Научная статья на тему 'Неформальные объединения подростков как фактор социализации'

Неформальные объединения подростков как фактор социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1899
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальные объединения подростков как фактор социализации»

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Н. В. Синицына, педагог-психолог ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» Н. М. Рубцова, преподаватель

Н. В. Синицына Н. М. Рубцова

В 2013-2014 гг. в Кузбасском техникуме архитектуры, геодезии и строительства были проведены исследования на темы «Неформальные объединения подростков как фактор их социализации», «Молодежные субкультуры и вовлеченность студентов КузТАГиСа в неформальные объединения». Исследования проводились с целью изучения степени вовлеченности подростков, поступивших в техникум, в молодежные субкультуры и выявления причин вступления молодежи в неформальные объединения. Объектом исследования стали молодые люди, студенты КузТАГиСа первого года обучения — всего 426 человек в возрасте 15-16 лет.

Для проведения исследования была составлена анкета, включающая ряд вопросов, направленных на получение интересующей нас информации, и проведена психологическая диагностика.

В исследовании участвовали педагог-психолог и преподаватель дисциплины «общество-знание».

Гипотеза: в молодежных субкультурах оказываются подростки, имеющиеся проблемы в личностном развитии. Возможно, в данные объединения вливаются подростки:

1) с эмоциональной экзальтированностью («аффективное половодье»);

2) комплексом неполноценности, у которых затруднены контакты с окружающими;

3) проблемами в поведении (акцентуации характера);

4) недоверчивые, воспринимающие окружение как враждебное;

В процессе исследования были использованы следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование (проективный личностный тест Сонди), проективный рисуночный тест «Сюжет», беседа.

Результаты исследования были представлены на педагогическом совете в ноябре 2013 года.

Исследование проводилось в рамках дисциплины «обществознание» и факультатива «психология».

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в наше время усилился интерес к неформальным объединениям молодежи. В газетах можно подчас прочесть кардинально противоположные мнения по этому вопросу. Тема неформалов всегда была актуальна. Неформальное объединение — целая система, весьма своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее, социальная среда, круг общения, где существует яркое деление на «своих» и «чужих». Неформалы — это в основном молодежь. Видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики и т. д.). Неформальные молодежные объединения — закономерное явление современной общественной жизни, представленное социальными группами досугового характера, появление которых обусловлено социально-историческими, культурными, психологическими, педагогическими причинами, важнейшая из которых — отсутствие в постиндустриальном обществе оптимальных условий для социализации личности со слабыми адаптивными ресурсами.

Изучая литературу по данному вопросу, мы выяснили, что субкультура переводится с латинского языка как подкультура. В социологии и культурологии она определяется как часть культуры общества, отличающаяся от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой участников и другими аспектами. В то же время она остается связанной с господствующей культурой.

Существует также понятие «контркультура». Контркультура не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Некоторые молодежные субкультуры можно отнести к контркультурам.

Нами также выяснено, что неформальные объединения имеют серьезную историю: известны философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т. д. Это были объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, установки общества, с общим типом поведения.

Неформальные молодежные объединения стихийно возникали на Западе с конца 40-х годов XX века. Они носили как социально-прогрессивный, так и асоциальный и антиобщественный характер. Последовательно появляются рок-н-ролл, битники, хиппи, рокеры, «зеленые» и др.

В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Взрыв молодежной субкультурной активности пришелся в нашей стране на начало перестройки. А в начале 90-х годов проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема.

Для проведения исследования по данной тематике в КузТАГиСе была составлена анкета, включающая в себя ряд вопросов.

1. Обучающимся было предложено закончить высказывание «Молодежная субкультура — это...»

Полученные варианты ответов объединились в следующие группы:

• объединение с общими целями, идеалами, интересами;

• объединение с общими средствами самовыражения;

• отличающиеся от других поведением, речью, одеждой;

• не понятые другими;

• культура, не признанная большинством;

• объединение ненормальных, со сдвигом в голове и др.

