значимая ценность, для геймеров -отвергаемая. Такие коренные несовпадения, на наш взгляд, обусловлены философией той или иной субкультуры. Так, для любителей аниме крайне важно самовыражение в творчестве — музыке, живописи (манга), создании (переводе, чаще с английского языка, и подготовке файла в специальном формате) любительских субтитров (фансабов) и т.д. В субкультуре геймеров такой направленности нет.

Для геймеров здоровье существенно более значимо, чем для представителей субкультуры аниме (вторая позиция против шестой), а друзья, наоборот, менее важны (четвертая позиция против шестой). По нашему мнению, высокий ранг ценности «друзья» отчасти обусловлен возрастными особенностями исследуемых.

Для геймеров очень значимы личные интересы, представители молодежной субкультуры аниме же относятся к этой ценности нейтрально. Полученные результаты можно также трактовать исходя из особенностей субкультуры респондентов. Геймеры обычно характеризуются некоторой замкнутостью, изолированностью. Поэтому друзья для них не так значимы, а личные интересы приобретают особую окраску.

Представляют несомненный интерес эмпирические данные, характеризующие отношение к ценности «уверенность в себе». Уверенность в себе более значима для геймеров, хоть и является для них нейтральной. У представителей субкультуры аниме эта ценность находится среди отвергаемых. Как считают многие психологи, определенная часть геймеров именно в процессе успешной игры и формирует уверенность в себе. Свобода, наоборот, значима для поклонников аниме, а геймеры к ней равнодушны.

На третьем этапе исследования нами было изучено отношение к патриотизму со стороны геймеров студенческого возраста. Проанализируем теперь результаты исследования отношения к патриотизму со стороны студенческой молодежи. Начнем его с эмпирических данных, которые получены при изучении представителей доминирующей культуры.

Абсолютное большинство опрошенных (64 %) считают себя патриотами. Почти каждый третий студент (29 %) затрудняется определить, патриот он или нет. Только 7 % респондентов признались, что истинными патриотами своей страны они не могут себя назвать.

Почти половина опрошенных (42 %) считают, что «патриотизм» означает любовь к Родине. Почти каждый пятый респондент (23 %) понимает его как любовь к семье, родным, близким. 12 % опрошенных студентов думают, что это понятие есть

естественное чувство любого гражданина. Каждый десятый (10 %) считает, что «патриотизм» означает стремление к социальной справедливости. Столько же опрошенных (10 %) сравнивает патриотизм с религиозной верой. 3 % опрошенных считают, что данное понятие теряет своё значение в условиях глобализации.

Каждый четвёртый респондент (25 %) утверждает, что основу понимания патриотизма составляют сведения, полученные от родителей, близких. Немного меньше опрошенных (23,5 %) считают, что это знания, полученные от учителей и преподавателей. Почти каждый десятый респондент (8 %) утверждает, что основу патриотизма составляют сведения, полученные из средств массовой информации. Чуть больше опрошенных (16 %) указывают на друзей, товарищей, мнение которых также влияет на понимания патриотизма. 22 %, то есть каждый пятый, считает, что чтение художественной литературы также является источником формирования данного чувства. Совсем немного респондентов (3 %) основой чувства патриотизма назвали личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества. К сожалению, всего лишь 0,5 % опрошенных указали на спорт как источник формирования патриотизма.

Большинство опрошенных геймеров (43 %) считает, что, прежде всего, патриотизм проявляется в потребности приносить пользу стране. Каждый четвёртый респондент (25 %) видит его проявление в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства. 28 % респондентов видят патриотизм в служении в рядах Вооруженных сил страны. Всего лишь 4 % опрошенных считают, что изучаемое чувство проявляется в успешной учёбе.

Почти половина респондентов (46 %) оценивают уровень понимания значения патриотизма своими сверстниками как низкий. Почти каждый третий опрошенный (32 %) определяет его как невысокий. 11 % опрошенных считают, что их сверстники обладают высоким уровнем понимания значения патриотизма. Столько же респондентов (11 %) находят его очень низким.

Абсолютное большинство опрошенных (85 %) считают, что патриотизм нельзя купить. Почти каждый седьмой (15 %) утверждает, что его можно купить при определённых условиях.

Далее испытуемым предлагалось охарактеризовать скинхедов и неофашистов. Большинство опрошенных (38 %) полагают, что скинхеды и неофашисты опасны для общества. 36 % респондентов находит эти субкультуры агрессивными и нетерпимыми. Почти каждый пятый опрошенный (18 %) называет скинхедов и неофашистов лжепатриотами, а 8 % респондентов считают их обычными хулиганами.

