Научная статья на тему 'Социокультурное осмысление неформальных молодежных организаций республики Мордовия на современном этапе'

Социокультурное осмысление неформальных молодежных организаций республики Мордовия на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРОВАНИЯ / ТРАДИЦИЯ / СУЕВЕРИЕ / НЕФОРМАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / АГРЕССИЯ / СУИЦИД / САТАНИНСКАЯ АТРИБУТИКА / ПРАГМАТИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕАДАПТИРОВАННОСТЬ / RELIGION / BELIEF / TRADITION / SUPERSTITION / INFORMAL YOUTH ORGANIZATIONS / EXTREMISM / AGGRESSION / SUICIDE / SATANIC PARAPHERNALIA / PRAGMATISM / SOCIAL UNSUITABILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моисеев Александр Константинович

Статья посвящена рассмотрению проблем молодежного социума и современных неформальных молодежных организаций Республики Мордовия, способных привести к проявлениям экстремистского характера. Особое внимание уделено необходимости эффективного противодействия властных структур республики молодежным религиозным группам, которые могут послужить почвой для создания опасных преступных молодежных группировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL UNDERSTANDING OF INFORMAL YOUTH ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA ON THE PRESENT STAGEE

The article considers the problems of youth and contemporary sotsiama informal youth organizations in the Republic of Mordovia, which can lead to manifestations of extremist nature. Particular attention is paid to the need to effectively counter the power structures of the republic youth religious groups, which may serve as a basis for the creation of dangerous criminal youth gangs.

Текст научной работы на тему «Социокультурное осмысление неформальных молодежных организаций республики Мордовия на современном этапе»

валировало в сознании людей, по-прежнему оставаясь одним из главных направлений жизни и деятельности советского народа. Отсутствие веры, активно внедрявшаяся в повседневность населения страны западная культура, основанная на насилии, усугубили духовный кризис российского общества в конце XX - начале XXI вв. «Безверие» привело к нравственной распущенности, лёгкой восприимчивости в качестве образца поведения дурных поступков и зла.

Сознавая трагические последствия социальной бездуховности, высшие органы государственной власти РФ изменили с начала нового столетия отношение к вере и церкви. Смена курса на возрождение духовности общества, по сути, явилась отражением постепенного возвращения людей к религии в самой жизни. Единение государства и церкви, здоровая нравственная основа религиозности масс способны восстановить в социальном сознании моральные ценности, духовную потребность в поощрении развития семьи и воспитания молодёжи в направлении добра и гуманности. Следование общества нравственным добродетелям обещает позитивные перемены и в политической жизни страны - восстановление единства нации и укрепление гражданской позиции российского народа.

Литература и источники

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. XI1А. СПб., 1894.

2. Кадырметова Н.Н. Этноконфессиональная политика российского правительства в XIX веке по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья: историко-политический анализ: автореф. дис.... канд. истор. наук. Казань, 2004.

3. См.: ЦГА РМ. Ф. П-326. Оп. 1. Д. 37. Л. 172,195; Д. 45. Л. 61; Д. 50. Л. 8.

4. См.: ГА РМЭ. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 1. Л. 11-12 и др.

МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru).

MINEEVA ELENA KONSTANTINOVNA - doctor of historical sciences, professor, History Russia Department named after A.V. Arsenteva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 322.2(470.345)

A.K. МОИСЕЕВ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ключевые слова: религия, верования, традиция, суеверие, неформальная молодежная организация, экстремизм, агрессия, суицид, сатанинская атрибутика, прагматизм, социальная неадаптированность.

Статья посвящена рассмотрению проблем молодежного социума и современных неформальных молодежных организаций Республики Мордовия, способных привести к проявлениям экстремистского характера. Особое внимание уделено необходимости эффективного противодействия властных структур республики молодежным религиозным группам, которые могут послужить почвой для создания опасных преступных молодежных группировок

A.K. MOISEEV

SOCIO-CULTURAL UNDERSTANDING OF INFORMAL YOUTH ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA ON THE PRESENT STAGE

Key words: religion, belief, tradition, superstition, informal youth organizations, extremism, aggression, suicide, satanic paraphernalia, pragmatism, social unsuitability.