Обобщая все сказанное, можно констатировать, что обучающиеся понимают молодежную субкультуру как объединение молодежи с общими целями, идеалами, интересами и средствами самовыражения, отличающееся от других поведением, речью, одеждой участников, не понятое и не признаваемое большинством. Данное

определение не противоречит научному. Обучающиеся в общем правильно понимают суть молодежных неформальных объединений.

2. Какие вы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?

Обучающиеся указали следующие субкультуры:

Название субкультуры Кол-во упоминаний %

Готы 175 80,6

Эмо 172 79,2

Панки 131 60,3

Гопники 85 39,1

Реперы 80 36,8

Скинхеды 80 36,8

Хиппи 67 30,8

Мы попытались составить типологию молодежных субкультур. Анализируя имеющуюся по данной теме литературу, мы обнаружили, что, несмотря на большое количество разных типологий, не существует единой четкой классификации молодежных субкультур.

Ответы обучающихся позволили выделить следующие типы молодежных субкультур:

1) музыкальные — рокеры, металлисты, панки, эмо, готы, рэперы, хип-хоп);

2) мировоззренческие — хиппи, панки, раста-маны; также субкультуры, которые начинались как музыкальные (готы и эмо);

3) спортивные — скейтеры, стрит-байкеры, байкеры, паркурщики, экстремалы;

4) компьютерные — геймеры, юзеры, тролли, хакеры;

5) религиозные — сектанты, кришнаиты;

6) творческие (арт-культура) — графитти, брейк-дансеры, анимэ;

7) субкультуры, претендующие на элитарность, — мажоры, рейверы, гламур, ванильки;

8) представители контркультуры (асоциально или враждебно настроенные) — панки, скин-хэды, нацисты, гопники, металлисты, сатанисты.

Данная типология не претендует на универсальность. Она основана на ответах обучающихся КузТАГиСа. Например, в ней нет упоминаний о социально активных позитивных молодежных субкультурах, таких как «зеленые», исторические общества, пацифисты и др. О них обучающиеся не упомянули.

3. Обучающимся было предложено ранжировать указанные ими субкультуры по определенной шкале. Отрицательные оценки получили:

1) скинхеды;

2) эмо;

3) готы;

4) сатанисты;

5) гопники;

6) ванильки;

7) панки.

Положительные оценки получили:

1) хиппи;

2) рокеры;

3) экстремалы;

4) паркурщики;

5) граффити;

6) кибер-готы;

7) хакеры;

8) диджеи.

Разнонаправленные оценки получили:

1)рэперы;

2) металлисты;

3) байкеры.

4. В ответах на вопрос «Почему молодые люди становятся членами молодежных объединений?» обучающиеся выделили три группы причин:

1) одиночество, поиск опоры в жизни, желание молодого человека прибиться к кому-то, кто схоже мыслит, кто не будет издеваться над его комплексами или проблемами (39 %%);

2) как способ выделиться из толпы, проявить себя, повысить свою значимость (32 %%);

3) как способ модного, веселого времяпрепровождения на каком-то этапе жизни (29 %%).

5. На вопрос «Считаете ли вы себя представителем какой-нибудь субкультуры?» 72 студента (17 %%) указали, что являются представителями следующих субкультур:

Психологическая диагностика студентов, которые указали на то, что являются представителями субкультур показала:

27 студентов (38 %%) по своим личностным характеристикам являются коммуникабельными, активными, агрессивными, проявляют черты демонстративности, стремятся быть в центре внимания, представить себя в лучшем свете. Имеется потребность в самоутверждении.

23 студента (32 %%) с возбудимым типом акцентуации характера имеют повышенную раздражительность, несдержанность, агрессивность, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости. Конфликтны. Не избегают ссор, не уживчивы в коллективе.

16 студентов (22 %о) с застревающим типом акцентуации характера зациклены на своих чувствах, мыслях, не могут забыть обид. Не сговорчивы, склонны к затяжным склокам. В конфликтах часто являются активной стороной, для них четко определен круг врагов и друзей.

6 студентов (8 %%) с комплексом неполноценности испытывают чувство одиночества, у них затруднены контакты с окружающими.