Последний вопрос звучал следующим образом: «Что, на ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?». Абсолютное большинство опрошенных (41 %) считают необходимым коренным образом изменить отношение к проблеме патриотического воспитания со стороны государства, правящей элиты. Почти каждый третий опрошенный (35 %) видит возможным решение этой проблемы с помощью средств массовой информации. 12 % опрошенных считает нужным оказывать помощь патриотическим клубам, объединениям и другим организациям. Столько же (12 %) респондентов считают необходимым усилить патриотическую работу с молодёжью со стороны Вооружённых сил.

Проанализируем теперь эмпирические данные, которые характеризуют отношение студентов-геймеров к ценности патриотизм.

Почти каждый шестой опрошенный геймер студенческого возраста (16 %) себя патриотом не считает. При этом 42 % геймеров причисляют себя к числу патриотов. Столько же респондентов (42 %) затрудняются ответить на этот вопрос.

Абсолютное большинство опрошенных студентов (67 %) под патриотизмом понимают любовь к Родине. Почти каждый пятый респондент (22 %) считает, что патриотизм - это естественное чувство любого гражданина. 11 % геймеров утверждают, что данное понятие теряет свою актуальность в условиях глобализации.

Большинство респондентов считает, что основу понимания патриотизма составляют сведения, полученные из СМИ (25 %). Сведения, полученные от родителей, родственников, знания, приобретённые при обучении от преподавателей, информация, полученная от друзей, личное участие в общественной деятельности — все эти положения в равной мере составляют основу понимания патриотизма для геймеров — по 17 %. Почти каждый четырнадцатый (7 %) считает, что основой воспитания патриотизма является русская художественная литература.

Среди геймеров преобладает мнение о том, что наиболее ярко патриотизм проявляется в потребности приносить пользу Родине (36 %). Почти каждый третий респондент (32 %) указывает на активное участие в патриотических мероприятиях и акциях. 16 % опрошенных говорят о том, что патриотизм проявляется в воспевании красоты и могущества России, столько же геймеров (16 %) утверждают, что он выражается в служении в рядах Вооруженных сил страны.

Большинство опрошенных студентов-геймеров (68 %) оценивает уровень понимания своими сверстниками значения патриотизма как невысокий. 16 % респондентов указывают на очень низкий показатель данного свойства у современной молодёжи. Почти каждый двенадцатый геймер (8 %) оценивает уровень понимания своими сверстниками патриотизма как низкий, такие же показатели характерны и для высокого уровня осознанности патриотизма их современниками (8 %).

Около половины опрошенных (46 %) считают, что патриотизм купить нельзя. Почти каждый третий геймер (34 %) говорит о том, что над этим не задумывался. 13% респондентов утверждает, что купить патриотизм можно при определённых условиях. Только 7 % опрошенных считают, что патриотизм можно купить.

Половина респондентов (50 %) характеризует нацистов и неофашистов как молодежь, проявляющую агрессию и нетерпимость. Почти каждый шестой опрошенный (19 %) утверждает, что это патриоты, по-своему, выражающие любовь к Родине. Такое же количество геймеров (19 %) считают, что скинхеды и неофашисты -это молодежь, представляющая опасность для общества. К сожалению, лишь 12 % респондентов называет их лжепатриотами.

35 % опрошенных считают, что для возрождения патриотизма в нашем обществе необходимо коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма со стороны руководства государства, правящей элиты. Столько же геймеров (35 %) говорят о необходимости оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности. 12 % респондентов утверждают, что добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию возможно через СМИ. Почти каждый шестой (18 %) считает, что нужно усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных сил РФ.

Сравнение с помощью непараметрического критерия хи-квадрат эмпирических данных, полученных при исследовании отношения к патриотизму среди молодежи, относящейся к традиционной культуре и субкультуре (геймеры), показало наличие между ними статистически достоверных различий по всем сопоставляемым показателям (р<0,05).

Библиографический список

Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подросткови юношей): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 24 с.

Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на материале исследования молодежных учебных групп): дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2010. 446 с.

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.

Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1996. 178 с.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 1280-1286.

Субкультуры. URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 10.05.2013).

Чернышев А.С., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л., Беспалов Д.В., Сарычев С.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 213 с.

Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Томск. гос. ун-т, 2005. 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.