The article considers the problems of youth and contemporary sotsiama informal youth organizations in the Republic of Mordovia, which can lead to manifestations of extremist nature. Particular attention is paid to the need to effectively counter the power structures of the republic youth religious groups, which may serve as a basis for the creation of dangerous criminal youth gangs.

В моменты кризисного состояния общества возрастает влияние на его духовную составляющую религии, расширяется спектр религиозных и нерелигиозных верований, усиливаются мистические настроения, связанные с суеверием, оккультизмом. Особенно это заметно среди молодежи. В настоящее время

молодежь участвует в различных нетрадиционных религиозных объединениях и неформальных движениях, учащаются случаи экстремизма в ее среде.

В Мордовии насчитывается более десятка неформальных молодежных движений: готы, эмо, рокеры, рэперы, панки, футбольные фанаты и т.п. Правоохранительными органами республики пресечена деятельность религиозной группы, входящей в сатанинскую организацию «Благородный орден дьявола». В настоящее время важно обратить пристальное внимание на деятельность этих нетрадиционных молодежных организаций, которые, по словам организатора сатанинской группы А. Б. Казакова, стали базой для создания его организации. Следует отметить прежде всего такие движения, кактрейсеры, рэперы, неофашисты (скинхеды), гопники, панки, хиппи, металлисты, эмо, готы.

Движение трейсеров исходит из понятия паркура - дисциплины, заключающейся в быстром преодолении препятствий. Официальной датой зарождения паркура в Саранске стало 3 сентября 2006 г., когда группа будущих трейсеров собралась на первую тренировку. В Саранске было четыре команды: «Urban free run», «Under ways», «Street jumpers» и «Free men» no 4-5 человек в каждой. Недавно они объединились в общую команду - «Saransk Parkour Alliance». В Мордовии нет специализированной площадки, паркурживет под открытым небом [1].

Без усиленного контроля субкультура трейсеров несет потенциальную опасность. Стремление к беспредельной свободе, выраженное подрастающим поколением, дает особый склад личности, которая нацелена на вседозволенность. Сегодня необходимо свести деятельность этой группы к официальным занятиям, пока идея вседозволенности, родственная сатанистам, не стала определяющей.

Субкультура рэперов на территории РМ существует достаточно долго. Основную категорию мордовских рэперов составляет молодежь 13-14 лет и старше. В глобальной сети функционирует рэп-портал Мордовии, посвященный русскому рэпу, с которого можно бесплатно скачивать музыку, биографии рэп-групп, рэп-клипы и рэп-тексты. В 2008 г. проводился городской фестиваль «Рэп-олимп-2008», в котором приняли участие порядка 15 групп и индивидуальных исполнителей. В настоящее время их число растет. Непрофессиональное чтение рэпа часто можно услышать на школьных и студенческих концертах.

Проблема подростковой агрессии - одна из самых актуальных, ^сформированная личность способна в таком состоянии на многое. Жестокость в любых проявлениях составляет основу сатанинских организаций.

Неофашисты (скинхеды) - группа молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников и высоких армейских ботинках. Множество погромов и актов вандализма, приписанных скинхедам, вполне вероятно, на долгие годы определит негативное отношение общества к этой субкультуре.

В Мордовии скинхеды функционируют как клуб футбольных фанатов, потенциально опасных для общества. В 2002 г. саранские нацисты отпраздновали день рождения Гитлера, организовав парадное шествие по улицам города. 14 мая 2003 г. саранские скинхеды устроили охоту на рэперов [3].

Идея избранности, как основополагающая в этой субкультуре и толкающая на произвол, уводит от подлинных ценностей. В связи с таким подходом подрастающее поколение забывает о любви, справедливости и других неотъемлемых ценностях человека, что станет базой для такого явления, как сатанизм.

Гопники- агрессивные молодые люди с бандитской идеологией и лагерным лексиконом, выделяющиеся стилем одежды. В 1990-х годах гопничество в Мордовии стало очень популярным, особенно среди несовершеннолетних. В настоящее время представители субкультуры гопников не столь явны по своим

внешним проявлениям. При этом снизился уровень преступности несовершеннолетних, которые и составили базу для этого неформального молодежного течения. Однако идея ухода от нормы, которую впервые в Мордовии продемонстрировали именно гопники, осталась и воплотилась в движения неформалов.