Нами сделаны следующие выводы:

1. Обучающиеся понимают молодежную субкультуру как объединение молодежи с общими целями, идеалами, интересами и средствами самовыражения, отличающееся от других поведением, речью, одеждой участников, не понятое и не признаваемое большинством.

2. Наиболее известными в студенческой среде являются следующие субкультуры: дид-жеи, готы, эмо, панки, гопники, рэперы, скинхеды, хиппи. Но «самые известные» не означает, что они самые популярные. Все они, кроме рэперов и хиппи, получили отрицательные оценки.

3. Составленная нами типология субкультур, основанная на ответах обучающихся, включает восемь типов: музыкальные, мировоззренческие, спортивные, религиозные, элитарные, творческие (арт-культура), компьютерные и асоциальные.

4. Психологическая диагностика и ответы студентов на вопрос «Почему молодые люди становятся членами молодежных объединений?» во многом совпадает, а главное подтвердилась выдвинутая нами гипотеза: в молодежных субкультурах оказываются подростки, имеющиеся проблемы в личностном развитии.

5. Около 17 %о первокурсников КузТАГиСа считают себя представителями разных субкуль-

Субкультура Количество чел.

Рэперы 11

Диджеи 10

Рокеры 9

Хиппи 8

Экстремалы 7

Эмо 6

Граффити 6

Аниме 4

Гламур 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хакеры 4

Паркурщики 4

Готы 3

ИТОГО: 72 чел.

тур. Наиболее популярные среди них — рэпе-ры, диджеи, рокеры, экстремалы.

6. Педагогическому коллективу при планировании и осуществлении воспитательно-образовательного процесса необходимо обратить внимание:

• на формирование таких личностных качеств молодых людей, как толерантность, уме-

ние понимать и принимать людей иных взглядов и поведения, если они не вредят устоям и ценностям общества;

• широкое знакомство обучающихся с социально активными позитивными молодежными субкультурами, приносящими реальную пользу обществу («зеленые», исторические общества, пацифисты и др.).

МОЛОДЕЖНОЕ ЭКСКУРСИОННОЕ АГЕНТСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. В. Рындина, преподаватель ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Современный ритм жизни и вступление России в Болонский процесс наглядно иллюстрируют необходимость смены парадигмы образования от пассивного усвоения знаний к самостоятельному их приобретению. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться к условиям социальной и будущей профессиональной сфер, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Необходимость создания студенческих объединений назрела уже давно, так как одной из основных проблем студенчества является пассивность. В целом это связано с тем, что многие выбирают профессию, потому что она модная или престижная, хорошо оплачивается и проч. Если оценивать креативные возможности обучающихся, уровень их познавательной самостоятельности, можно сказать, что на каждую студенческую группу найдется всего несколько человек с широким кругозором, способных генерировать креативные идеи. Среда не может не влиять на человека, который в ней находится. Под влиянием большинства и из-за отсутствия стимула творческие личности не предпринимают попыток выделиться на общем фоне. В данной ситуации по-

явление студенческих объединений, где приветствуется конкуренция, вынуждает обучающихся заниматься постоянным саморазвитием и самосовершенствованием.

Поэтому одним из оптимальных условий формирования общих и профессиональных компетенций является вовлечение обучающихся в работу студенческих объединений. Во все времена студенты тянулись друг к другу, стремились к общению и совместному труду, пытались вместе решать проблемы, которые ставила перед ними жизнь, и в итоге объединялись в сообщества. При этом обучающиеся самостоятельно организуют совместную деятельность, распределяют между собой определенные обязанности, соблюдают необходимые правила общения внутри группы.

В 2013 году обучающиеся колледжа создали «Молодежное экскурсионное агентство». Идея создания агентства связана с дефицитом в нашем городе историко-краеведческих экскурсионных организаций. На этом рынке услуг работает только одна организация — Городской краеведческий музей. Но в рамках проводимых им экскурсий не учитывается специфика группы, а также образовательные и воспитательные потребности учебных заведений.

Члены молодежного экскурсионного агентства осуществляют сбор теоретического мате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.