Субкультура панков предполагает во многом асоциальное действие и употребление грубой лексики под воздействием наркотиков, спиртных напитков, токсических веществ. Все это выражает идею антисистемы. Сегодня панки республики не имеют лидера, они все равны и свободны: отвергают любые официальные организации, даже поддерживающие их движение. Прекратил функционировать сайт саранских панков http://punk.t35.com/. Угасание активности панк-движения - общероссийская тенденция. Однако стремление к протесту осталось и выражается по-прежнему в асоциальной форме поведения.

Субкультура хиппи - движение молодежного протеста против сложившегося уклада жизни, возникшее на рубеже 1960-х годов в США и других странах. Изначально хиппи предприняли самый большой бесконтрольный эксперимент употребления наркотиков. Это была их свобода, представляющая собой бунт. Художники, поэты, писатели, музыканты - все чувствовали вдохновение под воздействием марихуаны, мескалина, ЛСД, экстези, кокаина. Для хиппи-культуры в Республике Мордовия характерно увлечение самиздатом. В 2002-2004 гг. в Саранске хиппи выпускали такие издания, как «Время колокольчиков» и «Наскальная живопись», где в основном перепечатывались Интер-нет-материалы. В целом субкультура хиппи в Мордовии, как и панковское движение, сегодня находится в угасающем состоянии. Идея вседозволенности, доходящая до свободных призывов к употреблению наркотиков, распространению свободной любви, стала основой разложения молодежи. Несмотря на затухание этой субкультуры, мы видим распространение этих изначальных установок.

Металлисты - молодежная субкультура, которая появилась в 1980-е годы. Идеология этой субкультуры сосредоточена вокруг особого стиля музыки. Большинство металлистских организаций встречается в г. Саранске, Рузаевке, а также в нескольких районах. К возможным результатам воздействия рок-произве-дений на мозг человека относятся агрессивность, ярость, гнев, депрессия, страхи, вынужденные действия, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству, неестественный, принудительный секс, неспособность четко принимать решения, непроизвольное движение мышц, желание постоянного звучания рок-музыки, развитие мистических наклонностей, социальная отчужденность. В Саранске к группам, играющим металл, относятся: «Саркома», «Новатор», «Аргир», «Александрия», «13 Апостол», «PHEROMONE», «Like the wind», «Бастион», «Кардан», «BLACK STAR». Лучшей считается группа «Мания величия».

Субкультура эмо выражает себя во внешней манере одеваться и особом внутреннем состоянии. Если в крупных городах эмо-культура давно заняла свое место, то в Саранске она только начала развиваться. В Саранске был зафиксирован поистине вопиющий случай: 17-летний студент Мордовского университета Вячеслав Сергеев разбился, упав с 12-го этажа. По версии следствия, юноша расстался с жизнью после ссоры со своей девушкой. Участники неформального движения эмо считают, что к гибели их единомышленника причастны скинхеды [2]. В Мордовии эмо - это не столько музыкальное направление, основанное на гиперэмоциональном восприятии действительности, а мода, получившая в настоящее время широкое распространение. На городском форуме Саранска развернулась серьезная полемика по поводу существования мордовских эмо, перешедшая в их оскорбление и унижение. В Интернете широкую известность получили иронические «заповеди эмо»: «Тщательно спланируйте сценарий своего самоубийства, обмозгуйте, где, когда и как оно состо-

ится, после расскажите всем о том, что собираетесь умереть, ревите, бейтесь головой о диван или подушки, орите...» [6].

Подобное увлечение чувственными мечтами приводит к разрушению человека, который за внешними переживаниями скрывает смертный грех уныния, приводящий к суициду. В связи с этим мы имеем дело с патологией личности.

Готы - субкультура, возникшая в конце 1970-х годов в Англии. Суть идеологии готов - смакование боли и страданий, упоение своими несчастьями, реальными или надуманными. Большинство саранских представителей этого движения относятся к вамп-готам, для которых характерно употребление крови в определенных ритуалах на кладбищах Мордовии. В настоящее время в республике ни лидера, ни формальной структуры у них нет. Субкультура готов, часто приравниваемая к сатанистам, несет угрозу как для всего общества, так и для самого человека, что в рамках обозначенного региона особенно опасно.

В 2009 г. в Мордовии обезврежена секта сатанистов, вовлекавшая в свои ряды студентов и школьников. В последние годы сатанизм получил значительное распространение в России. Сатанизм в Мордовии получил распространение с конца XX в. Саранское братство сатанистов, или как они себя называют, «приверженцев черного культа», активнее всего действовало в 1997-1998 гг. Молодые люди (в основном студенты) собирались в группы по 10-15 человек, ночью шли на городское кладбище, где на одной из старых могил с большим черным надгробным камнем совершали обряды [4].

Более того, на этом деятельность сатанистов на территории Республики Мордовия не прекратилась. Октябрьским районным судом г. Саранска Республики Мордовия в 2009-2010 гг. рассматривалось дело в отношении членов религиозного объединения (сатанистов), которые причинили вред отдельным гражданам. Межрегиональное подразделение религиозного объединения сатанинского толка «Благородный орден дьявола» (существует на территории России с 1999 г., объединяет сатанинские организации Москвы, Краснодарского края, Республики Татарстан, а также Беларуси и Украины). В настоящее время установлены более 60 членов сатанинского объединения из числа жителей Мордовии и Ульяновской области: студенты и выпускники высших и средних специальных учебных заведений, ученики школ. Организатор - уроженец г. Минск Республики Беларусь, гражданин Республики Беларусь Александр Борисович Казаков.

21 января 2009 г. Следственным управлением Следственного комитета Прокуратуры РФ по Республике Мордовия были возбуждены 2 уголовных дела по признакам ч. 1, 2 ст. 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), арестованы А.Б. Казаков и Денис Германович Даньшин, которые в дальнейшем были осуждены.

По местам жительства активных членов сатанинской организации, а также по месту отправления религиозных обрядов изъяты многочисленные предметы сатанинского культа, списки членов, иные доказательства их преступной деятельности. Выявлены факты причинения физического насилия членам религиозной организации, намеревавшимся выйти из ее состава, половых сношений с лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. Казаков фактически создал религиозное объединение, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением граждан к совершению противоправных деяний, осуществлял руководство таким объединением и пропаганду указанных деяний.

Для совершения религиозных обрядов, проведения собраний членов ордена, изучения основ религии сатанизма, хранения религиозной литературы и ритуальных предметов 10 декабря 2008 г. А.Б. Казаков арендовал жилое помещение -частный дом.

В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий установлено, что Казаков давал указания членам ордена вступать в половые сношения с вновь принимаемыми адептами и тем самым он жестко регламентировал различные аспекты жизни членов ордена.

В настоящее время установлены 42 члена объединения, устанавливаются личности еще 18, информация о которых направлена в территориальные подразделения по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

В конце 2009 г. Госдепартамент США обнародовал ежегодный отчет о ситуации со свободой совести в мире за год. В части доклада, посвященной России, отмечается, что власти ограничивают права ряда религиозных меньшинств: «...некоторые органы безопасности, включая ФСБ, относятся к деятельности руководства некоторых нетрадиционных религиозных групп как угрожающей общественной безопасности». В качестве примера «нарушения религиозной свободы» было приведено задержание российскими спецслужбами

А.Б. Казакова. Забота авторов доклада о правах сатанистов удивила представителей Русской Православной Церкви. Сатанопокпонничество несет в себе прямой вызов обществу. Эта «религия» выступает за отмену любых нравственных и правовых ограничений, государство и общество не должны спокойно взирать на противоправные обряды, которые совершают сатанисты [5].

Это последний официально зарегистрированный случай противозаконной деятельности сатанистов в Республике Мордовия, но гарантировать, что после суда их существование прекратится, нельзя.

Деятельность сатанинских организаций опасна тем, что основывается на ритуальных убийствах животных, взрослых людей и детей. Настоящей жертвой становятся смертные муки любого живого существа. Сатанисты устраивают сексуальные оргии, в том числе с участием несовершеннолетних, совокупляются на могилах, принуждают к гомосексуализму. Их обряды предполагают осквернение погребений и гробокопательство, сдирание кожи с живых животных и сжигание их трупов на кладбищах. Сатанисты выражают свою ненависть к традиционным конфессиям осквернением храмов и святой атрибутики.

Подобные сатанинские явления основываются на таких свойствах нетрадиционных молодежных организаций, как пропаганда вседозволенности, жестокости, доходящая до крайней агрессии, своей избранности; стремление к нарушению всех норм, протесту; употребление наркотиков и алкоголя; влечение к беспорядочным половым сношениям и суициду; интерес к сатанинской атрибутике. Негативные стороны нашего общества свидетельствуют об имеющихся в нем проблемах. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежных устремлений. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов - всех представителей взрослого мира -приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

Литература и источники

1. Петрова ИМ. Саранская молодежь освоила паркур // Столица С. 2007. N° 41, 6 нояб.

2. Русланова ЕЛ. Полет с 12-го этажа // Столица С. 2008. № 7,19 февр.

3.Саранские скинхеды отпраздновали день рождения Адольфа Гитлера // РИА «Столица С». 2002. 22 апр. [Электронный ресурс] Ш1_: http://stolicas.narod.ru/arh/2002/apr/apr-02-22.htm.

4. Сектантство [Электронный ресурс] // Духовная и религиозная жизнь республики. Ш1_: http://www.gidrm.ru/ ее Напело/.

5. Суд над сатанистами // Вечерний Саранск. 2010. 3 февр. [Электронный ресурс] Ш1_: http://www.vsar.ru/ 2010/02/єисі-пасі-заіапізіаті/.

6. Портал эмо-культуры [Электронный ресурс] // Если жизнь в черно-розовом цвете. Ш1_: http://www.emo.ru/com: nodes/task:show/id-392.html.

МОИСЕЕВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ - аспирант отдела теории и истории культуры, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (guniign@list.ru).

MOISEEV ALEXANDR KONSTANTINOVICH - post-graduate student, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

УДК 94

В.В. НЕФЁДОВ

СЕПГ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В ГДР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ

Ключевые слова: свобода народа, Восточная Германия, социализм, Хонеккер, Кренц.

Дан анализ деятельности СЕПГ в Восточной Германии и влияния «перестройки» в СССР на культурные процессы в ГДР во второй половине 1980-х годов. Рубежным периодом в истории Восточной Германии явилась отставка главы ГДР Э. Хонеккера осенью 1989 г. При исследовании автор использовал первоисточники, в том числе записи из личного дневника Э. Кренца.

V.V. NEFEDOV

THE SED AND CULTURE PROGRESS OF SOCIETY IN THE GDR IN THE MIDDLE OF 1980th

Key words: people 's freedom, East Germany, socialism, Honecker, Krenz.

In the article written by V. Nefedov is analysis culture human factor and role SED in culture, people's freedom and extension of personal gift in the GDR in the middle of 1980th.

Общая проблематика истории и культуры ГДР как уникального фактора на политической карте мира с 1949 по 1990 г. изучена недостаточно подробно. Культурные процессы в странах мировой системы социализма постоянно находились под контролем СССР и КПСС, хотя их непохожесть часто определялась спецификой каждой конкретной страны. Показателен в этом отношении переломный 1989-й год в истории ГДР. Летом 1989 г. генерал-пол-ковник МГБ ГДР в отставке Маркус Вольф в беседе с Эгоном Кренцем заявил, что в быстро меняющихся условиях «в вопросах культурной политики партия не должна выступать в роли менеджера по кризисным ситуациям. Нужно досконально изучить положение с выездами из ГДР. Мы должны точно знать, почему люди нас покидают» [1. С. 57].

Многие восточные немцы были разочарованы тем, что путешествовать по миру можно только на западные марки, да и в ГДР на них можно было многое приобрести, тогда как в конце 1980-х годов марка ГДР обесценивалась. В качестве туристов граждане республики убеждались в этом даже в странах социализма. Общество в Восточной Германии разделилось на тех, у кого есть западные деньги, и тех, кто их не имел. Недовольны были граждане ГДР и политикой СЕПГ в отношении СМИ. Запрещение в республике советского журнала «Спутник» побудило многих восточных немцев задаться вопросом: до какой же степени её граждане свободны в выборе? Люди не хотели, чтобы им предписывали, что читать, тем более, если это издание выходит не в их стране, а в дружественном СССР. Поэтому не случайно, что по ряду важнейших тем - свободе выезда, политике в отношении СМИ, охране окружающей среды - церковь сумела перехватить лидерство в формировании мнений просто потому, что СЕПГ заботилась об этом недостаточно. Складывалось впечатление, что церковное руководство видит проблемы яснее и реальнее, чем всё политбюро ЦК СЕПГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.